Людмила Гордеева. Бесы вчера и сегодня

     11 ноября 2021 года - 200 лет со дня рождения
     русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского.
     Москвич. Провёл в "Белокаменной" детство и юность.
      
         ЛЮДМИЛА ГОРДЕЕВА.  «БЕСЫ» ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

   1978 год.  CCCР ещё могуч. Правит коммунистическая партия.
   В одной из аудиторий Московского государственного университета собралось много народу: студентов и преподавателей. Что их привлекло?
    Высокая, тоненькая, симпатичная светловолосая девушка с серыми глазами защищала диплом. Что в этом особенного?  Стены старейшего вуза России – МГУ – уже много чего увидели и услышали за время своего существования.

   И всё-таки им пришлось удивиться. Студентка VI курса факультета журналистики кафедры истории русской литературы и журналистики Людмила Гордеева решилась взять для своей дипломной работы в ту пору не совсем обычную тему: «Роман Достоевского «Бесы» в историко-литературной традиции».    
   До романа «Бесы» Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881), написал повести «Бедные люди» (1846), «Двойник (1846), «Белые ночи» (1848), «Записки из Мёртвого дома» (1861-1862); романы «Преступление и наказание» (1866) и «Идиот» (1868). Позже будут написаны и изданы и другие его произведения.
    Он оставил России и потомкам богатое литературное наследство.

   Критики не обходили вниманием эти сочинения и при жизни автора. Фёдор Михайлович не узнал, что в октябре 1917 года в России случится революция, что к власти придут большевики и что появится эксклюзивная империя - СССР, ядром которого станет его Отечество.
    Советские литературоведы и критики, коммунисты и беспартийные, не очень-то жаловали философию этого русского писателя, к тому времени – уже признанного во многих странах мира  прозаика – классика.
   Но больше всего именно «Бесы» пришлись не по душе руководящей партийной верхушке СССР. Художественные достоинства романа не разбирались. Довлели идеологические мотивы.

   «До 1969 года творчество писателя Ф. М. Достоевского, - пишет Л. Гордеева, - советские школьники не изучали. Писатель слыл реакционером и противником революции.
   Хотя запрещённым автором он всё-таки не был; никто за хранение его книг не карал, они имелись во многих библиотеках.
   Однако собрания сочинений Достоевского при советской власти до 1957 года – до начала так называемой «оттепели», не издавались ни разу. Ещё дважды публиковались уже в поздние советские времена – в 1974-75 годах и в 1982 году. И то, скорее всего, по причине высокой популярности писателя в европейских и других странах.
   Но роман «Бесы» отдельной книгой в годы советской власти не печатался…».

   Коммунисты считали, что в этом произведении автор порочит пролетарскую революцию. Её вождём был Владимир Ульянов – Ленин.
   То, что это был банальный военный государственный переворот, учинённый на немецкие (только ли?) деньги, начали говорить лишь в ХХI веке. Но и сейчас достаточно оппонентов у историков, настаивавших на перевороте.
   «В то время я взялась за эту тему, - пишет Л. Гордеева, - лишь потому, что Достоевский всё ещё считался противником революции, ретроградом, а его «Бесы» - своеобразным манифестом, протестом против борцов за счастье человечества».   

   Студентка Людмила Гордеева рассмотрела в «Бесах» совершенно другое. Упрощённо её выводы можно передать так. Писатель Достоевский предостерегал всех: не бежать, сломя голову, за «революционерами», за теми, кто обещает золотые горы сегодня-завтра, а думать о последствиях; анализировать, насколько обещанное реально и каких жертв потребует революция.
   Это созвучно древним греческим сказаниям: бойтесь данайцев, дары приносящих (коварные дары, несущие гибель для тех, кто их получает).
    
   Выводы студентки поддержал её смелый наставник – научный руководитель, кандидат исторических наук Игорь Леонидович Волгин.
   И по сю пору он преподаватель в МГУ; также его можно увидеть на телеканале «Культура», где идёт авторская программа «Игра в бисер» с Игорем Волгиным. Советую посмотреть и послушать. Если вас интересует литература русская, а также всех времён и народов, то это ваша передача.

   Недавно по телеканалу «Культура» (Россия - К) прошёл повтор серии передач И. Л. Волгина о Ф. М. Достоевском. Изумительно интересное исследование творчества писателя, а также рассказ о его жизни – от рождения до смерти; об эпохе, в которой он жил, друзьях-товарищах по литературному цеху; о понимании его произведений и о суровой критике. Всё это сопровождалось ярким изобразительным рядом.
   Людмила Гордеева рассказывает о разных литературных источниках, которые были ею использованы при работе над книгой. Называет и «научные труды выдающихся исследователей творчества Ф. М. Достоевского – И. Л. Волгина, Б. Л. Сучкова, Г. Н. Поспелова и др.».

                В «БЕСАХ» РЕАЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

   Могу предположить, что далеко не все россияне читали роман «Бесы». Если говорить о молодом поколении, то у него другие книги, кино, язык, одежда и даже еда. Это совершенно нормально, так как обновление мира рука об руку идёт именно с молодой порослью.
    Однако «Бесы», как говорят кинематографисты, не сошёл с экрана.
   Есть спектакли в театрах разных регионов России, а также в зарубежных странах. Роман переиздаётся. Если бы не было спроса у читателей (литературных критиков, студентов, аспирантов, преподавателей), то не было бы и переизданий.
   Чтобы была понятна позиция автора, надо рассказать о сюжете романа.

   В основу «Бесов» легли подлинные события.
   Жил-был Сергей Геннадиевич Нечаев. Родился этот гражданин 20 октября 1847 года в  Иваново- Вознесенске. Его отец появился на свет нечаянно; отсюда и фамилия.  Он был сыном помещика и крепостной, то есть незаконнорождённым.  А в десятилетнем возрасте Геннадий «был вместе с матерью продан отцом другому помещику».
   Но семье и со стороны отца, и со стороны матери будущего «революционера» удалось выкупиться у помещиков и перейти в мещанское сословие.

   Матушка Сергея рано умерла.  А потому ему пришлось уже с девяти лет зарабатывать себе на хлеб. Его отец Геннадий Павлович прислуживал во время парадных обедов, когда гуляли ивановские фабриканты.
   Вот как это влияло на характер мальчика: «С детства он видел разительные контрасты нищеты жизни фабричных рабочих и роскоши их хозяев. Возможно, напоминали о себе гены деда-помещика, о котором он наверняка знал, и всё это подогревало его претензии на лучшую жизнь; влияло на формирование характера, на стремление во что бы то ни стало добиться определённых благ».

   Не трудом своих рук и ума, как мы позже узнаем, а методом экспроприации (любимое слово «вождя русского пролетариата» Владимира Ульянова-Ленина), то есть принудительным отчуждением, изъятием чужой собственности - всего и вся.
   Л. Гордеева подробно описывает жизнь уже подросшего Сергея Нечаева. Несмотря на материальные трудности, родные помогли ему получить хорошее образование. Педагоги занимались с ним историей, математикой, риторикой. Он изучил латынь; разные иностранные языки.

   Самостоятельная жизнь его началась с 18 лет, когда Сергей Нечаев в 1865 году переехал в Москву, но здесь пробыл он недолго – уехал в Санкт-Петербург. Сдал экзамены на звание уездного учителя и получил право преподавать в церковно-приходской школе в Андреевском приходском училище. Там и жил.
   Скромная должность и учительство его совершенно не устраивали; грёзы его были совсем о другом. Он чувствовал в себе силы прыгнуть выше.

   С осени 1868 года юноша получил разрешение слушать лекции в Санкт-Петербургском университете. Именно тогда и началась его бурная общественная жизнь.
   Молодёжь, в том числе и студенческая, во все времена и во всех странах имеет претензии к старшему поколению, к власти, к устоям и традициям; заявляет о своих правах. В основе их требований: ваше устарело, наше – свежее, передовое.
   В этом ничего предосудительного нет - до тех пор, пока молодое поколение не переходит «красную черту»; не начинает ковырять фундамент, на котором стоит страна.
   В одной из программ КВН ещё в СССР некая команда выдала дерзкую просьбу: «Партия, дай порулить!». Вроде бы, шутка. Но с эффектом разорвавшейся бомбы.

   Именно в среде студентов С. Нечаев знакомится с «антиправительственной литературой о декабристах, с трудами «петрашевцев» и анархиста Бакунина».
   О Михаиле Бакунине ещё будет упомянуто. Кто такие «петрашевцы»?

   В книге «Бесы» вчера и сегодня» об этом написано так:
   «Весной 1846 года Ф. М. Достоевского познакомили с М. В. Петрашевским, который увлёк писателя своими идеями построения в России утопического социализма, демократии. На устраиваемых Петрашевским «пятницах» обсуждали также проблемы свободы книгопечатания, освобождения крестьян с земельными наделами.
   В одном из радикальных кружков «петрашевцев», куда входил и писатель, ставилась цель создания нелегальной типографии, и говорили даже о подготовке переворота в России».

   Конечно, нашлись доносчики. «Петрашевцы», в том числе и Ф. Достоевский, были арестованы. Из биографии писателя известно, что он восемь месяцев провёл в Петропавловской крепости; затем выслушал приговор: «Смертная казнь». Была имитация расстрела.
   Приговор Фёдору Михайловичу был заменён на восьмилетнюю каторгу. Подробности здесь не важны. Он всё стоически переносил; не пытался бежать, скрываться. Совершенно не так вёл себя Сергей Нечаев.
   «Петрашевцев» помиловал новый русский император Александр Второй. Все гражданские права вновь Ф. Достоевский получил в 1857 году.

   «Таким образом, будущий великий писатель, - рассказывает нам Л. Гордеева, - как говорится, на собственной шкуре познал все «прелести» судьбы и бедняка, и революционера – борца за социальные преобразования, и смертника, и каторжника, и рядового солдата.
   А вскоре, после публикации и успеха у читающей публики его «Записок из подполья», он смог отправиться за границу, увидеть там и наших российских, и заграничных борцов за перемены в обществе».
 
                ОТ ВОРОТ ПОВОРОТ
         
    Возвращаюсь к бунтующему С. Нечаеву. Он быстро выделился «горячими выступлениями» среди студентов Санкт-Петербургского университета. Вокруг него начала группироваться «революционно настроенная молодёжь». Но С. Нечаеву этого было мало; он рвался в вожаки.
   В то же время он познакомился с Петром Ткачёвым*, сторонником заговоров. Зимой 1868-1869 годов они составили «Программу революционных действий». Они намечали создать революционную организацию, вести подрывную деятельность; грезили о социальной революции и даже на весну 1870 года намечали грандиозное восстание. Цель всего этого? Власть, трон!
   Но кишка оказалась тонкой.

   Было много противников, оппонентов (в книге они названы), которые не разделяли псевдореволюционные взгляды и намерения Сергея Нечаева. Когда начались аресты студентов, он… бежал за границу. Потом сочинил сказку: был арестован и ему удалось убежать «из промёрзлых стен Петропавловской крепости».
   Стены этой крепости могли лишь ухмыльнуться.
   Он умудрился обмануть, выманить деньги и нужные ему документы у известных в истории России людей: Михаила Александровича Бакунина (1814-1876; теоретик русского анархизма); революционно настроенных эмигрантов Александра Ивановича Герцена (1812-1870; издатель знаменитой газеты «Колокол»); его соратника и друга, публициста Николая Платоновича Огарева (1813-1877).

   Мало того, Сергей Нечаев подкатывался даже к (подумать только!) немецким философам Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу.  Он столько революционных подвигов себе приписал, воспользовавшись фальшивыми документами, что окончательно рассердил проповедника коммунизма, автора «Капитала» и трактата «Манифест Коммунистической партии».

   Из книги «Бесы» вчера и сегодня»:
   «На лондонской конференции (1 Интернационала) в сентябре 1871 года особо стоял вопрос о Нечаеве и нечаевщине. На ней было принято написанное К. Марксом «Заявление Генерального Совета по поводу злоупотребления Нечаевым именем Интернационала» (есть информация, где оно было опубликовано).

   В нём говорится:
   «Конференция делегатов Международного Товарищества Рабочих, состоявшаяся в Лондоне с 17 по 23 сентября 1871 г., поручила Генеральному Совету заявить публично: что Нечаев никогда не был ни членом, ни представителем Международного Товарищества Рабочих, что его утверждение, будто он основал секцию Интернационала в Брюсселе и был направлен брюссельской секцией с поручением в Женеву, является ложью; что упомянутый  Нечаев злоупотреблял присвоенным им именем Международного Товарищества Рабочих для того, чтобы обманывать людей в России и приносить их в жертву».
   Ещё К. Маркс и Ф. Энгельс о Сергее Нечаеве: «простой прохвост», «негодяй».

   Наш пострел везде поспел!
   Какое бы мнение не сложилось у соотечественников о С. Нечаеве, надо похвалить его за то, что он не стоял на задних лапках перед К. Марксом и примкнувшим к нему Ф. Энгельсе, запудривших мозги половине человечества разглагольствованиями о пролетариате – как основном строителе социализма-коммунизма.
   В основе всех их идей по обустройству планеты Земля – такие же глобальные разрушения, которые проповедовал Сергей Нечаев в своём «Катехизисе революционера».
   На задних лапках перед упомянутыми немецкими философами могли бы стоять те особи, которые в России назовут себя «большевиками», и их главный лидер. Но теории использовали также (см. выше): «чтобы обманывать людей в России и приносить их в жертву».   

   *Пётр Никитич Ткачёв (1844-1886), литературный критик и публицист, революционер, сторонник анархизма; один из прототипов героев романа «Бесы». У него много интересной публицистики. Есть мнение, что В. Ульянов-Ленин именно у П. Ткачёва экспроприировал некоторые революционные идеи.
   Кому интересна его полемика с Фридрихом Энгельсом, об этом есть в книге «Бесы» вчера и сегодня». Немецкий философ о Петре Никитиче: дескать, он вовсе не представитель русских революционеров, и что он «висит в воздухе».

   П. Ткачёв Энгельсу в ответ: «Я считаю своей обязанностью притти на помощь вашему невежеству, чтобы несколько обуздать вашу дерзость». Эти слова из опубликованной статьи «Открытое письмо П. Ткачёва Ф. Энгельсу, автору статей «Эмигрантская литература». Ф. Энгельс  здесь обозван китайцем.
   Это 1884 год. Вот какие страсти бушевали! На обоюдные обидные прозвища революционеры всех времён и народов не скупились. Если бы кто-нибудь проанализировал это «творчество», то, очень может быть, что на первое место вышел бы В. Ульянов-Ленин.

                ВЫРОСЛО ДВА ЯЗЫКА, И ОБА ЛГУТ
 
   С. Нечаев вернулся в Россию в сентябре 1869 года. Организует тайное общество «Народная расправа», назначает себя главой, требует «полного подчинения себе остальных участников общества».
   Чтобы другие члены общества чувствовали себя так, как будто над их головами висит Дамоклов меч, С. Нечаев использовал провокацию, шпионаж; воровал даже у верно подданных компрометирующие их документы и личные вещи, чтобы потом шантажировать.
    Его другие методы: прямые угрозы, обман, интриги.

   Зло наказуемо! И никуда от этой истины не деться.
   Завершилась бурная «революционная деятельность» Сергея Нечаева так: он убил (21 ноября 1869 г.) одного из своих прежних соратников – 23-летнего студента Петровской сельскохозяйственной академии Ивана Иванова.  Этот юноша, понаблюдав за поведением и прислушавшись к сути идей С. Нечаева, перестал ему доверять, отказывался участвовать в студенческих волнениях.
   И. Иванов хотел получить профессию и трудиться. Из-за студенческих выступлений вуз могли закрыть.

   Трагедия тех событий была не только в том, что С. Нечаев задумал убийство, но и в том, что ему позволили это сделать свидетели - такие же студенты (в книге они названы). Почему не остановили злодея? Потом на суде они будут оправдываться тем, что боялись быть также убитыми С. Нечаевым.
   Вот такие трусы и вливались в ряды «революционеров». Чтобы спасти свои шкуры, они убивали других.
   Пройдёт время и Россию потрясут события в октябре 1917 года. На арену истории вместо «нечаевцев» выйдут «ленинцы», а суть их деяний будет одинаковой: разрушить страну. Зачем? Ответа не было и нет.

   Л. Гордеева вспомнила строчки из «Интернационала», который пела в школе:
              Весь мир насилья мы разрушим
              До основанья, а затем
              Мы наш, мы новый мир построим –
              Кто был ничем, тот станет всем!
   Они, «интернационалисты», хотели разрушить мир. Что потом? Голод, опустевшие поселения, террор, грабёж, разрушенная промышленность и сельское хозяйство.  И ни грамма обещанного счастья.
   В советское время был лозунг: «Догоним и перегоним Америку».  На эту тему ходил анекдот: «Догоним. А перегонять не будем – чтобы дранные штаны не показывать».

   Убив студента (душил, застрелил), Сергей Нечаев в 1870 году (год рождения В. И. Ульянова) вновь убёг за границу. Кто ещё через чуть более 30 лет, взбудоражив народ утопиями, постоянно скрывался в разных странах? Правильно: Владимир Ильич Ленин.
   Они и были бесами.
   И тот, и этот оставляли своих единомышленников «на поле сражения», и нисколько их не мучила совесть, не волновала их судьба.

   Из «Катехизиса революционера» (параграф 11) С. Нечаева:
   «Когда товарищ попадает в беду, решая вопрос, спасать его или нет, революционер должен соображаться не с какими-нибудь личными чувствами, но только с пользою революционного дела.
   Поэтому он должен взвесить пользу, приносимую товарищем – с одной стороны, а с другой – трату революционных сил, потребных на его избавление, и на какую сторону перетянет, так и должен решить».
   Иными словами: если товарищ провалится в болото, то, чтобы не замочить ноги, такие, как С. Нечаев, руку ему не протянет. Так будет полезно революционному делу. Хорошо, что век «нечаевщины» был недолог.

   Почему я, рассказывая о бесе С. Нечаеве, вспоминаю здесь Владимира Ленина? А явление бесовщины сопоставимо с распространением эпидемии какой-нибудь страшной инфекции.
   Вирус бесовщины не погиб вместе с умершим С. Нечаевым и с постепенно ушедшими в мир иной разного рода революционерами, анархистами, сторонниками террора, теоретиками народничества конца ХIХ-начала ХХ веков (в книге многие из них упомянуты и есть их фотографии).

   Вирус дремал и ждал, в ком бы поселиться. Дождался! В 1870 году родился новый «нечаев» - Владимир Ильич Ульянов. Он и стал благоприятной средой для вируса «революции».
   Да, конечно, в промежутке: С. Нечаев - В. Ульянов в России было немало других личностей, называющих себя революционерами и, бия себя в грудь, твердящих, что готовы жизнь положить ради счастья народа. Но это другая тема.

   И Владимир дебоширил в университете. Зачем? Хотел быть на виду, жаждал славы. Есть такие особи: хлебом не корми - дай покрасоваться. Психоаналитики могли бы объяснить, чем вызывается подобное поведение. Есть разные личностные комплексы.
    Я читала, что студенты той поры, кроме горячих речей, позволяли себе и такую непристойность – разрывали и бросали студенческие билеты в лица преподавателей. Участвовал ли в подобном В. Ульянов, не знаю.

   В 1887 году он был исключён из Казанского, спустя время – и из Санкт-Петербургского университетов. Затем арестован, посидел в тюремной камере (читала, что он не голодал, ему надзиратели притаскивали кипы книг; разрешались даже свидания с невестами); в 1897 году выслан в село Шушенское Енисейской губернии. А оттуда, когда вышел срок, - убёг за границу.
   Вот только Ленин очень заботился о себе, любимом. Посидев в тюрьме в молодости, он, дворянин и белоручка, больше этого не хотел.
 
   Почти 20 лет будущий вождь пролетарской «революции» прожил в зарубежных странах (Швейцария, Франция и другие). Там основное его занятие – чтение в библиотеках, написание статей о марксизме-социализме-коммунизме. Кирпичи не укладывал; не пахал и не сеял. А, как юрист, не соблюдал законы государства, а нарушал их.
    Если Ленин приезжал на короткие побывки в Россию, то приёмам его конспирации мог бы позавидовать Шерлок Холмс.  Есть фотографии с его внешними преобразованиями: то он бегает по Петербургу с перевязанной щекой; то, побрившись, становится помощником машиниста или машинистом паровоза. Не побоялся зимой по льду перейти Финский залив – только бы избежать ареста.

   Сбрив с лица растительность и надев парик (скорее рыжий, чем иного цвета), изображал из себя крестьянина на покосе. Тот парик вместе с другими вещами Ленина хранится в Государственном историческом музее в Москве.
   О том, как Ленин летом 1917 года прятался в шалаше в Разливе – это посёлок на реке Сестра в 34 км от С. - Петербурга - написаны картины, сняты фильмы, созданы памятники-музеи «Сарай» и «Шалаш»; есть многочисленные статьи; возможно, и стихи. Между прочим, большевики В. И. Ульянов-Ленин и Г. Е. Зиновьев прятались в том шалаше в разгар революционных событий!

   Сергей Нечаев, возвращаясь в Россию, наоборот, развивал бурную деятельность и не прятался, не менял шляпу на картуз и не подвязывал щеку. Ах, молодость! Если бы он жил в одно время с Лениным, то научился бы у него уму-разуму, то есть прятаться под пол. Отсюда слово «подпольный» (нелегальный).
   С. Нечаев – выскочка, а Владимир Ленин – тёртый калач. Общее у них: бесы, разрушители.
   Созидание для таких личностей – что детский лепет.

   СДЕЛАЮ ВОТ ТАКУЮ ОГОВОРКУ.
    Всё, что здесь и дальше о В. И. Ленине – это моё. В книге «Бесы» вчера и сегодня» Владимир Ильич упоминается, но весьма скромно. Есть портрет. Приводится текст из его статьи «Народники о Михайловском», названы некоторые другие работы.
   Михайловский Николай Константинович (1842-1904) – публицист, критик, теоретик народничества. В качестве рецензента журнала «Отечественные записки» участвовал в обсуждении романа Ф. Достоевского «Бесы».
 
   Так как к этому критику больше не вернусь, приведу своеобразный рецепт, который он предложил Ф. Достоевскому в своей статье «Литературные и журнальные заметки», опубликованной в «Отечественных записках» в 1873 г.:
  «В вашем романе нет беса национального богатства, беса самого распространённого и менее всякого другого знающего границы добра и зла. Свиньи, одолеваемые этим бесом, не бросятся, конечно, со скалы в море, нет, они будут похитрее ваших любимых героев. Если бы вы их заметили, они составили бы украшение вашего романа. Вы не за тех бесов ухватились».
   Да, нравоучений Фёдор Михайлович выслушал много. Таков удел всех литераторов.

     Почему Людмила Гордеева в 2021 году, то есть спустя 43 года после успешной защиты диплома в МГУ, вернулась вновь к «Бесам», объясняет так:
   «Ныне я решила вернуться к теме и использовать ту дипломную работу, чтобы напомнить о предупреждении Ф. М. Достоевского, что далеко не всегда «борцы за народное счастье» преследуют именно те цели, о которых говорят.
   Хочу донести мысли великого писателя о том, что нам, его потомкам, надо быть осторожнее по отношению к разным болтунам, к их обещаниям светлого будущего, ради которого им придётся уничтожить часть того народа, который почему-то против этого будущего.

   Думаю, мы, россияне, семьдесят лет строившие коммунизм, жертвуя ради этой цели жизнями, здоровьем, благополучием, как никто другой, должны понимать, что не все провозглашённые борцами «с режимом» цели реалистичны; не все ставятся ради их достижения.
   Чаще всего это лишь сказка, ложь, которая позволяет небольшой группе людей манипулировать и управлять остальными.
   «Взамен совести выросло у них во рту по два языка, и оба лгут», - говорил когда-то о таких людях русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин».

   И если кому-то кажется, что рассказанное в «Бесах» и те реальные события – навсегда канули в Лету, тот ошибается. Бесы не перевелись; они плавно перекочевали в ХХI век.

                ПИСАТЕЛЬ РАЗОЧАРОВАН

   Сергей Нечаев станет прототипом главного героя романа «Бесы» - Петра Верховенского. Биографы писателя рассказывают, что работа над книгой шла трудно; несколько раз он менял структуру произведения, не один раз его переписывал; менял персонажи романа и их роли в событиях.
   Л. Гордеева пишет, что в набросках к роману писателя так формулирует свои задачи Пётр Верховенский:
  «В сущности, мне наплевать; меня решительно не интересует: свободны или не свободны крестьяне, хорошо или испорчено дело. Пусть об этом Серно-Соловьевичи хлопочут да ретрограды Чернышевские! – у нас другое – вы знаете, что чем хуже, тем лучше (по-моему, всё с корнем вон)».
   Помните, кто сказал, затевая военный переворот в октябре 1917 года, что ему Россию не жаль? Верно, это В. И. Ульянов-Ленин.
 
   Ещё вот такие подробности о замысле «Бесов»:
   «Впервые о революционно настроенной организации студентов писатель узнал задолго до убийства студента Иванова – из рассказов Ивана Сниткина, брата его жены Анны Григорьевны, который приехал к ним в Дрезден, куда семья перебралась из Женевы.
   Гость учился в Петровской академии, лично знал активиста студенческого протеста Ивана Иванова и увлечённо рассказывал о молодёжном движении, о спорах, которые возникали между товарищами по борьбе, об их целях и задачах.

   Сопоставляя эти рассказы с теми идеями переустройства общественной жизни, которые витали в Европе, писатель стал опасаться, что «эти» европейцы с их социализмом, атеизмом, то есть с отрицанием Христа и традиций, окажут негативное влияние на Россию, на её молодёжь; станут ей дурным примером.
   Достоевский видел опасность такого подражания. Ему хотелось разобраться, предостеречь. Так появилась идея создания романа о российском молодёжном движении. Он стал интересоваться студенческими делами в России, а узнав об убийстве Иванова, попросил присылать ему материалы судебного дела, и безотлагательно принялся за работу над романом».

   Суд над Сергеем Нечаевым и его единомышленниками состоялся 8 января 1873 года. Роман «Бесы» был уже опубликован. Сначала в 1871-72 годах в журнале «Русский вестник» известного издателя Михаила Никифоровича Каткова (1818-1887), а затем вышел отдельной книгой.
   Фёдор Михайлович следил за судебным процессом над «нечаевцами». Вся информация о суде была опубликована в газетах.
   Судебный процесс разочаровал писателя. Особенно главный герой суда – Сергей Нечаев.

   «Последнее слово подсудимого, - пишет Л. Гордеева, - и вовсе обескуражило писателя. Он не увидел в нём личности, которая соответствовала бы его идеям и поступкам:
   «Можно прожить подле факта тридцать лет, считать его за самую обыкновенную вещь, за решённую вещь, знать его (действительно), рассуждать, писать о нём и вдруг после тридцати лет посмотреть на него как на неожиданное явление.
   Так последнее время удивил меня процесс Нечаева. Вот уж, кажется, следил за делом, ведь даже писал о нём и вдруг – удивился. Никогда не мог я представить себе, чтобы это было так несложно, так однолинейно глупо.
   Нет, признаюсь, я до самого последнего момента думал, что всё-таки есть что-нибудь между строчками, и вдруг – какая казёнщина! Какая гимназия. Ничего не мог я себе представить неожиданнее. Какие восклицания, какой маленький-маленький гимназистик.
   Да здравствует Земский собор, долой деспотизм! Да неужели же он ничего не мог умнее придумать в своём положении?»

                ОН ПОДЕЛИЛ ЛЮДЕЙ НА КАТЕГОРИИ

   Я не была уверена, что в «Словаре русского языка» корифея русского языка Сергея Ивановича Ожегова есть слово «бес». Есть:
   «Бес – в религиозно-мистических представлениях: злой дух. Умён (хитёр) как бес. Бес-искуситель (о том, кто искушает, соблазняет). Бес попутал (самому не понятно, как мог так поступить). Мелким бесом рассыпаться (угодливо льстить, юлить, лебезить). Бесовское наваждение). Бес – он же демон.

   А человек ли тот человек, который делит людей на категории, и расписывает: кому – жить, а кто, по его мнению, жизни не достоин?   
 «Катехизис революционера» С. Г. Нечаева (есть мнение, что он соавтор) – кровавое чтиво. Первый раз он был опубликован в 1869 году в № 162 «Правительственного вестника». После того, как стал известен убийца студента И. Иванова. При желании «Катехизис» можно прочесть. Я приведу из него лишь немного.

   Некоторые его наставления передам коротко. Например, революционер, вступая «в государственный, сословный и так называемый образованный мир», не должен ничего и никого жалеть.
   «Он не революционер, если ему чего-нибудь жаль в этом мире».
   «Тем хуже для него, если у него есть в нём родственные, дружеские или любовные отношения; он не революционер, если они могут остановить его руку».

   Неужели и любовные отношения – ни-ни? Но таким уж стоиком был Сергей Нечаев?
   Как выше упоминалось, после убийства И. Иванова он бежит из страны. Скрывается в Швейцарии. Там всячески оправдывается за убийство, рассказывая байки о том, что И. Иванов – предатель, и его надо было покарать по закону «суровой логики истинных работников дела».

   «Оказавшись за границей, - пишет Людмила Гордеева, - он продолжает претендовать на ведущую роль среди русских эмигрантов, требует вторую часть «Бахметевского фонда»* и с помощью Огарева и Бакунина получает её, так как Герцена в то время уже не было в живых.
   Кроме денег и власти объектом атаки Нечаева становится также дочь Александра Ивановича Герцена Наталья, имевшая большой авторитет среди эмигрантов. Нечаев, который отрицал в «Катехизисе» все «нежные, изнеживающие чувства», проповедовал отказ от личной жизни, теперь «забывает» о своих правилах.

   Он признаётся Наталье в этих самых нежных чувствах и требует взаимности, судя по их письмам, даже с применением грубости. Впрочем, не исключено, что с его стороны все эти признания были очередной ложью для усиления своего авторитета с помощью Н. А. Герцен.
   Наталья, которая не верила Нечаеву и не уважала его, отвергла в довольно резкой форме все его чувства и притязания».

   *«Бахметевский фонд» (из «Энциклопедического словаря», 1983 г.) – средства на революционную пропаганду в России (20 тыс. фр.), оставленные П. А. Бахметевым в 1857 г. в Лондонском банке на имя А. И. Герцена. В 1869-1870 гг. передан Н. П. Огаревым С. Г. Нечаеву.
   А. И. Герцен был против того, чтобы С. Нечаев получил из фонда часть денег. Первую часть (свою) ему отдал Н. П. Огарев; и вторую часть он же отдал – уже после смерти А. И. Герцена. Но потом все отношения их были прекращены.

   Павел Александрович Бахметев (1828-?) – ученик русского писателя Н. Г. Чернышевского по Саратовской гимназии; прототип героя его романа «Что делать?» -  помещика-анахорета Рахметова. В 1857 году уехал в Океанию, чтобы организовать там коммунистическую колонию. Дальнейшая судьба неизвестна.

   Сергей Нечаев прожил всего 35 лет. Убежав за рубеж, скитался по разным странам. Был арестован (как убийца) швейцарской полицией и в 1872 году выдан России. Умер в заключении в Петропавловской крепости.
   Его жизнь: ничего хорошего ни себе, ни людям! Ни дома, ни семьи, ни детей!    
   Самоотверженность – дело хорошее. Но устраивать бурю в стакане воды, врать, красть чужие документы, призывать к уничтожению людей, к разрушению государства – это не самоотверженность во имя справедливости, а безумство, бесовство.

   Из главы «Отношение революционера к обществу» «Катехизиса революционера» С. Нечаева:
   «Всё это поганое общество должно быть раздроблено на несколько категорий.
   Первая категория – неотлагаемо осуждённых на смерть. Да будет составлен товариществом список таких осуждённых по порядку их относительной зловредности для успеха революционного дела, так чтобы предыдущие номера убрались прежде последующих»
   «… Итак, прежде всего должны быть уничтожены люди, особенно вредные для революционной организации, и такие, внезапная и насильственная смерть которых может навести наибольший страх на правительство и, лишив его умных и энергичных деятелей, потрясти его силу»
   «Вторая категория должна состоять именно из тех людей, которым даруют только временно жизнь, дабы они рядом зверских поступков довели народ до неотвратимого бунта»

   И дальше ещё четыре категории. Читать эту мерзость без озноба невозможно. Весьма цинично пишет С. Нечаев о женщинах. Они также поделены на своеобразные категории. Одна из них, в которой - женщины «не наши» и «Их должно употреблять как мужчин пятой категории». Конец «употребления» - гибель.
   
                ЗЛОЙ ГЕНИЙ НАШ

   Об отношении критиков и товарищей по перу к «Бесам» и к писателю Ф. М. Достоевскому Людмила Гордеева рассказывает в двух главах: «Роман «Бесы» в оценке современников» и «Роман «Бесы» в двадцатом столетии».
   В разном упрекали Фёдора Михайловича его современники. Полемика была жаркой.  Не утихала она и после смерти писателя. По роману была написана пьеса. В 1907 году она шла на сцене театра «Литературно-художественное общество» в Петербурге. Мнения были разные.

   А в 1913 году «Бесы» решил поставить режиссёр Владимир Иванович Немирович-Данченко во МХАТе.  С протестом выступил Максим Горький. В статье «О карамазовщине» (газета «Русское слово», 22 сентября 1913 г.) он написал:

   «После «Братьев Карамазовых» Художественный театр инсценирует «Бесов» - произведение ещё более садическое и болезненное… Меня интересует вопрос: думает ли русское общество, что изображение на сцене событий и лиц, описанных в романе «Бесы», нужно и полезно в интересах социальной педагогики?
   Неоспоримо и несомненно: Достоевский – гений, но это злой гений наш».

   Можете представить, как досталось М. Горькому; особенно за «злой гений». Газета «Биржевые ведомости» (8 октября 1913 г.) опубликовала большую подборку «Мнения писателей. О выпаде М. Горького против Достоевского». Здесь такие имена: А. И. Куприн, А. Н. Будищев, Д. С. Мережковский, Ф. К. Сологуб, Ф. Д. Батюшков; список длинный. 
   В наше время литературная критика на нуле. Пришли другие времена! Но интерес к произведениям Ф. Достоевского не угасает.

   «Бесы» - роман. Это литературное произведение, к нему и надо относиться как к произведению искусства. И напрасно, как говорят, ломали копья, критики в годы жизни писателя, и затем.
   Фёдор Михайлович ответил недовольным его романом в статье «Одна из современных фальшей»:

   «Некоторые из наших критиков заметили, что… собственно портретов или буквального воспроизведения Нечаевской истории у меня нет; что взято явление и что я попытался лишь объяснить возможность его появления в нашем обществе, и уже в смысле общественного явления…
   Всё это, скажу от себя, совершенно справедливо. До известного Нечаева и жертвы его Иванова я лично не касаюсь. Лицо моего Нечаева, конечно, не похоже на лицо настоящего Нечаева.
   Я хотел поставить вопрос, и сколько можно яснее, в форме романа, дать на него ответ: каким образом в нашем переходном и удивительном современном обществе возможны – не Нечаев, а Нечаевы, и каким образом может случится, что эти Нечаевы набирают себе наконец нечаевцев?»
    
   «Вникая в замысел автора, начинаешь понимать, - рассуждает Л. Гордеева, - он хочет показать читателю, что его герои, представляющие себя борцами за народное счастье, на самом деле таковыми не являются.
   Это бесы, которые хотят достичь власти любыми средствами.
   Своей основной задачей прототип Верховенского, главного героя романа, - Сергей Нечаев видел полное и тотальное разрушение государства, о чём он много раз повторяет в своём «Катехизисе революционера»:
   «Спасительной для народа может быть только та революция, которая уничтожит в корне всякую государственность и истребит все государственные традиции, порядки и классы в России… Наше дело – страстное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение».

   А что потом? Что делать народу на развалинах? Ответа нет. Ни в работах самого С. Нечаева, ни в трудах его сотоварищей по борьбе – П. Ткачёва, М. Бакунина и других.
   Кстати, нет ответа и у современных борцов за счастье народное. Кроме разве, предложения пойти на поклон к Западу, отдаться в его полное распоряжение.
   Сам Нечаев так и отвечает в «Катехизисе» о перспективах: «Будущая организация без сомнения вырабатывается из народного движения и жизни. Но это – дело будущих поколений».
   То есть они, борцы, всё разрушат, «возглавят» и отберут, а народ, оказавшись на развалинах, начнёт что-то «вырабатывать», создавать какое-то новое общество. В этом житие в разрухе, видимо, и предлагалось стать всем счастливыми».

   «Страстное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение» - старшему поколению России это что напоминает? Правильно – военный государственный переворот в России в октябре 1917 года во главе Владимира Ульянова-Ленина.
   Была разрушена государственная структура, «раскулачено» крестьянство; население разделено на «красных» и «белых», а в этом разделении, имеющие право на жизнь и власть, конечно, «красные». А «белые» и интеллигенция, прозванная «прослойкой» между рабочими и крестьянами, стали изгоями в родной стране.
   «Белых» топили в море в наглухо забитых трюмах; изгоняли из страны (лучший вариант).   Большевики развязали политические репрессии; люди умирали от голода, появилось огромное количество сирот.

   Если кому-то сейчас кажется, что те бесы – ушедшее явление; что они канули навеки, тот ошибается.  Первые фразы «Предисловия» в книге «Бесы» вчера и сегодня»:
   «Мы будем отрубать сучьи головы столько, сколько понадобится!»
   «Эмигрировать не собираюсь; да, по-прежнему планирую всех расстрелять, когда приду к власти…»
   И ещё подобные угрозы от современных бесов!

   Если бы мне не понравилась эта новая работа Людмилы Гордеевой, или я бы категорически не согласилась с её выводами о стратегии и тактике ушедших в мир иной и нынешних «революционеров», я, прочитав, отложила бы её.
   Я пишу о «Бесах» вчера и сегодня» (издательство «У Никитских ворот»; Москва. 2021 г.) с надеждой, что это литературное исследование будет интересно и другим. А именно тем людям, кто хорошо понимает, что всегда, а наше время – не исключение, были и есть бесы.
  Они мутят воду, сбивают с пути истинного, завлекают в свои сети (особо страстная охота на молодёжь), раздевают тело и душу, коверкают судьбы.
    Много гнёзд бесов в Интернете – во всемирной паутине, как его называют. Значит: бдительность и ещё раз бдительность!

   Почти со всем я согласна с Людмилой Гордеевой. Кроме её почтительного отношения к немецким философам Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу.  Эти граждане никогда не относились справедливо к России и её народам. Ругали, лукавили, провоцировали.
   Автор больше хвалит Ф. Энгельса. Из того, что я прочитала о нём, хвалить его не за что.
---------------------------   
   Моё мнение: диплом студентки факультета журналистики МГУ Людмилы Гордеевой перерос в интересный философский труд. Видно, сказался литературный опыт, наработанный последующими годами, жизненный опыт, оптимистичное отношение к окружающему миру.
  «Бесы» вчера и сегодня» - образное повествования; хороший литературный язык; классический русский язык, в нём никаких вкраплений нынче модных иностранных слов; никакого заигрывания с читателем.

   В книге большой список различных источников, которые автор использовала при работе: книги, газеты и журналы разных лет и веков.  Много фотографий.
   Хорошо, что не в пересказе, а полностью, то есть во всей своей красе, здесь опубликованы два варианта «Катехизиса революционера».
   Самого автора (или – соавтора) Сергея Нечаева. А также «Революционный катехизис», которые представили К. Маркс и Ф. Энгельс в своём литературном труде «Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих» (написан в апреле - июле 1873 г.)
   
   Закрывая последнюю страницу телепередачи «Игра в бисер» с Игорем Волгиным», Игорь Леонидович говорит: «Читайте классику».
   Замечательное пожелание!
2 ноября 2021 г.


Рецензии
Сегодня Божия Матерь говорит и просит нас всё внимание на
Неё совсем неизвестную скрываемую Ватиканом.

Со всем уважением к Вам и Вашему творчеству.

http://proza.ru/2023/12/08/565

С поклоном и с любовью к божеству в Вас -Владимир!

Владимир Яровенко   14.12.2023 09:45     Заявить о нарушении
Владимир, благодарю Вас за доброжелательность.
Храни Вас Господь!

Лариса Прошина   14.12.2023 21:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.