О Достоевском, о слезе ребенка, о проститутке и о

О Достоевском, о слезе ребенка, о проститутке и о других.

В начале 90-их годов прошлого века, после развала СССР, в период  стагнации, нищеты и безработицы у нас, в городе, появился отставной офицер, который совместно со своим другом и партнером организовал свою фирму и создал коммерческий вуз, куда преподавать пригласил он меня.
По его поведению было видно, что он богатый человек.
Зарплату по несколько месяцев не выдавали. Народ выживал, кто - как может. Профессора, хирурги  и музыканты торговали на рынках.
В такой атмосфере появление такого человека, который щедро тратил деньги, сразу  бросается в глаза.
Его предложение, сотрудничать с ним, я воспринял охотно, так как я ничего незаконное не совершал.
Каждый раз, когда я посещал к ним,  после завершений моих занятий, меня ожидал богатый стол, застолье и мужские полупьяные разговоры.
В очередной раз, когда мы проводили время у стола, беседуя и обсуждая политическую и вообще жизнь, этот отставной офицер, бравируя, рассказывал, как он провел бурную ночь накануне.
Они с другом сняли номера в гостинице, и после хорошего ужина решили заказать проституток.
В коридоре выстроились женщины на выбор.
Они выбрали двоих и ушли в номера. Он рассказывал подробности проведения ночи, которые я отпускаю.
Утром рано его женщина, обслужив его как положено, попросила отпустить ее на час раньше, так как дома несовершеннолетний мальчик, и надо его готовить к детскому саду, а самой на работу.
- Будешь сидеть столько, сколько я оплатил твоему хозяину,- сказал он и посмотрел вокруг, как его собутыльники оценят его поступок, и продолжал,- как она просила и рыдала, но я ее не отпустил...
Вскоре я перестал сотрудничать с ним.
Несколько раз он попробовал встретиться со мной в компании, уверяя меня, что ему очень нравится беседовать со мной.
До сих пор не могу себя простить, что не высказал ему все, что о нем думаю.
Я часто вспоминаю этот эпизод и каждый раз вздрагиваю со смешанным чувством печали, сострадания и думаю, а почему у Достоевского все ограничивается слезой ребенка?
Понятно, что ребенок беззащитный и безгрешный, нуждается в опеке и защите. А слеза матери, которая продает свое тело, чтобы кормить сына? Слеза родителей, потерявших своего ребенка, слеза разочарованной и обманутой девочке и так далее.
Решил изучать историю возникновения этой фразы Достоевского и был весьма удивлен, когда узнал, что сам Достоевский не разделяет философию Ивана Карамазова, устами которого была изречена эта знаменитая фраза: «Гармония мира не стоит слезинки замученного ребёнка».
Ранее (http://proza.ru/2012/06/02/1183. "Не читайте афоризмы или игрушки моего детства"2012 год. ) я уже выразил свое отношение к афоризмам, об их авторах и о причинах, почему, порой, абсолютно бездарные фразы в устах народа превращается в мантру!
К примеру "Быть или не быть, вот в чем вопрос?"
У Шекспира так много  мудрых мыслей и афоризмов. Однако,  непонятно почему у народа именно эта не самая мудрая и банальная фраза ассоциируется с именем великого трагика.
Очевидно, что эта фраза, вырванная из контекста, приобретает некоторый комический характер до такой степени, что даже в фильме "Синьор Робинзон" герой в определенной ситуации, соревнуясь с представителем дикого племени, должен был своей избраннице прочитать какой - то стих, сказал именно этот текст.
Кажется все сказано про афоризмы.
Однако, складывается аналогичная ситуация с Достоевским, о психическом состоянии которого не утихают споры.
Кроме того, что он был страстным игроком,  он также страдал и от тяжелых заболеваний. Часто испытывал нервные припадки, возбудимость, вспыльчивость, раздражительность, приступы страха были явными признаками нездоровой психики писателя. Позже все эти психические проявления были отнесены к последствиям эпилепсии, от которой страдал Федор Михайлович (https://dominionmind.ru).
Как это не печально, но придется отметить, что такие же болезни были и у Гоголя.
Иначе, как могли психически здоровые люди так гениально, трогательно и убедительно создать образы таких литературных героев, как Князь Мышкин, Раскольников, Акакий Акакиевич, Чичиков, Хлестаков, Чацкий и другие знаменитые образы, с которыми хорошо знакомы практически все грамотные жители населения Планеты Земля.
Думаю, всем будет интересны подробности, почему  сам Достоевский не одобрительно относился к философии своего героя -Ивана Карамазова?
Далее прикрепляю мнение знатоков.
Слезинка ребёнка крылатое выражение из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», где Иван Карамазов, беседуя со своим братом  Алёшей (послушником православного монастыря), говорит о своём неприятии Бога, допускающего страдание невинных детей, противопоставляя «слезинку ребёнка» грядущей мировой гармонии и отвергая гармонию, достигаемую такой ценой (тем самым в ситуации моральной дилеммы становясь на категорически ригористскую позицию.
Выражение обычно используется, когда речь идёт о соотношении цели и средств, с целью отрицания попыток оправдать страдания невинных людей во имя тех или иных высоких целей.
Моральная дилемма, вводимая этим крылатым выражением, в практической жизни разрешима одним из способов, каковым решаются моральные дилеммы.
Предметом дискуссии является вопрос, разделял ли сам Фёдор Михайлович категорический моральный ригоризм, считал ли писатель, что «гармония мира не стоит слезинки замученного ребёнка». Как бы то ни было, эти слова в романе произносятся не от имени автора, но от имени Ивана Карамазова, который пытается доказать этой дилеммой невозможность существования благого бога, и, по мнению богослова Цыпина В. А., такой богоборческий пафос убеждённый православный  христианин Достоевский разделять не мог.(Конец цитаты).
Настало время разрешения интриги. И что? Какую мораль надо сейчас мне придумывать, в качестве финала этого эссе?
Непростая задача, как и сама обсуждаемая тема.
А какие у меня варианты для выбора?
Попробую систематизировать.
• Все относительно!
• Пути Господни не исповедимы!
• Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует - все суета!
; Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки.
; Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
; Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои.
; Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
; Все вещи - в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
; Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
; Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот, это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
; Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
Все варианты мне нравятся.
Может оставлю на выбор читателю?
Тем не менее, не могу не вносить свою скромную лепту.
Гармонии, согласия и счастья в мире не будет, пока:
Есть женщины, которые вынуждены продавать свою "любовь" и тело, чтобы кормить своего ребенка.
Есть брошенные дети, которым не хватает материнской ласки и любви.
Есть насилие и жестокое обращение человека к человеку.
Есть тяжело больные дети, для лечения которых у родителей не хватает средств...
Решил остановиться, так как понял, что этот список неисчерпаемый.
Вывод:- так как перечисленные мной выше ситуации сплошь и рядом и везде и повсюду, значит Планета Земля тяжело больная.
И судя по тому, как развиваются события, лучше не будет!
02 ноября 2021 год.


Рецензии
//Понятно, что ребенок беззащитный и безгрешный, нуждается в опеке и защите.//
Ну, относительно того, что ребенок беззащитный и нуждается в опеке, еще можно согласиться. Но, откуда Вам известно, что ребенок безгрешен?
Авраам, когда беседовал с Господом о судьбе Содома, просил промиловать город. На что Господь сказал, что помилует, если обретет в нем десять праведников. Город, как мы знаем, был сожжен со всеми жителями. Так неужели в Содоме не нашлось десятка невинных младенцев, ради которых, по слову Божьему, стоило помиловать все место?
Получается, не нашлось.
А это значит, что и младенец может быть грешным.
А Великий Потоп. Господь спас кучу животных, и погубил миллионы младенцев. Почему?
Неужели животное может быть лучше и "чище" "невинного" младенца?

Сергей Пометнев   02.11.2021 18:39     Заявить о нарушении
Совсем маленький ребенок безгрешен. Ссылаться на иудейское мифотворчество Ветхого Завета (со всеми его убийствами и потоплениями людей) в данном случае не следует. Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета - разные боги. Это наглядно показал в одной из своих статей ("Антитезы Маркиона") Кэролл Бирбауэр. Сам Ветхий Завет иудеи искусственно присоединили к Завету новому, нарушив тем самым чистое и непосредственное восприятие заповеди любви, которую принес на землю Иисус Христос. В результате получилось иудео-христианство, которое нам часто выдают за учение Христа.

Вспомните, что говорил Христос о детях: "...истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (МФ 18:3).
Спаситель говорил о чистоте и непосредственности детского восприятия: "Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него". (Мк 10:15).

Если и этого недостаточно, вспомним, что в Православии ребенок исповедуется как правило с семи лет. До семи лет детям грехи не вменяются.

И Достоевский мучился вопросом, почему страдают невинные, еще даже не успевшие согрешить дети. Лично я в рамках теодицеи пока внятного ответа на этот вопрос не находил.

Дмитрий Новиков Винивартана   19.01.2022 02:08   Заявить о нарушении
// Совсем маленький ребенок безгрешен… До семи лет детям грехи не вменяются //
Кем не вменяются?
Вами, Дмитрий, не вменяются? Приходским священником не вменяются? Кто «не вменяет»?
Покажите цитатой, что Он «не вменяет». А если не можете, то зачем свое мнение выставлять за Истину Божию?
Уж, если Вы принимаете «Новый завет», то не логично отрицать «Ветхий», так как на него многократно ссылался Христос.
Позиция отрицания части Писания, сродни позиции страуса, скрывшего голову в песке: «Я не могу этого понять, значит, этого не существует (или это ложь)». Какое то, простите, «детское» философствование.
Библейская история, это единственная, целостная, непротиворечивая теория мироздания. Иных целостных теорий не существует, ни научных ни философских ни «религиозных».
А отсылка, к неким сторонним «авторитетам», как аргумент в «слепом» диалоге, это вообще что? Кто такой «Бирбауэр»? Я его не знаю, а значит Вам надлежало озвучит его мысль, а не имя.
Когда Господь говорит о детях, то указывает не на них самих, и не на то, что именно дети войдут в Царство Божие. Господь указывает на их «полезное», детское свойство, - безграничное доверие, и прежде всего, доверие отцу. «Будьте как дети», значит, верьте Богу, как это сделал «эталон» веры, Авраам, когда, по слову Господа, шел приносить в жертву Богу своего сына (о-о-о-чень не детское занятие). Вы же, напротив, сомневаетесь в словах Бога, когда отрицаете часть Писания. Какой же Вы «деть»? Вы «противник».
А Достоевского, который как писатель, возможно и «велик», вообще не стоит «связывать» с религией. Если уж он так и не смог ничего понять в домостроительстве божием, то чему можно у него научиться?

Сергей Пометнев   20.01.2022 13:53   Заявить о нарушении