Заметки о Рерихах

Был ли Николай Рерих агентом какой либо разведки, вряд ли он был выше всего этого. Возможно в его экспедициях и были  агенты, но он о них ничего не знал. Как то ночью стреляли в Юрия Рериха.
По мнению А.В. Стеценко «В одном из интервью Юрий Кобаладзе руководитель пресс-бюро СВР. объясняет и наличие документов на Рериха и его экспедицию в резидентуре Монголии: «Никаких записей о том, что Рерих был нашим сотрудником или выполнял какие-то задания, в архивах Службы внешней разведки нет… Да, Рерих обращался к советским властям, в частности, в МИД, с просьбой оказать помощь в проведении экспедиции». В иностранном отделе ОГПУ заинтересовались Рерихом и его экспедицией только после посещения ими Москвы в июне-июле 1926 года. Одним из первых документов, поступивших в разведотдел, стало завещание Николая Константиновича, написанное им 8 мая 1926 года в китайском городе Урумчи перед въездом на территорию СССР. Упомянутые в завещании Сталин и Всесоюзная Коммунистическая партия дали соответствующую пищу О. Шишкину и другим клеветникам, однако чтобы сохранить наследие для России, обойти вниманием Сталина в то время было просто невозможно. Сам факт написания завещания перед посещением СССР свидетельствует, что Рерих прекрасно осознавал, какой опасности подвергает себя и членов своей семьи. Одно это уже опровергает все слухи о его сотрудничестве с ОГПУ. Николай Константинович поручил консулу СССР в Урумчи А. Быстрову (третьему распорядителю) направить завещание, заключавшееся в единственной просьбе — «чтобы предметам искусства было дано должное место, соответствующее высоким задачам коммунизма», — на хранение в НКИД, где оно находилось до тех пор, пока не потребовалось ОГПУ.  , зам. генерального директора Музея им. Н.К. Рериха.
Людмила Шапошникова писала «Однако даже английская разведка, следившая за Рерихами, имела свой предел. «Установлено, что никогда не было известно определенно, что он (Н.К.Рерих. — Л.Ш.) является коммунистическим агентом. Конечно, это никогда не было доказано. Если бы это было установлено, тогда бы все было давно прекращено» (Из отчета П.К. Бэмфорда от 5.12.1929 г.). Иными словами, Рерихов бы выселили из Индии немедленно. Однако этого не случилось.
Агент английской разведки полковник А.Е. Махон, специально приставленный к Рерихам, писал секретарю правительства Индии в апреле 1931 года: «Вам, возможно, будет интересно узнать, что старик (Н.К. Рерих. — Л.Ш.) занят своими картинами и пишет книгу… Они (т. е. Рерихи. — Л.Ш.) начали создавать здесь небольшой музей… Я слежу за их действиями и дам вам знать, если что не так, но в настоящее время, я уверен, они безвредны, хотя и эксцентричны…»
Лучшая разведка мира, английская, понимала, что подозрения в отношении Рерихов никогда не подтвердятся. Чиновники просто выполняли тягостную для них рутинную работу. Тира Уэйр оживила эту рутину на некоторое время. Один из чиновников написал на копии ее отчета: «Я прочел эти бумаги с огромным интересом; они хороши, как роман Эдгара Уоллеса».
Но бессмертный дух Тиры Уэйр вдохновил российских фантастов. В статье О. Шишкина предпринята малодостойная попытка доказать, что Н.К. Рерих был советским шпионом.
На чем базируется его версия? На некоем документе от 1893 года о том, что находящиеся под негласным надзором супруги Водовозовы имели отношения со студентами Пивоваровым и Николаем Рерихом. На известных фактах 1918 года: разграблении имущества Рериха (сам он тогда лечился в Финляндии), переезде Рерихов в Швецию, проведении там выставки и получении паспорта Временного правительства России. (В своем очерке «Призраки» Рерих упоминает о господине, предлагавшем ему приехать с картинами в Германию и своем отказе.) Известно и то, что Рерих возмущался поведением большевиков. Далее, в Лондоне, куда в 1920 году переехали Рерихи, английская разведка вела за их домом наблюдение. Также известно об отказе Н.К. Рериха войти в интернациональный журнал.
Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи работали всю свою жизнь на культуру своей Родины. Они оставили нам свое богатейшее наследство — художественное, философское, литературное. Они были среди тех, кто формировал новое планетарное мышление ХХ века. Имя Рерихов известно и высоко ценится во всем мире. Ни одна страна не допустила по отношению к нашим великим соотечественникам того, что допускали и допускаем мы.»
Я слышал рассказ по радио в детективном жанре о том, как чекисты создали отряд для заброски в Китай под видом экспедиции Рериха. Нашли даже агента похожею на Елену Рерих, ну и о дальнейших их приключениях. Наверное, это произведение и послужило поводом представить Рерихов агентами ОГПУ.
Олега Шишкина можно понять. Он журналист , а они ради пиара и рейтинга идут на всё.
Запятнать имя Николая Рериха не кому не удастся. Как говорят у нас на Руси «К сухому забору грязь не пристанет».

В начале Коля Рерих, уступая воле своего родителя, поступил на юридический факультет. Но, получив высшее образование, он не пошел по стопам отца и ни дня не проработал по специальности. Весь юношеский пыл был направлен на изучение истории, археологии, этнографии, философии и, главное, живописи. Первая выставленная его картина была приобретена знаменитым коллекционером Третьяковым и получила благожелательный отзыв Льва Толстого. У Рериха были отменные учителя по этой части, а с 1895 года он занимался в студии знаменитого мастера пейзажной живописи Архипа Ивановича Куинджи.
В этом же году Елена Шапошникова с золотой медалью окончила Мариинскую женскую гимназию в Санкт-Петербурге и поступила в музыкальную частную школу, директором которой был профессор игры на фортепиано Иосиф Александрович Боровка. Но познакомится она с будущим мужем только в 1899 году в имении директора Российского археологического общества князя Путятина, своего дяди.
Неизвестно, что побудило человека с явно художественными задатками и тягой к спиритическим сеансам, кроме того бывшим явным антисоветчиком, клеймившим большевистский режим в эмигрантской белогвардейской прессе, броситься в объятия Советской власти. Осенью 1924 года Рерих переправился через океан в Европу и посетил представительство СССР в Берлине, где встретился с полпредом Н. Н. Крестинским и его помощником Г. А. Астаховым.
На стоянке в Бурхан-Булате Рерих дал знаменитое письмо махатм для передачи Советскому правительству и ларец с землей на могилу "Махатмы Ленина". Эти дары Николай Константинович в июне 1926 года вручил лично наркому Чичерину, а тот передал их в Институт Ленина.
В октябре 1925 года художник задумал картину "Гора Ленина", позже переименованную им в "Явление срока". Тем не менее в Москве она была выставлена под своим первоначальным названием. В дарственной Рерих собственноручно начертал: "Гора Ленина". В экспедиционном дневнике Николая Константиновича тогда появилась следующая запись: "Гора Ленина высится конусом между двух крыльев белого хребта. Лама шепчет: "Ленин не был против истинного буддизма".
Николай Рерих умер 13 декабря 1947 года. Последние годы поклонник махатм жил и работал в Индии. Там же 5 октября 1955 года скончалась и Елена Ивановна. В памяти советских людей Рерихи оставались прежде всего деятелями русской культуры.
12 апреля 1961 года первый космонавт планеты Юрий Гагарин записал в своем бортовом журнале: "Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха".
Живя в Индии, Елена и  Николай Рерихи увлеклись Йогой, написали несколько произведений посвящённых этому учению. Широко его пропагандировали.
В книге Агни Йога. Великое наследие (сборник) - Николай Рерих ставил на первое место духовные, моральные ценности, а не материальные.
Он писал «Мерила Наши не имеют ничего общего с условными пониманиями. Чтобы проникнуть в Наши формулы, нужно отринуть материальные привязанности.
Учение Мое может раскрыть волны испытуемой Акаши. Приветствуйте радость искр. Не изменчивость, но углубление задания. Являя Нашу волю, можете лишь приближаться. Мое желание – охранить красоту духа.»
Уважительно относился К Христу. «Страдания и воскресение, то есть разложение материи Христом, дали утонченный подвиг земного достижения. Но о разложении тела на атомы никто не знает, говорят о похищении тела учениками.
До клеветы старого мира нет дела, каждая подлинность подвига нужна для Космоса. Творчество подвига подобно каждому процессу творчества. Углубляя форму, даем вековой кристалл. Чутье совершенства подымает дух творческих проявлений. Христос, будучи реалистом, пожелал, чтобы феномену разложения предшествовал подвиг полного сознания.»
Некоторые считают, что в книгах не может быть йоги как процесса. Его невозможно описать, поскольку он не вербализуем. Йогу нужно пройти, а не прочитать. Рерихам  удалось описать и пройти.
Остановись в Верхнем Уймоне, Николай Рерих совершал конные поездки по окрестностям , староверы рассказали ему с Беловодье – земле счастья и благоденствия,  он упорно её искал и скорей всего нашёл  в долине у подножья г. Белуха.

В тех местах залегают белые каолинитовые глины, все ручьи речки протекая по ним их размывают и вода приобретает белый цвет. отсюда и название этих мест – Беловодье. По видимому Елена и  Николай Рерихи там медитировали и общались с Учителем.
Но сам Рерих был выше этой суеты: тайные операции, финансовые коллизии не занимали его. В его голове царили мысли о будущих экспедициях, рождались образы для еще не написанных полотен и слова для новых книг. Продолжением и развитием той самой, отброшенной императором, программы защиты культурного наследия ему представлялся новый всеобъемлющий документ мирового звучания: "Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников" — так он будет называться официально или же, без протокола, "Пакт Рериха". Именно тогда, в 1928 году, после возвращения из экспедиции, Николай Константинович начал работу над этим эпохальным документом. Государственные системы, которым всегда было "не до того", дали трещину. В 1935 году первые страны поставили свои подписи под этим историческим пактом. Договором, соединяющим мир за окном и волшебный мир Рериха.
Н. Рерих утверждал «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство — для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата "священного источника". Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, которому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем.»
Имя Юрия Рериха и упоминания о его исследованиях встречаются в письмах Н.К. Рериха, а также на страницах его книг («Алтай - Гималаи», «Адамант», «О вечном», «Химават», «Листы дневника»). Перед их читателем семья Рерихов предстает единым и неразрывным целым, воплощенным в кратком и емком «мы». ... Эти эпизоды (ночной выстрел, едва не стоивший ему жизни, организация охраны экспедиции, посещение крепости разбойника Дже-ламы) свидетельствуют о многих трудностях, с которыми столкнулись Рерихи во время экспедиции, и являются ярким примером неуклонного устремления и верности своей цели.
В своих философско-художественных очерках Рерих создаёт новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. «Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Красота познаётся человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорится и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович отображал идеи Живой Этики в художественных образах.

В широкое понятие Культуры Н. К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех её материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Рерих, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утончённость, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано её защищать.
В 1928 году Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха) Вместе с Договором Н. К. Рерих предлагает отличительный знак для идентификации объектов охраны  — Знамя Мира, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами, символизирующими единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности, по другой версии — религия, искусство и наука в круге культур.
В 1929 году текст проекта Договора с сопроводительным обращением Н. К. Рериха к правительствам и народам всех стран публикуется в прессе и рассылается в правительственные, научные, художественные и образовательные учреждения всего мира, проводятся международные конференции. В результате, в ряде стран были образованы комитеты в поддержку Пакта, а также учреждена Всемирная Лига Культуры. Проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, а также Панамериканским союзом.
Рерих надеялся, что Пакт будет иметь воспитательное значение «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества», — говорил Николай Рерих Идею Пакта поддержали Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Герберт Уэллс и др.
Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны.  В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта.[143] В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта.
Идеи Пакта нашли отражение и в искусстве Николая Рериха. Эмблему «Знамени Мира» можно видеть на многих его полотнах тридцатых годов. Специально Пакту посвящена картина «Мадонна-Орифламма».


Рецензии