Биологические потребности, интуиция, инстинкты

Написать эту статью меня побудила одна из телепередач, где образованный человек не отличал рассудочную мотивацию от инстинктивного поведения, а понятие «потребность» применял для обозначении инстинктивных влечений.
Ранее я уже писала, что инстинкты млекопитающих, (включая человека разумного), представляют собой наследственные программы, которые путём влечений направляют произвольное поведение и стимулируют его эмоциями; при встрече с целью влечения в соответствующей ситуации включаются связанные с этими влечениями исполнительные программы поведения, которые работают в содружестве с аналитической деятельностью мозга.
Случайный опыт подсказал мне, что изначально инстинкт — это РАСЧЁТ МОЗГА без участия сознания, программа действий для данной ситуации. Если расчёт мозга других особей в такой же ситуации подтверждает целесообразность этих действий, а ситуация остаётся неизменной в течение достаточно длительного времени (например, групповое поведение), программа нужных действий записывается в генах, и становится неизменной инстинктивной программой [1].
Расчёт мозга человека без участия его сознания — это и есть то, что называют «интуицией». Осознанное логическое мышление опирается на непосредственное чувственное восприятие и на прежние логические выводы, которые играют роль аксиом. А прежние логические выводы могут быть ложными. И тогда выводы логического мышления, основанные на этих «аксиомах», тоже будут ложными. Строить неизменные инстинктивные программы поведения на таких выводах - не рационально. Неосознанный расчёт мозга человека(интуиция), судя по его результатам, использует всю доступную мозгу информацию из внешней и внутренней среды, включая ту, которая сознанию недоступна (восприятие энергетического излучения от объектов), с учётом памяти о прошлом опыте и выводов конкретного мышления; сознание получает готовую оценку или «интуитивную» рекомендацию к действию без логического обоснования. Интуиция – одна из составляющих разума [2].
Значение слова «потребность» в словаре Д. Н. Ушакова: "Надобность, нужда в чем-нибудь, без удовлетворения которой невозможно обойтись" [3].  Определение термина «потребность» С. Л. Рубинштейном: «Состояние индивида при нужде в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие» [4]. Оба автора не указывают на то, что это определение - только для биологических потребностей.
Из словаря психологических терминов:
«В своих первичных биологических формах потребность выступает как нужда, испытываемая организмом в чём-то находящегося вне его и необходимом для его жизнедеятельности. Биологическим потребностям присущ ГОМЕОСТАТИЧЕСКИЙ характер: побуждаемая ими деятельность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов, возобновляется при отклонении от этого уровня и прекращается при его достижении» [5].
В настоящее время в средних школах  дают понятия об инстинктах и потребностях, близкие к вышеописанным. Тем не менее, свои инстинктивные влечения не все люди осознают, как инстинктивные, и не могут отличить их от биологических потребностей, а своё инстинктивное социальное поведение  практические все считают рассудочным, результатом научения или опыта.
Отличие биологических потребностей от инстинктивных влечений очень простое: влечения человек может игнорировать или подавлять, от этого он будет страдать, но не погибнет.  А без удовлетворения биологических потребностей - поддержание жизни невозможно.
Отличить инстинктивное поведение от рассудочного тоже не сложно, но здесь потребуется большая наблюдательность: инстинктивное поведение отличает ЕДИНООБРАЗИЕ в действиях и однотипность чувств - в строго определённых ситуациях. Яркий пример - инстинктивная травля изгоя под управлением инстинктивного лидера древнего типа (инстинктивные лидеры современного типа травлю изгоя не применяют). Степень цивилизованности людей не влияет на их инстинктивное поведение и чувства. Ещё Платон заметил отличие рассудочного социального поведения от инстинктивного (выделение слов заглавными буквами - моё): «Ничего не остаётся личным. … Они хвалят или ругают по МОЛЧАЛИВОМУ согласию, они даже радуются и печалятся ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ ВЕЩАМ, - ВСЕ ВМЕСТЕ И В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ... …тот, кто своеволен, нравом обречён на одиночество» [6].


Литература:

1. Светличная Л. В. Как мозг управляет поведением. Сложное инстинктивное поведение. URL: http://proza.ru/2009/06/21/543
2. Светличная Л. В. Как мозг управляет поведением. Сознание и мышление (осознанное и неосознанное мышление). http://proza.ru/2009/11/20/555
3. Ушаков Д. Н. Толковый словарь. URL:https://ushakov.slovaronline.com/
4. Рубинштейн С. Л. "Основы общей психологии". Издательство "Питер", 2002г.
5. Большой психологический словарь. Под ред.Б. Г. Мещерякова. В.П.Зинченко. - М.: АСИ: АСТ МОСКВА; Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. стр. 490
6. Стретерн Пол. "Платон за 90 минут". URL: https://libcat.ru/
 


Рецензии