Шабат у янтарной сосны
Эта старая традиция советской интеллигенции – петь песни в лесу у костра – зародилась в период хрущевской оттепели и стойко держалась в годы застоя. И опять дело не обошлось без евреев. Поскольку «пятый пункт» мешал поступлению во многие гуманитарные и творческие вузы, в советской стране возникла многочисленная популяция инженеров и ученых, которым, как в том анекдоте, надо было куда-то девать умище и музыкальные способности. Это были те самые «физики» из стихотворения Бориса Слуцкого, которых сильно тянуло в «лирики».
Перечисляя имена признанных классиков авторской песни, мы не без гордости отмечаем, что «не один наш таки стал»: среди классиков жанра – Виктор Берковский и Владимир Ланцберг, Евгений Клячкин и Марк Фрейдкин. Своим барды считают и Александра Галича, хотя это предмет бурных дискуссий – вписывается ли его творчество с границы жанра. Если заняться генеалогией жанра, то стоит упомянуть Павла Когана и Георгия Лепского – авторов «Бригантины» и Евгения Аграновича, сочинившего «Я в весеннем лесу пил березовый сок...» Среди ныне здравствующих патриархов жанра несомненное «первенство по чести» принадлежит Александру Моисеевичу Городницкому. Кстати, маму трагически погибшего молодого барда Валерия Грушина, в память о котором назван знаменитый «грушинский фестиваль» – прообраз всех слетов КСП – звали Бэлла Яковлевна...
Расставаясь с родиной Высоцкого и Окуджавы, тысячи евреев отнюдь не расстались со своими вкусами и привязанностями. И вот, понемногу встав на ноги, адаптировавшись после стресса эмиграции, они не стали прихожанами многочисленных американских синагог, а стали воссоздавать культуру КСП, в лоне которой прошла их юность. У тех, кто сумел влиться в американский средний класс, обзавестись особняком в «одноэтажной Америке», теперь всегда найдется гостевая комната, чтобы принять в своем домике, кого-то из кумиров студенческой поры. Знаменитые российский барды стали желанными гостями слетов в не только в США, но и в Израиле, Германии, их слава стала всемирной.
В уютном Нью-йоркский кемпинге-заповеднике «Deer Park» слеты проходят уже не первый год, а всего с 1996 года их состоялось 32. Конечно же, слет КСП – не еврейское мероприятие, но не следует удивляться тому, что процентов восемьдесят его участников – обладатели очень характерных носов, лиц, имен и фамилий. Раввин Штейнзальц с горькой иронией сетовал, что евреи едут в Израиль, чтоб никто не мешал им ассимилироваться. Развивая эту мысль, можно сказать, что в Америку советские евреи поехали, чтоб никто не мешал им быть русскими интеллигентами – обладателями хорошей профессии, которые в часы досуга отводят душу под гитарный перебор, следуя призыву Окуджавы «давай брат отрешимся, давай брат воспарим».
В лесу у костра я встретил знакомого – бывшего раввина соседней с Калининградом Клайпеды Носсона Вершубского. Оказалось, что в те уже далекие восьмидесятые он тоже был студентом МИИТА и любителем туристической песни. Но, в отличие от большинства друзей, серьезно увлекся еврейской религией и даже получил за это срок. Затем была эмиграция, возвращение в Россию в качестве раввина, возвращение домой в Нью-Йорк, а теперь вот – возвращение к старому увлечению. Но участие в слете КСП сопряжено для религиозного человека с проблемой – мероприятие проводится в выходные, следовательно, в шабат. Рав Носсон со знанием дела подошел к решению этой проблемы: он запасся кошерным вином и мясом, устроил вокруг своего микроавтобуса эрув. Я люблю коллекционировать шабаты – оказавшись в пятницу в другом городе или другой стране пойти в синагогу и посидеть среди незнакомых, но очень понятных и близких людей. На этот раз новое переживание было уникальным – кидуш и трапеза под навесом, плохо спасавшим от дождя, и субботние змирот, сливавшиеся с доносившимися отовсюду песнями про костер у янтарной сосны. Рав Вершубский сумел ненавязчиво вписаться в бардовскую компанию, увлечь ряд каэспэшников беседами о высоком и вечном, а душа каэспэшника всегда жаждет метафизики, они сами признают, что авторская песня – не только музыка и стихи, но своего рода служение, форма связи с высшими мирами. Слеты КСП вообще мне кое-что напоминают. Несколько раз в год евреи съезжаются в уже «намоленное» место, приносят туда различные съестные «жертвы», готовят еду прямо здесь на огне, в казанах и в мангалах. Затем происходят воспевания, придающие ритуалу форму синкретического служения высшему началу. Аналогии можно продолжать: весь каэспэшный народ отчетливо делится на три слоя: есть здесь свои «коэны» – мэтры жанра, авторы «культовых песнопений», «левиты» – те, что поют хором песни из сложившегося канона. Ну и простые «исраэлим», приезжающие просто поучаствовать во вкушении, возлиянии и воспевании. Вот так, сквозь советские некошерные привычки, сквозь популярный принцип «тише идиш – дальше будешь», пробиваются заложенные, видимо, в генах, древние поведенческие коды, подвигающие евреев к служению в предписанной свыше форме, о которой они сами не догадываются. Я поделился этим своим наблюдением с равом Вершубским, и ему оно понравилось.
На фото — автор с р.Вершубским в заповеднике «Deer Park» под Нью-Йорком на слете КСП.
Впервые опубликовано на сайте «Еврейские новости Петербурга» 06.06.2014
https://news.jeps.ru/novosti/shabat-u-yantarnoj-sosnyi.html
Свидетельство о публикации №221110300104