записки из музея 2

   "...не помню, где прочитал про эксперимент, устроенный в метро. В переходе играл скрипач, один из лучших.
Билеты на его концерты стоили сотни долларов. Играл на скрипке Страдивари.
Народ шел мимо, не замедляя шага. Кто-то бросал мелочь в футляр.
Остановились, чтобы послушать, всего три человека из десятков тысяч.
Люди не видят и не слышат настоящее, поскольку настроены на суррогат..."  (Валерий Диковский. Из рецензии.)

... ну, а вот Вы. Лично Вы. Остановились бы? Вы бы (даже имея музыкальный слух и образование)
-- отличили бы Страдивари от простой "деревяшки" из магазина муз.инструментов...
А виртуоза -- от балаганного музыканта. Три человека из десятков тысяч -- это не хилый процент...



   Леночка, жена дяди-Вадика -- известный в городе художник-керамист. Иногда она брала дядю-Вадика на различные керамические выставки. А дяда-Вадик, обычно, -- брал на выставку поллитру коньяка и меня.
Сначала обходили все сденды. Леночка восхищалась работами коллег, как из нашего города, так и иногородних, которые все прекрасно друг друга знали. Мы с дядей-Вадиком время от времени отлучались,-- "на минуточку",-- и потягивали контрабандный коньячок, где-нибудь в укромном уголке.
  Затем подходили к Леночкиному стенду. И другие керамисты восхищались её работами:
  -- ой, какая ваза. Это шедевр. Какие линии, цвет. А вот этой лазури ты как добилась. А глина откуда.
 А где обжигала, сколько времени, при какой температуре..?

  -- Поливан, а тебе нравится моя новая ваза?
  -- Ну -- да. Красивая.
  -- И всё?
  -- А чо ещё-то. Горшок и горшок.
  -- Балбес ты, Поливан.

   На день рождения Леночка подарила мне кружку своей работы. Ввиде "жопы с ручкой". Вот она мне, действительно, --
очень нравится...

   Квартира дяди-Вадика -- это настоящий музей керамики. Таким образом, вот уже брлее 30 лет -- дядя-Вадик живёт в "музее".
 И это не могло не отразиться на его сознании.
 Ибо, как всем известно: его (сознание), -- определяет бытиё.
  Он многие годы бескорыстно помогал Елене Михайловне в её подвижнической деятельности.
 Возил тюки с керамическими изделиями на разные выставки, ярмарки, благотворительные распродажи детских поделок
 на Дне города, чинил печки, месил глину. В общем, проделывал всю тяжёлую физическую работу.
   И вот когда настало такое время, когда творческий потенциал дяди-Вадика, как архитектора, перестал быть востребованным, он безболезненно перековался в керамисты.
   Будучи человеком творческим и крайне любопытным по своей природе, дядя-Вадик исподволь, потихоньку, изучал азы технологии производства керамических изделий.
 Потом сам начал лепить незамысловатые штучки, упорно доводя их до совершенства.
   Но а так как Вадим всегда в душе оставался архитектором, делал он эти вещи,
 как-то не так, по своему, по архитектурному.
   -- Это почему это -- нельзя добавлять в глину керамзит, иль вермикулит. Прекрасные, между прочим, теплоизоляционные материалы. И ничего они там не сгорят, и ничего не испортят, а может -- ещё лучше будет.
 Никто же не пробовал.  Художнику дозволено делать всё. А там -- как получится...
   То что немыслимо было сделать профессиональному керамисту, дядя Вадим делал не задумываясь.
   А через год -- сам уже представлял, вместе с Леночкой, свои работы на очередной выставке керамики.

  -- Поливан, а тебе нравится новая Леночкина ваза?
  -- Ну -- да. Красивая.
  -- И всё?
  -- А чо ещё-то. Горшок и горшок. Если честно, дядя-Вадик, твои "штучки" я как-то больше понимаю.
  -- Балбес ты, Поливан.


    Просто:
...живопись -- для художников и коллекционеров.
Керамика -- для керамистов.
Архитектурные изыски -- для архитекторов.
Музыка -- для композиторов и музыкантов.
Куклы--для кукольников.
Поэзия -- для поэтов и критиков и т.д. ...


 ПИСАТЕЛЬ: Я писатель!
 ЧИТАТЕЛЬ: А по-моему, ты говно!
    (Писатель стоит несколько минут,  потря-
    сенный этой новой идеей и падает замерт-
    во. Его выносят.)
    (Хармс, Даниил Иванович)



   ...очень жаль, что творчество Казимира Малевича часто связывают только с его "пресловутым" Чёрнам Квадратом.
И когда кто-то говорит, что не нравится "чёрный квадрат", я спрашиваю: "...какой из четырёх "чёрных квадратов" ему не нравится..."
   Лично мне "чёрный квадрат" N3 -- тоже как-то не очень...( шутка )). Уже повторяюсь, но мне больше нравится его -- "белый квадрат на белом".
 Он более концептуален и оптимистичен. А "чёрный" -- это всего лишь "бренд", "символ", "товарный знак" (название можно выбирать, или придумать самому) стиля -- "супрематизм", родоначальником которого считается
 Казимир Северинович.

   Сегодня принципы супрематизма эксплуатируют как зарубежные, так и наши архитекторы.
 Причём наши -- на порядок меньше (ибо -- "нет пророка в своём Отечестве")).
Первым кто применил композиционные принципы супрематизма и суперпозиций -- был голландский архитектор Бернар Чуми, запроектировавший в начале 80-х свой знаменитый парк "Ла-Виллет".
Сейчас парк является одной из достопримечательностью и поистине -- украшеним пригорода Парижа.
 Ну, а вспомните, например, церемонии торжественного открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи, которыми так гордился когда-то
весь наш народ, густо сдобренными объёмными цитатами Малевичевского супрематизма.
 
   Ну да. Трудно, наверное, назвать К. Малевича традиционным словом -- художник.
Сейчас его назвали бы -- гениальным дизайнером. Но в те времена, в которые он жил, такого слова в русском лексиконе -- не существовало...

   ...Творчество Казимира Севериновича -- многогранно, как гранёный стакан.
Кстати, к "изобретению" советского гранёного стакана -- он тоже приложил руку...
   "...В 1930 году, когда художник второй раз сидел в тюрьме, он обратил внимание на круглые стаканы:
 хрупкое стекло легко ломалось, опекая руки горячим чаем. Тогда Малевичу и пришла на ум идея создать стакан-многогранник, жесткость которого значительно увеличивается с добавлением углов. Освободившись, Казимир Северинович поделился своей идеей со скульптором Верой Мухиной, известным автором монумента «Рабочий и колхозница».
Подключив знакомых, Мухина смогла запустить массовое производство граненых стаканов..." (из интернета)...
   ...первый советский гранёный стакан был выпущен старейшим в России стекольным заводом в городе Гусь-Хрустальном.
11 сентября  1943 году...

   "...Я остался на стороне искусства крестьянского и начал писать картины в примитивном духе.
 Сначала, в первом периоде, я подражал иконописи. Второй период был чисто «трудовой»: я писал крестьян в труде, жатву, молотьбу. Третий период:
я приблизился к «пригородному жанру» (плотники, садовники, дачные места, купальщики).
Четвертый период — «городской вывески» (полотеры, горничные, лакеи, служащие)..."

   "...Привыкшим греться у милого личика трудно согреться у лица квадрата..."
          (Казимир Малевич)

   ... ну вот, вкратце, и всё...)




   Иллюстрация:   Малевич, Казимир Северинович. "Портрет матери" (1932г.)


Рецензии