записки из музея 2
Билеты на его концерты стоили сотни долларов. Играл на скрипке Страдивари.
Народ шел мимо, не замедляя шага. Кто-то бросал мелочь в футляр.
Остановились, чтобы послушать, всего три человека из десятков тысяч.
Люди не видят и не слышат настоящее, поскольку настроены на суррогат..." (Валерий Диковский. Из рецензии.)
... ну, а вот Вы. Лично Вы. Остановились бы? Вы бы (даже имея музыкальный слух и образование)
-- отличили бы Страдивари от простой "деревяшки" из магазина муз.инструментов...
А виртуоза -- от балаганного музыканта. Три человека из десятков тысяч -- это не хилый процент...
Леночка, жена дяди-Вадика -- известный в городе художник-керамист. Иногда она брала дядю-Вадика на различные керамические выставки. А дяда-Вадик, обычно, -- брал на выставку поллитру коньяка и меня.
Сначала обходили все сденды. Леночка восхищалась работами коллег, как из нашего города, так и иногородних, которые все прекрасно друг друга знали. Мы с дядей-Вадиком время от времени отлучались,-- "на минуточку",-- и потягивали контрабандный коньячок, где-нибудь в укромном уголке.
Затем подходили к Леночкиному стенду. И другие керамисты восхищались её работами:
-- ой, какая ваза. Это шедевр. Какие линии, цвет. А вот этой лазури ты как добилась. А глина откуда.
А где обжигала, сколько времени, при какой температуре..?
-- Поливан, а тебе нравится моя новая ваза?
-- Ну -- да. Красивая.
-- И всё?
-- А чо ещё-то. Горшок и горшок.
-- Балбес ты, Поливан.
На день рождения Леночка подарила мне кружку своей работы. Ввиде "жопы с ручкой". Вот она мне, действительно, --
очень нравится...
Квартира дяди-Вадика -- это настоящий музей керамики. Таким образом, вот уже брлее 30 лет -- дядя-Вадик живёт в "музее".
И это не могло не отразиться на его сознании.
Ибо, как всем известно: его (сознание), -- определяет бытиё.
Он многие годы бескорыстно помогал Елене Михайловне в её подвижнической деятельности.
Возил тюки с керамическими изделиями на разные выставки, ярмарки, благотворительные распродажи детских поделок
на Дне города, чинил печки, месил глину. В общем, проделывал всю тяжёлую физическую работу.
И вот когда настало такое время, когда творческий потенциал дяди-Вадика, как архитектора, перестал быть востребованным, он безболезненно перековался в керамисты.
Будучи человеком творческим и крайне любопытным по своей природе, дядя-Вадик исподволь, потихоньку, изучал азы технологии производства керамических изделий.
Потом сам начал лепить незамысловатые штучки, упорно доводя их до совершенства.
Но а так как Вадим всегда в душе оставался архитектором, делал он эти вещи,
как-то не так, по своему, по архитектурному.
-- Это почему это -- нельзя добавлять в глину керамзит, иль вермикулит. Прекрасные, между прочим, теплоизоляционные материалы. И ничего они там не сгорят, и ничего не испортят, а может -- ещё лучше будет.
Никто же не пробовал. Художнику дозволено делать всё. А там -- как получится...
То что немыслимо было сделать профессиональному керамисту, дядя Вадим делал не задумываясь.
А через год -- сам уже представлял, вместе с Леночкой, свои работы на очередной выставке керамики.
-- Поливан, а тебе нравится новая Леночкина ваза?
-- Ну -- да. Красивая.
-- И всё?
-- А чо ещё-то. Горшок и горшок. Если честно, дядя-Вадик, твои "штучки" я как-то больше понимаю.
-- Балбес ты, Поливан.
Просто:
...живопись -- для художников и коллекционеров.
Керамика -- для керамистов.
Архитектурные изыски -- для архитекторов.
Музыка -- для композиторов и музыкантов.
Куклы--для кукольников.
Поэзия -- для поэтов и критиков и т.д. ...
ПИСАТЕЛЬ: Я писатель!
ЧИТАТЕЛЬ: А по-моему, ты говно!
(Писатель стоит несколько минут, потря-
сенный этой новой идеей и падает замерт-
во. Его выносят.)
(Хармс, Даниил Иванович)
...очень жаль, что творчество Казимира Малевича часто связывают только с его "пресловутым" Чёрнам Квадратом.
И когда кто-то говорит, что не нравится "чёрный квадрат", я спрашиваю: "...какой из четырёх "чёрных квадратов" ему не нравится..."
Лично мне "чёрный квадрат" N3 -- тоже как-то не очень...( шутка )). Уже повторяюсь, но мне больше нравится его -- "белый квадрат на белом".
Он более концептуален и оптимистичен. А "чёрный" -- это всего лишь "бренд", "символ", "товарный знак" (название можно выбирать, или придумать самому) стиля -- "супрематизм", родоначальником которого считается
Казимир Северинович.
Сегодня принципы супрематизма эксплуатируют как зарубежные, так и наши архитекторы.
Причём наши -- на порядок меньше (ибо -- "нет пророка в своём Отечестве")).
Первым кто применил композиционные принципы супрематизма и суперпозиций -- был голландский архитектор Бернар Чуми, запроектировавший в начале 80-х свой знаменитый парк "Ла-Виллет".
Сейчас парк является одной из достопримечательностью и поистине -- украшеним пригорода Парижа.
Ну, а вспомните, например, церемонии торжественного открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи, которыми так гордился когда-то
весь наш народ, густо сдобренными объёмными цитатами Малевичевского супрематизма.
Ну да. Трудно, наверное, назвать К. Малевича традиционным словом -- художник.
Сейчас его назвали бы -- гениальным дизайнером. Но в те времена, в которые он жил, такого слова в русском лексиконе -- не существовало...
...Творчество Казимира Севериновича -- многогранно, как гранёный стакан.
Кстати, к "изобретению" советского гранёного стакана -- он тоже приложил руку...
"...В 1930 году, когда художник второй раз сидел в тюрьме, он обратил внимание на круглые стаканы:
хрупкое стекло легко ломалось, опекая руки горячим чаем. Тогда Малевичу и пришла на ум идея создать стакан-многогранник, жесткость которого значительно увеличивается с добавлением углов. Освободившись, Казимир Северинович поделился своей идеей со скульптором Верой Мухиной, известным автором монумента «Рабочий и колхозница».
Подключив знакомых, Мухина смогла запустить массовое производство граненых стаканов..." (из интернета)...
...первый советский гранёный стакан был выпущен старейшим в России стекольным заводом в городе Гусь-Хрустальном.
11 сентября 1943 году...
"...Я остался на стороне искусства крестьянского и начал писать картины в примитивном духе.
Сначала, в первом периоде, я подражал иконописи. Второй период был чисто «трудовой»: я писал крестьян в труде, жатву, молотьбу. Третий период:
я приблизился к «пригородному жанру» (плотники, садовники, дачные места, купальщики).
Четвертый период — «городской вывески» (полотеры, горничные, лакеи, служащие)..."
"...Привыкшим греться у милого личика трудно согреться у лица квадрата..."
(Казимир Малевич)
... ну вот, вкратце, и всё...)
Иллюстрация: Малевич, Казимир Северинович. "Портрет матери" (1932г.)
Свидетельство о публикации №221110301449