Незабываемой супруге -Наире Суреновне, посвящается

Дорогая моя, бесконечно любимая Наира, оставив меня одного, ты  ушла в небытие,  сердце у меня ноет и разрывается, что в последние минуты твоей жизни, меня не было рядом с тобой, что не услышал и не исполнил последнее твое желание, а оно, безусловно у тебя было. Я не расстался с тобой, мы не простились, поэтому я не осознаю твой уход из жизни, я часто дочку Иру называю Наирой, нет, с умом у меня полный порядок.

 Мне кажется, что за 6 месяцев я выплакал все слезы, но и сейчас по щекам текут они, и, видимо они будут у меня всю оставшуюся жизнь.  Мне  трудно после 54 летней совместной жизни осознать, что нет моей бесконечно любимой, ласковой и нежной подруги жизни. А ведь нам вместе всегда было хорошо, даже в тяжелые годы, обострения отношений с Азербайджаном в 1988 году и годы войны, начиная  с 1992 по 1994.

Помню Армен ночами не приходил домой, и это очень волновало нас и беспокоило, но мы знали, что Армен ничего плохого не делает, были уверены, что он занят полезным  и нужным делом. Армен замечал, что мы беспокоимся, поэтому, однажды мне сказал:  Папа  Вы не беспокойтесь, я не уроню Вашей чести, Вы будете гордиться своими сыновьями.

Мы пережили тяготы, навязанной нам Азербайджаном войны, бомбежки, обстрелы, блокадного Степанакерта из различных типов орудий и ракет. Иногда   нечего было есть, и даже пить, потому, что невозможно было выйти из убежищ, мы не отступили от наших требований и вместе с народом боролись за свободу  Арцаха. Мы не теряли духа, выдержали все испытания, тяготы и лишения войны, и, Победили.

 Я помню нашу первую встречу с тобой, молодой с красными щечками, очень бодрой походкой, кажется, земля дрожала под твоими ногами. На этой встрече, я не обещал тебе ни золотых гор,  ни звезду с небес, но сказал, что  буду гарантом для твоей жизни.  Между нами в семье не было слово МОЕ, все было НАШЕ.

Твои мысли были проникнуты заботой обо мне, причем ты это делала спокойно, непринужденно, иногда незаметно, ты заботилась обо мне больше чем о себе. Отношения наши строились на взаимопонимании, и любви.  Теперь мне не с кем советоваться, не с кем поговорить по душам на том уровне, на котором говорил с тобой. Любовь твоя меня возвышала,для меня была счастьем, забота о тебе для меня было радостью.               

Ты мне подарила двух сыновей и дочь, мы всегда гордились ими. Сыновья живут отдельно от меня ,каждый в своей семье, а дочь  с внучкой, пока со мной. Я нахожусь под  постоянным их вниманием и заботой, но ничто и никто не может заменить тебя, моя дорогая и бесконечно любимая Наира. Мне постоянно не хватает тебя.

 Когда в 2000 году тебя положили  в больницу с тяжелым диагнозом инсульт  левого полушария головы, где  пролежала 30 дней в коме, а затем 20 дней приходила в себя. Тогда ты не узнавала меня   и выгоняла из палаты, мне было больно, в то же время я радовался , что ты выходишь из комы.

 Я все время суток находился с тобой, выполнял все предписания врачей, делал 3 раза  массаж,  начиная от пальцев рук и ног и кончая массажем головы. Иногда я не разрешал принимать лекарства, которые могли бы принести больше вреда , чем пользы, я узнавал это из аннотаций  к лекарствам. Затем учились ходить. К счастью, из больницы выписали  полностью здоровой, ты самостоятельно могла ходить и даже работать, чему я  бесконечно был рад.

 По рекомендации врачей мы остались жить в Ереване. Мы продолжали жить той же жизнью, но внимания тебе я стал уделять больше. Второй инсульт головы, а следом инфаркт сердца, снова привели тебя на больничную койку. Говорить стала плохо, трудности появились и в ходьбе. Теперь все мое внимание было сосредоточено на тебе. Я обеспечивал всем,  что  нужно было для твоего здоровья и проживания. Но 1 апреля 2021 года тяжелая  болезнь сковала маня.

 Ковид 19 держал меня в напряжении, состояние было тяжелое,   вдобавок,  от недостаточной подвижности,  на левом бедре, образовалась пролежень  диаметром 8 см, что приносило дополнительные страдания, практически я не мог двигаться. 1 мая сын Армен прикатил тебя на коляске в палату и сказал мне, что мама хочет быть рядом с тобой.

Несмотря на то, что встреча произошла в больнице, на твоем лице я увидел радостную улыбку, ты была рада встрече, так как не видела меня почти месяц. Увидев тебя, я тоже обрадовался, что ты будешь рядом со мной.  Тебя уложили на койку, которая находилась правее  и поперек  койки, где лежал я. Почти все время лежал спиной к тебе  так, как  не мог двигаться из-за пролежня. Я ужасно переживал, что не могу повернуться к тебе. Санитарку я попросил подвести меня на коляске к тебе.

 Когда меня подвели  к тебе, я обнял тебя и стал целовать твои руки, до головы дотянуться было невозможно. Я был так рад встрече, что ничего не говорил тебе, просто целовал тебя и плакал от радости, что нахожусь рядом с тобой.  7 мая меня выписали из больницы, хотя состояние моего здоровья было ужасное, я не мог стоять, не то чтобы ходить.

 Коляску попросил подвести к тебе, я обнял тебя и сказал, что пойду домой побреюсь и завтра приду к тебе.  Тогда я не представлял себе, что это наша последняя встреча. Но  к моему большому сожалению,
к тебе я не пришёл так как на ногах я не мог стоять. Ночью, с 8 на 9 мая, во сне, я видел, как с неба упала звезда, причем кто-то, как бы говорил мне, вот это место где упала звезда. 

Рано утром  9 мая меня разбудил Армен и тихо сказал: Мамы  больше нет.                Вот так, незаметно, не попрощавшись со  мной, ушла из жизни моя бесконечно  любимая и незабываемая подруга жизни. Мне трудно понять, еще труднее осознать , что больше тебя я не увижу, не смогу обнять и нежно поцеловать тебя, не смогу увидеть твое спокойное лицо и приветливую улыбку. Мне очень, очень, очень тяжело и  безмерно  горькооооооо…
31 октября 2021 года.               


Рецензии
Сергей, попробую немного утешить Вас, если получится... Дело в том, что в соответствии с сегодняшними воззрениями квантовой физики, люди не умирают - умирает только их тело (оно, к сожалению, не долговечно), а сознание живых существ существует вечно как часть сознания Вселенной. А эгрегор вашей семьи будет существовать до тех пор, пока кто-то из семьи еще существует. И он не где-то в какой-то точке пространства, а он одновременно везде. Он нелокален, как и сами носители сознания - квантовые частицы. Поэтому сознание Наиры осталось, и вы можете с ним взаимодействовать, пока живы...

Гарри Александров   16.04.2024 23:20     Заявить о нарушении
Гарри благодарю Вас ,что нашли время и зашли на мою страничку, но то о чём Вы пишите не укладывается в моей голове. Уже три года как я потерял подругу жизни и никак не могу взаимодействовать с ней несмотря на то, что я очень этого хочу. Квантовые частицы никак не действуют на меня. Поэтому единственное чувство которое я испытываю, к моему огромному сожалению, что я потерял её навсегда.Ещё раз благодарю Вас за внимание и прочтение Сергей.

Сергей Тавадян   17.04.2024 07:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.