Школа и сахарный завод. Начало

В первый класс я пошёл в 1965 году.
Школа находилась в старом деревянном, одноэтажном здании, неподалёку от разрушенной церкви, на месте которой можно было увидеть фрагменты разбитых стен, фундамента и поваленное надгробие из зелёного с прожилками камня, с надписью на старославянском языке. Моей первой учительницей была Никифорова Зинаида Николаевна. Считаю, что своей любознательности и неукротимой жажде знаний я обязан именно ей.
Первыми учебными дисциплинами, открывшими для нас огромный мир были: Родная речь, Русский язык, Арифметика и Природоведение.
У каждого ученика был набор письменных принадлежностей, включающий тетради в косую линейку, непременно, с промокашками; ручку со стальным пером; чернильницу-непроливашку и перочистку. О перочистке разговор особый. Несмотря на стандартный набор принадлежностей, перочистки, как и счетные палочки, выделялись разнообразием: изготавливались из разноцветной кожи и замши. Счётные палочки были деревянные, как незаточенные карандаши, так и пластмассовые, разного цвета и прозрачности. Позже, во втором классе, появились комбинированные ручки, представляющие из себя металлическую трубку, длиной около 10 см, с обоих концов которой располагались вкладыши: один с пером, второй с карандашом. Эти ручки имели скандальную репутацию, поскольку использовались учениками не по назначению, а как пневматический пистолет. Для изготовления пулек использовались тонкие ломтики сырого картофеля. Пластинки картофеля протыкались торцевой частью трубки, так что пуля располагалась с одной стороны, а второй кусочек, в виде поршня, – с другой. При надавливании карандашом на поршень, пуля вылетала с громким хлопком. Естественно, стрелявшего удаляли из класса.
Несмотря на имевшие место мелкие нарушения дисциплины, мы старались изо всех сил овладевать знаниями и прилагали немалые усилия к тому, чтобы заслужить похвалу учителя. Особым бонусом за отлично выполненное домашнее задание были красивые красные звёзды, которые закреплялись на обложке тетради. Непередаваемое чувство восторга охватывало меня, когда на мою парту, при раздаче, опускалась тетрадь со звездой!
Очень интересными были уроки пения, где мы тщательно выводили: «То берёзка, то рябина. Куст ракиты над рекой. Край родной, навек любимый, где найдешь ещё такой!». А после того, как по телевизору прошёл фильм «Щит и меч», песня из него стала очень популярной. Эту песню на День Победы, мы с Галей Прокопец, дуэтом исполнили на ступеньках школы: «С чего начинается Родина? Со стука вагонных колёс…».
Под этот стук колёс проходящих поездов мы засыпали и просыпались. Видимо, такая у нас была акустика, что этот стук слышался в любой части села. Любопытно, но стук совсем не мешал спать! Потом, в разных краях, где мне довелось бывать, уже не было слышно подобного звука. Может быть поэтому, спать и высыпаться я стал намного хуже. Шутка!
По заводскому гудку мы сверяли часы, чтобы не опоздать на занятия. А запах, который наполнял улицы и дома в то время, когда завод начинал переработку сахарной свеклы, как оказалось, теперь воспринимается, как запах родины! Иногда, в других местах, где приходилось бывать, нет-нет, да и возникал подобный запах, - от нахлынувших ассоциаций сжимало сердце…
Сотницынская школа имеет богатую историю.
В отчете Тамбовского Епархиального Училищного Совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Тамбовской епархии за 1891-92 учебный год указан год открытия Сотницынской церковно-приходской школы – 1886 год. В школе было всего два класса.
В некоторых источниках указана другая дата основания Сотницынской школы – 1875 год.
Возможно, когда-то будут устранены противоречия в датах основания Сотницынской школы.
По мнению основоположника классического образования М.Н. Каткова, церковно-приходские школы должны были «научить детей читать, писать, считать и начаткам Православной церкви».
Среди преподавателей церковно-приходских школ выделяли: законоучителей, учителей, учительниц, помощников учащих и помощниц учащих. К преподаванию, в качестве законоучителей, допускались: протоиереи, священники, дьяконы и псаломщики. Учителями были: священники, дьяконы, псаломщики и светские лица.
Большая часть преподавателей занимались обучением в церковных школах безвозмездно. Жалованье учителя составляло от 50 до 200 рублей в год.
Первоначально планировалось обучать детей чтению, письму, церковному и хоровому пению, арифметике, истории Русского государства, естественной истории с ботаникой и зоологией, основам сельского хозяйства: земледелию и скотоводству. Обучались плетению корзин и другим полезным вещам.
Предложение: ввести в предмет обучения гимнастические упражнения и игры, - одобрения не получило. Тамбовские Епархиальные ведомости в 1864 году писали: «Мы не отрицаем существенной пользы от игр и гимнастических упражнений, но не видим особой необходимости вводить их в сельские приходские училища. Дети – учащиеся наших сельских училищ могут участвовать в домашних работах, вместе со своими родителями. Вот и гимнастика. А об играх нечего заботиться: детская натура имеет к ним особенное расположение; если даже запрещали бы играть, то и тогда дети едва ли будут воздерживаться от игр; довольно, если примут меры, чтобы отгородить их от игр и не допускать в них ничего безнравственного».
Основными учебниками для тогдашних учеников были: Библейская история, Святое Евангелие, Объяснение божественной литургии, Краткий молитвослов, Часослов, Книга для чтения и письменных работ по русскому языку Д. Попова, Наставление в Закон Божий протоиерея П. Смирнова, Первая пчёлка Поливанова, молитвы и заповеди протоиерея Соколова, Прописи Гербача, Уроки чистописания.
По мнению одного народного учителя: «Художественнее библейского рассказа быть ничего не может».
Письму учились на деревянных дощечках, покрашенных в черный цвет и натертых мылом.
К провинившимся ученикам применялись дисциплинарные меры: «замечание одному ученику в присутствии остальных учеников; замечание ученику с остановлением на его поступке внимания всего класса; разбор поступка; выговор с увещанием в конце сего разбора; стояние ученика за партою и пр.».
Осенью 1891 года на Тамбовскую губернию обрушилось бедствие – неурожай. Ранее, из-за неурожая, подобная беда постигла население губернии в 1848 г. и в 1865 г. Недостаток питания в поражённой неурожаем зоне (основная часть Черноземья и Среднего Поволжья, включающая 17 губерний с населением 36 млн. человек) усугубился сначала эпидемией тифа, а затем, летом 1892 года, в зону голода пришла пандемия холеры. Общее увеличение смертности в зоне неурожая в 1891—1892 годах составило около 400 тыс. человек. В селе Сотницыно в 1891 году умерли 100 человек.
В некоторых школах ученики остались без куска хлеба. Тамбовский Епархиальный Училищный Совет, для оказания помощи пострадавшим от неурожая учащимся церковных школ, объявил сбор средств (в основном - кружечный сбор), на которые во многих школах были открыты бесплатные столовые. Первые столовые были открыты в начале декабря 1891 года. Учащимся, кроме хлеба выдавалась и горячая пища (щи и каша). Ученикам тех церковных школ, при которых не были открыты бесплатные столовые, ежедневно выдавалось по 1 фунту (примерно 400 г) печеного ржаного хлеба.
Первыми народными учителями в церковно-приходской школе при церкви Рождества Богородицы в селе Сотницыно были священники: Никифор Топильский, Стефан Назаров и Иван Успенский; дьяконы: Василий Никольский и Евгений Никаноров; учитель Пётр Неунылов (1894).
Причём, Никифор Топильский служил учителем в Сотницынской школе ещё до января 1884 года. Следовательно, в то время школа уже существовала.
Иван Успенский учительствовал в церковно-приходской школе с 1896 года по июль 1900 года.
Священник Стефан Яковлевич Назаров возглавлял церковь в селе Сотницыно более сорока лет: с 7 января 1876 года по 1918 год. Он также входил в Шацкое Уездное Отделение Тамбовского Епархиального Училищного Совета, а также - в Совет Попечительства при бесприходной церкви Шацкого духовного училища.
Тамбовская епархия отметила особенное усердие законоучителя Назарова С.Я., а также учителей Сотницынской школы: дьяконов Василия Никольского и Евгения Никанорова.
Василий Никифорович Никольский, служил в Сотницынской церкви без малого четыре десятилетия: с 1865 г. до 30.08.1902 г.
Его сын, Никольский Павел Васильевич, уроженец села Сотницыно, по окончании Казанской духовной академии получил степень кандидата богословия.  В 1900 г. защитил степень магистра богословия по теме «История Воронежской духовной семинарии»; состоял членом губернского статистического комитета, входил в комиссию по устройству губернского музея и стал одним из учредителей Ученой архивной комиссии, основная его работа в начале ХХ века протекала в Церковном историко-археологическом комитете (председатель ЦИАК с 1910 г). Опубликовал десятки статей в изданиях: «Воронежская старина», «Воронежские епархиальные ведомости», «Русский архив», «Странник», «Православный путеводитель», «Вера и церковь», «Православно-русское слово», «Народное образование», «Воронежский телеграф»; очерки по истории монастырей:  Задонского, Преображенского, Толшевского, Успенского Дивногорского и Покровского девичьего в Воронеже. Никольский П.В. является автором капитального исследования «Монашество на Дону».
С 1913 г. Павел Васильевич занимал должности директора народных училищ Области войска Донского, Полтавской и Саратовской губерний. Дослужился до чина статского советника. После революции переехал в Москву, работал в Наркомате финансов. Сохранял веру и был церковным старостой в одном из московских храмов. По доносу был арестован, сослан в г. Тутаев Ярославской области. После начала Великой Отечественной войны был эвакуирова в Башкирию (село Дюртюли) вместе с сотрудниками Академии наук. Скончался в 1942 или 1943 г. Похоронен на местном кладбище.

После отмены крепостного права в 1861 году промышленность в России стала бурно развиваться.
В 1864 году графиней Евдокией Николаевной Апраксиной (Небольсиной) в селе Сотницыно был основан сахарный завод. Процесс переработки сахарной свеклы является высокотехнологичным, поэтому на завод приехали уже подготовленные специалисты-инженеры. Возникла необходимость в подготовке грамотных рабочих, способных обслуживать сложное заводское оборудование. Поэтому, тем, кто имел лишь начальное образование, пришлось профессиональное образование получать уже в уездном центре – Шацке.
Графиня Евдокия Апраксина, много лет провела в Европе, была не только предприимчивой женщиной, но и деятельной благотворительницей. В 1863 году она открыла на своей даче в Петергофе приют для беднейших сирот «Приют Марии и Евдокии».
Её муж, Иван Александрович Апраксин, будучи президентом придворной конюшенной конторы, регулярно приезжал отдыхать в поместье своей жены.
В метрических записях церкви села Сотницыно зафиксирован факт, подтверждающий, что 30 июля 1859 года граф Иван Апраксин, вместе со своей шестнадцатилетней дочерью Марией, участвовал в крещении дочери - Евгении управляющего имением графини Апраксиной – Корчагина Ивана Фёдоровича. Граф Апраксин был восприемником-крёстным Евгении Корчагиной, а Мария Апраксина – восприемницей-крёстной.
 По всей видимости, приезжая в Сотницыно, будущий шталмейстер  императорского двора, не мог не посетить местный конный завод, история которого началась в то время, когда село еще было вотчиной князей Одоевских… В публикациях о коннозаводстве в Рязанской губернии говорится, что в 1901-1910 годы в бегах на ипподромах России победу одерживали 9 лошадей конного завода Фридрихсона Генриха Францевича (Шацкого уезда, при с. Сотницыно). Общая сумма его выигрышей составила 12217 рублей 95 копеек. По тем годам – сумма немалая!
 
 
 
Продолжение следует

 


Рецензии