Симпатяшка

По мотивам воспоминаний Владимира Дубинского,
строителя Вилюйской и Колымской ГЭС


   Из всех деревьев земли Колымской я больше всего любил вечнозелёный кедровый стланик: он не только обладал способностью предсказывать погоду, но и дарил нам – северянам – шишки, орешками которых с удовольствием лакомились не только жители Колымы, но и наши меньшие собратья – белки и бурундуки. Для последних они служили ещё и кормом, в поисках которого зверьки могли преодолевать значительные расстояния. Уложив добытые зёрна в щёчки-мешочки, бурундуки убегали к норе, где это богатство незамедлительно перемещалось в кладовые, после чего полосатики вновь отправлялись на заготовку.
 
Своё гнездо зверьки готовили заранее, – как правило, это было укромное местечко в трудно проходимых зарослях, часто вблизи рек и озёр. Здесь они рыли ямки, достигающие порой около трёх метров в длину.
Тщательно обустраивая своё жилище, они предусматривали в нём не только камеру для гнезда, но и одну-две больших кладовых, не забывали и о туалетных помещениях (бурундучки – непревзойдённые чистюли). В кладовых маленькие «экономы» размещали до шести килограммов съестных припасов (иногда и больше), причём разный корм предпочитали не смешивать, а наоборот, делили его по принадлежности, располагая отдельными кучками: сухие ягоды к ягодам, грибы к грибам, семена к семенам, орехи к орехам. Ямку-гнездо они присыпали землёй, оберегая таким образом свои запасы от непрошенных гостей, а они у них были.
 
У меня эти милые зверьки всегда вызывали чувство умиления, недаром они слывут настоящими хозяйственниками. Запасая орехи, бурундучки трудились весь световой день, готовясь тем самым сытно перезимовать северную морозную зиму. И всё же бывали случаи, когда их ямки с запасами находили не только птицы и медведи, но и люди, которые также безжалостно разоряли их. Забирая содержимое, эти варвары оставляли милых и любопытных животинок без пропитания, а по сути, обрекали на голодную смерть. В таких случаях бурундучки заканчивали жизнь суицидом: они выбирали плотно отстоящие друг от друга веточки на кустах растений и, просунув головку между ними, защемляли её так, что к жизни возврата не было; на этом их маленькая жизнь завершалась. Мы презирали таких людей.

Бурундуки были почти ручные. Бывало, увидев человека с шишкой в руках возле дачи, они выпрашивали её, подбегая на довольно близкое расстояние. Я сам неоднократно воочию встречался с полосатиками. Расскажу один случай.

Однажды, заготавливая шишки на зиму, я с рюкзаком поднялся на сопку недалеко от моей дачи. Пройдя выше по склону, увидел высокие пышные кусты стланика с крупными шишками, подошёл и, сняв рюкзак, стал наполнять его. Загрузив тару до отказа, начал спускаться вниз, планируя сделать ещё несколько ходок. Подойдя к даче, открыл дверь и быстро высыпал содержимое рюкзака в углу коридора, – не теряя времени, направился за следующей партией. Поскольку в то время у нас не было случаев воровства или грабежей, дверь на этот раз не закрыл.
 
В очередной раз с рюкзаком, наполненным шишками, я подошёл к домику и увидел, как из полуоткрытых дверей один за другим выскакивают… бурундучки с набитыми щёчками. Я заскочил в коридор и, в углу, куда высыпал предыдущую партию, обнаружил целый ворох шелухи.
- Ах вы, шалунишки этакие! - с улыбкой проговорил я вслед последнему зверьку, промчавшемуся мимо моих ног.

Я прошёл в тот же угол и, освободив рюкзак, вновь отправился к сопке, правда, дверь за собой всё-таки прикрыл. Заполнив в третий раз тару, вернулся на дачу и от усталости присел на скамью под окном. Чуть помедлив, начал сам угощаться орешками, и тут моё внимание привлёк приблизившийся ко мне бурундучок, – он уставился на меня и не отводил взгляда, будто хотел что-то сказать.
 
Поняв это «что-то», я тихонько взял шишку, положил её на ладонь и, протянув руку к маленькому зверьку, замер. Он отскочил в сторону и тоже замер: «Наверное, ждёт угощение в виде осторожно брошенной шишки», - подумал я, держа руку всё в том же направлении. Выждав ещё некоторое время и поняв, что угощения ему не видать, симпатяшка быстренько подбежал ко мне, вскочил на руку и, выхватив шишку, спрыгнул на землю; отбежав чуть в сторону, тут же принялся потрошить добычу. Когда его мордочка сделалась пухленькой, он сорвался с места и скрылся в зарослях.

Но не успел я справиться с очередной шишкой, как это маленькое чудо появилось вновь, – видимо, его нора была где-то поблизости. Усевшись передо мной, он повёл себя точно так же, как и в прошлый раз: стал внимательно смотреть на меня, давая понять, что пришёл не просто так.
«А ну-ка положу шишку себе на плечо, - решил я, - клюнет он на эту уловку?»
Легонько водрузив вожделенный предмет на плечо, я снова затих. Симпатяшка с опаской посмотрел на меня, немного помялся и вдруг, вскочив ко мне на колено, быстренько пробежал по туловищу. Добравшись до плеча, схватил шишку, мигом опустился на землю и, отбежав в сторону, принялся лущить её. Через мгновение щёчки зверька были упакованы, после чего, поблагодарив меня прощальным взглядом, он исчез также неожиданно, как и появился.


Фото из открытых электронных источников, - спасибо автору.


Рецензии
Тамара, здравствуйте.
С огромным удовольствием прочитал вашу миниатюру, ведь бурундуки и еноты мои самые любимые животные.
С уважением

Никонов Андрей 2   02.02.2022 22:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей.
Я тоже очень люблю животных, особенно красивых и маленьких, - как этот бурундучок))

Тамара Костомарова   03.02.2022 10:47   Заявить о нарушении