28. Организация педагогических исследований

   Хорошо, если критический взор учителя озирает ученика как субъекта педагогического бытия!

   Отметим, что перед этим педагогическим взором ученик предстает незащищенным в силу различных, упомянутых выше, причин (см. Личность в философии).

   Взрослые легко могут задеть честь и достоинство ученика, не опасаясь серьезных для себя последствий. В то же время ученик как субъект, на которого направлена воспитательная реальность, есть мыслящий объект педагогического бытия, который в состоянии осуществлять не только самооценку, но и оценку окружающей действительности.

   Учитель - не горный орел, долбящий юное темя и печень в горах Колхиды, но кроткая горлица, прикрывающая как птенцов, ростки нового, появляющиеся в детских головках. К педагогическим иллюзиям следует причислить уверенности:

- учителя в собственной непогрешимости;

- родителя в монопольном праве на умение воспитывать;

- государства в непогрешимости педагогических парадигм, порожденных кажимой незыблемостью существующего строя.

   В этих кажимостях кроется уверенность общества в своей педагогической состоятельности.

   Исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

   Если расширить свое педагогическое мировоззрение, то за подобной уверенностью стоит ограниченность и страх взглянуть на воспитание как на процесс самообразования личности, который осуществляется на интерперсональном уровне воспитательной реальности. Личность учителя - лишь тезис воспитательной реальности и ученик как индивид - лишь ее антитезис, синтезисом станет личность человека будущего, отрицающего, но и дополняющего педагогические и личные иллюзии прошлого.


Рецензии