Ташкент 1966

ТАШКЕНТ, 1966.
(Из мемуаров)
После того события, о котором пойдёт речь, прошло более полувека, но я, время от времени, возвращаюсь к нему, пытаясь осмыслить глубже и разобраться в причинах происшедшего в июле 1966 года неподалёку от Ташкента, пострадавшего от землетрясений.
Этому землетрясению посвящена статья в «Википедии». В ней содержатся важные детали, на которых я теперь не буду останавливаться, сошлюсь только на цифры, свидетельствующие о масштабах трагедии.
Тогда подверглись разрушению более 2 миллионов квадратных метров жилой площади, без крыши над головой остались 78 тысяч семей или свыше 300 тысяч человек из проживавших тогда полутора миллионов.
Кстати, если мне не изменяет память, по статистике 1965 года Кишинёв насчитывал около 290 тысяч жителей.
Конечно, весь народ тогдашней большой страны был свидетелем огромной помощи столице Узбекистана, поступавшей ей тогда ежедневно на протяжении многих месяцев. Поезда со строительными материалами, предметами первой необходимости, квалифицированными строителями самых разных профессий следовали почти беспрерывными потоками к Ташкенту.
Среди них - и наш поезд специального назначения войсковой части 1132 Белорусского военного округа, в которой я служил третий год в должности инспектора по учёту личного состава в звании старшего сержанта.
Штаб нашей части находился в деревне Козенки Мозырского района Гомельской области, а личный состав четырёх рот был распределён по строительным площадкам в разных местах далеко за пределами штаба. В частности, наша вторая рота одно время возводила в Мозыре пятиэтажный жилой дом с кафе на первом этаже. Там я и получил в начале службы квалификацию штукатура второго разряда, которой мне не пришлось воспользоваться в связи с переводом в штаб.
Из Белоруссии для работы по восстановлению и строительству Ташкента были направлены две войсковых части. Военно-строительные отряды были известны тогда в гражданском и солдатском обиходе как «стройбаты».
Множество стройбатов из военных округов Советского Союза внесли тогда свой значительный вклад в восстановление Ташкента, и это было зафиксировано, в частности, в названиях улиц построенного города-спутника Ташкента: Московская, Киевская, Прикарпатская, Дальневосточная, Ленинградская, Одесская….
Наш «стройбат» сдал свои строительные площадки в Белоруссии и отправился на помощь Ташкенту 8 июня. Добирались поездом 8 суток.
В\ч 11832 построила тогда улицу Белорусскую. Сборно-щитовые восьмиквартирные дома – это наш вклад. Я в строительстве лично не участвовал в силу специфики моей службы в штабе, но горжусь тем, что был там, что перенёс тряски и жару, что был удостоен Знака «Строителю Ташкента», что участвовал в мероприятиях, посвящённых Дню строителя в Театре имени Алишера Навои.
Через много лет, в 1982 году, я, будучи тогда журналистом, заместителем редактора районной газеты в Глодянах в Молдавии, поделился своими воспоминаниями на эту тему. Маленькую заметку об участии военных строителей в Ташкенте опубликовала газета «Правда».
Откликом на эту публикацию было адресованное мне письмо из Ташкента, полученное в Глодянах.
Вот его содержание:
«Здравствуйте, В. Панько!
Прочитала в газете «Правда» про наш Спутник.  Вот уже 15 лет я живу в этом районе.  Огромное вам спасибо всем за эти дома.  Приезжайте к нам, и вы посмотрите, как всё изменилось за эти 15 лет.  Выросли мои дети. Когда переехали в 1967 году, мой старший сын пошёл учиться в первый класс.  Сейчас уже отслужил армию.  Да и младший – на третьем курсе техникума.  Вокруг нашего Спутника настроили 4-, 5- и 9- этажных домов.  К нам ходят 4 автобуса, троллейбус и маршрутка.  Население очень увеличилось. Стало очень красиво у нас.  Много зелени. Построили озеро – зону отдыха, народу всегда много. Строителей мы никогда не забудем.
В общем, город Ташкент стал очень красивый город – молодой.  Много красивых зданий.
Приезжайте, будем очень рады. Вот наш адрес: Ташкент – Спутник, квартал 6, дом 31, кв.4, Егорова Зоя Н., автобус 58, остановка «Кафе» или «Прокуратура».
С уважением – Егорова. 29.11.1982 г.».
«Кто Вы, Зоя Егорова? Как Ваши дела? Спасибо Вам за искренность и доброту, за приглашение. Желаю Вам счастья и радости человеческой!».
Это был уже мой ответ Зое Егоровой.
Не помню, посылал ли я ей письмо с этими строками по почте в Ташкент, прошло с тех пор много лет, но они были опубликованы в моих воспоминаниях «Память» в книге, составленной Евгением Марковичем Ткачуком «Большая родня», выпущенной в Кишинёве издательством «Картя Молдовеняскэ» в 1988 году.
Возвращаясь к статье в «Википедии», хочу только отметить, что в статье не упоминается о том, что «афтершоки», то есть землетрясения вторичного характера, следовали не только 26 апреля после основного, «главного» удара стихии по мирному городу, но и происходили чуть ли не каждый день и в последующие дни и даже месяцы.
Как участник и свидетель этих событий могу подтвердить, что Московское радио уделяло тогда много внимания событиям в Ташкенте, ходу восстановительных работ и сообщало на всю страну о фактах землетрясений в тот или иной день даже в июне и июле 1966 года.
Остаётся неосвещённой в этой статье история участия в строительстве и восстановлении столицы Узбекистана военных строителей. Но я пытаюсь уже на протяжении полувека осмыслить и понять причины происшествия, имевшего место в один из воскресных дней июля 1966 года в палаточном городе военных строителей, поднимавших Спутник Ташкента в 20-ти километрах от столицы Узбекистана, недалеко от аэропорта «Сергели» и рядом с совхозом «Узгарыш».
В этом событии меня больше всего интересуют психологические моменты, касающиеся особенностей психологии толпы, законов взаимовлияния людей и роли интуиции в экстремальных ситуациях.
Но это – особая тема.

 


Рецензии