Александр Невский-дипломат. 13
1252 год, год кровавого опустошения Северо-Восточной Руси ордынским войском "царевича" Неврюя по нашим летописям. Часть историков считает, что только после Неврюевой рати можно говорить о татаро-монгольском иге на Руси. Даты, несомненно, важные и достойные внимания. На том, что было между ними давайте и сосредоточимся.
И раз уж мы здесь попытаемся осветить дипломатические способности Александра Невского, надо сказать и о том, что нельзя рассматривать Северо-Восточную Русь как изолированную территорию, завоёванную ханом Батыем, ставшую частью, или полностью подвластной территорией Золотой Орды. Александру Невскому в этот период приходилось решать сложнейшие вопросы взаимоотношений с Батыем, его Золотой Ордой, великим ханом Большой Орды в Каракоруме. С Швецией, немецкими орденами на Западе. В политике Швеции, кстати, давний знакомец Александра Биргер начинает играть главенствующую роль. С южной Русью, с набирающим мощь Галицким княжеством. С Римским Папой.
Это не говоря уже о Византии, константинопольский патриархат продолжал назначать для Руси киевского митрополита. А русская православная церковь константинопольского патриархата играла на Руси одну из главенствующих ролей.
Итак, у нас на дворе 1246 год. Умирает великий князь Ярослав Всеволодович, внук Юрия Долгорукого. Во главе Большой орды находится великий хан Гуюк. У него сложнейшие отношения с Батыем. Во время западного похода татаро-монголов во главе с Батыем Гуюк был подчинён Батыю. Тот как-то пожаловался на нерадивость Гуюка его отцу, Великому хану. И Гуюк получил серьёзный нагоняй. С тех пор Гуюк и Батый были на ножах. И в политике это было надо учитывать.
И вот как этот факт учёл Александр Невский. По воспоминаниям папского легата в Каракоруме Плано Карпини, после смерти Ярослава Всеволодовича то ли сам великий хан Гуюк, то ли его всесильная мать Туракина вызвали Александра Невского, как старшего сына Ярослава, в Каракорум для получения ярлыка на владимирское великое княжество. Это трудно себе представить, но он отказался от этой поездки. Конечно, не всем словам Плано Карпини можно доверять. Но если дело обстояло именно так, то налицо сложный дипломатический шаг Александра Невского.
Косвенно, этот факт подтверждает то, что после этого жеста Александру Невскому пришлось на время забыть о Владимирском великом столе. Его даже умудрился получить его младший брат Михаил Хоробрит. Александр никак на это не реагирует, сидит в Новгороде и занимается местными делами.
Но вот Михаил Хоробрит погибает в битве с литовцами. И в процесс вмешивается хан Золотой Орды Батый. Он затребовал к себе Александра, его брата Андрея и их дядю Святослава, которого сместил с великого стола удачливый до поры, до времени Михаил Хоробрит. Батый находится неподалёку от Руси. Тут уж от поездки не откажешься, как бы может и не хотелось. Правда и тут Александр медлит. Приезжает позже своих родственников. Ну а Батый решает не портить окончательно отношения с великим ханом Гуюком, не даёт никому из них ярлыка на великое княжение, и посылает Александра и его младшего брата в Каракорум, оставив решение этого вопроса Гуюку, а дяде братьев отказывает в притязаниях на великое княжение. И это было большим горем для него, так как теперь и его сыновья оказывались в очень дальней очереди на великое княжение. Фактически лишались его. Отметим, что это было, возможно, первое свидание Батыя и Александра.
Так началось почти двухгодичное тяжелейшее путешествие двух братьев в Каракорум и обратно. В итоге братья оценили его, возможно, по разному. Александр окончательно убедился в огромной мощи монгольской "империи". В невозможности на данном этапе освободиться от зависимости ей вооружённым путём. Но был и положительный момент. Власть монголов никак не угрожала русской православной церкви. Больше того, даже в верхушке монголов находились христиане несториане. Христианство примет и сын Батыя Сартак, которому Батый поручил все русские дела. Андрей, судя по всему, немного по другому смотрел на этот вопрос. Это проявится в будущем.
Понял Александр и то, что великий хан Гуюк не отказался от планов нового похода на Запад. Историк Горский даже выдвинул версию о том, что Гуюк планировал поставить Александра Невского во главе направления похода на Пруссию. Имея ввиду его заслуги в победах над крестоносцами. Мешал этим планам как раз Батый. Он был категорически против. Как бы то ни было, Александр оказывается между двух огней. Мы не знаем, что происходило в Каракоруме при прибытии туда братьев. Знаем только, что Владимирское княжество неожиданно получает из рук Гуюка младший брат Андрей. А Александру великий хан даёт ярлык на великое Киевское княжество. Формально, великий киевский князь был выше владимирского по статусу. Фактически, всё было с точностью до наоборот.
Ну а во время их возвращения в Орде случается знаковое событие. Батый после длительных отказов едет, наконец, в Каракорум. Ясно не один, а с приличным отрядом. Навстречу ему начинает движение великий хан Гуюк. Тоже с отрядом, который скорее напоминает войско. Батыя предупреждают об этом. И тут случается "чудо". Не доехав до Батыя Гуюк неожиданно умирает. Похоже отравления у монголов были поставлены на поток. Казалось бы Батый теперь на коне. Но нет. Триумф он отпразднует только в 1251 году, когда великим ханом станет его близкий союзник Менгу. Пока власть оказывается в руках у вдовы Гуюка. Тем не менее, о западном походе все забывают. А Александр Невский и не думает ехать в сожжённый Киев. И возвращается к себе в Новгород. А, кстати, разве это не дипломатия, проигнорировать решение великого хана, и даже не заехать на свой стол в Киеве. Да Гуюк умер. Но поддерживающие его силы остались на месте и вряд ли им это понравилось. Но у Александра были другие, в том числе дипломатические дела. Одно из них окончательно решить вопрос своих взаимоотношений с римским Папой Иннокентием. Известно, что между ними ещё до поездки начался обмен письмами. Две буллы Папы были обнаружены в архиве Ватикана. Ясно, судя по второму письму Папы, что на его первое обращение Александр ответил. На второе письмо Александр не мог ответить. Это и понятно, он находился далеко на востоке. Тогда Папа после его возвращения присылает к нему двух кардиналов. Обращается к нему как к королю Новгорода. Но это не помогает. Более менее ясно, что ответ на первую буллу Папы Александра был вполне благожелательным и дипломатичным. Он не сохранился. Но в следующей булле Папа благодарит Александра за то, что тот не препятствовал открытию кафедрального католического Собора в Пскове. В первой булле Александр князь, во второй король.
Но будучи в Большой Орде Александр принимает окончательное решение поворота политики на Восток. И папские легаты к нему в Новгород уезжают ни с чем.
Второе решение его было не менее важным. Он начинает поддерживать политику Батыя и игнорировать, как мы уже видели, решения властей в Каракоруме. И выигрывает, потому что в 1251 году Батый становится по существу всесильным ханом не только в Золотой, но и в Большой Орде. А все русские дела он оставляет сыну Сартаку, христианину. С которым у Александра складываются хорошие отношения. Посмотрим к каким последствиям это приведёт.
Свидетельство о публикации №221110300407
Александр Михельман 05.12.2021 08:09 Заявить о нарушении
Игорь Тычинин 05.12.2021 08:20 Заявить о нарушении