Правовая теория стоимости
Такой вот процесс покупки-продажи товара состоит из двух операций,
1. передача права собственности на товар,
2. передача самого товара в знак перехода права собственности.
Этот двоякий процесс купли-продажи мы можем наблюдать на каждом шагу. Например, покупка недвижимости. Чем сопровождается? Во-первых составлением договора купли-продажи с подписями сторон, подтверждающими переход права собственности между сторонами. Во-вторых указывается, что обмен самими объектами действительно совершён. Покупка автомобиля происходит абсолютно аналогично. Составляем договор, подписываем, меняемся авто и деньгами и новый владелец отправляется ставить на учёт свою покупку. Обычные вещи ещё проще, обменялись вещью и деньгами и разошлись. Пришли в магазин взяли продукт, ну может оформили гарантию, если есть, отдали деньги и пошли дальше.
Что важно? Если вдруг выяснится что вы не обладаете правом собственности на деньги или товар, т. е. деньги или товар есть, а права нет, то берегитесь, на вас обрушится карающая мощь общества в лице государства. Так что для общества важным является законность наличия денег в Ваших руках.
Во всех приведённых примерах происходит процесс передачи права собственности на приобретаемые объекты, либо одновременно, либо в процессе обмена самими объектами права.
Обычно мы мало обращаем внимания на процесс передачи права собственности, сосредотачивая свой интерес на самом товаре.
Почему важен именно процесс передачи права? Человек общественное животное и институт владения один из важнейших в отношениях между особями. Всё с чем человек соприкасается он присваивает себе, если произойдёт присваивание одного и того же предмета разными людьми между ними произойдет конфликт. Для решения вопроса введено право собственности исключающее возможность одновремённого владения одним и тем же объектом разными лицами и добавлен процесс передачи этого права. Но возник другой вопрос, т. к. для человека всё имеет ценность, возникла необходимость оценки ценности права собственности во время передачи его другому лицу. Действительно, как оценить?
С развитием производства материальных благ в обществе, постепенно, развилось и разделение труда, а отсюда и необходимость обмена результатами своего труда. Таким образом обмен и стал решением того, как оценивать права владения на объекты и предметы труда. Просто право обменивалось на право. В случае, если ценности прав были не равными, тогда товара с более дешёвым правом нужно было отдать несколько штук в обмен на единицу товара право владения которым имело большую ценность, так и возник товарный обмен.
Выменяв товар человек переходил либо к потреблению товара, либо продолжал менять право на его использование на право пользования другим товаром. Таким образом потребление товара разбилось на два участка
1. общественный участок потребления товара т. е. участок где индивидуум взаимодействует с другими членами общества участвуя в обменах с ними пытаясь получить право собственности на тот товар который он хочет потребить,
2. индивидуальный участок потребления товара т. е. участок где индивидуум использует потребительские свойства товара право собственности на который он приобрел на первом участке процесса потребления товара.
Если бы наш индивидуум жил на необитаемом острове вне общества то первый участок процесса потребления товара для него бы отсутствовал ввиду отсутствия других особей с которыми он мог бы вести обмен пытаясь потребить товар, которым в настоящий момент не обладал.
Появление общества усложняет как процесс потребления так и процесс производства предметов потребления. Процесс производства с появлением общества из индивидуального переходит в общественный. Что там происходит?
Происходит следующее.
1. Происходит разделение труда т. е. возникают различные профессии и специальности.
2. Процесс труда становится совместным, когда много особей, не одна, трудятся над решением одной задачи.
3. Усложняется процесс распределения прав собственности на произведённые блага.
Стоит заметить, общественная ценность заключённая в праве собственности вовсе не возникает в процессе производства, а есть данность вручённая индивидууму обществом. Член общества имеет право владеть объектом это и есть ценность. Если у тебя нет права владеть вообще ничем ты раб. Если у тебя есть право владеть, но нет объектов владения ты нищий. Если есть ещё и объекты владения ты собственник. Ты можешь обмениваться с другими собственниками объектами владения, процесс получил название купля-продажа. Имеются и исключения, когда право владения передаётся безвозмездно, например дарение. Отношение того сколько ты получил за свой объект владения количества другого объекта владения обычно понимается стоимостью твоего объекта владения относительно обмениваемого. Если обмениваемый объект стандартизирован и принимается всеми, например это деньги, то стоимость твоего объекта, если будет выражена в деньгах, приобретёт цену. Таким образом, ценники на товары в магазинах отражают не величину стоимости товаров, а числовые значения меновых коэффициентов, т. е. в какой степени ценность права собственности на один товар соотносится с ценностью права собственности на другой.
Во время акта купли-продажи, и это очевидно для каждого, происходит обмен ценностями. Зададим такой вопрос. Какими ценностями мы обмениваемся с продавцом когда покупаем его товар? Вполне понятно, что для продавца ценность это его товар. Как продавец видит свой товар? Его товар имеет потребительские свойства которые он нам расхваливает, чтобы всучить нам свой товар. Кроме того он им владеет и хочет получить в ответ от нас право владения другим товаром, которым владеем мы, например деньги. В итоге, мы передаём ему в ответ на его право собственности наше право собственности на наши деньги, если мы не согласимся передать право сделка будет незаконной и никто не признает за продавцом право владения нашими деньгами, если он возьмёт их у нас без нашего согласия. Таким образом, во время сделки происходит передача от продавца к покупателю и наоборот двух ценностей, индивидуальной ценности обмениваемых товаров заключённой в их потребительских свойствах и общественной ценности товара, заключённой в праве собственности на него.
В чём выражается индивидуальная ценность товаров?
К. Ланкастер отмечает, что товары — это по сути дела, наборы свойств и люди останавливают свой выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги. Трудно не согласиться, не правда ли?
Значит индивидуальная ценность товара определяется набором свойств и способностью этих свойств удовлетворять потребности. Чьи это могут быть потребности? Это могут быть потребности людей, животных, групп людей, юридических объектов, механизмов, общества в целом, планеты Земля и т. д. Собственник самостоятельно решает кто будет потреблять товар правом собственности на который он обладает. Индивидуальную ценность товара принято называть — потребительной стоимостью товаров.
Вернёмся к анализу общественной ценности товаров.
В чём выражается ценность права собственности на товары?
Если обмениваемый товар стандартизирован, например, как деньги, то ценность права собственности определится количеством единиц этого стандартизированного товара. Если это деньги, то это будет цена. Таким образом цена это количество единиц стандартизированного товара — деньги. Если товар не стандартизирован, то кроме количества учитываются потребительские качества товара и ряд других условий о них ниже. Таким образом, величиной общественной ценности права собственности является цена товара в сделке. От сделки к сделке цена меняется, меняется и общественная ценность права собственности на товар в сделке.
Что влияет на ценообразование?
На ценообразование влияет большое количество факторов. Зададим такой вопрос. Какое количество товаров и денег участвует в какой-то конкретной сделке? Самый простой ответ: это количество товаров и денег которыми обменялись участники сделки. А как повлияет наличие других продавцов на исход нашей конкретной сделки? Ответ не очевиден, но влияние других продавцов на исход сделки очевидно, также как и влияние других покупателей. Значит, на каком-то локальном рынке цены на товары складываются с учётом в какой то степени всего количества представленных на этом рынке товара и денег. Цена же отразит соотношение этих количеств друг к другу. Таким образом цена это безразмерный коэффициент, отражающий тем не менее ценность, относительную ценность.
Таким образом, ценность права собственности выражается безразмерным коэффициентом отражающим соотношение всех представленных или имеющих влияние на рынок количеств товаров между собой или к какому то наиболее ликвидному товару, если к деньгам, то это цена. Кроме того, на цену влияют потребительские свойства товара, представления покупателей о себе, о мире, о жизни и другие факторы. Как сказал Чарльз Доу: «цена учитывает всё.»
Почему на цену оказывает влияние столь большое количество факторов?
Все перечисленные факторы имеют общественный характер. Общественный характер имеет и право собственности, право владения. Его наличие обусловлено выбранной схемой устройства имущественных взаимоотношений в обществе. Его действие распространяется на всех членов общества, т. е. имеет общественный характер, поэтому, естественным образом на него оказывают влияние все процессы протекающие в обществе. Все эти процессы формируют его ценность, выражением которой и является, например, цена. Цена товара это общественная характеристика в отличие от потребительной стоимости, которая отражает индивидуальный характер оценки.
Каковы истоки права собственности на продукты труда?
Согласно библии, Бог создавая свои творения трудился, после чего отдыхал и взирал на свои творения, умиляясь их совершенством. Создав свои творения Бог приобрёл, согласно библии, право распоряжения, владения, руководства своими творениями. Другими словами Бог приобрёл право собственности на результаты своего труда.
Так же, согласно библии, человек создан по образу и подобию божьему. Отсюда, человек получает божье право, право владения результатами своего труда и правом свободного творчества, свободного труда. И так, в процессе свободного творчества человек приобретает следующие права.
1. Право владения результатами своего труда.
2. Право делать то, что пожелает, добровольный труд.
Когда человек трудится индивидуально всё именно так и происходит. Но человек общественное животное и вся его жизнь, в том числе и работа, имеют общественный характер.
В обществе, с целью роста производительности труда происходит постоянное его разделение, создаются новые профессии и специальности. Работа отдельного человека разбивается на множество однотипных операций, каждую из которых выполняют разные люди или механизмы. В результате, право собственности на результаты своего труда у отдельного работника размывается среди прав таких же участников общего дела как и он. При совместном производстве, собственность, возникающая на продукты труда оказывается пропорциональной участию каждого участвующего в создании продукта. Участие выражается в помощи и усердии каждого.
Рассмотрим более подробно этот процесс на конкретном примере.
Возьмём, например, ремесленника работающего единолично и использующего собственные инструменты и сырьё. Естественно, по окончании работ он получит единоличное право распоряжения результатом своего труда. В случае, если у него не будет инструмента или сырья и ему это предложит кто то другой, то этот последний будет вправе рассчитывать на вознаграждение со стороны ремесленника, участвуя в доле права на собственность продукта произведённого ремесленником. Таким образом выразится его участие в разделении участия в производстве продукта. Продукт будет произведён совместными усилиями и его производство приобретёт общественный характер. Если усилий одного ремесленника будет недостаточно и выполнение работы потребует трудовых усилий ещё нескольких человек, в образовавшейся артели право собственности на произведённый продукт ещё более размоется среди участников пропорционально их вкладу в общее дело.
Если итоговый результат работы артели будет неопределённым или не всегда положительным, то у членов артели снизится или исчезнет совсем желание добровольно работать в артели участвуя в праве собственности на произведённый артелью продукт. Тогда, некоторые или все члены артели решат либо бросить это занятие, либо обменять своё право добровольной работы в артели на немедленное вознаграждение за своё участие в деле, теперь уже не претендуя на долю в итоговом продукте. Таким образом, члены артели могут либо добровольно работать в артели имея долю в итоговом продукте и быть собственниками всего дела наряду с такими же как они, либо участвовать в деле за какое-то оговорённое вознаграждение и стать наёмными работниками, т. е. продать своё право добровольного труда, отказавшись от своей доли в итоговом продукте.
Подведём некоторые итоги в нашем умозрительном примере. Пока работа артели давала стабильный результат необходимость в дальнейшем разделении труда между участниками отсутствовала. Но как только возникла неопределённость в результатах конечного труда возникла и необходимость дальнейшего разделения труда, между трудом сегодня и оплатой сегодня и деятельностью связывающей повторяемость процесса работы артели по производству конечного продукта и неопределённостью дохода. Таким образом члены артели разделились на наёмных работников, членов артели отказавшихся от добровольного труда и доли в конечном продукте в пользу принудительного труда за заработную плату и членов артели взявших на себя обязанность оплачивать труд теперь уже наёмных членов артели, участвовать в делах артели добровольно и иметь долю в конечном продукте артели. Вот такая трансформация в результате разделения труда. Одни стали наёмными работниками другие их хозяевами.
Вернёмся обратно к примеру. Те же участники кто участвовал в делах артели сырьём и инструментами также могли взять на себя оплату труда наёмных работников бывших членов артели сосредоточив в своих руках их права на конечный продукт артели, превратившись в собственников частных предприятий или владельцев контрольного пакета обществ членами которых также могли быть оставшиеся члены бывшей артели имевшие ранее долю в итоговом продукте и работавшие добровольно.
В случае неопределённого результата работы предприятий собственники конечного продукта этих предприятий, в свою очередь также продолжили разделение труда, с целью ограничения влияния этой неопределённости на их общее финансовое состояние перешли в режим ограничения своей финансовой зависимости от отрицательной деятельности своих предприятий сохранив отсутствие ограничения в случае удачи. Так появились общества с ограниченной ответственностью. Таким образом, с дальнейшим ростом разделения труда произошло разделение функций финансирования акционерных обществ и определения их судьбы. В этом случае акционеры покупая акции компаний только вносят деньги и ввиду большого своего числа и размытости своих прав отказываются от своего участия в конечном результате жизненного цикла акционерного общества. Они хотят получить «сегодня» свои дивиденды, и побольше, либо рост цены акций, чтобы их продать. Те же лица кто сосредотачивают в своих руках контрольный пакет решают судьбу компании безраздельно владея конечным продуктом дела ими организованного под названием акционерная компания, акции которой купили мелкие собственники. В случае успеха развития создаваемой ими компании все лавры достанутся им, в случае неудачи акции обесценятся, акционеры потеряют свои деньги, а организаторы немного в имидже.
Следуя выявленной аналогии на следующем шаге разделения труда, нужно разделить создание акционерного общества и потерю имиджа в случае неудачи. Нужно создать организацию которая бы создавала акционерные общества подчинённые ей и в случае успеха лавры доставались бы ей, а в случае банкротства имидж теряла бы только вновь созданная компания. Действительно, такие объединения компаний существуют это холдинги. Кроме того в холдингах разделены функции управления судьбой акционерных компаний и их управлением.
Ещё о ценностях. Обычная вещь купленная в магазине, ценна для нас своими характеристиками, способностью удовлетворить наши потребности. Такую её способность называют потребительной ценностью. Придя в магазин и увидев ценник мы сразу понимаем сколько нужно выложить имеющегося у нас товара деньги за понравившуюся вещь. А сколько будет стоить приобретение права собственности на понравившуюся вещь? Оно будет стоить нам нашего права собственности на наш товар, причём ценность имеющегося у нас права собственности отразится на количестве отдаваемого нами нашего товара взамен количества товара приобретаемого. Всё очень просто, наше право собственности имеет ценность и для нас и для нашего контрагента так же как и его право собственности имеет ценность для него и для нас. Если оценку проводим мы то мы берём отношение наших оценок ценности прав собственности на обмениваемые товары и говорим сколько отдадим своего товара за единицу его товара. После оценку проводит он и говорит сколько. Если предлагаемые соотношения количеств товаров не сходятся пытаемся торговаться. Если оценки сошлись обмениваемся товарами.
Таким образом, право собственности обладает ценностью, её численное значение определяется количеством товара выбранной характеристики.
При обмене, каждый из участников сделки независимо от другой стороны проводит оценку ценности для себя прав собственности сторон на предлагаемые к обмену товары.
Оценка включает большое количество различных параметров.
По окончании оценки каждая сторона определяет обменный коэффициент, показывающий сколько нужно отдать товара в обмен на единицу другого. Обменный коэффициент равен отношению ценности прав собственности в глазах каждой стороны.
Узнав обменные коэффициенты стороны определяют выгодность сделки опираясь на какой либо критерий и идут на сделку либо отказываются от неё.
Итогом проделанных выше рассуждений является вывод , что процесс купли-продажи состоит из передачи прав собственности сторонами друг другу и обмену некоторыми количествами товара. Количество обмениваемых товаров определяется многими факторами,
1. потребительной ценностью обмениваемых товаров для каждой из сторон,
2. сложившейся величиной обменных коэффициентов на обмениваемые товары,
3. уровнем развития производительных сил,
4. системой ценностей сложившихся в рассматриваемом обществе,
5. имущественным положением сторон,
6. каким либо давлением на участников сделки третьими лицами заинтересованными в её исходе,
7. другими факторами.
Как видно из приведённого перечня причин влияющих на количество обмениваемых товаров следует вывод который озвучил Чарльз Доу: «цена учитывает всё».
Подведём итоги, товары обладают следующими свойствами.
1. Они всегда кому-то принадлежат.
2. Они обладают потребительной ценностью, способностью удовлетворять потребности.
3. Ими обмениваются для подтверждения перехода права собственности и возможности потреблять и владеть.
4. Их относительные количества передаваемые при переходе права собственности отражают соотношение ценностных характеристик прав собственности.
Теперь поговорим о трудовой теории стоимости. В своём главном труде «Капитал. Критика политической экономии», исследуя рабочую силу как специфический товар, Маркс выделил в особую категорию и проанализировал прибавочную стоимость, которая формирует прибыль, но не является ею, как в предшествующих теориях. Он считал, что «стоимость вообще есть не что иное, как труд, воплощённый в товаре».
Маркс отмечал, что меновая стоимость товаров зависит не столько от затрат рабочего времени при их непосредственном производстве, сколько от затрат абстрактного труда (общественно необходимого рабочего времени) для воспроизводства аналогичных товаров в господствующих условиях, но не реально затраченным рабочим временем на конкретном производстве.
Рассматривая различные проявления стоимости, Маркс различал стоимость и индивидуальную себестоимость. Он считал, что стоимость создается в процессе производства, но изолировано, непосредственно в товаре, не может быть измерена, в отличие от себестоимости. Стоимость товара проявляется лишь через отношения между собственниками при обмене на иные товары. Таким образом Маркс ответил на непростой вопрос: «когда возникает стоимость», в процессе производства или в процессе обмена товаров. Его ответ (создаётся в производстве, но её размер проявляется при обмене) взаимно связывает сферу производства и обращения в непрерывные циклы капитала. Стоимость делает физически различные товары сопоставимыми, сравнимыми.Обычно стоимость производства единицы изделия со временем понижается. Стоимость в основном зависит (в обратном отношении) от производительности труда.
При этом не следует путать стоимость, выраженную в количестве часов рабочего времени абстрактного труда, с ценой товара, выраженной в количестве денег. Цена зависит от многих факторов, в том числе от изменения стоимости самих денег, падение которой может приводить к инфляции, а также от соотношения спроса и предложения на товар. Цена новых, ранее не производимых товаров, может значительно превышать их стоимость.
Взгляд правовой теории стоимости на производство и потребление.
Рассмотрим ситуацию. Вы производите два товара, на изготовление одного из них Вы затрачиваете больше времени, чем на изготовление другого. Если Вы делаете их на продажу и цена на них одинаковая, то Вы предпочтёте производить тот товар на производство которого у Вас уходит меньше времени. Сделаете Вы это с целью выручить больше денег в результате своей деятельности. С учётом затрат у Вас, естественно, останется какое-то количество денег, а иначе Вы бы не взялись за дело. Таким образом, использовав свой труд Вы смогли получить добавочное количество денег сверх тех что потратили на сырьё, использование инструмента и прочее. Осознав это Вы приходите к выводу, что Ваш труд способен создавать новую стоимость, т. е. Вы своим трудом создавая продукт для продажи втискиваете в него какую-то стоимость, которую чуть позже уже на рынке переводите в денежную форму. Таким образом Вы думаете, что эта стоимость реально содержится в изготовленном Вами товаре.
Итак, Вы изготовили товар, в нём содержится созданная Вашим трудом стоимость, осталось добраться до места продажи и обменять её на деньги.
А теперь, представьте себе что рынка или места продажи нет, что то случилось и рынков больше нет, продавать некому. Таким образом созданная Вами стоимость, находящаяся по Вашему мнению в товаре Вами созданном, всё ещё существует в товаре, но обменять её на деньги Вы не можете. Вот незадача. Вам нужно произвести обмен, но никого нет. Но, Вы упорны и предпринимаете попытки найти контрагента. И вот, Вам улыбается удача, Вы его находите,но он утверждает, что Ваш товар не стоит тех денег что Вы за него просите. Вы в шоке. Стоимость Вами созданная и по вашему мнению содержащаяся в Вашем товаре оказалась не такой большой в глазах другого человека. Видя всё это Вы начинаете понимать, что величина стоимости имеет относительный характер и величина её определяется мнением человека её оценивающего. Поняв это, Вы предпринимаете попытку изменить это мнение в свою пользу, Вы начинаете расхваливать Ваше изделие как только можете, в результате, Вам таки удаётся продать свой товар по сносной цене.
Возвращаясь домой Вы про себя размышляете, что если бы Вам не удалось никого найти кому продать свой товар Вы, реально, не знали бы что с ним делать. В итоге Вы делаете Выводы.
1. Стоимость или меновая ценность товаров имеет общественный характер, вне общества товар не имеет цены.
2. Величина меновой стоимости находится в головах потенциальных покупателей и определяется их мнением.
3. В процессе производства никакой стоимости не создаётся, создаются продукты с набором каких-то свойств ранее не существовавших.
Уважаемый читатель, прочитав выводы написанные выше Вы будете, естественно, возражать. Вы как и все начиная с Адама Смита, искренне, считаете величину стоимости, содержащуюся в товаре и созданную абстрактным трудом, как полагал Карл Маркс, пропорциональной времени затраченному на её создание. Труд у Вас, следуя К. Марксу имеет двоякий характер и подразделяется на труд конкретный и труд абстрактный. Ваш железный аргумент в споре, изделия на которые затрачено больше рабочего времени стоят дороже, поэтому стоимость определяется продолжительностью рабочего времени, естественно, рабочего времени общественно необходимого.
Так рассуждают производители, а у потребителей оценка стоимости товара определяется длиной времени потребления. И за товары время потребления которых длиннее они готовы выложить денег больше, чем за аналогичные с более коротким временем потребления. Таким образом.
1. Производители оценивают (оценивают это не значит что она там содержится) стоимость товара длиной времени затраченного на его производство. Чем больше затраты труда тем дороже. Кроме того, производители стремятся к минимизации отношения рабочего времени к цене при прочих равных условиях. А зачем? Сокращая рабочее время, они увеличивают выпуск изделий в единицу времени, с одной стороны, с другой завышают цены. И то и другое ведёт к большему навару.
2. Потребители оценивают стоимость длиной времени потребления, чем дольше потребляется товар, тем большее количество денег они готовы за него выложить, при прочих равных условиях. Кроме того, потребители стремятся к максимизации отношения времени потребления к цене при прочих равных условиях. К чему бы это? Предпочитая товар с большим сроком потребления потребители уменьшают количество потреблённого товара в единицу времени, с одной стороны, с другой стремятся отдать за товар меньше денег. И то и другое ведёт к минимизации их расходов.
Таким образом, точка зрения что стоимость пропорциональна длине рабочего времени есть только мнение производителей.
А вот то что стоимость пропорциональна времени потребления есть мнение потребителей.
Каждый из них самостоятельно производит оценку товара и принимает или не принимает предложение другой стороны.
В общем, если признать, что стоимость, общественная стоимость товара создаётся в процессе производства, то необходимо также признать её исчезновение в процессе потребления и думать о потребителях как об уничтожителях стоимости.
И, если мы, катаясь на авто, как бы снижаем его стоимость, что как бы верно, то любуясь полотнами Да Винчи или картинами его коллег мы их потребляем, снижая величину стоимости созданную их абстрактным трудом. И выходит, цена их полотен должна падать по мере их потребления, однако она растёт с годами. Значит в процессе потребления никакой стоимости товар не лишается, как и не наделяется ею в процессе его производства.
Общественная стоимость существует только в процессе купли- продажи товара и содержится она не в товаре, а в праве собственности на товар. Другими словами право собственности имеет общественную ценность величина которой может быть выражена числовым значением количества товара, в случае товара всеобщего эквивалента, у нас это деньги, значит, количеством денег, т. е. ценой.
Подведём некоторые итоги. Производство как и потребление имеет два участка индивидуальный и общественный. На индивидуальном участке производства происходит создание товаров с набором свойств, ценных для будущего потребителя, так называемой потребительной ценности или потребительной стоимости. Далее производитель переходит на общественный участок производства, смысл которого заключается в поиске того кто предложит производителю другой товар с набором свойств, уже нужных производителю и который он не производит. Такая сложность возникла как результат разделения труда, когда разные члены общества производят разные товары с разными наборами свойств. Разделение труда, в свою очередь, обязано своим происхождением необходимостью роста производства материальных благ.
На общественном участке производства производитель встречается с потребителем его продукции, для которого этот участок будет общественным участком потребления на котором он осуществляет поиск того товара набор свойств которого ему необходим для потребления на его индивидуальном участке. Перейдя на который он потребляет потребительную ценность, потребительную стоимость того что приобрёл путём обмена на общественном участке процесса потребления. Получается симметричная картина, когда два производителя-потребителя сходятся на общественном участке производства-потребления и совершают взаимный акт купли-продажи, а затем расходятся по индивидуальным участкам.
Общественный участок также предполагает возможность многократных обменов в процессе поиска необходимого товара, как мы привыкли обозначать набор свойств, а также товара с универсальным набором свойств необходимым для всех. Кроме того, процесс купли продажи имеет двух уровневую структуру. На первом уровне происходит обмен правами собственности на товары, на втором, сами объекты прав обмениваются между собой, с учётом обменных коэффициентов.
Каждый из участников акта купли продажи оказывается в выигрыше. Потребительные ценности обмениваемых товаров не эквивалентны друг другу и полученные сторонами в процессе купли продажи ценности представляют большую ценность для сторон, чем ценность тех товаров, которые они отдают. На этом основан стимул обмениваться товарами, а не нести большие издержки, производя нужный товар самостоятельно. Указанная разница в ценностях, полученная производителем, обычно понимается как прибавочная стоимость полученная им в процессе производства, которую капиталист присваивает себе согласно К. Марксу и которую у него нужно забрать, совершив социальную революцию.
Такой же природы разницу в ценностях получают и потребители. Её величина определяется их индивидуальным процессом потребления. Например, если у Вас нет денег, то Вы можете их получить в обмен на право собственности на товар, который можете произвести, но для его производства много чего надо и Вы решаете, что понесёте меньшие издержки если обменяете своё право свободного труда на деньги устроившись на работу.
Производитель для возобновления процесса производства вынужден приобретать товары необходимые для этого. Эти товары должны характеризоваться какими-то необходимыми для производства свойствами, т. е. обладать какой-то ценностью для производителя. Таким образом, мы можем говорить что эти товары обладают производственной или производительной ценностью для производителя. Другими словами они обладают производительной стоимостью, которая потребляется в процессе производства. В общем, наблюдается симметрия между производством и потреблением материальных благ и услуг.
Если рассматривать человека в таком ключе, то он оказывается подобен предприятию. Потребляемая им потребительная стоимость может рассматриваться как стоимость производительная, а он сам как некое предприятие потребляющее производительную стоимость и выпускающее некую продукцию под которой следует понимать обычные трудовые действия человека. Таким образом, конструктивно, человека мы можем рассматривать с экономической точки зрения как отдельное предприятие, а экономическое пространство как область нахождения и взаимодействия всех таких предприятий, а также обычных предприятий и различных их конгломератов. При этом отпадает необходимость рассматривать человека как экономического агента особого рода. И конечно, отпадает необходимость приписывать ему особые таланты и свойства.
Все эти вопросы требуют дальнейшего изучения и возможно могут быть изложены в других моих работах или работах других авторов.
03.11.2021 г.
Свидетельство о публикации №221110300744