Ч. 260 Секретные пакеты

Предыдущая страница  http://proza.ru/2021/11/02/519
 
7 апреля 1854 года пересекли экватор. Матросы расспрашивали Бутакова, почему происходит разница во времени по мере продвижения фрегата на запад. Тот охотно объяснял, но всё-таки в его записях чувствуется снисходительное отношение к матросам, хотя и доброжелательное.
 
Например, вот что он написал в дневнике 18 апреля: «Всего курьёзнее, как некоторые из них следят за картой, которую им нарисовали, и удивляются большим переходам, которые мы делаем».
 
Иван Иванович не знал, что за неделю до этой записи в дневнике в Петербурге был подписан приказ о присвоении ему звания капитан-лейтенанта.  Когда получили пассат, то фрегат в сутки стал проходить по 187 – 229 миль.
 
Зато начались неприятности – сорвало медный лист с обшивки в носовой части. Её ремонтировал в Вальпарайзо англичанин-водолаз. Он выполнил свою работу добросовестно, но в городе не оказалось достаточно свинца, чтобы закрепить листы в носовой части фрегата .
 
Затем сорвало второй лист, вода отгибала уже третий. Лесовский приказал закрыть нос корабля пластырем из запасного паруса, чтобы защитить обшивку, но пластырь быстро изорвало в клочья.
 
Тогда Степан Степанович распорядился убрать часть парусов, чтобы резко сбавить ход, иначе могли потерять всю обшивку.
 
Бутакова огорчали грядущие бытовые трудности. У него была неплохая просторная каюта. Но с приходом Путятина на фрегат капитан уступит свою каюту адмиралу, а сам, естественно, займёт каюту старшего офицера.
 
Придётся Ивану Ивановичу перебираться в душную и тесную офицерскую каюту, потеснив, в свою очередь, её обитателей. Радости мало.

Но пока это не произошло, Бутаков старался отвлечься от грустных мыслей, организуя наведение порядка в трюме, загруженном с великой поспешностью при отправлении из Кронштадта.
 
В конце апреля налетел шквал с ливнем, которому все очень обрадовались, потому что впервые получили возможность выстирать бельё в пресной воде – роскошь, которую не могли себе позволить с момента выхода из Вальпарайзо.
 
25 апреля увидели на горизонте острова. Отличные штурманы служили на «Диане»! За весь огромный переход набралась ошибка в счислении всего 11 миль. Вновь сыграли боевую тревогу и зарядили орудия.
 
Сигнальщики рассматривали в зрительные трубы флаг у самого большого судна, стоявшего в гавани, и с радостью доложили, что флаг – американский. Иван Иванович Бутаков записал в своём дневнике:

«Мая 1-го стали на якорь в порту Гонолулу острова Вагу, сделав весь этот переход в 51 день. Во всё время плавания погода стояла удивительно хороша, течение переменное в направлении против пассата, или перпендикулярно к оному, со среднею скоростью около 15 миль в сутки, изменялось от нуля до 54 миль».
 
Лесовский был доволен, что на фрегате за всё время перехода не оказалось ни одного больного.
 
Гавайские острова открыл для европейцев в 1778 году один из самых знаменитых мореплавателей английский капитан Джеймс Кук. Туземцы приняли англичан очень радушно.  Отношения были прекрасными, пока туземцы не принялись воровать у англичан вещи.
 
Начались стычки при попытках вернуть украденное. 17 февраля 1779 года капитан Кук с маленькой группой вооружённых морских пехотинцев был окружён многотысячной толпой туземцев.
 
Существует множество версий, что там произошло, но достоверно известно только одно – капитан Кук и пять морских пехотинцев были убиты. Понесли потери и туземцы.
 
Попытки капитана Кларка, принявшего на себя командование, мирным путём получить тело Джеймса Кука не давали результата.
 
Тогда он огнём артиллерии снёс с лица земли ту злополучную прибрежную деревню. После этого англичане получили в корзине голову Кука без нижней челюсти и мясо, срезанное с его костей.
 
Останки выдающегося мореплавателя переложили в сундучок с тяжёлым днищем и с почестями захоронили в океане. Нижняя челюсть и кости капитана, которого, несмотря на случившееся, очень почитали туземцы, остались в семьях  туземных вождей в качестве объекта поклонения.
 
Туземцы верили, что кости передают мужество павшего воина. Печальный инцидент не стал препятствием развитию отношений между населением Гавайских островов и странами Европы и США.
 
Таитянки сами подплывали к кораблям Кука, от команды которых получили первый «дар» цивилизации – сифилис. Другим весомым «подарком» стала проказа, «китайская болезнь».  В 1852 году начался ввоз на Гавайи иностранных рабочих, сначала китайцев, а затем японцев, корейцев, португальцев, немцев, норвежцев.
 
Первые американские христианские миссионеры появились в Гонолулу в 1820 году. Затем прибыли и английские миссионеры.  Англичане завоевали доверие короля Камехамеха II подаренной ему шхуной.
 
Глубоко тронутый подарком король, вместе с королевой посетил в 1823 году Англию, где супружеская пара благополучно скончалась, заболев корью.  При следующем короле, Камехамехе III, независимость Гавайского королевства признали правительства Англии, Франции, США и других государств.
 
Военный корабль под американским флагом, который увидели наблюдатели с фрегата «Диана», оказался недавно прибывшим из Китая корветом «Saratoga». Он направлялся в США с подлинником договора, заключённого коммодором Мэтью Перри с японским правительством.
 
От офицеров корвета узнали все последние новости. Американцы рассказали, что видели в Шанхае «Палладу» и шхуну «Восток».
 
Первым делом Степан Степанович, сойдя на берег, поспешил по известному только ему адресу, чтобы получить секретную почту.

Ему вручили два пакета. В одном находилось предписание Путятина, отправленное  1-го декабря 1853 года из Шанхая:  следовать в Императорскую гавань, где ждать новых указаний.
 
Второй пакет за № 1122 с печатями инспекторского департамента Морского министерства был получен  из Вашингтона от статского советника барона Эдуарда Андреевича Стекля, генерального консула России на Сандвичевых островах.
 
В нём было письмо за подписью директора инспекторского департамента. В письме сообщалось, что генерал-адмирал великий князь Константин  изменил назначение дальнейшего плавания фрегата и дал указание  Лесовскому поступить в распоряжение другого ведомства.
 
Лесовский знал, что это за ведомство. Приказ означал, что он  переходил в подчинение генерал-губернатора Восточной Сибири, потому что в марте началась война с Англией и Францией, и главным стала не дипломатическая миссия вице-адмирала Путятина, а охрана восточных границ России.
 
Продолжение http://proza.ru/2021/11/04/1062


Рецензии
Ужас! Ну, и подарочки!Владимир! Спасибо! С дружеским приветом
Леда

Леда Шаталова   06.11.2021 10:08     Заявить о нарушении
Всякое случалось, Леда!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   06.11.2021 12:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.