Сибирь ещё... дышит!?
Как мы "хозяйствовали" треть века назад? Интересно взглянуть в прошлое в скорый юбилей Ханты-Мансийского автономного округа-Югра. Его 90-летие отмечается довольно пышно, помпезно, с привлечением научных кругов. Но, сдаётся, без упоминания серьёзных ошибок и просчётов, ущерба для местной природы и аборигенов.
Дико мне читать собственную статью в "Нефтеюганском рабочем"за 1989 год! Сплошной крик о помощи, оставшийся не услышанным никем- ни властью, ни добытчиками "чёрного" и "зелёного" золота.
Да, именно первобытная югорская тайга была отдана на откуп всяческим хищникам,якобы заботящимся о "государственных" интересах.
Увы,"дохозяйствовались", что говорится, до ручки! Планета оскоплена, Сибирь ещё дышит, вырабатывает миллионы тонн живительного кислорода. Но и здесь углеродный след велик!
Примем ли всерьёз резолюцию недавнего саммита по климату, что на днях прошла в Глазго с участием Байдена, но без Путини и Ци.
Тов. Путин пообещал прекратить рубки леса в России до 2030 года. А чем потом заняться тысячам и тысячам злостных порубщиков "зелёного друга"? Сажать новые леса? Верится с трудом в скорое перевоспитание "хищников"!
Наверное, Грета Тумберг и для российской власти упорно твердит "бла-бла-бла"!?
Вл.Назаров
************
УГУТСКИЕ ПЕЙЗАЖИ: НЕ СБЫВШИЕСЯ МЕЧТЫ!
ИТАК, решением Ханты-Мансийского окрисполкома № 116 от 9. 08. 1989 года «Об образовании территории приоритетного природопользования коренного населения» власть нефтяников, геологоразведчиков,лесозаготовителей должна быть существенно потеснена? Увы! Ведь в предложенные территории по округу попадают целиком или частично 48 нефтяных и нефтегазовых месторождений (десять из них уже введены в разработку, но в соответствии с решением окрисполкома могут эксплуатироваться только с применением экологически чистых технологий нефтедобычи и транспортировки сырья. Вопрос — сколько лет ждать этих технологий?)
«Та же земля, что вошла нынче в резервации, останется и полигоном, и полем битвы Мингео- и Миннефтегазпрома за план, — писала недавно газета «Тюменский комсомолец». — Кроме названного десятка они уже отвоевали ещё пяток месторождений, планируемых вводом в разработку до конца двенадцатой пятилетки. Учитывая важность их освоения, предложено исключить и эти площади из пределов резервации».
На основании предложений Сургутского райисполкома коллегия Главтюменьнефтегаза приняла решение не рекомендовать своим подразделениям выходить в тринадцатой пятилетке на десять месторождений, находящихся в приоритетной зоне. Надо сказать, весьма обтекаемая формулировка! Рассчитанная на дальнейшую экспансию под любым благовидным предлогом.
— Кроме Закона о Ханты- Мансийском округе должен быть принят и Закон о приоритетном природопользовании, — говорит заместитель заведующего отделом по вопросам развития экономики и культуры народностей Севера окрнсполкома В. М. Куриков.
А пока... Объединение Обьнефтегазгеология запланировало на 1990 год геологоразведочные работы на двадцати одном месторождении (свыше 240 тысяч метров проходки!), расположенном в зоне приоритетного природопользования Сургутского района.
Есть в этом списке Инкинская площадь, скважины которой разместятся по реке Негус-Ях — по границе Юганского заповедника.
Сургутнефтегаз запланировал к освоению... 16 новых месторождений и перспективных структур. Всё там же... Плюс необходимо изъять под промышленное освоение участки, где пролягут новые трубопроводы, ЛЭП и т. д.
Так, спрашивается, что же остается резервировать для коренного населения?
А ведь окрисполком с большой тревогой уже взирает и на деятельность комплексного Балыкского леспромхоза, также без зазрения совести орудующего в отведенных резервациях.
М. И. Осипов, директор этого леспромхоза, любит рассуждать о том, что надо беречь природу. Действительно, пожары — громаднейшее зло (на выгоревших нынче 40 тысячах га лесных угодий леспромхоз мог бы добывать древесину лет 50—80). Но ведь лесозаготовители по принципу «план — любой ценой» устремляются туда, где никак их не ждут. Юганский ЛЗУ, обосновавшийся в междуречье Малого Югана и Негус-Яха, ведет сплошную рубку на территории проживания хантов. Причём, решил, видимо, заодно сгубить и "соболиную речку», по которой ведет молевой сплав древесины.
— Нужно убрать из этой зоны лесозаготовителей, категоричен исполняющий обязанности директора заповедника «Юганский» П. В. Овчинников, — они уже сейчас занимаются перерубами...
То, что веками сберегалось коренным населением, решено теперь пустить под топор и пилу? Причем замечу: берут и сплавляют в плотах лесозаготовители много тонкомера. И ни кубометра из этого леса не достается местному населению. Угутское ПОХ (промохототделение) само вынуждено на старенькой технике вести лесозаготовки. Рационально ли это? Ведь мимо Угута проплывают огромные плоты делового леса, вырубленного на территории проживания хантов. И если уж компенсировать нанесенный им ущерб, то не деньгами, а натурой! Пусть руководство Балыкского леспромхоза несколько плотов отдаст Угуту, ведь здесь громадный дефицит строительных материалов.
А как хозяйничают лесозаготовители!? В феврале заповедник предъявил начальнику Юганского ЛЗУ требование — убрать мост через реку Негус-Ях в районе Белого Яра, ниже юрт Епаркина. Кстати, разрешение на строительство этого моста исполком Угутского сельского Совета не давал (а сооружение сиё преградило путь моторным лодкам лесной охраны заповедника, противопожарным катерам). Но требование так и осталось невыполненным. Как говорится, своя рубашка...
Безжалостно губят лес и дорожники, строители ЛЭП и т. д.
— Сейсморазведчики понаделали множество профилей в тайге, — рассказывает помощник лесничего Негус-Яхского лесничества Н. Н. Иванов, — причем, вырублены просеки по самым лесистым гривам. Так вот, идут вслед за ними спецстроевцы, прокладывают дороги для буровых и вместо того, чтобы расширить уже готовые просеки, вырубают новые коридоры... Естественно, вокруг остаются горы брошенной древесины...
— Мы просим облисполком расширить границы заповедника до Большого Югана и южнее, — говорит П. В. Овчинников, — поскольку нынешняя территория не позволяет составить полной картины путей миграции животных, перелётов птиц.
То есть заповедными должны стать как раз те места, где обосновались лесозаготовители и геологоразведчики (юрты Тайлакова). А ведь здесь, кроме всего прочего, проходит граница смены подзон (а значит, и растительности). В 1988 году видели диких кабанов (двигались с юга вдоль границы заповедника). Бобры пока не перешли водораздела. Но вот что интересно: ровно сорок лет назад местные жители видели последних бобров в районе юрт Османовых (со стороны Томской области). И в заповеднике даже есть бобровые речки (названы на хантыйском языке). Значит, действительно раньше жили здесь бобры! Но почему же исчезли?
На учёте в заповеднике около 350 голов диких северных оленей, часть из которых обитает на речке Липкуп- Игый, Кстати, при археологических раскопках стоянок древних людей в Угутском районе были найдены кости оленя, бобра, косули, лошади. Но со временем человек потеснил животных...
— В пойме Оби есть Сургутский заказник, — продолжает Павел Владимирович,—площадь которого почти 110 тысяч гектаров. Есть задумка сделать его филиалом нашего заповедника!..
...Почему я так подробно останавливаюсь на проблемах охраняемой государством заповедной территории? Да потому, что и под неё сегодня всесильными ведомствами ведется подкоп. Окружить кольцом промышленных разработок (а то и прямо вторгнуться вглубь), расчленить на куски резервации хантов (частично вырубить их), прервать традиционные пути миграции птиц и зверей — замысел, прямо скажем, «наполеоновский». Ведь в таком случае от решения окрисполкома остаются «рожки да ножки» (многие говорит, что оно и так выдержано в традициях «потемкинских деревень»).
Что же делать? Вся надежда на Верховный Совет СССР. Кстати, недавно, выступая в «Правде», первый секретарь Ханты-Мансийского окружкома КПСС В. А. Чурилов ратовал за то, чтобы Советы народных депутатов автономных округов имели право владения и пользования землей. Нужен закон об этом. И мощный экономический пресс на тех, кто бездумно и безоглядно хозяйничает на древней земле Югры. То есть действенный территориальный хозрасчёт плюс подлинная автономия должны поставить заслон всяким, большим и маленьким "проектам века" по окончательному уничтожению исконных территорий обитания хантов и манси.
Поставят ли? Не найдутся ли всякие лазейки (под видом государственных интересов) для превращения территорий приоритетного пользования в зоны нефтедобычи, лесозаготовок и т. д.? Вопрос не праздный... Ведь в таком случае пропадает последний шанс: создать единый природно-национальный комплекс (с сердцем в виде Юганского заповедника), способный возродить добрые традиции хантов и манси (они издавна заповедовали отдельные лесные и охотничьи угодья), поднять малые народы на новую ступень социального и экономического развития...
А, может быть, пока не поздно, проблему всё же поставить с головы на ноги: резервации-то отводить не для хантов, а для... нефтяников, буровиков? Пусть станет заповедным весь округ, а промышленникам пришельцам на его территории отводить особые зоны? С жестким условием: максимально восстановить после себя природное равновесие!
В. НАЗАРОВ
Газета "Нефтеюганский рабочий"
1989 год
Свидетельство о публикации №221110400157