Амербаев

АМЕРБАЕВ Вильжан Мавлютинович
Лауреат Госпремии СССР,
действительный член НАНРК,
профессор вычислительной математики,
главный научный сотрудник ИППМ РАН,
д. т. н.


ЗЕЛЕНОГРАД — ГОРОД БОЛЬШИХ ПЛАНОВ,
НАДЕЖД И ДЕЛ НА БЛАГО РОДИНЫ

Впервые о проекте строительства города-спутника (города-спальни) Москвы (будущего Зеленограда) я узнал в конце пятидесятых, когда завершал, как аспирант, в Математическом институте им В. А. Стеклова работу над кандидатской диссертацией. Тогда я не мог даже помыслить, что Зеленоград станет для меня городом становления моей зрелой творческой и духовной жизни, родиной всех моих внуков и, по существу, моей второй родимой землёй: здесь твёрдыми ножками уже топает мой годовалый правнук Дима. Имя Дмитрий дорого всем москвичам, как имя великого князя — Дмитрия Донского.
Мне дорого оно и потому, что в годы аспирантуры, вдали от моей молодой семьи, в те дни, когда требовались душевная поддержка и отдохновение, я всё это находил в тенистом саду на святой земле Донского монастыря (благо он находился на пути между «ленинкой» и общежитием Академии наук). Здесь я часто в одиночестве проводил своё свободное время, размышляя не только о научных проблемах. Это были благостные моменты: здесь, к своему удивлению, я получал заряд бодрости,  вдохновения и очищения от всякого рода тягостей. Случилось так, что всю жизнь я был в окружении деревьев, зелень для меня — святой цвет. Алма-Ата, где я провёл молодость, первую треть жизни, — прекрасный город в предгорьях Тянь-Шаня, утопающий в зелени. Своей удивительной зеленью манил к себе и Донской монастырь. Но когда я впервые оказался в Зеленограде, врезанном в лес, он навеки покорил меня. Зеленоград строился людьми, наделёнными великим чувством друидов — любовью к деревьям! Я видел, как строители обрезали дом, не достраивая его вторую половину, если он натыкался на кромку даже небольшой рощицы, хотя вокруг шумел многовековой лес. Это бережное отношение к зелёному другу потрясло меня! И я понял, что в Зеленограде живут замечательные люди, и что не зря они свой город назвали ласковым словом — Зеленоград. Я счастлив, что судьба моя привела меня сюда, где у деревни Крюково стояли насмерть вместе с героическими защитниками Москвы бойцы Панфиловской дивизии, которая формировалась в Алма-Ате. И надо было так случиться, что я пацаном, босиком, в конце лета сорок первого года провожал с мамой эту дивизию, которая маршем по проспекту Сталина двигалась к вокзалу «Алма-Ата» — вторая, оттуда отправившаяся на фронт. Отец мой к тому времени был на ленинградском фронте, а его брат — лежал в госпитале в Химках, где вскоре скончался от ран. Эта цепочка незримых для меня связей далёкой Алма-Аты с Зеленоградом продолжилась, когда я на приёме у начальника отдела кадров НИИФП встретился с Петром Васильевичем Логвиненко — комиссаром одного из полков панфиловской дивизий, уроженцем наших краёв, а директором института оказался молодой доктор физико-математических наук, профессор Виталий Иванович Стафеев, который закончил двумя годами раньше меня Казахский Государственный Университет им. С. М. Кирова, наш родной физико-математический факультет.  В то время я ничуть не удивлялся этой незримой цепочке связи. Воспринимал её как данность, так как был абсолютно убеждён, что мы все — люди одной большой и прекрасной семьи, повязаны одной единой связью — любовью к нашей Родине, долгом служить и быть полезным ей. Везде я встречал дружелюбие и внимательность, что оставляло меня таким, каким я был в «родных пенатах».
Как произошло, что в конце шестьдесят пятых я оказался в Зеленограде? К тому времени я заведовал лабораторией машинной и вычислительной математики при Президиуме Академии Наук Казахстана. Моя семья получила удобную двухкомнатную квартиру в новом доме, и у меня уже была вторая полуторагодовалая дочь. В мае 1965 года к нам на конференцию приехали из Москвы Акушский И. Я. и Юдицкий Д. И., они рассказали о новом научном направлении в области вычислительной техники и поставили ряд задач. Хотя в то время я увлекался другим научным направлением, но в одной из поставленных задач увидел родство с методом решения ранее рассмотренных мною задач. Всю ночь я работал над возникшей идеей и утром следующего дня рассказал дорогим гостям о своих наблюдениях. Во второй половине дня ко мне подошёл Д. И. Юдицкий и предложил работу в Зеленограде. Я понимал, что «от добра добра не ищут», но меня очень заинтересовало новое (вообще говоря, необычное) направление параллельных вычислений.
Моя жена, Эмилия Нестеровна, учительница географии, поддерживала всегда мои научные пристрастия. И поэтому на мой вопрос: как быть? — ответила: поступай, как считаешь нужным; хотя отъезд из Алма-Аты, где моя семья уже получила некоторый положительный статус и рядом были любимые родители и много родственников, казался на тот момент диковатым. Я объявил руководству о приглашении мне работать в Москве (тогда работа в Москве имела высочайший престиж), и меня отпустили с добром, напутствуя не терять связи с родной академией. Так я оказался в Зеленограде и был зачислен в НИИФП. Был молод не только сам город, но и по существу абсолютное большинство его жителей. Ориентация города к тому времени сменилась на новую — создать «отечественную Кремниевую долину». На всех участках труда люди были полны энтузиазма. У всех в глазах светился огонёк служения Родине, Науке. Это чувствовалось везде — в стройках, в организации новых научных институтов, в сфере обслуживания, где было абсолютное удовлетворение бытовых условий: обилие детских садов и школ, общественных столовых, мастерских бытового обслуживания, в стройках и, главное, в становлении высшего учебного заведения мирового стандарта — МИЭТа. Никакого чванства, максимум деловитости, общий порыв. Я вспоминаю ранние годы становления Научно-исследовательского института физических проблем. Научные семинары, поиск истины в спорах, сопоставлениях, оценках. Я не жалел, что покинул обжитые места: начиналась новая жизнь — я оказался в молодом творческом коллективе, перед которым (как, впрочем, и перед коллективами других институтов) были поставлены интереснейшие, животрепещущие и важные для государства и народа задачи. Все трудились с высокой отдачей. Каждый чувствовал свою причастность к проблеме большой государственной важности. Это был большой порыв молодого города, призванного служить своему народу. Город и сейчас продолжает развиваться, обрастать новостройками, новыми возможностями и осмыслением своей предназначенности.
Пусть всегда Зеленоград остаётся зелёным раем, освещённым солнцем мира, надёленным молодостью и высокими трудовыми достижениями. Здесь, как и всюду в активных зонах Родины, рождается новая Россия.


Рецензии