Карпов Владимир Фёдорович

День рождения Героя

Карпов Владимир Фёдорович (4 ноября 1911 – 24 сентября 1987), организатор производства в области тяжёлого машиностроения. Герой Социалистического Труда.

Родился в г. Молочанск ныне Токмакского района Запорожской области Украины в семье горного инженера и учительницы. После окончания семилетней школы поступил в Харьковский автотранспортный техникум. Завершив обучение (1931), работал в отделе технического контроля Харьковского тракторного завода. С 1932 г., продолжая работать на ХТЗ, учился на вечернем отделении Харьковского механико-машиностроительного института.

С 1933 г., переехав в г. Краматорск Донецкой (в 1938–1961 – Сталинской) области УССР, трудился на Новокраматорском машиностроительном заводе. Стал одним из лучших на заводе фрезеровщиков-зуборезчиков. В июне 1936 г. отправился в Харьков, где на последнем, пятом курсе вуза учился на очном отделении. Инженер-механик, получил диплом с отличием (1937). В июне-декабре 1937 г. – мастер участка в одном из цехов НКМЗ. В декабре 1937 г. – январе 1939 г. – в Красной Армии. После службы в РККА возвратился на НКМЗ, где был назначен старшим инженером-технологом, затем – заведующим цеховым техбюро.

С июня 1941 г. – в РККА, участник Великой Отечественной войны. Командир разведывательного взвода отдельного танкового батальона 227-й стрелковой дивизии. В 1944–1945 гг. – помощник, старший помощник начальника отделения по использованию опыта ведения войны оперативного отдела штаба 6-й гвардейской армии, гвардии капитан.

Демобилизовавшись из Красной Армии в звании майора в 1946 г., возвратился на НКМЗ. Работал заместителем главного технолога завода, начальником производства. С 1949 по 1955 г. – главный инженер Новокраматорского машиностроительного завода. Принимал активное участие в проектировании и изготовлении первого отечественного блюминга – стана для прокатки стальных заготовок квадратного сечения для дальнейшей прокатки фасонных профилей – рельсов, швеллеров, балок и др. За эту работу был удостоен Сталинской премии (в составе группы).

С ноября 1955 г. был в заграничной командировке – до марта 1957 г. работал советником Министерства тяжелого машиностроения ГДР. По возвращении – заместитель главного инженера НКМЗ. С июня 1957 г. по 1961 г. – главный инженер Управления машиностроения Сталинского (с ноября 1961 – Донецкого) совнархоза.

В 1961–1976 гг. – директор Ждановского завода тяжелого машиностроения в г. Жданов (с 1989 – Мариуполь) Донецкой области. Провёл масштабную реконструкцию ЖЗТМ. Были построены новые производственные корпуса, станочный парк был увеличен за счет нового современного оборудования. Все это позволило существенно нарастить объемы ранее выпускавшихся изделий, расширить номенклатуру, принять участие в оснащении новых для страны отраслей машиностроения. На предприятии начали массово изготавливать специальные подъемно-транспортные машины с грузоподъемностью в несколько сот тонн, уникальное металлургическое и горнорудное оборудование, реакторы для нефтехимической промышленности.

В начале 1962 г. постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР ЖЗТМ был определён единственным в стране предприятием по созданию кислородных конвертеров для металлургических заводов. В 1962 г. на ЖЗТМ изготовили самый большой в мире сталеразливочный ковш садкой 480 тонн. В 1963 г. на Ждановском металлургическом заводе имени Ильича был создан конвертерный цех, оснащённый конвертерами ЖЗТМ. В общей сложности предприятие изготовило свыше 270 конвертеров для 18 стран мира.

В 1969 г. на заводе началось проектирование и производство грузоподъёмных кранов. В 1970 г. первые два портальных и козловой краны были отправлены заказчикам. За последующие четыре года тяжмашевские конструкторы разработали 14 типов козловых кранов. В начале 1970-х гг. на ЖЗТМ изготовлена самая большая в мире железнодорожная 8-осная цистерна емкостью 120 тонн. В 1971 г. завод был удостоен ордена Ленина, а директор представлен к званию Героя Социалистического Труда. В 1975–1976 гг. для судоверфи в румынском порту Констанца ЖЗТМ поставил два доковых козловых крана ГП-480, не имевших аналогов в мире. Высота подъёма груза составляла 66 м, а пролет между опорами – 115 м. В 1977 г. краны выдержали мощное землетрясение, не получив никаких повреждений.

В 1976–1980 гг. В. Ф. Карпов – генеральный директор производственного объединения «Ждановтяжмаш» Министерства тяжелого и транспортного машиностроения СССР. В 1976 г. завод, ставший производственным объединением, был награждён орденом Октябрьской Революции. Являясь в основном производителем мирной техники, «Ждановтяжмаш» продолжал работать и на оборону страны. Без участия ждановских машиностроителей не обходилась практически ни одна важная государственная программа. В цехах предприятия изготавливались авиационные и ракетные топливозаправщики, шахтные и железнодорожные конструкции пусковых установок стратегических ракет, бронетехника.

С 1980 г. Владимир Фёдорович – на пенсии, до последнего дня жизни он работал ведущим инженером-консультантом отдела патентной информации и новой техники ПО «Ждановтяжмаш».

Герой Социалистического Труда (1971). Награждён орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени и орденом Красной Звезды, а также орденом Заслуг перед Польской Народной Республикой степени Командора со звездой. Лауреат Сталинской премии 2-й степени и Государственной премии УССР. Почетный гражданин города Жданов.

В честь В. Ф. Карпова в Мариуполе названа улица, его бюст установлен возле центральных проходных ОАО «Азовмаш».


Иллюстрация: Неизвестный автор. Первый советский конвертер собран! Термический цех № 2 Ждановского завода тяжелого машиностроения. Июнь 1963 г. Фото из открытых источников.


Рецензии