Записки экскурсовода Ч. 36 Фарфоровый король

Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/10/31/1845

Курфюрст Саксонский Фридрих Август I (Friedrich August I. von Sachsen), вошедший в историю как Август Сильный, не имел больших военных и экономических заслуг. Он оставил после себя расшатанную экономику в Саксонии. Но его влияние на культурное развитие Саксонии было значительно. Август ценил красоту, любил музыку, был коллекционером живописи, покровителем художников и ювелиров.

За короткое время Дрезден превратился в центр искусства эпохи позднего барокко, были созданы коллекции искусств, самая известная из которых - картинная галерея. Недаром город Дрезден называли Флоренция на Эльбе.
Собрание драгоценностей курфюрста - кунсткамера - дала основание будущему музею ювелирного искусства Зелёные своды.

Сокровища королей в музее "Зелёные Своды".
https://www.youtube.com/watch?v=kS5aEs9xMko

Под строгим надзором Августа Сильного работал аптекарь-алхимик Бёттгер, ставший первым создателем фарфора в Европе. Вместо ожидаемого жёлтого золота Август получил от Бёттгера белое золото. И полюбил его всей душой.

Как ни ценили фарфор другие монархи, им было далеко до Августа Сильного (1670–1733), правившего Саксонией под именем Август I и Польшей — как Август II. За страсть к фарфору его прозвали фарфоровым королём.

У Августа в Дрездене было два зверинца: один обычный, с живыми животными, а другой - фарфоровый: примерно 400 фигур в натуральную величину.

К концу жизни Август собрал гигантскую коллекцию фарфора: примерно 35,8 тыс. предметов. Почти половина из них была привезена из Китая и Японии, другая половина - это работа саксонских гончаров фарфоровой мануфактуры в Мейсене.
Даже на дворцовой колокольне был колокол, выполненный из фарфора.

Август Сильный узнал, что прусский король Фридрих Вильгельм I получил в наследство от своего отца, первого короля Пруссии Фридриха I, огромную коллекцию китайского фарфора. Некоторые вазы в этом собрании достигали человеческого роста, а общая стоимость была просто баснословной.

Безрассудный расточитель, любитель пышных развлечений, балов, охоты и женщин, Август являл собой полную противоположность своему берлинскому соседу, Фридриху Вильгельму I. Зная воинственный нрав прусского короля Фридриха Вильгельма - его называли "король-солдат" (нем. Soldatenk;nig) - Август Сильный  предложил обмен.

Он преподносит в подарок Фридриху 600 саксонских драгун из своей армии, а взамен получает от прусского короля полторы сотни фарфоровых сосудов. Кстати, в XVII–XVIII веках продать или сдать солдат в наёмники было вполне обычным делом, правители спокойно совершали такой обмен ради денег или вожделенных коллекций. 

Итак, Август получил огромные вазы (они известны как "драгунская коллекция"), а  Фридрих Вильгельм обзавёлся новым полком, получившим порядковый номер 6, но более был известен под прозвищем "фарфоровых драгун" (нем. Porzellandragoner),которые     в память о своём происхождении получили мундиры белого цвета с темно-голубыми лацканами, обшлагами и фалдами (цвет изделий из фарфора).

Вскоре "фарфоровые драгуны" приняли боевое крещение во время Рейнской кампании 1734–1735 годов, затем 6-й драгунский участвовал во 2-й Силезской (1744–1745) и Семилетней войнах.

В 1806-1807 гг. полк входил в состав корпуса Л`Эстока и принял участие практически во всех сражениях этой кампании. 16 октября 1807 г. из бывшего 1-го батальона и депо драгунского фон Цитена полка, а также депо 9-го и 10-го драгунских полков был создан кирасирский фон Цитена полк, ставший 7 сентября 1808 г. Восточно-Прусским кирасирским полком, из 2-го же батальона полка фон Цитена был создан 1-й Западно-Прусский драгунский полк № 2. Полк, несколько раз преобразованный, участвовал в сражениях Первой мировой войны.

А сохранившиеся в целости и сохранности метровые "драгунские" вазы (Dragonervasen) с синей подглазурной росписью, созданные в Китае в период правления императора Канси (1662;1722), входят в число самых известных экспонатов Дрезденского собрания фарфора в Цвингере.

Иллюстрация: "Драгунские" вазы (Dragonervasen) - самые известные из монументальных экспонатов Дрезденского собрания фарфора. Это вазы высотой около 1 метра, с синей подглазурной росписью
 
Продолжение   http://proza.ru/2021/11/11/62
      


Рецензии
Ваша фарфоровая история, Света, просто энциклопедия! Столько интересных сведений. Большое спасибо! Про Цвингер читала в учебнике немецкого языка. Dresdener Gemeldegalerie это моя мечта несбыточная пока.

Людмила Петрова 3   09.12.2021 00:17     Заявить о нарушении
Людочка, спасибо за добрые слова! А вы знаете немецкий?

Светлана Шаляпина   10.12.2021 19:57   Заявить о нарушении
Света, если и знала когда-то в рамках школы, то забыла. Хотела снова учить лет в 50, но уже поздно, память не та, да и времени свободного мало. Знать язык это здорово. Одно время по работе приходилось переводить техническую информацию с немецких каталогов оборудования. Потом они появились на английском, с них было переводить проще. А теперь есть программы-переводчики.

Людмила Петрова 3   10.12.2021 21:30   Заявить о нарушении
Почему семь ваз?

Григорий Аванесов   08.05.2023 07:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.