Варенька

           ВСТРЕЧА  НОВОИСПЕЧЕННОГО ПОРУЧИКА

      Тем же вечером в генеральском дома царило веселое оживление, внесенное молодыми офицерами. К нему примкнула вся молодежь и даже давно вошедший в возраст Алексей Георгиевич.  Он вполне одобрил удавшуюся авантюру Всеволода-  продление отпуска. У того с плеч свалилась гора. Мнение шурина, подполковника 3  Перновского гренадерского  короля Фридриха-Вильгельма полка было ему небезразлично.
-Ну, вытаскивай из карманов свои галунные, хвастайся!- одобрительно говорил шурин, указывая на оттопыренные карманы новоиспеченного поручика. Из них явственно торчали краешки новеньких золотых погон. – Это дело надо всенепременно обмыть! Уж такая наша военная традиция, коей пренебрегать не следует!
   Всеволод достал погоны , которые тут же перехватил Михаил.
-О, братец, поздравляю! С тебя причитается!
-Так я уж и догадывался. Вон , у двери ящичек, отца только дожидается, - кивнул на наборец недурственных бутылочек виновник предстоящего торжества.
       Дамы скромно молчали, восхищенно поглядывая на брата. Все они любили Севушку и были рады тому, что его отпуск так неожиданно и счастливо продляется. Особенно рада этому была младшая дочь генерала Варенька.
    Варя,   Варенька, Варвара Васильевна…
      В своей семье она была самой тихой и незаметной. Но какая внутренняя сила, какой жизненный стержень был скрыт в этой юной девушке… Не очень красивая, скорее – вовсе некрасивая, хотя и милая, миниатюрная, кареглазая, с негустыми прямыми волосами, сквозь которые чуть проглядывала беленькая кожица головы, она тихо росла в тени своих более ярких и шумных сестер и братьев, остро чувствуя нелюбовь к себе матери. Они были совсем разные: глубокая, вдумчивая Варя и простоватая и незамысловатомудрая Аполлинария Павловна. Утонченный вкус и глубокая проницательности Вари входили в противоречие с примитивностью матери. Она, мать, как будто и чувствовала силу характера младшей дочери, чувствовала, что та, в  случае чего, не сломается. И уж точно - не уступит, не отойдет в сторону, а примет удар судьбы  и – победит. И мать на уровне подсознания,а может, и осознавая слабость свою перед дочерью, перед силой её духа, пасовала. Это выражалось в зависти и , порой, озлобленности, выливавшейся в постоянную критику и каждодневные пустые придирки, бывшие, скорее, вызовом к борьбе, в которой мать всегда терпела поражение.   Варвара это чувствовала и глубоко страдала, лишенная понимания, любви и принятия себя матерью. И даже победы над нею её не радовали.  «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее.» Благодаря такому соперничеству характеров, проявившемуся с самого детства Вари , она выросла в настоящего борца. Именно она через много лет станет опорой семьи. Она выдержит все перепетии революционных сословных  гонений, она станет опорой своей старой матери, когда большой семейный клан разметают в разные стороны и страны революционные вихри,  она сумеет выжить и  приспособиться к новому миру, никогда не примирившись с его нравственными  и  социальными принципами. Она спасет от неминуемой гибели брата , буквально на себе вывезя его в переполненном вагоне последнего гражданского, уходящего с западной окраины Российской империи поезда из тифозного прифронтового госпиталя первой мировой войны, сползающей в гражданскую , она не раз защитит силой  характера и бесстрашия перед сатрапами своего одаренного, но слабохарактерного мужа, она всегда будет и разумом, и стержнем своей семьи. Она  сохранит близких, оставшись вдовой в самом начале войны, потеряет все нажитое в один день,  переживет  все тяготы эвакуации, проводит на фронт единственную дочь и дождется её после победы.  И, наконец, она передаст , как самое дорогое наследство, эту мощь характера  потомкам – через поколения.  Но все это – впереди. Далеко впереди и за пределами этого повествования. Ведь я  обещала, что в нем не будет войн и революций. И мои  герои проживут свою вымышленную жизнь счастливее их прототипов. 
 А пока она,  Варенька- всего лишь входящий в юность ребенок.
    Варя появилась в прихожей позже всех и долго стояла за спинами сестер незамеченная .
Николай едва отыскал её взглядом. Он тут же поспешил поздороваться с девушкой, отметив, как Варя выросла и похорошела за минувший год, из гадкого утенка она, как в сказке Андерсена, превращалась в лебедушку.
-Варенька, как Вы изменились, совсем уже взрослая стали!- искренне восхитился Николай. -  Теперь мне вас надо Варварой Васильевной называть…
- Что ж , тогда Вы, господин офицер, будете Николаем Ильичом,- изящно и мило-дружелюбно отпарировала Варвара, вполне принимая новый предложенный им  стиль общения. И тот понял, что  в этом доме изменилась и выросла не только Ольга.
     Варвара была любительницей шахматной игры. В субботние вечера в доме генерала Николай частенько был её партнером в шахматных партиях. Варя была тому очень рада- братья нечасто с ней играли, им жаль было отпускного времени, а сестры и вовсе не умели: игра эта долгая, требует напряжения и мысли. Милый же  друг Всеволода часто и с удовольствием составлял ей компанию за шахматной доской. Девочка  играла для своего возраста недурно, и Николай вполне мог держаться  с нею на равных, не давая известной в игре с женщиной форы. Игра шла ровно: выигрывали  поочередно. Если удача благоволила Николаю, и удавалось поставить Вариного короля в безвыходное положение, он неизменно провозглашал: « Нуте –с, сударыня, позвольте сообщить вам, что вашему королю шах и… полнейшая капитуляция!». Ну никак не мог он произнести при даме слово «мат», воспитание не позволяло…


Рецензии