Путь Одиссея времени 2. 1
Автор идеи и руководитель – Искандер Сакаев.
Режиссёры: Ярослав Морозов, Ратмир Литфуллин, Марина Яшина, Анна Овчинникова. Шеф-драматург – Вадим Богданов.
Авторы текстов: Ратмир Литфуллин, Анна Бухарская, Артём Осадчий, Ранис Ахметгареев, Анастасия Воронина.
В ролях: Денис Авхаренко, Ранис Ахметгареев, Анна Бухарская, Артём Осадчий, Владислав Алтайский, Марина Чернышева, Анастасия Воронина, Ирина Горкунова, Валентина Шумеева, Маргарита Павлова, Сергей Сидоренко, Андрей Жилин, Лариса Живо, Вероника Шмелёва, Алексей Копылов, Юрий Кузнецов, Ринат Муталлапов и другие.
Камерный Драматический Театр «Левендаль»
В спектакле «Одиссея. Здесь и сейчас» Искандер Сакаев предлагает нам сценическую проекцию философии познания, которую он воплощает в истории, сюжетной основой которой является «Одиссея» Гомера. Этот поэтический эпос раннего периода античной эпохи является квинтэссенцией философской мысли сосредоточенной на антологических исследованиях, главным изучения объектом которых является человеческое желание познания и его путь. Эти плоды философской мысли оказали влияние на мириады творцов искусства всех эпох, которые в своих произведениях пытались отразить своё понимания философской концепции, запечатлённой Гомером в этом поэтическом эпосе.
Поэма Гомера «Одиссея» - в пространстве мировой культуры и философской мысли явление уникальное, это произведение через столетия и века было и остаётся объектом инспирации для создания многочисленных произведений направленных на поиск новых смыслов гомеровской концепции пути познания. В «Одиссее» Гомер обозначил опорные точки этой концепции в истории путешествия полу- мифического персонажа по имени Одиссей, его портрет - это собирательный образ человека, стремящегося к познанию. Реальная проекция гомеровской философии в пространстве его образа выражается в его концепции восприятия мира и собственной жизни, в ней путешествие за моря к неизведанным землям - это путь познания границ возможностей личности, которые открываются и познаются в испытаниях, выпавших ему на чужеземных морях и заморских землях.
В повествовании о странствиях Гомер создал окно онтологического познания, возможность философского осмысления пространства существования человека, которая достигла своего венца в концепции пути познания человека, воплощённую им в форме поэтического эпоса. В этом произведении путь познания признаётся необходимой компонентой человеческой жизни, так как его тропы ведут к раскрытию потенциала возможностей человека. Этот путь познания, в истории путешествия Одиссея, представлен поэтапно, а проекции этих этапов воплощены в виде многочисленных испытаний. В них он встречается с различными мифическими персонажами и на этих изломах судьбы странника он оказывается в символических точках выбора, в которых он подвергает критическому анализу и осмыслению собственное понимание мироздания, цели и ориентиры своей жизни.
Изучение гомеровской философской концепции познания в спектакле осуществляется в особом пространстве, в котором история странствий Одиссея воплощена в сложной, многомерной сюжетной конструкции. В ней создано сложное соединение различных временных плоскостей, взглядов, пониманий этой истории и философской концепции пути человеческого познания. В этой конструкции история странствий Одиссея сохраняет свою аутентичность, в которой поэтические строфы первоисточника доносят до зрителя двадцать первого века ауру эпохи, они образуют сюжетообразующую основу, символический стержень, пронизывающий различные сюжетные плоскости и эпохи. В спектакле этот фундаментальный элемент сюжетной конструкции позволяет Сакаеву сохранить принцип гомеровской сюжетной симметрии, его аутентичную формулу изложения истории странствий Одиссея. В рамках этого приёма этот элемент, кроме своей стержневой функции, является фактором влияния, чья энергетическая зона охватывает пространство от гомеровской эпохи до наших дней. Широта диапазона его влияния в спектакле «Одиссея. Здесь и Сейчас» создаётся с помощью воплощения истории странствий Одиссея в виде спектакля – лаборатории, в рамках которого гомеровская история представлена в виде мульти - плоскостной конструкции, совмещающей в себе античное и современное пониманием пути познания. Это соединение эпох создаётся с помощью инсталлирования в сюжетное пространство спектакля сценических проекций современного понимания пути Одиссея, запечатлённых в драматургии двадцать первого века, для которой гомеровская история является мощным источником инспирации.
Это особое совмещение эпох в познании истории Одиссея и его странствий, создаёт элемент многомерности познания образа человека, нацеленном в своём пути познания на определении границ собственных возможностей. В спектакле эти уроки познания многолики, в них мы видим Одиссея в точках челенжей, которые подвергают его различным испытаниям, в которых он реально осознаёт границы собственных возможностей. Они открывают в нём, ранее неведомые ему качества, формируют в нём особую стержневую основу. Эта основа выделяет его образ в пространстве человеческого общества, она позволяет ему стоически преодолевать испытания, посылаемые ему на пути его странствий и создаёт вокруг него ауру лидера-мыслителя наделённого сверх -возможностями.
В других плоскостях этой сюжетной конструкции картины спектакля представляют нам возможность изучения проекции образа Одиссея и пути его познания в среде его существования. В этом направлении нашего взгляда мы изучаем плоскости, в которых силуэт самого Одиссея незримо присутствует, в них он является мощным фактором влияния на человеческое общество, в котором нет однозначного восприятия целей его странствий познания. В этих плоскостях мы получаем возможность изучения эволюции восприятия Одиссея и его пути познания, которые рассматривается в широком диапазоне взглядов и пониманий. В этом диапазоне взглядов восприятие Одиссея варьируется от полного отрицания до признания значимости целей его миссии. В начале этой истории мы видим людей, которые не понимают мотивацию поступков Одиссея, для них он человек, отказавшегося от благополучного и обеспеченного существования в зоне комфорта. Они не понимают причину его отказался от всех благ, ради суровых реалий странствий, которые в их понимании, не принесут ему несметных богатств, власти и могущества. Их путь осознания причинно-следственных связей и значимости его поступка, предоставляют нам уникальную возможность наблюдения процесса трансформации человеческого сознания, в котором мы прослеживаем этапы формирования иного понимания мироздания и роли человека в нём.
Этот направление онтологического познания в спектакле Сакаева находит своё расширение во вневременной концепции «Пути Одиссея», которая постулирует идею бесконечности пути человеческого познания и обозначает особую парадигму человеческого существования. В ней человеческое существование, руководимо процессом познания мира и поиском путей расширения границ собственных возможностей, который бесконечен и является доминантой и вектором, определяющий направление человеческой жизни. В спектакле-лаборатории «Одиссея. Здесь и Сейчас» предоставляет нам уникальную возможность увидеть в собирательном образе героя античности себя, открыть в его странствиях очертания собственной жизни, в которой каждый из нас Одиссей проходящий круги ада на пути к пониманию мироздания собственной роли в нём.
Свидетельство о публикации №221110401783