По пушкинским местам

Я люблю путешествовать по пушкинским местам. Объехала имения, связанные с Пушкиным и Натальей Николаевной, в Подмосковье и в Тверской области, но особенно памятны поездки в Пушкинские горы.

Первая моя поездка в Пушкиногорье получилась неожиданной. Как-то мы с мужем и маленьким сыном затеяли автомобильное путешествие. Мужу очень нравилась Прибалтика, особенно Эстония, а я там никогда не была, вот он и решил за неделю моего отпуска показать нам как можно больше.

Когда мы ехали через Смоленск, Гагарин, я вела «бортовой журнал», описывая все красивые места, которые нам попадались.

Затем была Белоруссия, Литва: Тракай — там осмотрели старинный замок, Каунас — конечно же, музей Чюрлёниса. В Вильнюсе случилось первое происшествие. В самом центре города, на площади Ленина, наша машина встала. Несколько часов под палящим солнцем муж ковырялся в моторе, пока не понял причину. По его поручению я пошла в магазин, но там этой детали не оказалось.

Наш спаситель объявился, когда мы уже и не ждали,— подошел, поинтересовался, что случилось, и сказал, что есть у него такая деталь, но нужно за ней съездить на дачу. Мужчина вернулся часа через три, привез эту самую деталь, муж ее установил, и мы смогли ехать дальше. Всю свою жизнь я вспоминаю этот пример братства людей, живших тогда в союзе, а также братства автомобилистов.

После Вильнюса у меня наступило  эмоциональное выгорание: я была переполнена впечатлениями и уже не впитывала новые. Наступил некий ступор, и  в Ригу я ехала безо всякого желания. Мы остановились около Домского собора в надежде попасть на органный концерт, но в тот вечер его не было. Гулять по городу я не хотела, вообще уже ничего не хотела и сидела в машине. Рядом стоял экскурсионный автобус. Я подняла глаза вверх  и прочитала: Рига — Пушкиногорье.

В одно мгновенье я поняла, куда хочу уже давно! И мы поехали в Пушкинские горы. У меня было предвкушение счастья. Добрались мы туда к вечеру, поселились в гостинице и пошли гулять по окрестностям.

До усадеб далеко, а рядом  — Святые горы и могила Пушкина. Расположенная на возвышении, она оказалась самой приметной. Моя душа стала постепенно утешаться. Я поняла, что эти места абсолютно мои, так  мне было там хорошо!

На следующий день мы пошли в Михайловское, а затем и в Тригорское. И я нашла, что места эти будто бы созданы для уединения, созерцания, омовения и отдохновения души. Ощущение было великолепное! Я безмерно благодарна  мужу за то, что он понял  и поддержал мой порыв.

Спустя два месяца после нашей поездки,  в августе 1987– го, большая буря прокатилась по центральным областям России.  Затронула она и Пушкинские горы – была сильно повреждена знаменитая аллея Керн, повалено несколько  деревьев. Еще одно рухнуло совсем рядом с могилой Пушкина. Когда я прочитала об этом в газете, в памяти встали картины мирной, безмятежной красоты. И было жаль, что стихия не пощадила этих благословенных мест.
   
*********

Через 13 лет  после этого мы с сыном побывали там во второй раз — вместе с моими коллегами из газеты. Поездка получилась замечательная. До Пскова ехали поездом, пели песни. Во Пскове осмотрели достопримечательности города, а потом автобусом поехали в Пушкинские горы. И оказалось, что я все помню — все тропинки, все повороты.
 
Мы остановились на турбазе, там был прокат велосипедов. И каждый день нашего пребывания там мы на велосипедах ездили в Михайловское и Тригорское после закрытия заповедника. В полном безлюдье и при длинном световом дне  (июнь) наслаждались красотой природы, много фотографировали. И было особенно радостно переживать эти счастливые мгновения вместе со взрослым сыном.


Рецензии