Объяснение Софи с отцом

ФАБРИКАНТ И СОФЬЯ  ГОВОРЯТ  О  ВИКТОРЕ
- Что это вы с Виктором повздорили? – перехватил на лестнице Софью отец, когда она в своей зеленой амазонке спускалась в холл, готовая упорхнуть из дому на конную прогулку.- Он примчался ко мне на фабрику ни свет-ни заря, на нем лица не было. « Артемий Иванович, -говорит, - хоть вы помогите! Софья Артемьевна ни с того ни с сего мне отказала и обручаться решительно не желает. А я уже кольцо купил, и дома все ждут… Мама пианино заказала – говорит, её к свадьбе Сонечке подарок. Что же мне теперь делать? » . Это так, дочка, он ничего не преувеличил?
-Да, так,- Софья пожала плечами. Посвящать отца в подробности у неё желания на было.Но отделаться коротким ответом не получилось. Отец продолжал расспрашивать:
-И какая же муха тебя укусила? Почему ты так вдруг отбрила Витюшу? Чем заслужил?
-Он невыносим в своей ревности. Примчался с упреками, мне уже и потанцевать ни с кем нельзя, и в гости съездить.
- Соня, не темни - « в гости съездить»! Не просто съездить, а в сопровождении нашего любезного архитектора… Ведь это возмутило Виктора?
-Не знаю, что его возмутило, но высказывать мне свои неудовольствия он не имел права. Не муж. И даже не жених…
-И , как я следует понимать , теперь уже им не станет?
-Да. Теперь определенно не станет. Знаешь, он стал просто невыносим. И в этом военном мундире смотрится смешно. Сидит он на нем – как на корове седло…
-При чем тут его мундир? Мы совсем о другом. Вы ведь с детства приятельствовали. Мы с его отцом, считай, полвека бок о бок, с самой юности. Вернее Тихона Семеновича у
меня друга нет. И он в полной уверенности, что вы с его Виктором …
- Смотрю, вы уже все решили: и за Тихона Семеновича, и за- Виктора… А вот меня кто-нибудь спросил? – в сердцах перебила отца Софья повышенным тоном.
- А пристало ли нам тебя, дочка, спрашивать? В прежние годы невеста с женихом на венчании знакомилась. Уж очень вы, нынешние, капризные стали ,- ворчал фабрикант, но в его тоне предательски сквозило полнейшее добродушие.
Вот, помню, привез меня Кнооп как-то к Карпу Логиновичу на Вознесенскую мануфактуру, как будто – по делам, а о делах и не слова. Попили с хозяйским семейством чайку, да и уехали. Спрашиваю Иоанна - Людвига , он же Лев Герасимович: зачем же мы приезжали, а он –«А кто тебе чай подавал, разглядел?». Конечно, говорю ,Лиза, дочка Карпа Логиновича…- И невеста твоя…,- отвечает. –Как- навеста? Да мы с нею и не говорили совсем… – А что, не нравится? -Нравится….– Вот и все смотрины. И с тех пор с нею, с матерью твоею, а моей любимой женой, Богом данной, с Лизаветой Карповной, многие лета душа в душу. Учитесь у нас, стариков…
- Я не капризничаю. Я правда не могу выйти за Виктора Тихоновича. Он мне…,- она запнулась, силясь подобрать нужное слово, и отец пришел на помощь:
- Противен, что ли?
- Да. Противен! Неприятен. Я совершенно точно уверена, что с ним мне плохо…
- Раньше было хорошо, а теперь плохо. Что ж случилось? Чтобы так все переменилось?
- Ничего, просто я лучше его узнала . Он- совершенно не герой моего романа.
-А кто ж герой твоего романа?
Софья опять пожала плечиками, но отец, настаивая, продолжил:
-Может быть, средний генеральский сын? Всеволод Васильевич? Он на балу был ооооочень любезен и смотрел на тебя, даже когда танцевал с внучкой Екатерины Кирилловны К*****вой. А она прехорошенькая….
Или наш милый архитектор?  Не зря, не зря Виктор заревновал…
- Напрасно ты смеешься надо мной. И поручик П*****кий, и месье ВалерИ , по мне, гораздо приятнее, нежели Витюша… Он такой….. – Софья опять не нашла нужного слова, но отец понял её и так. Но. Тем не менее, продолжал в прежнем духе:
- Не так уж и плох Виктор. Он мне похвалился, что сдал офицерский экзамен и теперь будет носить погоны подпоручика… Очень целеустремленный ….
-А, кстати, зачем ему все это? Не из военной среды, потомственный купец, единственный наследник папенькиной бумажной фабрики… Зачем ему армия, казармы, солдаты, погоны… - Софью это давно интересовало, и вот пришлось к слову спросить.
-Я тоже спрашивал, и Виктор откровенно мне сказал, что хочет таким образом, через военную службу и офицерский чин, получить дворянство. Но долго в строю не останется, скоро уйдет в отставку. Так что все это., чтобы ты, выйдя замуж, осталась дворянкой…И ваши дети родились во дворянстве.
-Ты же знаешь, что мне это безразлично. Мне и купчихой было бы вполне уютно.- Софья обиженно скривила губки .
-Ну ладно, ладно, купчиха моя! – примирительно обнимая дочку, сказал фабрикант, смотря ей прямо в глаза.- А Виктора ты все-таки зря не обижай. Нынче достойные молодые люди на дороге не валяются. Он и теперь у папаши своего правая рука, а через год-другой совсем к делу перейдет.
-Это личным-то дворянином,- съязвила Софья.- Стоило ли усилий?
-А почему бы и нет? Я, конечно, его такого желания не одобряю. Каждое российское сословие свою гордость имеет. И купцам стыдиться нечего. Но, раз пожелал Виктор Тихонович так –воля его.. Ведь, по его словам, это он для тебя старается. Я вот получил потомственное дворянство по чину и орденам, ты, моя дочь – дворянка… Ему, наверное, было сравниться неловко…
-Все ему, папенька, ловко. Это ты Виктора не знаешь… Ему когда что надо, он не церемонится. Так тут на меня наседал с допросами и осуждениями.
- Все забыть не можешь? А ты, Сонюшка, прости его по-христиански. Можно понять молодого человека: с кольцом
к тебе собрался приехать, все обдумал, подготовил, а тут такие разговоры про невесту…
-Да какие разговоры?- Софья с раздражением спустилась на ступень и теперь смотрела на отца снизу вверх.
-Ты уж, папенька, не сердись, воля твоя, но обручения этого не будет. И не станем больше о нем говорить, и без того грустно.
- Да, грустно…- как-то покорно вдруг сказал фабрикант._ -Ну, беги, ты ведь на прогулку собралась? Беги, пока погода хорошая, тепло и солнышко вышло…,_ и он, перекрестив Софью на дорогу, вздохнул и пошел вверх по лестнице…



-Ты что ж, правда Витю Крафтпапира отбрила? – Сергей помог Софье сойти с лошади и, не теряя времени даром, решил уточнить у сестры подробности происшествия. ( Крафтпапир –было детское и самое обидное прозвище Виктора, единственного сына и наследника бумажной фабрики, на которой изготовляли, наряду с другими видами бумаги, и этот самый «крафт» - упаковочный , самый низкий сорт. Намек на качества Виктора налицо. ). Видно было, что Сергей доволен случившимся.
-Не отбрила, как ты изволил неудачно выразиться, а всего лишь уточнила степень перспективности наших с ним отношений. Чтобы он не воображал себе, что я его невеста. Вот не была ею и теперь уж не буду…,- важно ответила Софья, готовая к дальнейшим расспросам.
-Насколько я знаю Виктора, он так просто не сдастся. Не любит, когда не по его.
-А я не люблю, когда по его,- упрямо и твердо ответила на это Софья Артемьевна, дав понять, что никаких изменений в её решении не произойдет и, передав Сергею хлыстик и повод, невозмутимо отправилась домой, предоставив брату отвести в конюшню Грозу.
Сергей Артемьевич Виктора недолюбливал и менее всего хотел, чтобы их семьи породнились. Но Софья взрослела, и к этому все формально шло. Да и отец, казалось, не допускал иной мысли, как выдать младшую дочку за делового человека, сына друга, которого он знал с раннего детства. Поэтому теперь у Сергея появилась некоторая надежда на то, что Виктор так и не станет его близким родственником. «Интересно, что сподвигло Софью нарушить привычный ход дел? Наверное, не обошлось без дел сердечных,- предполагал он и был абсолютно прав в своих догадках. Тогда, если его предположения верны, и Софье действительно приглянулся архитектор, это был бы неплохой вариант… Скорее, это был бы очень хороший вариант!
Союзник в делах амурных в лице брата Софье Артемьевне был обеспечен.


Рецензии