Всякие тонкости

       (отрывок из серии рассказов "Прыгуны")
Подъём к вершинам спортивного олимпа штука весьма непростая и требует кроме таланта элементарной работоспособности и прилежания. Помимо физической нагрузки на все группы мышц и растяжки, а также всевозможные способы тренировки вестибулярного аппарата, куда входили прыжки на батуте, с вращениями как в продольной, так и в поперечной осях, все мыслимые кувырки и перевороты на акробатической дорожке, прыжки с трамплина и вышки, нам предстояло столкнуться с, казалось бы, совершенно не относящимся к данному виду спорта способу подготовки –хореографией. Это отдельная тема для разговора. Примерно лет в двенадцать я впервые встал к станку. Разумеется, никто из пацанов не принял эту идею с восторгом, считая это сугубо женским занятием, а вот девчонок это порадовало. Вторник и четверг в спортивном зале были отданы под хореографию. Мы конечно протестовали, но, старший тренер, настаивал на необходимости такой формы подготовки и нам ничего не оставалось, как согласиться и вместо того, чтобы вместе со всеми после разминки нестись сломя голову занимать очередь на батут или трамплин, или акробатическую дорожку, обречённо вставали к хореографическому станку, чтобы выполнять различные движения руками и ногами с поворотами, приседаниями, прыжками и растяжками.
   Наш хореограф Анна Аркадьевна приятная молодая женщина производившая впечатление лёгкой и воздушной, не смотря на внешнюю форму (она не была стройной, какими обычно бывают танцовщицы балета или педагоги по хореографии) и казалось будто у неё в голове всегда звучала приятная возвышенная музыка. Она во время занятий называя упражнение или какой-нибудь элемент произносила его так, будто напевала: «гран батман, пор де бра», и т.д. и будто сама пританцовывала, показывая элемент. Скажу честно, я глядел на это с некоторым пренебрежением, да и не очень-то получалось, нам ведь никто не объяснял для чего всё это нужно. Однако, после пары тренерских внушений связанных с нашим не старанием на занятиях по хореографии, пришлось включаться в работу. К стати сказать, у моего соперника по команде, Костика Кубышкина, (пока его не выгнали из секции), получалось значительно лучше, чем у меня, и пока я ходил тренироваться по утрам, а он по вечерам, так, как учились в школе а разные смены, наше соперничество двигало обоих вперёд. Мы могли сравнивать свои достижения в период школьных каникул, когда тренировки проводились по два раза в день, и мы могли виделись с теми ребятами, которые учились в школе в другую смену. И пошло-поехало. Упорные старания дали свои плоды и я стал лучшим в этом виде подготовки. Легко выполнял прыжки с винтовым вращением в один, полтора и два оборота вокруг своей оси, садился на продольные шпагаты (когда одна нога впереди, а другая сзади), поперечный как то не шёл, но, в конце концов и этот рубеж был взят. Ну и разумеется чистота исполнения прыжков значительно улучшилась. Я только спустя пару лет понял, как это было важно и насколько наш тренер был превосходным наставником, привносившим в тренировочный процесс всё, что необходимо для достижения новых спортивных высот.
   Какой же спорт без травм, разве, что шахматы или шашки, или нечто в этом роде, а там, где человек испытывает высокие физические нагрузки и активно двигается они неизбежны, за редким исключением. Честно скажу, что мне, пожалуй больше всех повезло и серьёзных травм я не получил, разве, что однажды, в самом начале, лет в одиннадцать, я неудачно выполнил с трехметрового трамплина прыжок с винтовым вращением и хлопнулся об воду так, что в правом ухе лопнула барабанная перепонка. После чего я пролечился в больнице (не буду говорить, что это обнаружилось не сразу, и за некоторое время в ухе образовался гной…короче штука неприятная) (тренера хлопотали и устроили так, что меня положили в хорошую больницу) в итоге перепонка срослась. Правда примерно с полгода я мылся и тренировался залепляя ухо липучкой (это такая тягучая липкая штука вроде жвачки, её прокладывали между бетонными блоками зданий для гидро и теплоизоляции), чтобы вода не попадала. Ну а мелких травм, как и у всех, начиная с регулярных растяжений связок на руках или ногах, и до падений и ушибов, полно. То ногой, или рукой чиркнешь край трамплина (при неправильном исполнении начала прыжка, когда толкаешься от трамплина, то руками и корпусом задаёшь направление вылета так, чтобы не было очень далеко, и в тоже время не слишком близко, одновременно задавая импульс вращения) или хлопнешься плашмя на воду, если не вовремя остановишь вращение и откроешься или «потеряешься» в воздухе, и летишь пытаясь сориентироваться в пространстве, чтобы вовремя сгруппироваться ожидая удара об воду. Случалось, что спортсмены даже разбивались из-за неудачно выполненного прыжка (например при ударе об вышку головой), помню, как в приехав в Тбилиси на соревнования, мы посещали могилу одного из прыгунов, погибшего при исполнении прыжка из передней стойки с вращением назад. Не помню точно, его фамилию, но возможно это был Сергей Шалибашвили, погибший во время выступлений на 12-ой летней Универсиаде в Эдмонтоне, Канада. Это был очень яркий, запоминающийся эпизод, оставивший след в душе и памяти, как, впрочем и то, что я на соревнованиях в Тбилиси занял третье место (хотя мог бы и первое, если бы не ошибся на втором прыжке). Соревнования проходили в открытом бассейне (то есть без крыши), что для меня, как наверное и для многих других, кто привык тренироваться в крытом бассейне, было крайне непривычно. В первый раз было труднее ориентироваться в воздухе.
Среди пацанов ходила байка о ком-то из ребят, который «открывался» в облачко то есть ориентировался на него (когда спортсмен при вращении в группировке отпускает ноги и готовится руками «войти» в воду). Так вот, при правильном исполнении спортсмен должен видеть и ориентироваться на вышку, на саму платформу, при прохождении первого сальто десятиметровую платформу( а парень прыгал с неё два с половиной оборота) а на втором сальто пятиметровую и выстреливать ноги в неё, поскольку высоты и амплитуды вращения хватает, чтобы закончить прыжок и войти в воду вертикально. А паренёк открывался ориентируясь на облачко. На тренировке всё было нормально, а вот на выступлениях… время прошло и само собой облако переместилось…ну и разумеется парень не слабо шваркнулся. Пацаны ржали над этим…что стало притчей во языцех, хотя, конечно было жаль его, но что поделать, спорт есть спорт, тут действуют строгие правила, которые не следует нарушать.


Рецензии