Возлюби. И ты никогда не станешь Богом

"Если Бог бесконечно добр, зачем Его бояться? Если Он бесконечно мудр, чего ради беспокоиться нам о своей участи? Если Он всеведущ, зачем извещать о наших нуждах и утомлять нашими просьбами? Если Он вездесущ, для чего храмы? Если Он господин над всем, для чего жертвы и приношения?"

Клод Адриан Гельвеций


Не хочется повторять об удивительной инерции человеческого рода, столетие за столетием строящего свою жизнь на фундаментальных сказках, грандиозных легендах, ориентируясь на судьбы вымышленных персонажей, многие из которых совершают прекрасные поступки, а другие уничтожают всё живое. За всю историю Разума всегда находился кто-то, случайно или сознательно выходящий за рамки очерченных для всех горящих кругов, созданных шаманами ещё во времена каменных пещер, в которых уже тогда жили подчиняющиеся чужой воле и желающие во что-то верить люди. Они не всегда были злыми или глупыми, эти колдуны, странствующие верующие, радушные священники, дервиши, апостолы и прочие носители истины ими выбранных Богов. Напротив, среди них нередко встречались несущие миру Красивое и Доброе Слово.

Число религиозных течений исчисляется десятками, распределяясь по миру с невероятной неравномерностью - от миллиардов последователей до исчезающих единиц. Но и те и другие верят. Своему Богу, своей Богине, своим лучам света или россыпи камней, один из которых время от времени окрашивается погребальной кровью. Все эти люди имеют право на собственную жизнь и дальнейшие роды, на передачу веры своим детям и внукам, до тех пор, пока не появится слишком много взрослых, зрелых или просто случайно вышедших за рамки кем-то начерченного круга, что будет означать закат религии в этой семье, в этом обществе или стране.

Хотя происходило по-другому. Когда армады вооружённой Веры проходили тысячи километров, попутно заставляя встреченные города, деревни и пещеры отказываться от молитв солнцу, камню или другому Божеству, под страхом смерти вынуждая принимать новое Слово. Так было всегда. С тех самых пор, как где-то появлялась группа так называемых "правильно верующих", чья численность превосходила количество неправильных соседей, после чего одной искры было достаточно, чтобы кровь разлилась не по жертвенному камню, а по лицам и судьбам уверенных в своей правоте людей.

Многие учёные, писатели, мыслители, философы и просто неглупые умы находили тысячи доказательств болезни, бессмысленности и даже преступности самых многочисленных религий, всегда берущих начало не в небесных чертогах, а в человеческих головах, но картина противостояния дурмана и жизни за много веков почти не изменилась. Хотя не нужно иметь исключительное сознание, чтобы понять - основным доказательством отсутствия Единственного или Правильного Бога является их бесконечная множественность.

Человеку массовому необходимо во что-то верить. Он так устроен. Жить в семье, в окружении других людей, подчиняясь законам, по которым уже давно и плодотворно прошли свой путь множество поколений. И это право каждого, выросшего под деревом или среди волков, у северного солнца или между затерянных африканских гор, на руках молочной роженицы или в забитом соломой стойле, выбирать себе веру по сердцу и уму, не бряцая ею, словно оружием, и не затыкая своей окрепшей ладонью чей-то неправильно молящийся рот.

А ещё на свете есть другие замечательные истории, легенды и сказки, самых разных писателей и поэтов, находящих своего читателя среди огромного количества верующих в то, что написано талантливой рукой. Не одна книжка, а тысячи библиотек, не один рассказчик, а целый легион - и у всех есть возможность развести костёр и рассказывать желанное тем, кто хочет это слушать. Так вот любая религия ничем не отличается от мира книг. В данном случае существуют лишь две градации, порога, границы - давать или отбирать. В первом случае подразумевается нечто созидательное. Второй - попытка внести свой устав или закон туда, где уже есть свой.

Да, многим очень хочется каких-то высших существ и примитивных иллюзий. Но даже в иллюзиях хочется жить, а не орать по ночам, вспоминая тот самый жертвенный камень, о который кем-то были разбиты упрямые головы молящихся на него. Так не должно быть. Потому что если Самый Настоящий Бог действительно такой всемогущий, он не в состоянии сострадать. Как не может являться добрым или злым. Высший разум всегда холоден. И это ещё одно доказательство его отсутствия. Поскольку подобную особенность в себе никогда не примет ни один любящий человек.



GC


Начало Высокого Разума
http://proza.ru/2016/07/04/367

Мой Добрый Гений
http://proza.ru/2021/11/25/141


Рецензии