О чем молчат элита и народ

     Принято считать, что  под культурой следует понимать созданную человеком материальную и духовную среду обитания, которая способствует воспитанию среди людей гуманизма. Между тем культура – это вся среда обитания, всё, что создано и создаётся человеком, человечеством, а не только её светлая, достойная внимания, сторона. Любая, так называемая культурная среда, прежде чем предстать в том или ином виде, проходит противоречивый путь эволюции. На этом тернистом пути всем и всегда очень тесно, потому что там встречаются две противодействующие друг другу тенденции: окультуривание и  разкультуривание человека, людей, цивилизации. В результате политический и экономический авантюризм, преступность, всевозможные фобии тоже приходится считать элементами культуры. Их можно дополнить ещё и особенностями той или иной нации, народа: отсутствием патриотизма, национальной гордости или, наоборот, высокомерием, эгоизмом. К той же тёмной стороне культуры следует отнести   такие свойства отдельных личностей, как отсутствие честности в отношениях, совести, чести, благородства, милосердия. Разных причин, из-за которых складывается культурная среда можно привести множество. Но все они существуют и определяются основным противоречием, характерным для развития любой социальной системы. Противоречие состоит в том, что  логика развития социальных систем следует объективным законам и закономерностям, а история - субъективным предпочтениям и желаниям людей. Сами желания и предпочтения могут быть вызваны объективными потребностями людей, но вот формы, которые выбирает человек для их удовлетворения, субъективны.
 
     Известно, что любая наука является наукой в той мере, в какой ей известны (или неизвестны) объективные законы развития различных систем, их логика. На сегодня историческая наука, оперируя множеством противоречивых фактов, испытывает трудности с пониманием их объективной логики. Поэтому зачастую эти факты просто констатируют или ими манипулируют в угоду сиюминутным политическим и иным потребностям. Отсутствие понимания объективной стороны процесса развития цивилизации, порождает внутри неё различные условия для существования и роста там неуправляемого хаоса. Для  «усмирения» социального хаоса исторически сложились и действуют различные приёмы и методы. Независимо от их масштаба и декларируемой роли, все они, в конечном счете, нацелены на изменение культурной среды, на поддержание в ней баланса между окультуриванием и разкультуриванием людей. Однако с их помощью сохранить этот баланс и удержать  социальный хаос «в узде» длительное время еще не удавалось и не удаётся. Когда в прошлом социальный хаос выходил из-под контроля, всегда происходила просто «ротация» элит, которая имитировала возможность победы над хаосом не сейчас, а в будущем. Каждая уходящая элита,  в том или ином виде, дискредитировалась новой, а в лихие времена так и вообще уничтожалась физически. Однако противоречие между историей и логикой, без понимания новой элитой объективных законов развития систем, вновь создавало условия для повторения «старой» истории, потому что, как в известной песне, неизбежно «всё опять повторится сначала».

     В результате «бесконечной» повторяемости одной и той же истории в разных социальных системах постепенно возникает глобальная, качественно однородная культурная среда. Её однородность состоит в том, что в ней стирается различие между окультуриванием и разкультуриванием людей, создается иллюзия возможной победы над социальным хаосом в будущем. В перспективе такая среда готовится стать единственным источником формирования у людей культуры их мышления. Но повторяемость истории создаёт условия не только для появления однородной культурной среды. Возникает и передается «по наследству» историческая усталость различных элит от их несбывшихся надежд. Идеалы гуманизма, провозглашённые в прошлом, кажутся элитам недостижимыми, а  смыслы в жизни, основанные на нём, неактуальными. Происходит вырождение элит, когда вместо гуманизма она же дискредитирует его необходимость. Идеалы гуманизма в однородной культурной среде неизбежно заменяются элитой на одно, единственное требование – быть как все. Идеалы гуманизма сменяются разного рода доктринами  и догматизмом, а то, что проповедовалось как демократия, тоталитаризмом.

     В отличие от просто культуры, культура мышления - это то, из чего складывается определенный тип человеческой личности,  нации, народа, цивилизации, их разнообразные судьбы. В книге «Судьба России» Н.А.Бердяев писал: «Для нас самих Россия остаётся неразгаданной тайной. Россия противоречива и антиномична. Душа России не покрывается никакими доктринами». И действительно, русский человек с завидной регулярностью устраивает себе «конец света», крушит до основания собственную страну и культуру, чтобы потом отстраивать здание, сильно напоминающее старое.  Молчаливое, но страстное сопротивление любым, как мягким, так и жёстким, требованиям «быть как все»  и, одновременно, собственное желание всё же изменить свою жизнь приводят русского человека к глубокому душевному разладу, метаниям и крайностям. 

И ни церковь, ни кабак  –
Ничего не свято!
Нет, ребята, всё не так,
Все не так, ребята!

     Нежеланием быть как все объясняется судьба русского народа и то, что при бесконечных «перестройках», затеваемых очередной разочарованной элитой, сущность России не меняется. Одновременно, Россия – страна величайшей духовной жажды, о которой ещё А.Блок справедливо написал:

Мы любим всё – и жар холодных чисел,
И дар божественных видений.
Нам внятно всё – и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений.

     Оборотной стороной такой духовной жажды является культурное варварство и бытовое хамство. А элита, при этом, не желает изменять свою культуру мышления, ограничиваясь только политическим, экономическим и иным фоном. Затянувшееся молчание и топтание элиты на месте, рождает бесконечные эсхатологические ожидания в жизни всей русской цивилизации. Вот и религия продолжает помещать сферу религиозного идеала в недостижимую область, за пределы земного мира. Земная жизнь рассматривается как скорбная юдоль, а идеалом считается человек, отказавшийся от мира. Но такое отрицательное отношение к окружающему миру, быту, собственной истории приводит к тому, что окружающее загажено, а порой просто отвратительно и жалко. При этом политические и экономические баталии последних десятилетий остаются оторванными от жизни и не идут дальше обычной демагогии. А периодическое охаивание своей истории, переписывание, похороны её бесценных страниц, тайное молчаливое мечтание нашей элиты о какой-то демократии по образцу, с тем чтобы русские и Россия стали как все, - просто убоги…


Рецензии
А можно ли чувствовать себя как дома в стране, в которой родился и вырос, но в которой право на труд не даёт никаких прав иметь всё необходимое по количеству и квалификации труда? В которой даже зарплата пропорционально труду у каждого владельца средств производства зависит от его прихотей и нет никакой надежды на развитие социальной справедливости в законах этой страны.

Причём независимо от того, отдельный это владелец средств производства, или совокупный, в лице буржуазно привилегированного государственного чиновничества. В которой даже пенсии зависят не от заслуг и стажа, а зачастую от произвола чиновников, для которых закон как пластилин в руках ребёнка, какое захочет, такое решение из него и слепит. В которой принципы гуманизма, равноправия и социальной справедливости не в делах государственного чиновничества, а лишь в их обещаниях.

Почему в нашей громадной стране никак не найдётся необходимого количества граждан, которые не только обладают добросовестностью и сознательностью, знаниями и разумностью, которые необходимы для развития в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости, но и способны объединиться для этой цели лучше противников социальной справедливости?

Или кто-то знает социально развитую страну, где у власти нет правящей партии с социально прогрессивной программой развития своей страны?

Или нашему трудящемуся народу уже не нужны такие блага, как добротное и благоустроенное жильё, качественные продукты питания и фактура для одежды и этого достойны лишь государственные чиновники, капиталисты и их лизоблюды?

Ведь понятно, что власть и богатство имущие всегда живут как при коммунизме, у них всегда есть не только необходимые социально-бытовые блага, но и коммуникационные, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт!

А когда это будет у ВСЕХ честно и добросовестно трудящихся по заслугам перед обществом?

Неужели всех устраивает такое положение, когда 30% населения страны до сих пор не имеет элементарных удобств и вам важно, что они есть у вас, а другим честным и добросовестным в общественно необходимом труде гражданам России это не обязательно?

Многие россияне не понимают самой сути социальной справедливости.

Мне пишут: - "Что значит зарплата по результатам квалификации? Не от количества произведённой продукции, а всего лишь от результатов квалификации? Прошёл квалификацию и на тебе больше того кто её не прошёл, так что ли?"

Но ведь понятно, что результатом повышения квалификации должно быть увеличение выпуска КАЧЕСТВЕННОЙ продукции за единицу времени! Это более квалифицированная работа на благо общества на своём рабочем месте в экономике страны, а не по обиранию трудящихся! А за улучшение результатов квалификации увеличивается и денежное вознаграждение!

В социально справедливом обществе при получении более высокой квалификации должно увеличиваться не количество необходимых каждому и определённых законом норм социальных благ от их общего, производимого в стране количества по равенству честно отработанного рабочего времени на благо общества, а лишь зарплата!

А значит все трудящиеся должны иметь право получить от общества всё необходимое для своей счастливой жизни по честно и справедливо нормированному труду по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, относительно равную норму базовых средств для жизни по относительному равенству рабочего времени!

А рынок сохраняется лишь на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия всех честных и добросовестных граждан страны!

В социально справедливом обществе при повышении квалификации у человека должна увеличиваться лишь количественная норма финансового вознаграждения от общей суммы прибыли при сохранении количественной нормы производимых в обществе и необходимых каждому базовых средств для жизни от их общего производимого в стране количества!

Именно это не позволит появляться обездоленным среди честных и добросовестных граждан страны! Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике страны.

Но многие в России этого, похоже, никогда не поймут и не примут со своим буржуазным мировоззрением.

Ведь если вы прошли мимо необходимого образования для повышения своей квалификации, без улучшения РЕЗУЛЬТАТОВ квалификации своего труда, то и иметь должны то, что заслуживаете по ДЕЙСТВИТЕЛНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ КВАЛИФИКАЦИИ СВОЕГО ТРУДА!

Именно поэтому у всех трудящихся должны быть относительно равные условия для своего нормального психо-физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития!

А без этого нечего и мечтать об обществе социального благополучия для всех честных и добросовестных граждан страны.

И такой экономический закон должен быть для того, чтобы остальные тоже стремились быть честными и добросовестными, ибо без экономической свободы у людей не может быть никакой другой свободы жить и трудиться честно и добросовестно!

Адекватность понимания социальной справедливости у многих россиян до сих пор не соответствует более распространённому понятию социальной справедливости в социально развитых странах!

Ведь до сих пор не придумано ничего лучше, чем современно развитые общинные принципы!

Может быть покажете или приведёте пример какой-нибудь страны, трудящийся народ которой живёт лучше тех народов мира, которые приняли и сделали законом своей жизни эти принципы?

А ведь все труды Маркса и Энгельса написаны только в доказательство того, что ДРУГОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, КРОМЕ КАК ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ОБЩИННЫХ ПРИНЦИПОВ СПРАВЕДЛИВОСТИ - НЕТ! Но большевики не приняли эти принципы и отвергли доводы Маркса с Энгельсом.

Недаром же говорят, что лучшим всегда становится хорошо забытое старое, но при его мудром развитии!

Чтобы жизнь народа России развивалась по труду, а не по капиталу!

http://proza.ru/2022/07/03/1187

http://proza.ru/2017/05/20/301

Аникеев Александр Борисович   07.07.2022 13:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.