Европа. Польша

Польша
Одним из результатов моего успешного выступления на международной конфе-ренции по химии экстракции  “ISEC – 88” (лето 1988 года, Москва), где я делал первый пленарный доклад, явилось знакомство с ведущими мировыми специалистами в этой области, в частности, с профессором университета в Познани Яном Шимановским. Он был у меня с визитом летом 1989 года и, в свою очередь, пригласил меня посетить его лабораторию в Техническом университете, что я и сделал осенью 1989 года, то есть уже после польской «бархатной революции».  Так уж сложилось, что мои вояжи в восточно-европейские страны происходили на фоне прошедших или предстоящих политических потрясений в них, да и на Родине тоже.
Мой путь лежал, разумеется, через Варшаву, с которой я имел возможность познакомиться только в районе привокзальной площади, поскольку мой поезд на Познань отправлялся буквально через пару часов после моего прибытия. Однако и за время такой краткой остановки в Варшаве я получил убедительную информацию о том, что такое инфляция вообще и что такое инфляция в Польше. Я попытался позвонить из автомата Яну в Познань предупредить, что я скоро буду, наменял горсть монет номиналом по 20 грошей и приступил. Но автомат сглатывал монеты так часто, что я еле-еле успевал добавлять новые монеты – ведь перенастраивать автоматы в ногу с инфляцией не всегда выходит, а инфляция в Польше скакала галопом. Так что горсти монет хватило лишь на несколько секунд разговора. А на обратном пути также из-за нехватки времени я смог совершить лишь часовую автобусную экскурсию по Варшаве. Таким образом, основное  знакомство с Польшей состоялось у меня только через «скромный» городок Познань, городок в Великопольском воеводстве.
Неожиданно для меня оказалось, что Познань – не такой уж и маленький город – пятый по величине город Польши с населением  около полумиллиона жителей, ровня нашему Барнаулу. На этом всякое сходство с Барнаулом и заканчивается. Познань – город с многовековой традицией, бережно хранимый и людьми, и временем. В Познани каждое здание, каждая улочка пропитаны духом истории, и поляки трепетно оберегают этот дух.
Общий тон города – жизнеутверждающий, радостный: большинство зданий свет-лых тонов, красный окрас черепичных крыш местами прерывается позолотой храмов. Улицы, в основном не широкие, прорезаны узкими переулками, здания соседствуют почти без промежутков – поэтому, вероятно, местами целый квартал воспринимается как единый архитектурный ансамбль. Единый – потому что внешний облик этих зданий был заранее согласован.
Город Познань начинался с поселения на тихом Соборном острове (остров Тумский), окруженном реками Цыбина и Варта, который находится всего в 15 мин ходьбы от Старой площади. Папа Иоанн Павел II, поляк по происхождению, однажды назвал остров Тумский местом, «где начиналась Польша». Город, которому более тысячи лет, в далеком прошлом был столицей  Великопольского княжества. Его также называют «колыбелью Польши». Именно здесь, вдоль реки Варта, жили поляне, давшие название государству. На острове Тумский, в древности считавшемся священным местом, в 966 г. крестился первый польский князь Мешко I, этот год стал датой принятия христианства всей польской нацией. Его сын, Болеслав Храбрый, стал здесь первым королем Польши. В 968 г. на месте замка Мешко был построен готический собор, который стоит и поныне - это символ Познани. 

Весь тысячелетний Познань – сплошной музей. Разумеется, ввиду моей непро-должительной командировки ознакомиться с этим множеством «экспонатов» было для меня немыслимо, поэтому я ограничиваюсь только наблюдениями в ходе моих еже-дневных пеших экскурсий по городу.  Город очень удачно вписывается в ландшафт, красиво и уютно накрывая пологие холмы.

Старая рыночная площадь Познани считается одной из самых больших и краси-вых в Польше. Похожая на сказочный замок ратуша, шедевр итальянского Ренессанса, спроектированный Джованни Баттиста ди Квадро, заменила меньшее по размерам зда-ние XIV в., которое было уничтожено разрушительным пожаром 1536 г. Часы на рату-ше можно считать символом Познани. Толпы любопытных ежедневно собираются под башней ратуши, чтобы увидеть двух механических козликов, которые появляются на парапете часовой башни. Эти металлические козлы 12 раз бьются рогами, возвещая о начале нового часа. В ратуше сегодня располагается Музей истории Познани. Здание ратуши в Старом городе обрамлено великолепными фасадами в стиле барокко. Такое впечатление, что ты находишься перед единым  очень протяженным дворцом. Чуть в стороне находится дворец кайзера Вильгельма II, который, как это ни парадоксально, там никогда не бывал. В тронном зале дворца ныне расположен музей.

Поляки – очень религиозные люди. Я наблюдал, как в выходные дни множество людей всех возрастов стекается на утреннюю службу к костелам, а по окончании службы широкой рекой растекается по улицам и скверам. Тысячелетняя история Познани нашла отражение, разумеется, и в количестве и качестве храмовых сооружений (которых здесь несчетное количество), из которых я имел возможность бегло ознакомиться лишь с  двумя из них: с великолепным приходским костелом Святого Станислава и с Барочным костелом Францисканцев. Костел Св. Станислава, один из самых красивых в Польше костелов, был сильно поврежден во время войны, сейчас тщательно восстановлен. Костел Францисканцев известен тем, что у него наличествуют две  одинаковые  башни. К этому костелу примыкают красивые оранжево-розовые здания — бывшая Коллегия иезуитов, в которой теперь находится муниципалитет. Интерьеры костелов потрясают своим великолепным убранством, а торжественная музыка органов настраивает на хотя бы временное забвение мирской суеты и на глубокое общение с богом.
Познань можно смело считать городом студентов – здесь только университетов 28, в основном - государственных. Правда, большинство из них гуманитарного профиля (медицинский, искусств, экономики, банковского дела), но два из наиболее крупных университетов (имени Адама Мицкевича и Технический), с которыми меня познакомил профессор Ян Шимановский, представляли для меня профессиональный интерес.
Кафедра профессора Шимановского занимает целое крыло просторного здания лабораторного корпуса. Ян познакомил меня со своими сотрудниками, показал оригинальное оборудование для исследования кинетики жидкостной экстракции. Впоследствии я соорудил у себя подобную установку, с помощью которой смог изучить некоторые интегральные параметры массопереноса в моей «вольфрамовой» технологии – это очень важно для проектирования промышленного экстракционного оборудования конкретного технологического процесса. В нашем Академгородке подобными вопросами тогда не занимался никто. Я оказался здесь первым.
По инициативе Шимановского я прочитал в университете на английском две лекции, в которых познакомил коллег со своими работами, а также работами моей лаборатории в области экстракционного извлечения цветных и редких металлов.  Опять же по инициативе Яна мне заплатили за эти лекции, что оказалось очень кстати: я смог почувствовать себя более свободным экономически, а посему совершил несколько платных экскурсий по городу. Особенных впечатлений от обзорных экскурсий у меня не осталось, я смог лишь проникнуться общей атмосферой покоя, царившей в этом городе. А вот экскурсия в музей оружия в музей оружия оставила большое впечатление. В большом особняке на 3 этажах разместилось оружие от средневековья до наших дней. Целый зал был уставлен рыцарскими доспехами, арбалетами, мечами самых разных размеров и форм. Я провел в этом музее целый день – ведь тяга к оружию была у меня с детства. Много лет спустя некоторые виды оружия для борьбы с закованными в латы всадниками я увидел у так называемых «мирных демонстрантов» в Киеве в 2014 году – для борьбы с правительственными силовиками («Беркутом»). Здесь успех «мирным»  демонстрантам был обеспечен – ведь у «Беркута» не было ни лат, ни стальных шлемов.
Профессор Шимановский не мог не похвалиться своей дачей – это предмет его гордости. Как и у нас, дача в Познани -  это  небольшой участок земли, около 10 соток, с любовью ухоженный, на котором произрастали не только общепринятые для всей Европы растения (яблони, круши, вишни) но и некоторая экзотика. В частности, у него я увидел целую деляну канадской черники - удивительного создания. Это кустарник высотой более полуметра, усыпанный ягодами размером с крупный крыжовник. В только что построенном дачном домике рабочий заканчивал монтаж электропроводки: работал сосредоточенно, не отвлекаясь по пустякам, будучи заранее подготовленным ко всем предстоящим видам работ.
И еще одно наблюдение. Прохожие на улицах. Я давно уже не видел на улицах своей Родины постоянно улыбающихся людей, а здесь – у всех практически восторжен-ные улыбки на лицах. Видимо, польская революция дала людям это постоянное ощуще-ние счастья, происходящее от уверенности в будущем. Лица моих земляков были в ту пору всегда сосредоточенные,  напряженные, в ожидании перемен – не к лучшему, к сожалению. Прохожие на наших улицах в те годы были, по большей части, раздраженными, озлобленными, спешащими куда-то. А здесь – просто идиллия какая-то. Сама по себе жизнь сложная,  дороговизна имеет место, инфляция скачет. Но люди верят, что все изменится к лучшему, и поэтому на лицах у них улыбки.  И напрасно у нас говорили, что поляки не любят русских: ничего подобного, мне не раз доводилось беседовать с людьми, многие из которых знали, а уж понимали русский язык точно все. Нет, эти обретшие свободу люди были доброжелательны, видимо, сочувствуя нам, еще живущим в лагере коммунизма. Один раз женщина на остановке, заметив, что у меня закончились абонементы на трамвай, тут же подарила мне почти полную абонементную книжечку.
Общее впечатление – в результате бархатной революции поляки прониклись самоуважением, к ним вернулся традиционный польский гонор. Работают очень много, и работают добросовестно. Например, во время своей экскурсии по улицам города я наблюдал, как организован мелкий ремонт фасада маленького магазинчика. На предварительно расстеленный линолеум двое рабочих на мотороллере уложили пару ведер штукатурки, выполнили необходимые работы – и все убрали, никаких следов строительного мусора. В России такого пока нет, убирать за собой наши строители не приучены. А здесь – культура работы – это визитная карточка специалиста. Аналогичную картину я наблюдал, когда на даче у Яна рабочий делал проводку в новеньком домике. У него не было ни минуты простоя, все продумано до мелочей, работу выполнил за 4 часа, все убрал – и домой. Помимо восторга от внешнего вида города на меня произвел муниципальный транспорт. Городской трамвай был оснащен комфортабельными вагонами собственного польского производства. Все остановки позволяли найти защиту от непогоды. Трамвай ходил строго по расписанию, хоть часы проверяй. Это шутка, конечно.

И еще одна мелочь бросилась мне в глаза – обилие зажигалок у курящих. У нас курильщики обходились, в большинстве своем, спичками, а зажигалка считалась предметом роскоши. Сравним: спички в СССР почти ничего не стоили – 1 копейка за коробок в 100 штук. Да какой коробок! Произведение искусства, весь из тончайшего шпона, с красочной этикеткой. Ребятишки даже коллекционировали эти этикетки. Молодой специалист (окончивший институт) на свою зарплату мог тогда купить 10000 таких коробков. Сейчас он может купить лишь 3000 коробков (по 50 штук), картонных и безобразных, или, в пересчете на прежние коробки, 1500 коробков. То есть по спичкам уровень жизни в СССР упал в 6 раз. Да, так я о зажигалках. Это в СССР спички были до смешного дешевыми, а в Польше – раз в 10 дороже, поэтому с точки зрения бытовой экономики зажигалка оказывалась более выгодной. Экономили поляки на всем. В магазинах, например, цены на продукты питания указывались не за 1 килограмм, а за 100, или даже 10 граммов. Но продуктов было изобилие.
Возвращение домой было будничным: поезд до Варшавы, поезд до Москвы, самолет до Новосибирска.


Рецензии