Чорт, каторы у зiмку каменне сее...

        Каждый стареет по-своему. Мало кто воспринимает возрастные изменения как норму. Большинство, ужасаясь перспективой, вступают в отчаянную борьбу с временем, которую неизбежно поигрывают. Хорошо, если в качестве «оружия» прибегают к здоровому образу жизни. Но современное человечество, зомбированное слоганом «Берегите себя!», который понимается как «Избегай неприятностей», к числу коих относятся любые нагрузки, предпочитает «молодиться» при помощи косметики или радикально посредством «пластики». Стоит ли говорить, что «легкий путь» в стиле «чик-чик жира/складок/морщин нет» — уродует, а результат вызывает насмешки и плохо скрываемое отвращение.
        Вот и я с некоторых пор стал «застревать» перед зеркалом. Но, имея перед глазами примеры того, «как не надо», изобрел свою систему — простую и естественную: «допиливаю» формируемый природой «образ» до ближайшего стандартного «имиджа».
        Дед? Ну, значит, пусть будет «дед». Только не запущенный, махнувший на себя рукой, а бодрый, в меру «прикольный» и даже, по мнению многих — «стильный».
        Но один и тот же «имидж» одинаково воспринимают «не только лишь все». Добрая половина знакомых — сначала в шутку, а потом все чаще всерьез — стали заявлять, что я сделался похож на «волшебника» или «ведуна». Наверное из-за резко побелевшей растительности на лице. И ладно бы только «замечали». Шутки шутками, а с некоторых пор принялись просить чтобы «погадал по руке», «приворожил или отсушил», «снял порчу» и тому подобную «оккультную мистику».
        Первое время это забавляло и я весело отшучивался. Но чем дальше, тем больше и это стало меня потихоньку злить. Ведь на полном серьезе обращаются. Причем такие люди, которых в невежестве, тем паче — глупости, ну уж никак не заподозришь.
        Как не «выбешивали» меня такие просьбы, но однажды таки-дал слабину. Шутки ради, а может быть просто из сочувствия, «нагадал» одной экзальтированной особе, остро озабоченной «проблемой замужества», что меньше чем через неделю она встретит своего «суженного».
        Риска в «предсказании» не было: красивая, умная, но «зажатая» страхом, что «так долго ничего ни с кем не получается». А всего-то и требовалось — снять напряжение и вернуть органически присущую ей «легкость», которую в общении, например со мной, она демонстрировала, сама того не замечая. Понятно почему только со мной: я же — «дед», а значит как «перспективный объект» не рассматриваюсь в принципе.
        Ну и заявил ей, что «суженный явится ниоткуда сам и поэтому глупо его «искать» пытаясь «распознать». Все произойдет абсолютно неожиданно»
        Разумеется, как только она сняла режим супер-контроля, все так и произошло. Причем буквально на следующий день!!
        Представляете, что тут началось, как только ее подруги об этом пронюхали? Отныне  отказ в помощи расценивался как «личная обида» и даже, почему-то, «оскорбление».
        Пришлось в срочном порядке изучить хиромантию и астрологию. Понятное дело, не для того, чтобы применять «тайное знание», а для «прикрытия» рациональных методов, а именно: внимательного изучения личности клиента.
        Одно из моих двух высших образований с психологией связано напрямую. Вот и нашел себе на старости лет занятие. Даже в каком-то смысле начало нравится. В конце концов реально, ведь, людям помогаю.
        С тех пор много забавных случаев накопилось, которые старина Фрейд не преминул бы преподнести как яркое подтверждение своей теории. Одна такая история из числа самых первых, врезалась в память особенно отчетливо. Дело было так...

        Один мой знакомый пожаловался на прогрессирующую у его матери странную «фобию», которая выражалась в острой ненависти к соседу.
        Упросил меня ехать к ней и лично разобраться действительно ли мужик занимается вредительством (и тогда надо принимать меры юридического характера) или это всего лишь «возрастное».
        Ну, поехали...
        Это была женщина лет семидесяти, из которых добрых сорок — вдова.
        Внимательно выслушав подробнейшее перечисление и описание «преступлений и злодеяний» соседа, я даже не имея перед собой личности ее мучителя, установил, что все это если не выдумки, то тщательно «притянутые за уши» факты. Однако виду не подал, зная, что три четверти проблем людей пенсионного возраста решается простым молчаливым и сочувствующим выслушиванием жалоб. Не редки случаи, когда просто проговорив вслух суть проблемы человек отказывается от помощи, потому, что «сам вдруг увидел решение», которого до того отыскать не мог. Просто мистика какая-то!
        Вот и сейчас, честно глядя ей в глаза, я думал: «Понятное дело, баба без мужика пятый десяток — «изголодалась» вусмерть, а рядом сосед — здоровенный битюг  в ее сторону даже не смотрит. Хочешь не хочешь — озвереешь. Понятно, что как мужик, он для нее давным-давно не актуален, но «психологическая поломка» столь застарелая, что и профессиональному психотерапевту без медикаментозных средств не починить. И, улучив паузу в повествовании, твердо завил:
        — Все  проблемы я решить не смогу — у меня нет столько времени. Давайте главную.
        — Галоуную? — она ненадолго задумалась, возведя очи к небу.— Галоунае, тое, што ён мне на поле каменне кiдае. Кожную весну выбираю и трактарам вывожу, а на наступны год — зноу усё поле у камянях. Дзе ён iх толькi бярэ?
        (Язык и стилистика речи сохранены оригинальные)
        Я слегка растерялся. На сей раз проблема в значительной мере физическая. Однако объяснять пожилой малообразованной женщине природу явления, при котором камни в процессе увлажнения песчаной почвы осенью и промерзания ее зимой, «выдавливаются» на поверхность это явно не то, что она жаждала услышать.
        Чтобы дать себе время подумать, пошел вместе с нею взглянуть на это чертово поле.
        И там в голову мне пришла идея, показавшаяся спасительной, которую я и озвучил, понизив голос до шепота, ради пущей убедительности.
        — Я все увидел. Это не сосед камни разбрасывает!
        — А...— хто?..— тоже шепотом спросила она.
        — Это — Черт!
        — А-а-а-г-г-х-х-а-а-..!— восхищенно прошептала она, и лицо ее приняло выражение, в точности такое, какое сделалось у Шпака в известном фильме Гайдая, когда ему сообщили, что «это настоящий Иван Грозный».
        Все, что я мог сделать это пирекратить вражду с соседом и тем хоть немного, как теперь говорят, «улучшить качество жизни» обоих персонажей этой истории.
        С тем и уехал.
        Каких только денег мне потом не предлагал мой знакомый в благодарность за решение проблемы! Разумеется, я отказался.
        Но года три спустя уговорил-таки он меня снова съездить в гости к матери и в благодарность за помощь отдохнуть на природе, которая в тех местах и впрямь изумительная, особенно летом. А то не удобно ведь — такую беду от дома отвел
        Встретила она нас в совершенно приподнятом настроении. Разве что не пританцовывала от счастья.
        В какой-то момент разобрало меня любопытство узнать чем дело кончилось. Спросил:
        — А как ваш сосед?
        — Дзякуй богу, добра усё. Так добра, аж не выказаць!..
        — А где он, что-то я его во дворе не вижу?
        Она остановилась и уставилась на меня удивленно:
        — Дык жаж — памёр..! У тым самым годзе i падох, сабака!!! Вы ж самыя яго...
        В этот момент я впервые ощутил, что означает выражение «похолодела душа». Какое там похолодела — все нутро упало в живот и замерзло где-то на самом дне. В голове молнией мелькнула мысль, что не дай бог люди начнут думать, что я кого-то «магией укокошил». Люди — ладно, а если «органы» заинтересуются? Там в магию не верят и если начать искать рациональные причины, то при небольшом желании и больших возможностях «найти» можно все что угодно. А уж представить в нужном свете — и подавно.
        — А... камни?..— растерянно спросил я, невесть зачем.
        — А каменне усё адно сее,— безразлично-равнодушно махнула она рукой.— Нiчога не зробiш. Ён жа — ЧОРТ!


Рецензии