45 лет тяжелому авианесущему крейсеру Киев - перво

В 2020 году исполнилось 45 лет подъема флага и ввода в строй первого советского авианосца «Киев».  15 апреля 1975 года  корабль  вышел на заводские ходовые испытания от стенки  Черноморского судостроительного завода.  28 декабря  1975 года  Правительственная комиссия подписала акт государственной приемки противолодочного крейсера «Киев» (так он тогда назывался) в состав Военно-Морского Флота СССР.

Мое становление как флотского офицера проходило на тяжелом авианесущем крейсере «Киев», все ступени корабельной службы от командира батареи 30 мм артиллерийских установок левого борта до командира авианосца. Я шестой и крайний командир «Киева». С февраля 1994 года и до отправки корабля в Китай кораблем командовал мой старший помощник капитан 2 ранга Бобраков Николай Александрович. 20  февраля 1994 года по приказу командующего КСФ я принял тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» (приказ Министра обороны РФ состоялся в мае 1994 года). 3 года и 8 месяцев имел честь командовать  четвертым российским авианосцем.

Контр-адмирал Александр Александрович Пенкин, в бытность заместителя командира авианосца по политической части, любил цитировать прекрасные слова  писателя Владимира Шигина из его повести «Всеми забытый капитан Кожухов». Мне эти слова также по душе и я позволю себе процитировать их в статье: «В жизни каждого мужчины есть самая любимая женщина, в жизни каждого моряка есть любимый корабль, с которым связывает не только служба, а нечто гораздо большее и дорогое». Для нас, матросов,  мичманов, офицеров советского и российского флота,  прошедших школу корабельной службы на авианосце «Киев» – это лучшие годы флотской жизни. Мы все убеждены, что это был лучший корабль советского флота, его гордость.
История проектирования и строительства корабля неразрывно связана с развитием палубной авиации флота и это красной линией проходит в статье.
Создание советского авианосца проходило в условиях борьбы мнений военного и политического руководства страны. Для придания боевой устойчивости, расширения круга задач зарождающегося океанского флота Советского Союза  в конце 60-х годов прошлого столетия было недостаточно иметь два вертолетоносца со специфическими противолодочными задачами «Москва» и «Ленинград», которые вошли в состав Флота соответственно в 1967 и 1969 годах.
ПКР «Москва» и «Ленинград» – корабли противолодочной обороны дальней морской зоны, обладающие вертолетным комплексом Ка-25, гидроакустическими станциями, универсальным ракетным противолодочным комплексом «Вихрь», средствами противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы.  Авиакрыло ПКР состояло из 14 вертолетов Ка-25. Предшественником Ка-25 и первым советским вертолетом корабельного базирования был вертолет Ка-15. Первые советские палубные вертолеты  были на вооружении эскадренных миноносцев.
В 1961 году началось серийное производство палубных вертолетов Ка-25. За 14 лет советская промышленность произвела около 500 палубных вертолетов (противолодочные, спасательные и вертолеты – целеуказатели). До начала ходовых испытаний «Киева» вертолеты Ка-25 зарекомендовали себя как эффективное средство обнаружения подводных лодок вероятного  противника, слежения за ними, а также их уничтожения в преддверии или в ходе боевых действий. До конца 1982 года вертолеты Ка-25 успешно применялись с палубы корабля. Говоря о машинах, мы иногда забываем о людях. Я приведу две фамилии, на мой взгляд, самых знаменитых вертолетчиков начального периода освоения палубной авиации группового базирования, которые у нас, корабелов, были на слуху и ежедневно мы их видели в плановой таблице полетов вертолетов. Заслуженный военный летчик СССР, генерал-майор Николай Федорович Логачев и командир вертолетной эскадрильи (в 1981 году) подполковник Игорь Емельянович Чеберяченко.
18 февраля 1981 года Чеберяченко И.Е. и в этом же году Логачев Н.Ф. совершили свой 1000-й вертолето-вылет, кто был связан с палубной авиацией, понимает, что эта цифра означает.

В начале 80-х годов на смену вертолетам Ка-25 пришли вертолеты Ка-27. По оценкам специалистов, боевая эффективность вертолетов Ка-27ПЛ, по сравнению со своим предшественником, возросла в 3 - 5 раз. Из собственного опыта боевых служб, выполнения противолодочных задач тавкр «Киев», могу сделать однозначный вывод: вертолеты палубной авиации группового базирования – самое эффективное оружие борьбы с подводными лодками противника. На «Киеве» в ходе боевых служб был накоплен  огромный опыт поиска и слежения за подводными лодками противника с помощью вертолетов группового базирования.
В 1987 году впервые на боевой службе в Средиземном море успешно применялся «нетрадиционный способ» обнаружения подводной лодки с помощью навигационной станции корабля и радиолокационной станции вертолета Ка-27ПЛ. Это было очень перспективное направление противолодочной борьбы.
Создание советского авианосца неразрывно связано с  разработкой, испытаниями и приемом на вооружение самолета с вертикальным взлетом.
 
В июле 1967 года  на воздушном параде в Домодедово впервые демонстрировался  перед руководством страны и Вооруженных сил самолет вертикального взлета и посадки Як-36. В декабре этого же года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании на базе Як-36 корабельного штурмовика вертикального взлета и посадки Як-36М.

16 апреля 1968 года утверждено тактико-техническое задание (ТТЗ) на создание первого советского авианосца. Утвержденное ТТЗ направлено Невскому проектно-конструкторскому бюро г. Ленинграда. Технический проект тяжелого авианосного крейсера проекта 1143 «Кречет» утвержден в апреле 1970 года. Главный конструктор заказа – Аркадий Васильевич Маринич.
21 июля 1970 года на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаеве заложен первый советский авианосец проекта 1143, заводской номер 101, получивший название «Киев». Это имя корабль сохранил по настоящее время, находясь у далеких китайских берегов.

12 ноября 1972 года на рейде Феодосии, впервые в истории нашего Флота, летчик-испытатель Михаил Семенович Дексбах на самолете Як-36М совершил посадку на дооборудованную площадку палубы ПРК «Москва». 22 ноября 1972 года М.С. Дексбах выполнил полет по полному профилю – вертикальный взлет с вертолетоносца, полет по программе и вертикальная посадка на корабль. После полета,  по приказанию командующего авиацией ВМФ генерал-полковника И.И. Борзова, в вахтенном журнале корабля сделана запись: «День рождения палубной авиации».

 26 декабря 1972 года на Черноморском судостроительном заводе состоялось еще более значимое событие – спущен на воду тяжелый авианосный крейсер «Киев».
Через год, 29 декабря 1973 года, открыт штат и началось формирование экипажа корабля. 996 матросов и старшин, 200 мичманов, 155 офицеров (без учета офицеров и прапорщиков авиакрыла), с учетом личного состава авиакрыла – плюс 450 офицеров и прапорщиков. Подготовить к безупречному выполнению своих функциональных обязанностей каждого члена экипажа при реализации целого спектра задач, стоящих перед авианосцем – под силу только опытным морякам. Понимая это, Главнокомандующий ВМФ СССР С.Г. Горшков, особое внимание уделял комплектованию командного состава, включая командиров боевых частей первого авианосца.

Первый командир авианосца «Киев» капитан 1 ранга Соколов Юрий Георгиевич. Соколов Ю.Г. возглавил «Киев», имея опыт службы старпомом на ПКР «Москва». Старший помощник командира – капитан 2 ранга Саможенов Вениамин Павлович. В конце 1980 года он назначен командиром тавкр «Минск». Заместитель командира корабля по политической части капитан 2 ранга Бородавкин Дмитрий Васильевич. Заместитель командира по авиации полковник Алексеев Николай Васильевич. Для нас, молодых офицеров, прибывших на авианосец во «второй волне» через 5 – 6 лет, всегда на слуху были командиры основных боевых частей как капитаны 2 ранга А. Удовица (БЧ-1), В. Сушко (БЧ-4), Б. Кононенко (БЧ-5), Г. Проус (БЧ-7).  Мы, офицеры БЧ-2, благодарны первому командиру ракетно-артиллерийской боевой части авианосца капитану 2 ранга Рыбак Юрию Петровичу.  Заложенную им организацию, традиции боевой части  мы сохраняли, преумножали и передавали другим поколениям морских офицеров. Для меня, в то время старшего лейтенанта, вахтенного офицера «Киева», десятиминутная встреча с капитаном 1 ранга Рыбак Ю.П. в ходовой рубке авианосца в Севастополе в 1985 году навсегда останется в памяти. Это был «урок управленческой мудрости» от первого командира БЧ-2 «Киева», и я рад, что у меня сегодня есть возможность передать это будущим офицерам нашего флота.
Когда военный корабль выходит в море после постройки на испытания, он несет государственный флаг. Только после подписания акта и ввода его в боевой состав флота – на корабле поднимается Военно-морской флаг.
На «Киеве» Военно-морской флаг был поднят у стенки Черноморского судостроительного завода перед выходом на испытания.  15 апреля 1975 года в 12 часов 15 минут Военно-Морской Флаг командиру капитану 1 ранга Соколову Ю.Г. вручил Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ховрин Н.И. Уже на следующий день авианосец, пройдя Днепро-Бугский лиман, вышел в Черное море на ходовые испытания.
18 мая 1975 года летчик-испытатель Летно-испытательного института авиационной промышленности Кононенко Олег Григорьевич в районе мыса Бельбек на самолете Як-36М совершил посадку на полетную палубу авианосца «Киев». 20 мая на корабль прибыл Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Гречко А.А. и Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Горшков С.Г. Летчик-испытатель Кононенко О.Г. продемонстрировал им возможности самолета вертикального взлета и посадки Як-36М.

 

Самолет с бортовым номером 021, на котором Олег Кононенко впервые сел на палубу тавкр «Киев», находится в музее ОКБ имени А.С. Яковлева. Легендарный летчик Кононенко Олег Григорьевич погиб в Южно-Китайском море при испытании самолета Як-38 8 сентября 1980 года, выполняя экспериментальные взлеты самолета с коротким разбегом с палубы авианосца «Минск». В то время он был уже зачислен и начал проходить тренировки в центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в группе летчика-испытателя И.П. Волка, которая готовилась к полетам на космическом корабле многоразового использования «Буран». Очень тепло об Олеге Кононенко и его семье пишет в своей книге «Наши авианосцы» В.В. Бабич, за что я ему очень благодарен.
 

28 декабря  1975 года  Правительственная комиссия во главе с председателем – первым заместителем командующего СФ вице-адмиралом Е.И. Волобуевым подписала акт государственной приемки противолодочного крейсера «Киев» в состав Военно-Морского Флота  СССР.
Из строевых летчиков первую посадку на палубу «Киева» 6 апреля 1976 года совершил командир корабельного полка штурмовиков Як-36М полковник Феоктист Григорьевич Матковский. Он же первым поднял самолет в Средиземном море во время перехода корабля на Северный флот.
16 июля 1976 года «Киев» вышел из Севастополя к месту постоянного базирования на Северный флот в Североморск.
Приведу интересную статистику из истории развития палубной авиации. Во время перехода «Киева» на Северный Флот в 1976 году с палубы корабля летало семь строевых летчиков – Ф.Г. Матковский, В.Н. Ратненко, В.М. Свиточев, В.Ф. Саранин, В.И. Колесниченко, В.И. Дмитренко и В.И. Кучуев. Через год в 279-ом  отдельном корабельном штурмовом авиаполку Як-38 под командованием В.Н. Ратненко с палубы авианосца летало 34 морских летчика.
Командиром отряда кораблей на переход «Киева» был командир 170 бригады противолодочных кораблей СФ капитан 1 ранга Скворцов Евгений Александрович.
10 августа 1976 года тяжелый авианосный крейсер «Киев» прибыл к месту дислокации – рейд Североморска, зачислен в состав 170 бригады противолодочных кораблей, командир бригады капитан 1 ранга Скворцов Е.А., которая входила в 7 оперативную эскадру надводных кораблей Северного флота, командир эскадры контр-адмирал Зуб Виталий Иванович.
С приходом на Север и завершив испытание главного ракетного комплекса, «Киеву» предстояла напряженная боевая подготовка.
«Киев» участвует, как флагман Флота, во всех  учениях:
«Север-77», 12 – 18 апреля 1977года;
«Запад-81», 1 – 12 сентября 1981 года;
«Щит-82», 27 июля по 30 сентября 1982 года;
«Атлантика-85», июнь 1985 года.
Безусловно, «Запад-81» одно из крупнейших учений группировок ВМФ и других видов Вооруженных Сил СССР и Российской Федерации. Являясь участником событий, немного остановлюсь на этом важнейшем этапе в жизни нашего корабля.
31 июля 1981 года «Киев» прошел Балтийскими проливами и 1 августа встал на якорь в районе Балтийска для участия в учениях «Запад-81».
11 сентября на корабль прибыли: Министр обороны Маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов, Маршалы Советского Союза Н.В. Огарков, В.Г. Куликов, К.С. Москаленко, главкомы всех видов Вооруженных Сил СССР и все министры обороны стран социалистического содружества. Участие в крупнейших в военной истории нашей Родины учениях явилось экзаменом на боевую зрелость первого советского авианосца, и он с честью выполнил свою высокую миссию. Несмотря на сильный туман, подполковники Н.П. Едуш и А.Н. Кондратьев подняли в воздух два штурмовика, продемонстрировав высшему руководству возможности самолетов Як-38.
19 ноября 1981 г. Приказом Министра обороны «Киев» был награжден вымпелом «За мужество и воинскую доблесть», 130 членов экипажа авианосца награждены орденами и медалями – таков результат участия корабля в учениях «Запад-81».
В начале девяностых полковник Александр Николаевич Кондратьев позвонил мне, сказав «увольняюсь в запас, хочу попрощаться с кораблем». Он прибыл на «Киев», который находился в Мурманске на судоремонтном заводе. Мы долго разговаривали, вспоминая боевые службы, «Запад-81», прошлись по кораблю. Говорили о его предстоящем увольнении в запас и дальнейшей судьбе корабля. Через месяц полковник А.Н. Кондратьев, первоклассный летчик-палубник, трагически погиб при выполнении учебного полета на самолете Су-25. Светлая ему память.
4 мая 1985 года, впервые в мирное время среди надводных кораблей, тяжелый авианесущий крейсер «Киев» награжден боевым орденом Красного Знамени. С прибытием корабля в Североморск, начальник Главного Штаба ВМФ адмирал Чернавин В.Н. вручил командиру корабля капитану 1 ранга Ясницкому Геннадию Павловичу Краснознаменный Военно-морской флаг. Впереди была шестимесячная боевая служба в 1987 году. Боевая служба 1987 года – период самого эффективного применения авиакомплекса. С палубы корабля выполнено 757 самолето-вылетов и 1569 вертолето-вылетов. Для сравнения, в  1981 году «Киев» за 122 ходовых дня, пройдя 25843 мили, выполнил 715 самолето-вылетов и 1368 вертолето-вылетов.
31 октября 1989 года корабль встал к стенке судоремонтного завода в г. Мурманск для усиленного навигационного ремонта.
21 декабря 1989 года «Киев» переведён в резерв 1-ой категории.
Летом 1990 года, в ходе работы Главной инспекции Министерства обороны СССР, «Киеву» поставлена задача выйти из завода в море, принять на  борт авиацию для выполнения учебно-боевых задач.  Командиром авианосца был капитан 1 ранга Глущенко Василий Николаевич, старшим помощником – автор этих строк, получивший 28 апреля 1990 года допуск к самостоятельному управлению авианосцем. Как говорят летчики, это была крайняя совместная боевая работа экипажа и авиакрыла. «Киев» выполнил поставленную задачу с честью, как в свои лучшие годы.
В августе 1991 года корабль выводится из состава сил постоянной готовности и переводится в резерв второй категории.
26 июля 1992 года в соответствии с Указом Президента РФ, на авианосце спущен Краснознаменный Военно-морской флаг и поднят Андреевский флаг.
В это же время была попытка переименовать корабль. Менял свое  наименование тавкр «Баку» (с 1992 года «Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков, сегодня – «Викромадитья» ВМС Индии). «Чемпионом» по переименованию остается наш пятый авианосец. При закладке в 1982 году – «Рига», в 1983 году переименован в «Леонид Брежнев», с Николаевского ЧСЗ вышел тавкр «Тбилиси», а в состав Северного флота в конце 1991 года вошел «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов». Был период в жизни нашей страны, когда в ВМФ России продолжали служить матросы из стран СНГ. В 1992 году на корабль прибыли два старших офицера штаба флота «разведать обстановку» отношения экипажа к переименованию авианосца. Я предложил им узнать мнение экипажа. Так и сделали. Единодушно многонациональный экипаж авианосца «Киев» проголосовал за то, чтобы название корабля оставить прежним. Больше вопрос о переименовании корабля не поднимался.
28 августа 1994 года на Краснознаменном авианосце «Киев» спущен Андреевский флаг. В Мурманск приехали моряки всех поколений «Киева». Это была встреча офицеров и мичманов, корабелов и летчиков, в разное время служивших  на крейсере. Для каждого из нас, от командира до матроса, служба на «Киеве» стала  незабываемым этапом  жизненного пути.
В 2000 году корабль продан в Китай на «металлолом». На самом деле наши китайские партнеры изучали опыт строительства авианосцев, подтверждением этому является  их успехи в военном судостроении по состоянию на настоящее время. 
2003 года «Киев» стал частью тематического развлекательного парка Бинхай, посвященного истории авиации. Место стоянки – порт города Тяньцзина в Бохайском заливе.
В 2011 году «Киев» переоборудовали и он стал роскошным отелем.
На палубах теперь находятся 148 номеров, включая президентского класса и 3 VIP-номера. На борту «Киева» есть бар, ресторан и клуб отдыха.
Я хочу, чтобы в памяти десятков тысяч моряков тяжелого авианесущего крейсера «Киев», будущих офицеров флота России остались воспоминания о жизни поистине создателей этого прекрасного корабля советского и российского флота.
Маринич Аркадий Васильевич – главный конструктор тяжелого авианосного крейсера «Киев».
Родился 18 декабря 1909 года в селе Орликовка Семеновского района Черниговской области. В 18 лет переехал в Ленинград. После окончания в 1938 году Ленинградского кораблестроительного института работал на Балтийском заводе. С 1948 года работал в Невском ПКБ. В 1967 году А.В. Маринич был назначен главным конструктором авианесущих кораблей.
Винник Иван Иосифович – главный строитель тяжелого авианосного крейсера «Киев».
Родился 22 июня 1929 года в селе М. Млыны Полтавской области. После окончания в 1951 году Харьковского машиностроительного техникума работал на Черноморском судостроительном заводе, где прошел путь от помощника мастера до заместителя директора по производству. С 1967 по 1978 год И.И. Винник был главным строителем авианесущих кораблей.
В 1977 году за участие в строительстве тяжелого авианосного крейсера «Киев» главный конструктор А.В. Маринич и главный строитель И.И. Винник удостоены звания Героя Социалистического Труда.
Бабич Валерий Васильевич – инженер-судостроитель, член  Союза писателей России, автор замечательных книг «Наши авианосцы», «Город Святого Николая и его авианосцы», «Властелины океанов». Ярко, достоверно Валерий Васильевич в своих книгах раскрывает процесс создания в течение тридцатилетнего периода самых крупных и сложных кораблей ВМФ СССР. Огромная признательность ему за это.
Ежедневно в процессе обучения и воспитания курсантов в Балтийском военно-морском училище я вижу трепетное отношение будущих офицеров ВМФ России к истории нашего флота, его славным традициям. Именно это вселяет надежду и уверенность, что  у Военно-Морского Флота России большое будущее. Опыт создания, строительства, освоения авианесущих кораблей, палубной авиации будет всегда востребован следующими поколениями российских моряков.

Командир тяжелого авианесущего крейсера «Киев» (1992 – 1994 годы), командир тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» (1994 – 1997 годы), доцент Балтийского военно-морского училища, кандидат военных наук, доцент, капитан 1 ранга запаса Звада Владимир Александрович


Рецензии
"+".

Вам есть чем гордиться, и Стране есть чем гордиться.

Никогда в своей Истории Россия не занимала столь достойного места в Мире, как в те годы, кагда над Страной развевалось Красное Знамя коммунизма. И никогда не падала так низко, как теперь, когда это знамя оболгано, осмеяно и проклято.

Все равно поздравляю Вас со 104-й годовщиной главного положительного события в истории человечества - Великой Октябрьской социалистической революции.

Сергей Столбун   07.11.2021 11:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.