45 лет тяжелому авианесущему крейсеру Киев - перво
Мое становление как флотского офицера проходило на тяжелом авианесущем крейсере «Киев», все ступени корабельной службы от командира батареи 30 мм артиллерийских установок левого борта до командира авианосца. Я шестой и крайний командир «Киева». С февраля 1994 года и до отправки корабля в Китай кораблем командовал мой старший помощник капитан 2 ранга Бобраков Николай Александрович. 20 февраля 1994 года по приказу командующего КСФ я принял тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» (приказ Министра обороны РФ состоялся в мае 1994 года). 3 года и 8 месяцев имел честь командовать четвертым российским авианосцем.
Контр-адмирал Александр Александрович Пенкин, в бытность заместителя командира авианосца по политической части, любил цитировать прекрасные слова писателя Владимира Шигина из его повести «Всеми забытый капитан Кожухов». Мне эти слова также по душе и я позволю себе процитировать их в статье: «В жизни каждого мужчины есть самая любимая женщина, в жизни каждого моряка есть любимый корабль, с которым связывает не только служба, а нечто гораздо большее и дорогое». Для нас, матросов, мичманов, офицеров советского и российского флота, прошедших школу корабельной службы на авианосце «Киев» – это лучшие годы флотской жизни. Мы все убеждены, что это был лучший корабль советского флота, его гордость.
История проектирования и строительства корабля неразрывно связана с развитием палубной авиации флота и это красной линией проходит в статье.
Создание советского авианосца проходило в условиях борьбы мнений военного и политического руководства страны. Для придания боевой устойчивости, расширения круга задач зарождающегося океанского флота Советского Союза в конце 60-х годов прошлого столетия было недостаточно иметь два вертолетоносца со специфическими противолодочными задачами «Москва» и «Ленинград», которые вошли в состав Флота соответственно в 1967 и 1969 годах.
ПКР «Москва» и «Ленинград» – корабли противолодочной обороны дальней морской зоны, обладающие вертолетным комплексом Ка-25, гидроакустическими станциями, универсальным ракетным противолодочным комплексом «Вихрь», средствами противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы. Авиакрыло ПКР состояло из 14 вертолетов Ка-25. Предшественником Ка-25 и первым советским вертолетом корабельного базирования был вертолет Ка-15. Первые советские палубные вертолеты были на вооружении эскадренных миноносцев.
В 1961 году началось серийное производство палубных вертолетов Ка-25. За 14 лет советская промышленность произвела около 500 палубных вертолетов (противолодочные, спасательные и вертолеты – целеуказатели). До начала ходовых испытаний «Киева» вертолеты Ка-25 зарекомендовали себя как эффективное средство обнаружения подводных лодок вероятного противника, слежения за ними, а также их уничтожения в преддверии или в ходе боевых действий. До конца 1982 года вертолеты Ка-25 успешно применялись с палубы корабля. Говоря о машинах, мы иногда забываем о людях. Я приведу две фамилии, на мой взгляд, самых знаменитых вертолетчиков начального периода освоения палубной авиации группового базирования, которые у нас, корабелов, были на слуху и ежедневно мы их видели в плановой таблице полетов вертолетов. Заслуженный военный летчик СССР, генерал-майор Николай Федорович Логачев и командир вертолетной эскадрильи (в 1981 году) подполковник Игорь Емельянович Чеберяченко.
18 февраля 1981 года Чеберяченко И.Е. и в этом же году Логачев Н.Ф. совершили свой 1000-й вертолето-вылет, кто был связан с палубной авиацией, понимает, что эта цифра означает.
В начале 80-х годов на смену вертолетам Ка-25 пришли вертолеты Ка-27. По оценкам специалистов, боевая эффективность вертолетов Ка-27ПЛ, по сравнению со своим предшественником, возросла в 3 - 5 раз. Из собственного опыта боевых служб, выполнения противолодочных задач тавкр «Киев», могу сделать однозначный вывод: вертолеты палубной авиации группового базирования – самое эффективное оружие борьбы с подводными лодками противника. На «Киеве» в ходе боевых служб был накоплен огромный опыт поиска и слежения за подводными лодками противника с помощью вертолетов группового базирования.
В 1987 году впервые на боевой службе в Средиземном море успешно применялся «нетрадиционный способ» обнаружения подводной лодки с помощью навигационной станции корабля и радиолокационной станции вертолета Ка-27ПЛ. Это было очень перспективное направление противолодочной борьбы.
Создание советского авианосца неразрывно связано с разработкой, испытаниями и приемом на вооружение самолета с вертикальным взлетом.
В июле 1967 года на воздушном параде в Домодедово впервые демонстрировался перед руководством страны и Вооруженных сил самолет вертикального взлета и посадки Як-36. В декабре этого же года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании на базе Як-36 корабельного штурмовика вертикального взлета и посадки Як-36М.
16 апреля 1968 года утверждено тактико-техническое задание (ТТЗ) на создание первого советского авианосца. Утвержденное ТТЗ направлено Невскому проектно-конструкторскому бюро г. Ленинграда. Технический проект тяжелого авианосного крейсера проекта 1143 «Кречет» утвержден в апреле 1970 года. Главный конструктор заказа – Аркадий Васильевич Маринич.
21 июля 1970 года на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаеве заложен первый советский авианосец проекта 1143, заводской номер 101, получивший название «Киев». Это имя корабль сохранил по настоящее время, находясь у далеких китайских берегов.
12 ноября 1972 года на рейде Феодосии, впервые в истории нашего Флота, летчик-испытатель Михаил Семенович Дексбах на самолете Як-36М совершил посадку на дооборудованную площадку палубы ПРК «Москва». 22 ноября 1972 года М.С. Дексбах выполнил полет по полному профилю – вертикальный взлет с вертолетоносца, полет по программе и вертикальная посадка на корабль. После полета, по приказанию командующего авиацией ВМФ генерал-полковника И.И. Борзова, в вахтенном журнале корабля сделана запись: «День рождения палубной авиации».
26 декабря 1972 года на Черноморском судостроительном заводе состоялось еще более значимое событие – спущен на воду тяжелый авианосный крейсер «Киев».
Через год, 29 декабря 1973 года, открыт штат и началось формирование экипажа корабля. 996 матросов и старшин, 200 мичманов, 155 офицеров (без учета офицеров и прапорщиков авиакрыла), с учетом личного состава авиакрыла – плюс 450 офицеров и прапорщиков. Подготовить к безупречному выполнению своих функциональных обязанностей каждого члена экипажа при реализации целого спектра задач, стоящих перед авианосцем – под силу только опытным морякам. Понимая это, Главнокомандующий ВМФ СССР С.Г. Горшков, особое внимание уделял комплектованию командного состава, включая командиров боевых частей первого авианосца.
Первый командир авианосца «Киев» капитан 1 ранга Соколов Юрий Георгиевич. Соколов Ю.Г. возглавил «Киев», имея опыт службы старпомом на ПКР «Москва». Старший помощник командира – капитан 2 ранга Саможенов Вениамин Павлович. В конце 1980 года он назначен командиром тавкр «Минск». Заместитель командира корабля по политической части капитан 2 ранга Бородавкин Дмитрий Васильевич. Заместитель командира по авиации полковник Алексеев Николай Васильевич. Для нас, молодых офицеров, прибывших на авианосец во «второй волне» через 5 – 6 лет, всегда на слуху были командиры основных боевых частей как капитаны 2 ранга А. Удовица (БЧ-1), В. Сушко (БЧ-4), Б. Кононенко (БЧ-5), Г. Проус (БЧ-7). Мы, офицеры БЧ-2, благодарны первому командиру ракетно-артиллерийской боевой части авианосца капитану 2 ранга Рыбак Юрию Петровичу. Заложенную им организацию, традиции боевой части мы сохраняли, преумножали и передавали другим поколениям морских офицеров. Для меня, в то время старшего лейтенанта, вахтенного офицера «Киева», десятиминутная встреча с капитаном 1 ранга Рыбак Ю.П. в ходовой рубке авианосца в Севастополе в 1985 году навсегда останется в памяти. Это был «урок управленческой мудрости» от первого командира БЧ-2 «Киева», и я рад, что у меня сегодня есть возможность передать это будущим офицерам нашего флота.
Когда военный корабль выходит в море после постройки на испытания, он несет государственный флаг. Только после подписания акта и ввода его в боевой состав флота – на корабле поднимается Военно-морской флаг.
На «Киеве» Военно-морской флаг был поднят у стенки Черноморского судостроительного завода перед выходом на испытания. 15 апреля 1975 года в 12 часов 15 минут Военно-Морской Флаг командиру капитану 1 ранга Соколову Ю.Г. вручил Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ховрин Н.И. Уже на следующий день авианосец, пройдя Днепро-Бугский лиман, вышел в Черное море на ходовые испытания.
18 мая 1975 года летчик-испытатель Летно-испытательного института авиационной промышленности Кононенко Олег Григорьевич в районе мыса Бельбек на самолете Як-36М совершил посадку на полетную палубу авианосца «Киев». 20 мая на корабль прибыл Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Гречко А.А. и Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Горшков С.Г. Летчик-испытатель Кононенко О.Г. продемонстрировал им возможности самолета вертикального взлета и посадки Як-36М.
Самолет с бортовым номером 021, на котором Олег Кононенко впервые сел на палубу тавкр «Киев», находится в музее ОКБ имени А.С. Яковлева. Легендарный летчик Кононенко Олег Григорьевич погиб в Южно-Китайском море при испытании самолета Як-38 8 сентября 1980 года, выполняя экспериментальные взлеты самолета с коротким разбегом с палубы авианосца «Минск». В то время он был уже зачислен и начал проходить тренировки в центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в группе летчика-испытателя И.П. Волка, которая готовилась к полетам на космическом корабле многоразового использования «Буран». Очень тепло об Олеге Кононенко и его семье пишет в своей книге «Наши авианосцы» В.В. Бабич, за что я ему очень благодарен.
28 декабря 1975 года Правительственная комиссия во главе с председателем – первым заместителем командующего СФ вице-адмиралом Е.И. Волобуевым подписала акт государственной приемки противолодочного крейсера «Киев» в состав Военно-Морского Флота СССР.
Из строевых летчиков первую посадку на палубу «Киева» 6 апреля 1976 года совершил командир корабельного полка штурмовиков Як-36М полковник Феоктист Григорьевич Матковский. Он же первым поднял самолет в Средиземном море во время перехода корабля на Северный флот.
16 июля 1976 года «Киев» вышел из Севастополя к месту постоянного базирования на Северный флот в Североморск.
Приведу интересную статистику из истории развития палубной авиации. Во время перехода «Киева» на Северный Флот в 1976 году с палубы корабля летало семь строевых летчиков – Ф.Г. Матковский, В.Н. Ратненко, В.М. Свиточев, В.Ф. Саранин, В.И. Колесниченко, В.И. Дмитренко и В.И. Кучуев. Через год в 279-ом отдельном корабельном штурмовом авиаполку Як-38 под командованием В.Н. Ратненко с палубы авианосца летало 34 морских летчика.
Командиром отряда кораблей на переход «Киева» был командир 170 бригады противолодочных кораблей СФ капитан 1 ранга Скворцов Евгений Александрович.
10 августа 1976 года тяжелый авианосный крейсер «Киев» прибыл к месту дислокации – рейд Североморска, зачислен в состав 170 бригады противолодочных кораблей, командир бригады капитан 1 ранга Скворцов Е.А., которая входила в 7 оперативную эскадру надводных кораблей Северного флота, командир эскадры контр-адмирал Зуб Виталий Иванович.
С приходом на Север и завершив испытание главного ракетного комплекса, «Киеву» предстояла напряженная боевая подготовка.
«Киев» участвует, как флагман Флота, во всех учениях:
«Север-77», 12 – 18 апреля 1977года;
«Запад-81», 1 – 12 сентября 1981 года;
«Щит-82», 27 июля по 30 сентября 1982 года;
«Атлантика-85», июнь 1985 года.
Безусловно, «Запад-81» одно из крупнейших учений группировок ВМФ и других видов Вооруженных Сил СССР и Российской Федерации. Являясь участником событий, немного остановлюсь на этом важнейшем этапе в жизни нашего корабля.
31 июля 1981 года «Киев» прошел Балтийскими проливами и 1 августа встал на якорь в районе Балтийска для участия в учениях «Запад-81».
11 сентября на корабль прибыли: Министр обороны Маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов, Маршалы Советского Союза Н.В. Огарков, В.Г. Куликов, К.С. Москаленко, главкомы всех видов Вооруженных Сил СССР и все министры обороны стран социалистического содружества. Участие в крупнейших в военной истории нашей Родины учениях явилось экзаменом на боевую зрелость первого советского авианосца, и он с честью выполнил свою высокую миссию. Несмотря на сильный туман, подполковники Н.П. Едуш и А.Н. Кондратьев подняли в воздух два штурмовика, продемонстрировав высшему руководству возможности самолетов Як-38.
19 ноября 1981 г. Приказом Министра обороны «Киев» был награжден вымпелом «За мужество и воинскую доблесть», 130 членов экипажа авианосца награждены орденами и медалями – таков результат участия корабля в учениях «Запад-81».
В начале девяностых полковник Александр Николаевич Кондратьев позвонил мне, сказав «увольняюсь в запас, хочу попрощаться с кораблем». Он прибыл на «Киев», который находился в Мурманске на судоремонтном заводе. Мы долго разговаривали, вспоминая боевые службы, «Запад-81», прошлись по кораблю. Говорили о его предстоящем увольнении в запас и дальнейшей судьбе корабля. Через месяц полковник А.Н. Кондратьев, первоклассный летчик-палубник, трагически погиб при выполнении учебного полета на самолете Су-25. Светлая ему память.
4 мая 1985 года, впервые в мирное время среди надводных кораблей, тяжелый авианесущий крейсер «Киев» награжден боевым орденом Красного Знамени. С прибытием корабля в Североморск, начальник Главного Штаба ВМФ адмирал Чернавин В.Н. вручил командиру корабля капитану 1 ранга Ясницкому Геннадию Павловичу Краснознаменный Военно-морской флаг. Впереди была шестимесячная боевая служба в 1987 году. Боевая служба 1987 года – период самого эффективного применения авиакомплекса. С палубы корабля выполнено 757 самолето-вылетов и 1569 вертолето-вылетов. Для сравнения, в 1981 году «Киев» за 122 ходовых дня, пройдя 25843 мили, выполнил 715 самолето-вылетов и 1368 вертолето-вылетов.
31 октября 1989 года корабль встал к стенке судоремонтного завода в г. Мурманск для усиленного навигационного ремонта.
21 декабря 1989 года «Киев» переведён в резерв 1-ой категории.
Летом 1990 года, в ходе работы Главной инспекции Министерства обороны СССР, «Киеву» поставлена задача выйти из завода в море, принять на борт авиацию для выполнения учебно-боевых задач. Командиром авианосца был капитан 1 ранга Глущенко Василий Николаевич, старшим помощником – автор этих строк, получивший 28 апреля 1990 года допуск к самостоятельному управлению авианосцем. Как говорят летчики, это была крайняя совместная боевая работа экипажа и авиакрыла. «Киев» выполнил поставленную задачу с честью, как в свои лучшие годы.
В августе 1991 года корабль выводится из состава сил постоянной готовности и переводится в резерв второй категории.
26 июля 1992 года в соответствии с Указом Президента РФ, на авианосце спущен Краснознаменный Военно-морской флаг и поднят Андреевский флаг.
В это же время была попытка переименовать корабль. Менял свое наименование тавкр «Баку» (с 1992 года «Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков, сегодня – «Викромадитья» ВМС Индии). «Чемпионом» по переименованию остается наш пятый авианосец. При закладке в 1982 году – «Рига», в 1983 году переименован в «Леонид Брежнев», с Николаевского ЧСЗ вышел тавкр «Тбилиси», а в состав Северного флота в конце 1991 года вошел «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов». Был период в жизни нашей страны, когда в ВМФ России продолжали служить матросы из стран СНГ. В 1992 году на корабль прибыли два старших офицера штаба флота «разведать обстановку» отношения экипажа к переименованию авианосца. Я предложил им узнать мнение экипажа. Так и сделали. Единодушно многонациональный экипаж авианосца «Киев» проголосовал за то, чтобы название корабля оставить прежним. Больше вопрос о переименовании корабля не поднимался.
28 августа 1994 года на Краснознаменном авианосце «Киев» спущен Андреевский флаг. В Мурманск приехали моряки всех поколений «Киева». Это была встреча офицеров и мичманов, корабелов и летчиков, в разное время служивших на крейсере. Для каждого из нас, от командира до матроса, служба на «Киеве» стала незабываемым этапом жизненного пути.
В 2000 году корабль продан в Китай на «металлолом». На самом деле наши китайские партнеры изучали опыт строительства авианосцев, подтверждением этому является их успехи в военном судостроении по состоянию на настоящее время.
2003 года «Киев» стал частью тематического развлекательного парка Бинхай, посвященного истории авиации. Место стоянки – порт города Тяньцзина в Бохайском заливе.
В 2011 году «Киев» переоборудовали и он стал роскошным отелем.
На палубах теперь находятся 148 номеров, включая президентского класса и 3 VIP-номера. На борту «Киева» есть бар, ресторан и клуб отдыха.
Я хочу, чтобы в памяти десятков тысяч моряков тяжелого авианесущего крейсера «Киев», будущих офицеров флота России остались воспоминания о жизни поистине создателей этого прекрасного корабля советского и российского флота.
Маринич Аркадий Васильевич – главный конструктор тяжелого авианосного крейсера «Киев».
Родился 18 декабря 1909 года в селе Орликовка Семеновского района Черниговской области. В 18 лет переехал в Ленинград. После окончания в 1938 году Ленинградского кораблестроительного института работал на Балтийском заводе. С 1948 года работал в Невском ПКБ. В 1967 году А.В. Маринич был назначен главным конструктором авианесущих кораблей.
Винник Иван Иосифович – главный строитель тяжелого авианосного крейсера «Киев».
Родился 22 июня 1929 года в селе М. Млыны Полтавской области. После окончания в 1951 году Харьковского машиностроительного техникума работал на Черноморском судостроительном заводе, где прошел путь от помощника мастера до заместителя директора по производству. С 1967 по 1978 год И.И. Винник был главным строителем авианесущих кораблей.
В 1977 году за участие в строительстве тяжелого авианосного крейсера «Киев» главный конструктор А.В. Маринич и главный строитель И.И. Винник удостоены звания Героя Социалистического Труда.
Бабич Валерий Васильевич – инженер-судостроитель, член Союза писателей России, автор замечательных книг «Наши авианосцы», «Город Святого Николая и его авианосцы», «Властелины океанов». Ярко, достоверно Валерий Васильевич в своих книгах раскрывает процесс создания в течение тридцатилетнего периода самых крупных и сложных кораблей ВМФ СССР. Огромная признательность ему за это.
Ежедневно в процессе обучения и воспитания курсантов в Балтийском военно-морском училище я вижу трепетное отношение будущих офицеров ВМФ России к истории нашего флота, его славным традициям. Именно это вселяет надежду и уверенность, что у Военно-Морского Флота России большое будущее. Опыт создания, строительства, освоения авианесущих кораблей, палубной авиации будет всегда востребован следующими поколениями российских моряков.
Командир тяжелого авианесущего крейсера «Киев» (1992 – 1994 годы), командир тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» (1994 – 1997 годы), доцент Балтийского военно-морского училища, кандидат военных наук, доцент, капитан 1 ранга запаса Звада Владимир Александрович
Свидетельство о публикации №221110501051
Вам есть чем гордиться, и Стране есть чем гордиться.
Никогда в своей Истории Россия не занимала столь достойного места в Мире, как в те годы, кагда над Страной развевалось Красное Знамя коммунизма. И никогда не падала так низко, как теперь, когда это знамя оболгано, осмеяно и проклято.
Все равно поздравляю Вас со 104-й годовщиной главного положительного события в истории человечества - Великой Октябрьской социалистической революции.
Сергей Столбун 07.11.2021 11:25 Заявить о нарушении