Колымский фельдшер

                Колымский фельдшер

     Примерно в конце семидесятых годов 20-го века довелось мне услышать по британскому радио Би-Би-Си "Колымские рассказы" Варлама Шаламова.
Слышимость была плохая, поскольку глушили в те времена довольно крепко.

    Сами рассказы толком я не расслышал, но имя литератора запомнилось,  поскольку стихи под этой фамилией часто попадались мне в журнале "Юность",  страстно  любимом   и   читаемом   в  пору  юности.
                " Этот дождик городской,
                Низенький и грязный,
                За окном шуршит стеной,
                Бормоча бессвязно".         
 
  Запоминающиеся строки, хотя на первый слух и взгляд довольно бесхитростные.
Кинувшись в библиотеку, и хорошенько порывшись на полке, обнаружил небольшой   сборник "Московские  облака".

   Конечно, в то время я, равно как и почти все любители поэзии, любил в ней  острое, кричащее, едва ли не публицистичное.
На фоне "стадионной" и песенной поэзии тех лет  стихи  Шаламова показались  мне  чем-то  слишком  обычным,  не   вызывающим  интереса.
                "Мы шагаем без дороги,
                Хвойный воздух как вино.
                Телогрейки или тоги, -
                Очевидно, все равно"...
   В этих строчках просматривалась жестокая судьба Поэта, пятнадцать лет       отбывшего на колымской каторге.  Но вот этих вдохновенных слов, посвященных  протопопу Аввакуму, в маленьком сборнике, изданном в начале 70-х, не было и  вероятно, просто быть не могло:
                " Я узник темничный,
                Четырнадцать лет,
                Я знал лишь брусничный
                Единственный цвет"...

   Слава Богу, теперь у меня есть хотя и тоненькое, но все-таки поэтическое "Избранное" Варлама Тихоновича Шаламова. Конечно, есть и два тома рассказов.
 И до сих пор я полностью не прочел его.  Дело совсем не в том, что некогда.  Просто с течением времени полюбил я читать стихи хороших поэтов выборочно, наугад   открывая книгу и словно гадая  по ней...
Если попадется на глаза то, во что еще не вникал, с удовольствием прочту, если   же встретится знакомое, посмакую строчки еще раз.
                "- Течет в изложницы металл
                Всем жаром изложенья"…
- Каковы слова! Просто язык обжигают.  А - душу греют. Ещё долго мне   беседовать  с Шаламовым. Впрочем, неизвестно, долго ли, коротко ли.  Покуда жив.


2021 год. постскриптум. Недавно в серии "Библиотека поэта" вышел двухтомник стихов Варлама Шаламова.

                Сергей Жуков.  1990 - 95.


Рецензии