Три плюс три минус двадцать три?

Программа «три плюс три», о которой впервые упомянул Президент на VI Всебелорусском народном собрании, стала предметом и повышенного внимания общественности, и разного рода обсуждений. В чем фишка механизма формирования дополнительного пенсионного дохода, закрепленного Указом № 367 «О добровольном пенсионном накопительном страховании»? Нюансы корреспонденту газеты «Республика» разъяснила Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.

Спектр возможностей стал шире

– Ирина Анатольевна, у белорусов уже была возможность накопить к старости – в рамках добровольного страхования пенсии, которое предлагали страховые компании. Что подтолкнуло к введению в стране еще одного вида добровольных накопительных пенсий?

– Сегодня государство гарантирует трудовую (солидарную) пенсию по возрасту. Именно она выступает основным источником дохода наших пожилых граждан. С учетом последнего, сентябрьского, повышения средняя пенсия по возрасту составляет в октябре 545 рублей.

В республике действительно были и есть дополнительные способы повышения пенсионного дохода. Первый вариант – для граждан, которые уже достигли пенсионного возраста. Они могут увеличить размер своего дохода благодаря так называемой отложенной пенсии. То есть те, кто решает продолжить работать и отказывается от получения пенсионных выплат, после увольнения получают пенсию с премиальными. И чем дольше период такой работы, тем выше и премия к пенсии. За пять лет работы с отсрочкой пенсии можно увеличить ее размер до 1,8 раза!

Второй вариант – для будущих пенсионеров. Речь идет о добровольном страховании пенсии в страховой организации. Пользуются, увы, такой возможностью немного граждан – лишь 5 процентов занятых в экономике. И в основном по инициативе работодателей, которые включают пенсионное страхование от предприятия в социальный пакет. Изменить эту ситуацию, сделав участие в добровольном пенсионном накоплении привычной практикой для большинства работников, и помогут новые финансовые стимулы, предусмотренные указом. Его цель – пробудить интерес сотрудников к самостоятельному сбережению средств на старость, сформировать восприятие того, что если к государственной пенсии подключить дополнительные способы повышения уровня жизни, то каждый после ухода на заслуженный отдых получит комфортный для себя уровень дохода.

Привычные выплаты никто не отменял

– Означает ли это, что государственные расходы на пенсии в условиях старения населения будут сокращаться и таким образом государство стремится переложить заботу о доходе пожилых на самих граждан?

– Принятие указа не затрагивает государственные обязательства по солидарной пенсионной системе. Все гарантии по пенсиям остаются неизменными. К слову, с учетом увеличения продолжительности жизни будет становиться более продолжительным и период нахождения на пенсии. При этом желания и потребности современных пенсионеров существенно выросли по сравнению с предшествующими им поколениями. Они хотят быть более активными, больше путешествовать, приобретать современные гаджеты. А для реализации этого нужно задействовать и дополнительные источники пенсионного дохода.

Именно поэтому развитые страны при выстраивании национальных пенсионных систем используют дополнительные пенсионные программы – корпоративные пенсии от работодателей и добровольные пенсионные накопления работников.

Согласно исследованию «Глобальный пенсионный индекс» (Melbourne Mercer Global Pension Index) в таком ключе активнее всего развивались пенсионные системы Нидерландов и Дании. В этих государствах дополнительные пенсионные программы охватывают значительную долю сотрудников. Благодаря этому уровень пенсионного дохода у работников со средней зарплатой достигает 70 и более процентов от заработка, который они получали.

Именно сочетание нескольких уровней пенсионной системы позволяет поддерживать высокие стандарты пенсионного дохода.

Не в общую копилку, а на личный счет

– Кто может участвовать в новой программе и как она будет работать?

– Право участия в программе добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии предоставлено сотрудникам, за которых их работодателями уплачиваются обязательные взносы в бюджет фонда соцзащиты. Начинать можно не позднее, чем за три года до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Работник, изъявивший желание участвовать в страховании, кроме обязательного однопроцентного взноса будет уплачивать дополнительный взнос на накопительную пенсию. Размер этого взноса – в процентах от заработной платы – он выбирает сам. При этом есть предел – не более 10 процентов.

Если сотрудник принял решение участвовать, то к нему подключается и его работодатель. Он будет обязан платить взнос соразмерно взносу работника, но не более 3 процентов. Классическая схема – три плюс три. Поэтому и сама программа получила одноименное название. Сотрудник платит 3 процента, следовательно, еще 3 процента платит его работодатель. Таким образом, суммарно 6 процентов заработной платы ежемесячно будут накапливаться на личном счете работника – будущего пенсионера.

Максимальный общий взнос на накопительную пенсию сотрудника и работодателя – 13 процентов: 10 от работника плюс 3 от работодателя.

Подчеркну: для работодателя вступление сотрудника в новую программу не повлияет на уровень его отчислений. Свой страховой взнос он уплатит из обязательного 28-процентного взноса в ФСЗН. Часть взноса пойдет в общую пенсионную систему, то есть на солидарные пенсии, а часть – на именной счет работнику.

– Как будет определяться размер накопительной пенсии?

– Он будет зависеть от суммы дополнительных взносов с учетом доходов от их инвестирования. Принцип такой – сколько накопил, столько и получил.

Выплачивать дополнительную накопительную пенсию будут, когда работник достигнет общеустановленного пенсионного возраста в течение пяти или десяти лет – по выбору гражданина.

Чтобы не быть голословными, допустим, что новая программа действовала уже 20 лет. Два сотрудника, мужчины, с зарплатой на уровне средней по стране участвовали в страховании. Первый начал платить взносы за три года до достижения пенсионного возраста. Размер – 5 процентов, еще 3 процента перечислял его работодатель. В совокупности на накопительную пенсию направлялось 8 процентов заработка. Мужчина выбирает получение дополнительной накопительной пенсии в течение пяти лет после достижения пенсионного возраста. В результате его размер ежемесячной выплаты сегодня – около 70 рублей к основной пенсии.

Второй работник с таким же заработком и тарифом взноса (5 процентов + 3 процента) участвовал в новом страховании начиная с 45 лет. При пятилетнем сроке получения дополнительной накопительной пенсии ее размер сегодня ориентировочно составил бы 325 рублей. Если у этого сотрудника максимальный стаж 45 лет, то его пенсия по возрасту сегодня – 570 рублей. Таким образом, в совокупности с дополнительной накопительной пенсией у него выходит ежемесячный пенсионный доход 895 рублей. А это для наглядности более 60 процентов средней зарплаты по стране.

– Что нужно для того, чтобы присоединиться к программе?

– Добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии начнет проводиться с 1 октября 2022 года республиканским унитарным страховым предприятием «Стравита». Желающие формировать дополнительную накопительную пенсию смогут подавать заявление и заключать договор непосредственно в офисе страховой организации или в электронном виде через ее официальный сайт. Человек пишет заявление в «Стравиту», после чего работодатель будет перечислять дополнительные взносы на накопительную пенсию.

Плюсы взаимодействия

– В чем отличие страхования дополнительной накопительной пенсии по указу от действующих пенсионных программ страховых организаций?

– Добровольное страхование накопительной пенсии для Беларуси не является новым институтом. Но при накоплении дополнительной пенсии с применением норм указа задействуется новый финансовый стимул – государственное софинансирование. Оно заключается в том, что трехпроцентный взнос работодателя, который должен был поступить в Фонд социальной защиты населения в рамках солидарной системы, передается в пенсионные накопления его работнику. При этом за человеком сохраняется в полном объеме государственная гарантия в солидарной системе на трудовую пенсию по возрасту.

У сотрудника есть еще и другие финансовые стимулы. Это льготы по подоходному налогу – при уплате дополнительного взноса на накопительную пенсию и при получении накопительной пенсии, а также возможность наследования пенсионных накоплений.

– В целом как вы оцениваете принятие указа и его нормы? Насколько он выгоден всем сторонам?

– Программа «три плюс три» – это три главных плюса, сочетающих интересы работника, работодателя и государства. Для сотрудника – доступный и понятный механизм формирования дополнительной пенсии, а это повышение собственного дохода в старости с финансовой поддержкой государства. Для работодателя – отсутствие дополнительной финансовой нагрузки. Для государства – формирование долгосрочного инвестиционного ресурса для экономики.

Елена Козловская, «Рэспубліка», 14 октября 2021 г.

Интересная статья. Правда широкого обсуждения ее могло бы и не быть, если бы под нее не были заложены реальные деньги.

Есть и другие постановления правительства на эту же тему, которые пока никакого общественного резонанса не имеют, потому как не вполне понятны источники их финансирования.

Я имею в виду утвержденную Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.12.2020 г. №693 национальную стратегию Республики Беларусь «Активное долголетие – 2030».

Разработку Национальной стратегии было обусловлено интенсификацией процессов демографического старения населения, возникновением новых потребностей и возможностей для пожилых граждан, а также необходимостью создания условий для реализации их потенциала.

Начиная с 2000 года поступательно растет ожидаемая продолжительность жизни (в 2019 году – 74,5 года). Усиливается тенденция старения населения.
По итогам переписи населения Республики Беларусь, проведенной в 2019 году, доля пожилых граждан (65 лет и старше) в общей численности населения составляет 15,4 процента (в 2010 году – 13,8 процента).

Согласно демографическому прогнозу к 2030 году доля пожилых граждан будет составлять более пятой части населения страны (более 20 процентов).
Основные проблемы и риски, с которыми сталкивается общество в процессе старения граждан, связаны со снижением численности трудоспособного населения, увеличением демографической нагрузки, снижением финансовой устойчивости пенсионной системы, ростом государственных расходов на здравоохранение и социальное обслуживание, обеспечением рынка труда квалифицированными кадрами, разрывом межпоколенческих связей.

Вместе с тем, как правило, пожилые граждане имеют высокую квалификацию, знания, опыт, трудовой и интеллектуальный потенциал, которые при их эффективном использовании будут способствовать социально-экономическому развитию страны, содействовать выполнению общественных задач, укреплению основ морального и духовного развития, обеспечению целостности и сплоченности нации.

Цель Национальной стратегии – создание условий для наиболее полной и эффективной реализации потенциала пожилых граждан, устойчивого повышения качества их жизни посредством системной адаптации государственных и общественных институтов к проблеме старения населения.

Основные принципы Национальной стратегии:
- гармонизация усилий государства, общества, семьи для наиболее полного и эффективного включения пожилых граждан во все сферы жизнедеятельности общества;
соблюдение прав и законных интересов пожилых граждан во всех сферах жизнедеятельности общества, гендерное равенство;
- вовлеченность пожилых граждан и их участие в принятии решений на всех уровнях управления;
- обеспечение равных возможностей для реализации пожилыми гражданами в городской и сельской местности своих прав в различных сферах жизнедеятельности;
- межпоколенческая солидарность, обеспечивающая возможность наиболее полной реализации потенциала пожилых граждан;
- развитие общества с учетом интересов, потребностей и возможностей пожилых граждан;
- содействие устойчивому экономическому развитию страны;
- межведомственное и межсекторное взаимодействие при реализации целей и задач Национальной стратегии.

Основными задачами Национальной стратегии являются:
- обеспечение защиты прав и достоинства пожилых граждан, создание условий для их социальной включенности и всестороннего участия в жизни общества (задача 1);
- стимулирование более продолжительной трудовой жизни, формирование комфортного уровня дохода пожилых граждан (задача 2);
- обеспечение возможности для обучения в течение всей жизни, расширение доступа к получению образования и повышению квалификации (задача 3);
- создание условий для здоровой и безопасной жизни, активного долголетия (задача 4);
- развитие социального обслуживания для обеспечения достойного качества жизни пожилых граждан (задача 5);
- создание адаптированной к потребностям пожилых граждан инфраструктуры и среды жизнедеятельности (задача 6).


В Республике Беларусь выполняются государственные программы, предусматривающие создание условий для расширения участия пожилых граждан в жизни общества, создаются условия для улучшения экономического положения и социальной интеграции пожилых граждан, что способствует продлению их самостоятельной и независимой жизни. Постоянно расширяются возможности для вовлечения пожилых граждан в социальную, культурную и образовательную сферы жизни общества, реализуется система мер их государственной поддержки.

Социально-экономические и иные последствия демографического процесса обусловливают необходимость всестороннего учета вопросов старения при принятии решений во всех сферах жизнедеятельности общества и на всех уровнях государственного управления, формирования нового понимания образа и роли пожилых граждан, создания общества для всех возрастов.

Ориентиром для формирования политики по вопросам, связанным со старением населения, являются цели в области устойчивого развития, реализация которых невозможна без принятия решений в интересах пожилых граждан. Национальная стратегия построена на принципе «Никого не оставить в стороне», предусмотренном в повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, и направлена на достижение практически всех целей в области устойчивого развития.

Для чего предусмотрены следующие мероприятия по реализации Национальной стратегии Республики Беларусь «Активное долголетие – 2030»:

1. Обеспечение защиты прав и достоинства пожилых граждан, создание условий для их социальной включенности и всестороннего участия в жизни общества количество советов пожилых граждан, созданных при местных исполнительных и распорядительных органах – в каждой административно-территориальной единице в каждой административно-территориальной единице Ответственный орган - Минтруда и соцзащиты
доля пожилых граждан, положительно оценивающих отношение населения страны к пожилым гражданам, в общей численности опрошенных пожилых граждан, процентов в настоящее время 78% к 2030 году не менее 85%
количество произведенных и размещенных (распространенных) роликов социальной рекламы, теле- и радиосюжетов, направленных на создание условий для реализации потенциала пожилых граждан и повышение качества их жизни – к 2030 году не менее 30 Ответственные Минтруда и соцзащиты, МАРТ, Мининформ, иные республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком
удельный вес граждан в возрасте 65 лет и старше, являющихся членами профессиональных союзов, политических партий и общественных организаций, в настоящее время 6% к 2030 году не менее 15% Ответственные Минтруда и соцзащиты
удельный вес граждан в возрасте 60 лет и старше, пользующихся глобальной компьютерной сетью Интернет, в настоящее время 41,3% к 2030 году не менее 65%

2. Стимулирование более продолжительной трудовой жизни, формирование комфортного уровня дохода пожилых граждан
        уровень занятости среди населения в возрасте от 60 до 75 лет, в настоящее время 19,6% к 2030 году не менее 20% Ответственные Минтруда и соцзащиты, Белстат
доля домашних хозяйств пенсионеров, оценивающих уровень своего материального положения как низкий, с 3,5% до не более 2% к 2030 году Ответственный Белстат
3. Обеспечение возможности обучения в течение всей жизни, расширение доступа к получению образования и повышению квалификации доля работников предпенсионного и пенсионного возраста, прошедших обучение по образовательным программам дополнительного образования взрослых, в общей численности работников предпенсионного и пенсионного возраста, в настоящее время 2% к 2030 году не менее  3% Ответственные Минтруда и соцзащиты, Минобразование
4. Создание условий для здоровой и безопасной жизни, активного долголетия ожидаемая продолжительность жизни при рождении (мужчины и женщины), лет в настоящее время 74,5 (69,3 и 79,4) к 2030 году 80 (75,5 и 84,4) Ответственные Минздрав, Белстат
ожидаемая продолжительность здоровой жизни (мужчины и женщины), лет в настоящее время 65,4 (61,4 и 69,3) к 2030 году 65,5 (61,8 и 70) Ответственный Минздрав
ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет (мужчины и женщины), лет в настоящее время 16,2 (13,0 и 18,4) к 2030 году 16,8
(13,8 и 18,9) ответственные Минздрав, Белстат
доля населения в возрасте 60 лет и старше, занимающегося физическими упражнениями или спортом (физкультурой), процентов в настоящее время 26,1 к 2030 году не менее 30 ответственные Минспорт, Белстат
5. Развитие социального обслуживания для обеспечения достойного качества жизни пожилых граждан доля пожилых граждан, получающих социальные услуги в государственных учреждениях социального обслуживания, в общей численности пожилых граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, процентов – – 100 Ответственный Минтруда и соцзащиты
доля пожилых граждан, удовлетворенных качеством социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания, в общей численности пожилых граждан, получающих указанные услуги, процентов – в настоящее время не менее 75 к 2030 году не менее 80
6. Создание адаптированной к потребностям пожилых граждан инфраструктуры и среды жизнедеятельности доля доступных объектов социальной и транспортной инфраструктуры в общем количестве таких объектов, процентов в настоящее время 16 к 2030 году 27,8

 
Мероприятия по реализации Национальной стратегии Республики Беларусь «Активное долголетие – 2030»

Задача 1. Обеспечение защиты прав и достоинства пожилых граждан, создание условий для их социальной включенности и всестороннего участия в жизни общества
1. Организация работы советов пожилых граждан, созданных при местных исполнительных и распорядительных органах:
разработка примерного положения о советах пожилых граждан
создание советов пожилых граждан Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком, Белорусское общественное объединение ветеранов и другие общественные объединения (с их согласия)
2. Организация правового просвещения пожилых граждан Минтруда и соцзащиты, иные республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения (с их согласия)
3. Организация работы кружков, клубных формирований для пожилых граждан на базе организаций культуры, профсоюзных и ведомственных организаций, общественных объединений, реализация культурно-творческих, социокультурных и других проектов для пожилых граждан Минкультуры, иные республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, ФПБ, общественные объединения (с их согласия)
4. Организация и проведение республиканского фестиваля народного творчества ветеранских коллективов «Не стареют душой ветераны» Минкультуры, облисполкомы, Минский горисполком, ФПБ, Белорусское общественное объединение ветеранов (с их согласия)
5. Организация экскурсионных поездок, разработка туристических маршрутов по Республике Беларусь, адаптированных для пожилых граждан Минспорт, облисполкомы, Минский горисполком
6. Информационное сопровождение в государственных печатных и телерадиовещательных средствах массовой информации вопросов старения населения и активного долголетия, в том числе в части обеспечения защиты прав и достоинства пожилых граждан, создания условий для их вовлеченности и участия в жизни общества Минтруда и соцзащиты, иные республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком
7. Проведение тематических пресс-мероприятий по вопросам старения населения и активного долголетия
8. Проведение социологических исследований по изучению положения и потребностей пожилых граждан в Республике Беларусь Минтруда и соцзащиты
9. Разработка и внедрение методологий расчета индикаторов по вопросам старения населения, применяемых в международной практике, в том числе расчет для Республики Беларусь индекса активного старения Минтруда и соцзащиты, Белстат
Задача 2. Стимулирование более продолжительной трудовой жизни, формирование комфортного уровня дохода пожилых граждан
10. Организация и проведение информационно-разъяснительной работы, предусматривающей информирование о возможностях трудоустройства граждан предпенсионного и пенсионного возраста по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям с учетом имеющегося у них трудового потенциала и профессиональных предпочтений Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком
11. Обеспечение наличия в коллективных договорах, тарифных и местных соглашениях норм, предусматривающих меры по противодействию возрастной дискриминации при приеме, сохранении, продвижении и увольнении работников ФПБ, облисполкомы, Минский горисполком
12. Содействие гражданам предпенсионного возраста в организации предпринимательской деятельности путем предоставления финансовой поддержки в виде субсидии Минтруда и соцзащиты, Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком
13. Рассмотрение вопроса о повышении размера пособия по безработице и периода его выплаты для граждан предпенсионного возраста, зарегистрированных в качестве безработных Минтруда и соцзащиты
14. Оказание содействия в трудоустройстве гражданам предпенсионного и пенсионного возраста, обратившимся в органы по труду, занятости и социальной защите по данному вопросу Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком
15. Рассмотрение вопроса о возможности предоставления нанимателям финансовой поддержки в виде частичной компенсации их затрат на обучение работников предпенсионного возраста Минтруда и соцзащиты
16. Включение в коллективные договоры, тарифные и местные соглашения норм, предусматривающих меры социальной поддержки пенсионеров, ранее работавших в соответствующих организациях ФПБ, наниматели
17. Проведение информационно-разъяснительной работы, предусматривающей информирование о необходимости формирования личной жизненной стратегии в отношении дохода в пенсионный период, об инструментах повышения этого дохода (отложенная государственная пенсия, добровольные пенсионные сбережения) Минтруда и соцзащиты, Минфин, облисполкомы, Минский горисполком, ФПБ, наниматели
18. Включение в перечень дополнительных социально-трудовых гарантий («социальный пакет») программ дополнительного пенсионного страхования за счет средств организации и (или) работников ФПБ, наниматели
Задача 3. Обеспечение возможности для обучения в течение всей жизни, расширение доступа к получению образования и повышению квалификации
19. Направление органами по труду, занятости и социальной защите безработных из числа граждан предпенсионного возраста на обучение по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда, с гарантией последующего трудоустройства Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком
20. Разработка и реализация образовательных проектов, направленных на популяризацию активного и здорового образа жизни, самосохранительного поведения, в том числе в средствах массовой информации Минтруда и соцзащиты, республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения (с их согласия)
21. Организация переподготовки специалистов, профессиональной сферой деятельности которых является обучение взрослых Минобразование
22. Организация обучающих курсов для пожилых граждан в учреждениях образования Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком
23. Организация занятий по повышению компьютерной и финансовой грамотности пожилых граждан, освоению социальных сетей, осуществлению платежей посредством глобальной компьютерной сети Интернет Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения (с их согласия)
Задача 4. Создание условий для здоровой и безопасной жизни, активного долголетия
24. Увеличение количества спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых для пожилых граждан, в том числе ветеранов спорта, членов ветеранских организаций физической культуры и спорта совместно с детьми и молодежью, направленных на популяризацию активного и здорового образа жизни Минспорт, облисполкомы, Минский горисполком
25. Разработка и внедрение методик преподавания, наглядных материалов в «Школах активного долголетия» по навыкам самосохранительного поведения, ухода, по профилактике гериатрических синдромов, деменции, по психологической самоадаптации, двигательной активности Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком
26. Разработка памяток, листовок, буклетов по профилактике заболеваний, правильному питанию, активному образу жизни с их последующим распространением среди пожилых граждан »
27. Профессиональное обучение врачей общей практики, участковых медицинских сестер, помощников врача в рамках их квалификации по вопросам гериатрии и медико-социальной помощи пожилым гражданам »
28. Организация повышения квалификации для медицинских работников в части ведения геронтологических пациентов Минздрав
29. Организация изучения основ геронтологии и ухода при подготовке специалистов по социальной работе Минобразование, Минздрав, Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком
30. Разработка и реализация нормативного правового акта, регламентирующего оказание услуг медико-социальной помощи на дому Минздрав, Минтруда и соцзащиты
31. Разработка алгоритмов взаимодействия организаций здравоохранения и учреждений социального обслуживания, ориентированных на потребности граждан с деменцией и сохранение психического здоровья пожилых граждан Минздрав, Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком
32. Внедрение методики раннего выявления когнитивных нарушений у пожилых граждан старше 75 лет врачами общей практики, врачами-гериатрами, помощниками врача по амбулаторно-поликлинической работе, психологами Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком
33. Развитие новых форм и методик реабилитации пожилых граждан для поддержания уровня их физической активности, создание условий для занятий физической культурой и спортом с учетом особенностей данных граждан Минздрав, Минспорт
34. Расширение практики организации и поддержки школ активного долголетия, создание других моделей для мотивации активного долголетия пожилых граждан Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком
35. Организация и проведение ежегодных акций здоровья, декады «Здоровый образ жизни», приуроченной ко Дню пожилого человека »
36. Проведение Международной спартакиады среди ветеранов и руководителей ветеранских организаций физической культуры и спорта Минспорт, облисполкомы, Минский горисполком
37. Создание в физкультурно-оздоровительных центрах, физкультурно-спортивных клубах секций, групп, кружков по спортивным интересам для пожилых граждан (оздоровительная гимнастика, скандинавская ходьба, йога и другое) »
38. Рассмотрение возможности получения пожилыми гражданами услуг в учреждениях здравоохранения, физической культуры и спорта по социально низким тарифам либо на безвозмездной основе Минздрав, Минспорт, облисполкомы, Минский горисполком
39. Проведение научных исследований в области геронтологии и гериатрии Минздрав
Задача 5. Развитие социального обслуживания для обеспечения достойного качества жизни пожилых граждан
40. Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы социального обслуживания пожилых граждан Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком
41. Развитие инфраструктуры государственных учреждений социального обслуживания для повышения доступности социальных услуг »
42. Обеспечение качества социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания »
43. Проведение обследований материально-бытовых условий жизни отдельных категорий одиноких пожилых граждан. Разработка и реализация мероприятий по оказанию необходимой помощи этим гражданам с учетом выявленных потребностей »
44. Совершенствование механизма государственной поддержки неформального ухода за пожилыми гражданами Минтруда и соцзащиты
45. Организация обучения лиц, осуществляющих неформальный уход за пожилыми гражданами, навыкам ухода Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения (с их согласия)
46. Организация ухода за пожилыми гражданами с когнитивными нарушениями в условиях дневного стационара Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком
47. Разработка, апробация и внедрение механизма определения нуждаемости в социальных услугах на основании оценки индивидуальной потребности. Законодательное закрепление механизма определения нуждаемости в социальных услугах на основании оценки индивидуальной потребности »
48. Развитие механизма государственного социального заказа Минтруда и соцзащиты, республиканские органы государственного управления
49. Обучение работников государственных учреждений социального обслуживания технологиям социальной работы, направленным на активное долголетие Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком
50. Проведение научных исследований в области социального обслуживания пожилых граждан Минтруда и соцзащиты
Задача 6. Создание адаптированной к потребностям пожилых граждан инфраструктуры и среды жизнедеятельности
51. Проведение мониторинга доступности объектов. Создание доступной среды на объектах социальной инфраструктуры Минтруда и соцзащиты, иные республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком
52. Создание и развитие площадок для общения, культурного и спортивного досуга пожилых граждан »
53. Проведение информационно-разъяснительной работы среди пожилых граждан о мерах безопасного проживания Минтруда и соцзащиты, МЧС, МВД, Минэнерго, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком
54. Оснащение парков модернизированным транспортом, обеспеченным безбарьерным доступом, увеличение доступности транспорта в сельской местности Минтранс, облисполкомы, Минский горисполком
55. Развитие инфраструктуры розничной торговли и бытового обслуживания населения, в том числе в сельской местности, расширение условий, приемов и способов продажи и обслуживания, направленных на обеспечение доступности товаров и услуг гражданам пенсионного возраста, в том числе за счет использования программ лояльности, предоставления скидок в определенные периоды времени, проведения акций по снижению цен на товары и услуги и другого МАРТ, облисполкомы, Минский горисполком

Как видно из изложенного выше, государство не только озабочено проблемами пожилых  граждан, но и планирует реализовывать по этому поводу целую государственную программу.

Как же идет реализация этой ГОСУДАРСТВЕННОЙ программы на практике?
В качестве примера рассмотрим современное положение дел в хозяйстве Литвинчук Люси Максимовны, 1960 года рождения, инвалида второй группы с детства, с 1999 года осуществляющей индивидуальную предпринимательскую деятельность по основному виду 73100 (Исследования и разработки в области естественных и технических наук).

В 1997 году Люся Максимовна, как проживающая в перенаселенном многочисленными родственниками родительском доме, а потому нуждающаяся в улучшении жилищных условий подала заявление в Фанипольский горисполком Дзержинского района о выделении ей участка для строительства индивидуального жилого дома. В 2001 году, решением Дзержинского райисполкома ей был выделен заросший многолетним кустарником участок без каких либо коммуникаций. Видимо выделяя участок кто то "наверху" рассчитывал на то, что Люся Максимовна к строительству в течение трех лет не приступит, участок будет у нее изъят и реализован через "аукцион" за большие деньги "нужным" людям. Тем не менее, рассчитывая на предусмотренную Законом субсидию, заявление о выделении которой она подала в Фанипольский горисполком в день получения свидетельства на выделенный ей земельный участок, еще в 2001 году, она, несмотря на полное бездорожье, к строительству приступила и в 2004 году поселилась в построенной с моей помощью дощатой времянке. в том же году, Фанипольский горисполком буквально засыпал ее письмами с требованием строительства инфраструктуры. В том же году, на нашей улице объявился "смотрящий", который начал собирать деньги на "благоустройство", на очередном "собрании", где Люся Масимовна сдала 10000 рублей (половину своей пенсии) в фонд "благоустройства", я заявил, что для строительства инфраструктуры необходимо создать предусмотренный Законом потребительский кооператив, который будет собирать деньги и вести их бухгалтерский учет. На это мое заявление "смотрящий" ответил, что он человек малограмотный и вести учет не в состоянии, после чего мы сдавать деньги перестали.  В  апреле 2008 года по ложному доносу о похищении у "смотрящего" бензопилы, при помощи которой он валил в ближайшем лесном массиве деревья и на своем участке пилил из них доски, часть из которых продавал, на меня было заведено уголовное дело о хищении инструмента у "смотрящего", на что я подал  заявление о ложном доносе по месту прописки, в результате уголовное преследование в отношении меня было прекращено.  В 2009 году на построенную нами первую очередь предусмотренного типовым проектом поэтапно возводимого жилого дома в БТИ была получена ведомость технических характеристик, приложив которую к заявлению о вводе построенного жилого помещения в эксплуатацию Люся Максимовна обратилась в Дзержинский райисполком, где получила отказ, мотивированный несоответствием построенного нормативным документам, на вопрос о выделении субсидии ей ответили, что ее очередь еще не подошла, так как она в льготной очереди на 262 месте.
В 2012 году Люся Максимовна, пристроив еще часть дома, получила в БТИ новую ведомость технических характеристик, в которой были устранены указанные недостатки, субсидию она так и не получила, так как в Фанипольском горисполкоме списки очередников на тот момент куда то затерялись.
В том же году по просьбе жителей Фаниполя Белорусским телевидением был снят сюжет о строительстве нами участка дороги на улице Строителей, который вышел в эфир в мае 2012 года в программе "Белорусское времечко", в сюжете сообщалось, что Дзержинский райисполком на протяжении ряда лет игнорирует многочисленные обращения граждан, а наш опыт дорожного строительства является примером "гражданского героизма".
В ноябре 2012 года "уполномоченным" местными властями "смотрящим" во время ремонта построенной нами  дороги в  отношении меня была устроена провокация, в результате которой я был оштрафован на миллион рублей, для выплаты которых мне пришлось целую зиму проработать дворником. В мае 2013 года, во время очередного ремонта участка дороги, проезжавший мимо меня "смотрящий", остановился, достал из машины  дубину и стал ею меня ею избивать, однако, применив полученные во время службы в Вооруженных силах навыки, мне удалось его обезоружить, после чего он помчался в горотдел милиции и написал заявление о том, что я якобы повредил его машину и с меня следует взыскать пять миллионов рублей за моральный ущерб. Мое же заявление, несмотря на полученные травмы (разрыв сухожилия на правой руке и разбитые ударами дубины ноги, в результате чего я вынужден был уволиться с работы), осталось без рассмотрения.

Позднее, видимо по указанию кого то "сверху" и при участии "смотрящего", нам угрожали поджогом, дважды били стекла, однако мои заявления в милицию об этом до настоящего времени не рассмотрены, так как виновные не установлены.

В начале января 2019 года, на участок Люси Максимовны, на пожарной машине МАЗ прибыл начальник аварийно-спасательной части г. Фаниполя в звании капитана, целью  своего визита он назвал проверку пожарного извещателя, который оказался на месте и в рабочем состоянии. Вскоре к нам прибыла целая "делегация" в составе заместителя председателя Фанипольского горисполкома, начальника Дзержинского райотдела по чрезвычайным ситуациям подполковника Баско М.В. со специалистами, Начальника социальной службы Дзержинского райисполкома и инспектора Технадзора.

Цель своего визита они назвать не смогли, однако, начальник социальной службы стал предлагать Люсе Максимовне отказаться от строительства собственного дома и переехать на "социальную койку" в дом престарелых, от такого "заманчивого" предложения Люся Максимовна категорически отказалась.

В феврале 2019 года нарочным Люсе Максимовне была доставлена повестка за подписью  председателя Фанипольского горисполкома, которой ей предписывалось с документами на строительство дома прибыть в Фанипольский горисполком для составления протокола об административном правонарушении - самовольном строительстве. Взяв все необходимые документы, я прибыл в указанное в повестке время в Фанипольский горисполком, после чего составление протокола было отменено.

В октябре 2019 года, заместителем председателя Фанипольского горисполкома, в отсутствии Люси Максимовны, в отношении нее было сфабриковано дело об административном правонарушении с формулировкой "прочие правонарушения", с наложением на нее штрафа в размере 25 базовых величин, что составляет ее полугодовую пенсию.

Прибыв на заседание административной комиссии я увидел огромную толпу "правонарушителей" пенсионного возраста, ожидающих своей очереди у дверей зала заседаний, где восседали члены комиссии.

Дожидаясь своей очереди, из разговора с одной из старушек, я узнал, что в настоящее время в местной власти преобладают выходцы из семей бывших полицаев, служивших немцам, поэтому ждать от них ничего хорошего не приходится.

Тем не менее, мне удалось убедить членов административной комиссии, что Люся Максимовна на 25 базовых величин "преступлений" не совершала, поэтому ей присудили штраф всего лишь в размере одной базовой величины.

С этим решением мы были не согласны, поэтому я отправился в районную прокуратуру в надежде обжаловать неправомочное решение, однако в прокуратуре мне сказали, что за подачу жалобы Люсе Максимовне следует заплатить деньги в размере половины базовой величины. Так как денег не было, а срок подачи жалобы истекал, то с пенсии Люси Максимовны судебным исполнителем штраф в размере одной базовой величины был удержан.

28 февраля 2020 года в районной газете Узвышша была опубликована статья под названием "Найти рациональное решение, из которой следовало, что дом Люси Максимовны, ввод в эксплуатацию которого невозможен подлежит сносу, а участок изъятию.

Таким образом выходит, что местные власти решили добиваться своей цели всеми средствами, а судьба человека, выброшенного на улицу, их абсолютно не интересует.


Продолжение следует


Рецензии
Андрей Бухаров предлагаю после оплаты - давай, Вашингтон,
от из галактики -
здесь космоса реальных Богов -
Солнца, Луны, и Earth -
назначит тебя - для интрнет, или и космоса -
царём или генерально секретарём и тп -
из интернет (и оно же (интернет и) из космос - спутники) -
для от БССР.
-

Никита Сергеевич Хрущёв   01.12.2021 12:05     Заявить о нарушении
А.Бухаров вас как военных из СССР, ГДР и тп, и тд население,
бредово 30 лет лошарили...
Перепроявленные те какие предатели и тп и сотрудничавшие с Гитлер...
-
Ну они с ЕС, с Англие, с США и тд предавали население СССР.
И лошарили - различно в тч страхами... военных СССР, ГДР, и тп, КНДР, Вьетнам, China, и Индию... Бразилию... США...
-
Ну если те батарейки какие тебе дарил батько,
где ты батареки брал, если они годные? (то нафига ты их заряжал).
-
Ну и тебе как из СССР военному лоховое 30 лет зомбировали.
С прикрытие как бы кто то за СССР или тп афёры(это афёры про СССР и тп).
-
То всё просто разоблачать.
Они с Украиной и тд в сговоре.
-
Ну просто про это разоблачать.
-
Ну 100% из РФ и тп не Сталин и тп у руля.
И при чём говорит про какое то либерализм из РФ и недавно.
Это офигеть... при запрет и критике про либеральное,
геи и лесби и тп. Браки и тп. Ну даже Басков ге.
Неговоря про Киркоров - 25 лет пудрил, а после Пугачёвой...
...
-
Ну вообще нет причин у них к ссоре.
То игра афёра.
-
Ну для узнавших что их дурили 24-30 лет из РФ...
Ну не будут же говорить как в 1992 к 2000 г. Исуса.
Про за счёт СССР коммунистов територий и заводов...
Про како тн како - тн рэгекеть - и тп како "кгбьэ" от СССР, или где ГДР...
-
Ну то просто различно разобачать.
Смысл то с 1991 г. Исуса - како бе тн рекет - к СССР, ГДР и тд,
и щас планетно - с маско како из СССР територии кто то всех планетно лучше...
Всех...
-
Ну при Елцине с територии СССР,
при не совсем лохи военные и тп из СССР и ГДР...
к 1999 г. поняли протрезвев... они на базе как животные в лесу,
как Суворов-переодевался в Пугачёва и свои роли играл.
Ну от Елцина и тп поняли - како животных а реально как предатели,
с название како тн како рекет... населений и заводов... СССР ГДР...
Они долго не смогут тероризировать СССР.
-
И срочно пнули разребать какашки... на роль Пу...
-
И в то время с 2000 г. параллельно пиарили как царя Николая-2 и Медведева...
Ну сразу незнали что хорошее рекламировать при афёры и бред...
-
Ну и после накакашившись про Медведева и тп - как царя,
ну нефига не улучшал... как и тогда...
И началив сговоре с Обамой - и тп - после 2008-2010 г.
разигрывать - что как бы они Сталинисты и как бы ленинци...
-
Но реально как с лесу дикие бамжики... предатели СССР,
союзники Гитлера и тп. И бредов из Англии.
(Гитлера тоже дурили... а из Англии дурили к афёре -
и рассказывали на роль дьявола - и про апокалипс -
про принца молодого. Про это говорили не только с интернет сайтов,
с 2000-2008-2010 г. даже и с газет.
Что как бы принц красный дьявол дракон - апокалипсный.
Потому что 21.06 родился.
Ну щас они как лохи - верив-неверуючи - без разници,
про это - разигрывают - как лошары бред с Англии.
Как бы тот принц дьявол апокалипсный...
(ну подобно бред - лошарили про дьволов апокалипсных...
про других - и про Ким Чен Ина из КНДР.
и тд.)
-
Ну то бредоидовые... у них игры... как театральное...
-
Ну незнают что играть и как лошарить...
-
И меняли сцены и смысл игры...
-
Про Пу... бред в сговоре говорят что како бы он хочет вернуть СССР.
(бредово из бредов - логика -
ну а как же ГДР????????????
и тп.
Ну - как же ГДР - сразу всё разоблачает - про ГДР и тп и неговорят.
(ну Путину надо тогда и ГДР и тп - возвартить,
про это неговорят = разоблачение - что это врущие бредово.
Ну тогда и КНДР - в состав СССР надо говорить.
Ну и мысли у П. и тп - про это и небыло.
При в тч царе Медведеве...)
-
И тд просто понять они в сговоре.
(щас же они непоняли - что кто начнёт первые говорить,
что они были в сговоре, РФ и тп и ЕС, и США и тп.
Те и выйграют - или предадут первее, планетно афёру как "пирамиду" из говн...
Разных насраности... то как капитализм то како бы тд...
-
Ну в тч просто понять что они в сговоре,
ну даже при В.Йануковиче из Украины с 2011 г. приезжал и включал афёру,
С.Мавроди. От куда? приезжал а из РФ.
-
Но В.Йанукович как наивный начинал с 2010 г. верить...
Что говорил одуренный К.П.Петров и тп - про КПЕ и тп кобовцев и -
как бы из РФ ... то Сталин...
-
Ну С.Мавроди проявил пирамиду... афёру...
Когда из Украины начали при В.Йануковиче изучать КОБ КПЕ К.П.Петрова и тп.
Лекции и тд.
Из Украины говорили что с 2010 г. было самое высокое процентное число КОБ верующих.
-
И тд.
-
И возможно щас возни потому что из КПРФ выявились,
реально перепроявленные из КПРФ -
и Сталин, Ленин, и в тч Спартак из Саратова,
и Прометей-Платошкин, и вероятно и Ф.Энегельс-Г.Зюганов и тп.
-
Ну тебе батька дарил негодные батарейки,
ты их 30 лет как военный одуренно заряжал,
веря что - какипитализь... где то...
-
Смысл - военные СССР, ГДР и тп и США и China, и КНДР и тп, и Израиль...
(Израиль тоже лошарили "иудеи" сеть - самозванци... щас это разоблачено от самолёт...)
-
(при дез информации везде в основе в тч для военных,
в тч про планетно апокалипс что планетно уже было и год на год до 10 лет будет.).
-
Ну надо что бы они подчинялись реально - Солнечно, лунно, Earth,
Исусу или тд пророку рабски, и Богу недель - всех религий,
военным планетно.
Ну они в сговоре,
и надо планетно сговор военных.
На основе планетно над всеми новой на основе древности, идеологии и религии.
-
И кто первее к нам будут подчинены...
в тч ты сможешь иметь разрешение прошать им грехи...
-
Если мы изберём тебя выше их из БССР.
-

Никита Сергеевич Хрущёв   03.12.2021 12:21   Заявить о нарушении
За 30 лет они 3 раза пере обернулись -
по ~10 лет - из 1991-2001 г. 2000-2011 г.
2011-2021 - и предадут своих...
И за это им будет прощение в тч от тебя...

Никита Сергеевич Хрущёв   03.12.2021 12:25   Заявить о нарушении
Смысл - они если ты их простиш смогут рулить с тех мест.
Но создаём над ними реально Богов Солнца, луны, Earth, пророков и Бога религий реально законно высшее планетно управление.
-
(те бред врущие хотели на эти роли "дьволов№ из Англии и тд.
с играть как афёры...
но реально Солнце как и с планет ад вулканов... оно осознанное...
в тч даже стихи и проза текстов и мелодии и тд.
Это от этих Супер количеств расплавленных бурлящих веществ,
с разных частот... мыслящих... и стихи и рассказы и м.елодии... передающих...
Это известно с древности... с мысл что это игнорировали...
Но как начал с осени 2021 г. про Солнце и тп говорить.
Что из China и тп у них религие (неидеальное но реальнее)
для - Солнце, луна, как Богов - поэтому они планетно и выйграшнее.
И сразу же с Индии - начали на высшем рулении проявлять свои религиозные роли... Для конкуренции планетно. Ну всем понятно - что никаких разрешений и прав и тп - от Исуса, или пророков или Богов религий - и от религий Бога Солнца, луны, и вулканов и тд веществ из Earth - у них небыло и нет.
И у населений и даже у религиозных пастров и тп или гуру и тп -
подобно никаких разрешний - писать - про пророков религий и про Богов религий - про Солнце луну и тп - с как бы - абстрактных "дат".
При неабстрактно - как никогда планетно - небыло,
высокие выгоды с производств... и кучи населений.
При - вообще никак - непоклонявшись даже солнцу как Богу, или и луне.
и это при том что у некоторых рулящих знамёна,
с символом про солнце, и луну и тп.
-
Ну это от Солнца как Бога древних религий.
И от конкурирующе с тд територий - кто ценят солнце,
уже - осознают что - они грешны... или неразрешены с выше,
планетно и космически.

Никита Сергеевич Хрущёв   03.12.2021 12:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.