И. П. Глинская 9 ождбр 1941 г. Часть 1

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ И ЗАПИСЕЙ ВЕТЕРАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК
ИРИНЫ ПАВЛОВНЫ ГЛИНСКОЙ.
Частично отредактировано.
(Младший лейтенант И.П. Глинская корреспондент-организатор газеты «Городу Ленина» Управления Строительства № 400 – ж.д. свайно-ледовой переправы через Ладожское озеро под командованием УВВР-2 - Управления военно-восстановительных работ № 2, в состав которой входила 9 отдельная ж.д. бригада, нештатный корреспондент газеты «Гудок». Прим. ИМЗ).

Историческая справка.

     Наша 9-я железнодорожная бригада была сформирована 14 февраля 1941 г. На базе Управления начальника восстановительных работ  №  3. Это управление организовалось согласно мобилизационного плана 7 ноября 1939 г. Дата считается днем основания бригады.
 (07.09.39 г. согласно мобплана  МП-39 в г. Ораниенбаум  ЛВО на базе 1-го отдельного ж.д. полка были сформированы УНВР - Управления начальника восстановительных работ № 1, 2, 3 а также 1, 2, 3, 4-й отдельные восстановительные  ж.д. батальоны , три отдельные эксплуатационные роты и ряд других подразделений. Прим. ИМЗ).
     Начальником УНВР-3 был бессменно майор В.Е. Матишев (майор Матишев Василий Ефимович командир 1 ождп 1938-1940 г.,  командир 9 ождбр 1941-1944 г. Прим. ИМЗ), комиссаром – батальонный комиссар Бородулин. В состав УНВР-3 входили следующие части: 1-й отдельный восстановительный ж.д. батальон под командованием старшего лейтенанта Чижова (старший лейтенант Чижов Аркадий Андреевич командир батальона с 1939 по 1946 г. Прим. ИМЗ), 3-й овждб под командованием капитана Баранникова (капитан Баранников Семен Иванович. Прим. ИМЗ), 2-й отдельный мостовой ж.д. батальон под командованием капитана Жолтикова (2-й омждб 08.12.39 г. прибыл из г. Ярославль МВО, командир батальона  капитан Желтиков Василий Иванович. Прим. ИМЗ) и 2-я отдельная эксплуатационная ж.д. рота под командованием лейтенанта Корнеева.
     С первого дня открытия военных действий с Финляндией, части УНВР-3 продвигались вслед за наступающей Красной Армией, ведя восстановительные работы на Карельском перешейке, на линии Белоостров – Выборг. В течении всей войны с Финляндией УНВР-3 работало на восстановлении железнодорожных путей. По окончании военных действий лучшие люди УНВР-3, отличившиеся при выполнении заданий, были награждены правительственными наградами – орденами и медалями. Орденом Красной Звезды были награждены: майор Матишев, капитан Колоколов, Богданов, старшина Ходоскин.(1-й овждб стал Краснознаменным. Прим. ИМЗ).
     После заключения мира с Финляндией части УНВР-3 работали на Выборгском направлении, ремонтирую пути. В июне 1940 г. оставив для работы на Карельском перешейке 1-й овждб, управление со всеми входящими в него частями отбыло на юг, для участия в освобождении Северной Буковины и Бессарабии. В это время из состава УНВР выбыл 3-й овждб на Кавказ.(После окончания военных действий 09.05.40 г. были расформированы УНВР-1 и 2, две эксплуатационные роты и ряд других подразделений, 15.02.41 г. 3 овждб убыл в 29 ождбр ст. Джульфа ЗакВО, 16.03.40 г. 3 омждб убыл в г. Ярославль МВО. Прим. ИМЗ).
     Всю компанию Управление работало на перешивке пути в Северной Буковине. Окончив задание осенью 1940 г. Части УНВР прибыли в поселок Гарболово ЛВО. Здесь в УНВР-3 влились 1-й омждб под командованием майора Дугина и 4-й овждб под командованием капитана Цветкова.( 1 омждб, командир батальона майор Дугин Алексей Семенович, 4 овждб командир батальона майор Цветков Григорий Федорович. Прим. ИМЗ).
     Зиму 1940-1941 г. Части УНВР-3 занимались учебой и выполняли ряд заданий по специальности. 14 февраля 1941 г. Приказом НКО на базе УНВР-3 была сформирована 9-я ождбр. Состав бригады по сравнению с УНВР был увеличен. В бригаду вошли 6-й овждб под командованием капитана Федоренко, 1-й ж.д. полк под командованием майора Зеленина (майор Зеленин Леонид Иванович Прим. ИМЗ), и сформированная 27-я рота механизации ж.д. работ под командованием старшего лейтенанта Баранова. В это время из состава бригады вышел 2-й омждб.(состав и дислокация частей 9 ождбр: 1 овждб г. Выборг, 4 овждб и 1 омждб  п. Гарболово ЛВО, 1 отдельный запасной ж.д. полк  г. Ораниенбаум ЛВО, 6 овждб командир капитан Федоренко Сергей Петрович г. Медвежьегорск Кировская ж.д., сформированная 27 ормждр г. Выборг. 1-я оэждр и 1-й отдельный подъемно-крановый ж.д. взвод были расформированы. Прим. ИМЗ).
     Весной 1941 г. Бригада получила задание по строительству ж.д. линии в Западной Белоруссии.(Строительство новой ж.д. линии Беловеж – Орачинцы 63 км. Стр. № 302 Брест-Литовской ж.д. части убыли 08.04.41 г. Прим. ИМЗ). На работу выехали все части (Кроме 6 овждб который оставался в Карелии Прим. ИМЗ). Штаб бригады располагался в заводском поселке Грудки, вблизи города Беловеж. Условия строительства были сложные. Трасса проходила через Беловежскую Пущу, по низким болотистым местам. Части бригады быстро развернули фронт работ. Батальоны соревновались между собой на скорейшее и лучшее выполнение заданий. Бригада в целом соревновалась с 6-й, 17-й и другими бригадами. Первые итоги работы показали, что наша бригада заняла первое место.
     22 июня 1941 г. грянула Великая Отечественная война. В 4 часа утра фашистские самолеты бомбили объекты, расположенные рядом с частями бригады. Согласно мобилизационного плана 9-я ождбр должна убыть в ЛВО. Части бригады быстро свернулись и прибыли на ст. Беловеж, оттуда вместе все выступили в направлении к ст. Гаймовка.
     Эшелоны бригады, продвигаясь к Слониму, задерживались на отдельных рубежах. От ст. Слоним эшелоны не могли продвигаться на Восток, впереди были разбиты мосты. Далее части бригады отдельными отрядами пробивались к Минску и Могилеву.
     Шли тяжелые первые дни войны. По дорогам шли длинные вереницы беженцев, гнали скот, увозили имущество. Фашистские самолеты бомбили города и поселки, дороги. Части бригады небольшими группами шли на Восток. Приходилось участвовать в боестолкновении с прорвавшимися передовыми частями немцев, много командиров и бойцов погибли при этом.
     В первые дни июля части бригады прибыли в поселок Гарболово Ленинградского Военного Округа. Здесь бригада перешла на штаты военного времени, пополнилась людьми и техникой. Из состава бригады выбыли 6-й овждб и 1-й ождп (6 овждб 20.06.41 г. убыл в г. Мурманск АрхВО, 1 озапждп в г. Ораниенбаум  по МП-41 начал формировать 11 ождбр. В состав бригады вошли 38 отдельный плотничный ж.д. батальон командир воентехник 2-го ранга Прохоров Тимофей Иванович сформированный в г. Ленинграде  24.06.41 г., 40 овждб 26.06.41 г. прибыл из 11 ождбр, 2 оэждр 26.06.41 г. сформированная г. Выборг.  Прим. ИМЗ). В это время комиссаром бригады был назначен батальонный комиссар П.С. Алексеев. Бригаде был придан вновь сформированный 38 оплждб под командованием военинженера 2-го ранга Прохорова.
     В начале июля бригада получила первое боевое задание по устройству заграждений и эвакуации путей на Карельском перешейке. Начался новый период в жизни бригады – активного участия в Великой Отечественной войне.


Воспоминания техника-лейтенанта Зинченко, 1-й отдельный мостовой ж.д. батальон.
Начало войны.

     22 июня 1941 г. бойцы батальона майора Дугина, работающие на стройке ж.д. линии Западной Белоруссии, отдыхали. Но еще накануне молодежь договорилась устроить воскресник в помощь клубу части. Лагерь проснулся рано. Красноармейцы построились на плацу для получения инструментов. Вдруг из палатки вышел комбат Дугин.
- Подойдите поближе ко мне, - сказал он.
Бойцы окружили командира.
- Фашистская Германия, коварно, без объявления войны, напала на нашу Родину. Немцы бомбят наши города. Военные действия начались…. – говорил комбат.
     Мы взволнованно молчали. «Война. Вот она война» - думал каждый. Потом вдруг все заговорили. На плацу стихийно возник митинг. Выступали рядовые бойцы и командиры.
     - Будем биться с врагом не жалея жизни, до последней капли крови! Смерть фашистам!
     Комбат приказал получить боеприпасы и добавочное вооружение. Лагерь быстро сворачивался. Убирали палатки, грузили имущество. В полдень получили приказ выступить. К вечеру батальон прибыл на ст. Гайновка. Здесь нам приказали занять оборону. Командиры спешно ознакомились с рубежом, распределяли огневые точки, расставили бойцов. Красноармейцы получили гранаты, добавочные патроны. Ночью били зенитки, где-то недалеко пылал пожар, и зарево от него стояло в летнем небе. Утром мы получили приказ следовать дальше, и к вечеру прибыли в небольшой Белорусский городок Волковыск.
     Днем здесь побывали фашистские самолеты. Городок догорал. Дымили головешки, вместо вокзала была груда развалин, у обочины дороги лежали трупы двух женщин и ребенка. На пожарище копошились люди. Плакали женщины, как тени бродили старики, сиротливо сновали среди развалин ребятишки.
     Мирный Белорусский городок, поверженный фашистами в прах, первые жертвы, оставили у всех нас тяжелое впечатление.
     - За что? – спрашивали бойцы – Ведь это не военные.… Это же мирное население!
     - Вот они, какие фашисты! – думали мы.


Из воспоминаний капитана И.М. Витковского, 1 омждб.
К своим.

Мы отступали. Чтобы соединиться со своими, надо было перейти большое поле. Я получил задание с группой бойцов в 18 человек обследовать его. Только что встало солнце. Ясное небо сулило жаркий день. Мы двинулись по полю, пригибаясь в высокой ржи. Поле было пусто, но с левого фланга простреливалась немецкими автоматчиками, и наша разведка наткнулась на группу вражеских солдат.
     Грохот боя доносился до нас всё ближе и ближе. Когда мы поползли назад, нас обнаружили вражеские самолеты, и начали обстреливать из пулеметов. Густая рожь хорошо скрывала нас, и мы имели только одного раненного.
     Я доложил майору Дугину результаты разведки. Комбат принял решение: перейти поле и соединиться с нашими частями. Он сказал бойцам: «Нас обтекают со всех сторон. Мы должны пройти во что бы то не стало! Вы видите это поле? Оно простреливается, но это дорога к нашим. Кто хочет жить и бороться – за мной!» - и первым пошел по полю. Бойцы хлынули за командиром. Застрочили немецкие автоматчики, ударил миномет. Мы отстреливались и ползли по полю. Вот и лесок…а в лесу наши!
     Речь комбата произвела на всех глубокое впечатление. Я долго вспоминал лица бойцов, как ползли под огнем по цветущему полю. Я шел последним… Ни один боец не остался по ту сторону поля и мы соединились с нашими частями.

В пути.

     Эшелоны с техникой и оборудованием шли на Восток. Бойцы и командиры были утомлены долгими переходами. Нервы были напряжены у всех до предела. Уже 4 дня с начала войны мы не видели газет, не знали положения на фронтах. Встречавшиеся отдельные бойцы и отряды доносили разноречивые вести. Некоторые, может быть переодетые вражеские лазутчики и шпионы, сеяли панику, рассказывали всякие нелепости. Немецкие самолеты бомбили дороги, поселки и города.
     Как только появлялись в небе фашистские самолеты, в эшелоне среди необстрелянных еще бойцов, начиналась паника. Люди, наслушавшись всяких ужасов, прыгали с платформ, бежали в лес, падали в канавы.
     Лейтенант Витковский, видя убегавших солдат, вскочил на трактор, стоящий на платформе. «Стой!» - кричал он размахивая револьвером. «Куда? Назад! Стрелять буду!»
     Грозный окрик командира вернул самообладание многим бойцам, а его фигура на тракторе говорила другим: не боится же вот человек! Бойцы остановились, повернули назад к эшелону. Командир организовал наблюдение за воздухом, оборону против самолетов в случае авианалета из личного оружия. Эшелон следовал своим маршрутом на Восток.


И.П. Глинская.
Карельский перешеек.

В июле 1941 г. бригада получила боевое задание по заграждению объектов ж.д. и эвакуации путей на Карельском перешейке. В состав бригады входили:
- 1 овждб  майор Петрайтис Дмитрий Августович
- 4 овждб  майор Шишкин Александр Ефимович
- 38 оплждб воен. инж. 2 ранга Прохоров Тимофей Иванович
- 40 овждб майор Михайлов Александр Михайлович
- 1 омждб майор Дугин Алексей Семенович
- 2 оэждр лейтенант Федоров
- 27 ормждр старший лейтенант Баранов
     Двум восстановительным батальонам были даны участки, на которых они производили все работы по заграждению.
     Батальон майора Петрайтис получил участок Выборгского направления куда входили: станция Выборг и расходящиеся от нее в разные направления дороги на Лоуку, Антреа - Энсо, Векаярви.
     Батальон майора Шишкина получил участок Шведского и Хельсинского направления: станция Нива – Элисенваара – Хиитола – Лахденпохья – Сюваора – Койтсонало.
     Для усиления к восстановительным батальонам придавались роты 38 оплждб и команда 1 омждб. Так 1-я и 3-я роты 38 оплждб были приданы 1 овждб. Команда 1 омждб и 2-я рота 38 оплждб были приданы 4-му овждб.
     2-я оэждр работала по эвакуации оборудования, 27 рота механизации и 1 омждб доукомплектовались и получили задание в конце августа. Штаб бригады дислоцировался в г. Выборг.
     Батальоны получили свои участи работ. В короткие сроки заминировали все объекты 1-й очереди, несли охрану их, занимались эвакуацией путей, оборудования и каждую свободную минуту использовали для учебы. Готовились специальные команды для путеразрушителей типа «Червяк» и подрывных работ. Большинство бойцов прибыло из запаса, и не имели специальной подготовки, слабо разбираясь в железнодорожном деле.
     В 1-м и 4-м овждб часть бойцов и весь командный состав был кадровый, а в 38 оплждб практически все были из запаса. Пришлось срочно знакомить с работой путеразрушителя, роликового транспортера и минно-подрывным делом.
     Команда бойцов под руководством лейтенанта Белова достигла хороших результатов, заправляя «Червяк» в течении 6-ти минут. Учеба позволила дать положительный результат, появилась уверенность в своих силах.
     В конце июля обстановка на Карельском перешейке резко изменилась.  Противник подтянул резервы и перешел в наступление. Немецкие войска и финские части теснили наши позиции. Наступление началось в Северо-Восточной части в районе Нева – Элисенваара, реки Вуоксы и районе Энсо  – Антреа.
     Шли кровопролитные бои. Поступил приказ привести в действие систему заграждения. Когда части бригады начали разрушать пути, станции, мосты, то противник пытался воспрепятствовать разрушениям . Приходилось выполнять боевую задачу под прикрытием  своих подразделений, зачастую под пулеметно-минометным огнем врага. На некоторых рубежах батальонам приходилось держать оборону, зачастую ходить в контратаки.
    Вот пример эпизодов работ на станции Антреа. 13 августа 1 овждб начал эвакуацию станции Антреа. Противник, пользуясь отсутствием наших полевых частей, севернее реки Вуокса, продвинулся к станции и хотел препятствовать разрушению мостов начал переправляется на другой берег реки. 1-й овждб был вынужден частично прекратить работы, бросив большинство бойцов на оборону. Для усиления обороны из Выборга прибыла 4-я рота 38 оплждб. Под прикрытия этих сил были произведены разрушения путей и подорваны стрелочные переводы на станции. Все работы велись под сильным артиллерийско-минометным огнем противника. 14 августа решили взорвать ж.д. мост. Все наши подразделения отошли по мосту на другой берег реки. Заметив отход, противник решил сходу захватить мост, перейдя в наступление. Шквальным пулеметно-минометным огнем были перебиты все три электросети зарядов. Усилиями подрывников, под руководством начальника техразведки капитана Кобяк, сеть была исправлена и мост взорван. С объектов работ наши воины – железнодорожники уходили последними, за нами оставался противник.
     (К сожалению,  необходимо заметить, что командование стрелковых дивизий и армии, боясь ответственности, отдавало приказ о приведении заграждения ж.д. участков  в самый последний момент, а зачастую и вообще его не отдавали его. Согласованность с командованием  ж.д. частей практически отсутствовала.  Это приводило к тому, что ж.д. подразделения, из-за лимита времени не могли выполнить свои обязанности в полном объеме, противник зачастую просто захватывал почти целые ж.д. сооружения. Часто приходилось отвлекать наши подразделения на охранные функции, вести оборонительные бои, что приводило к неоправданным потерям среди личного состава Прим. ИМЗ).
     При разрушении моста через реку Райвола, 1-й овждб и 38 оплждб два дня находились в обороне и вели бои, прикрывая путеразрушители и эвакуацию станции. В этих боях смертью храбрых пал командир  1-го овждб майор Петрайтис Д.А., тяжело ранен комиссар батальона Майоров (24.08.41 г. комбат погиб при руководстве работы путеразрушителя, командование принял ст. л-нт Чижов А.А. Прим. ИМЗ). Часто выполняя задания, железнодорожники попадали в окружение и бывали, отрезаны от своих. Рота Прокоповича и команда военинженера Пухова, работая на станции Хиитола, попали в окружение.  Рота Спирина, выполняя задание на станции Кекогольм, была отрезана и в течении семи дней находилась в окружении. Выполнив свои задания, воины железнодорожники занимали оборону, а потом совместно с пехотой с боями пробивались к своим.
     В конце августа 1-й омждб получил самостоятельный участок на Приморском направлении. С первого дня работы батальон в основном находился в боях и обороне, и только меньшее количество бойцов выполняло задание по специальности. С 25 по 27 августа в районе Койвисто велась борьба с морскими десантами белофиннов. В это время подрывники готовили к разрушению пути на линии Иоханес – Макслахти. Батальон и 27 рота механизации попали в окружение и вернулись в бригаду в Ленинград в начале сентября на кораблях по Финскому заливу.
     Выполняя специальные работы, и участвуя в боях на Карельском перешейке, части бригады справлялись с полученными заданиями, проявив стойкость, мужество и отвагу. Команда лейтенанта Белова из 40 овждб, будучи отрезана от своих, 14 часов вела бой, подорвала путеразрушитель, паровоз и пробилась к своим. Подразделение бойцов-подрывников во главе с сержантом Нестеровым из 1 омждб трое суток вела бой, охраняя заминированный мост, и только получив приказ (?!!!Через три дня!! Прим. ИМЗ) его взорвало и вышло из окружения. Под ураганным огнем противника команда сержанта Ульяна Шпакова из 1 овждб пять раз исправляла поврежденную осколками электросеть и в конце взорвала мост через реку Вуокса. Взвод сержанта Морозова надежно удерживали обороняемые позиции и даже переходил в контратаку. Пулеметчик Семен Долушкин  из 38 оплждб только в одном бою уничтожил около десятка солдат противника.
     Работа и боевые действия 9-й ождбр были оценены приказом ВОСО армии:
     « 9-я отдельная железнодорожная бригада за период боевых действий в составе армии с 29 июня 1941 г. по 29 сентября 1941 г., выполняя задания Военного Совета Армии по устройству заграждений на армейском ж.д. участке, поставленные перед нею задачи с честью выполнила…., работая исключительно в тяжелых условиях, в непосредственном соприкосновении с противником …. Наряду с выполнением своих основных задач по устройству заграждений, железнодорожные части неоднократно вступали в бой с противником, обороняя важные железнодорожные объекты.
     Славные страницы в историю желдорвойск части бригады вписали обороной ж.д. моста через реку Вуокса у Антреа, имеющие крупное стратегическое значение».
     Военный Совет Армии так оценил действия 9-й ождбр за указанный период:
«Железнодорожные войска, несмотря на ряд трудностей, поставленные задачи по устройству заграждений на ж.д. армии выполнили, при этом ряд бойцов и командиров проявили мужество, героизм и воинскую доблесть.
     За умелое руководство частями, инициативу и личное мужество объявить благодарность командиру бригады полковнику Матишеву и военкому бригады старшему батальонному комиссару Алексееву».
     Сорок бойцов и командиров бригады получили благодарность Военного Совета Армии. Указом Президиума Верховного Совета СССР 52 человека получили ордена и медали. Бригада с честью выполнила возложенные на нее задачи и начале сентября 1941 г. прибыла в Ленинград.


Из воспоминаний капитана Витковского 1-й омждб.
Эпизоды.
Свято выполнили приказ.

     Взвод заминировал все ж.д. мосты на участке Нива – Яакиима – Элисенвара. На каждом объекте остались небольшие команды из 2-3 человек для охраны и подрыва в случае получения соответствующего распоряжения.
     На мосту возле станции Ихола осталась команда сержанта Нестерова. В команду входили красноармейцы Рычко, Савченко и Давыдов. Ответственным за взрыв был боец Рычко. Обстановка сложилась очень тревожная. Финны прорвали нашу оборону, и перерезали ж.д. южнее ст. Ихола, стали заходить нам в тыл. Команда Нестерова оказалась в окружении.
- Как быть? Подорвать мост и уходить? – думал Рычко, - но ведь приказа нет! Может быть финнов немного, их выбьют, а мост взорван!
- Будем стоять в обороне, до подхода своих, или получения приказа! – решили бойцы.
     Нестеров организовал круговую оборону объекта.  Бойцы залегли в наспех сооруженных укрытиях и стали отстреливаться из винтовок, не давая финнам приблизиться к мосту. Так прошел первый день. Положение ухудшилось еще тем, что кончились продукты, но железнодорожники стойко держали оборону. На третий день к голоду прибавилась усталость, страшно хотелось спать.
     Ночью к мосту пробрался политрук 4-го овждб тов. Демин. Он пробирался к мосту с приказом на его подрыв, при этом с горечью думал,  что все защитники наверное погибли, стрельбы ночью не было. Каково было его радость обнаружить всех живыми! Выполнять приказ о подрыве пошли Рычко и Савченко. Тут выяснилось, что вражеским огнем  электросети перебиты в нескольких местах, срастить их полностью было просто нечем. Пришлось укоротить электросеть, шедшую из окопа от подрывной машинки с  200 до 70 метров от зарядов. А это почти не давало шансов подрывникам выжить при взрыве моста от разлетающихся обломков на открытой местности. Но приказ есть приказ, надо было его выполнять. На скорую руку бойцы соорудили из шпал себе убежище, куда установили подрывную машинку. Раздался взрыв. Взрывной волной защиту из шпал разметало в стороны, отбросило и наших подрывников. Оглушенные, не веря, что остались живы, они поднялись на ноги. После выполнения приказа все благополучно вернулись в свой батальон. Боец Рычко был награжден медалью «За отвагу», Савченко командованием армией объявлена благодарность.

Воспоминания капитана Черемисина 40-й овждб.
Смелый поступок.

     Командир путеразрушителя системы «Червяк», который находился в транспортном положении на платформе,  лейтенант Белов получил приказ привести паровоз и путеразрушитель со ст. Яаккиме на ст. Элисенваара (путеразрушитель типа «Червяк» изобретен офицером железнодорожником Червяковым в 1-ю Мировую войну. Представлял из себя петлю из рельса, в плане в виде капли. Узким местом цеплялся за паровоз. Путь расшивался на стыке, и капля заводилась между рельсами. При движении паровоза рельсы отрывались от шпал и расходились в стороны, при этом они часто скручивались, становясь непригодными целиком для повторного использования.  Прим. ИМЗ). Нужно было выяснить обстановку на этом ж.д. направлении, по непроверенным данным ж.д. была перерезана финнами и Белов с командой отрезаны от своих.
     Выехали на паровозе со ст. Яаккиме, на подъезде к ст. Акахарью  увидели на пути двух человек. Белов сразу узнал финнов по серо-зеленой форме. Вскинул винтовку и выстрелил, один солдат упал, другой побежал в лес. Паровоз соблюдая осторожность, прошел станцию, но за станцией наткнулся на засаду. Финны открыли сильный минометно-пулеметный огонь. Дальше путь был поврежден и прорваться на ст. Элисенваара было невозможно. Долго вести бой было не реально, у нас было несколько винтовок и ограниченное количество патронов. Белов вместе с бойцами залегли в леске за паровозом. Оставлять целый паровоз с путеразрушителем было нельзя.
- Надо во что бы то ни стало подорвать их! – сказал командир бойцам. Красноармеец Федоров из роты Прокоповича сам вызвался подорвать.
- Справишься? – спросил он, -Не струсишь? Ведь под самым финским носом работать надо!
- Тихонечко подползу, заложу взрывчатку и айда! – отвечал Федоров, - Жалко исправные машины оставлять гадам.
     Он осторожно пошел по кустарнику, переполз полянку. Пули свистели вокруг него, Федоров весь вспотел пока добрался до железной дороги, а казалось, паровоз так близко стоял.
     Вот и он, прижимаясь к насыпи подполз к паровозу. Было слышно разговоры финнов по ту сторону полотна, треск сучьев под их ногами. Торопясь, и не жалея  закладывал взрывчатку в паровоз и путеразрушитель. Все готово, чиркнул спичкой зажигая огнепроводный шнур, спрыгнул вниз и скрылся в кустах. Раздался сильный взрыв! Федоров видел, что и паровоз и «Червяк» были основательно искалечены и полностью выведены из строя. Напуганные взрывом финны начали беспорядочно стрелять по лесу, но было уже поздно. Промокший и усталый вернулся он к командиру. Вся команда, обойдя станцию лесом вышла к своим.

Из воспоминаний капитана Витковского 1 омждб.
Под минометным и пулеметным огнем.

     Красноармейцы Леонов и Савченко охраняли заминированный путепровод. Они должны были пропустить все отступающие части, дождаться приказа и уничтожить объект.
     Пехотные части отступали весь день, к вечеру стало тихо, прошли последние солдаты.
- За нами финны, - сказали они Леонову и Савченко, - Взрывайте и уходите!
- Без приказа не имеем права! – отвечали бойцы.
     Ждали всю ночь и весь день. Оказывается, что финны обошли путепровод и прорвались на линию ж.д. значительно южнее. Бои шли теперь далеко и путепровод остался в тылу противника.
- Никак забыли про нас – думал Леонов, волнуясь, но вида не показывал.
     На третий день к ним пробрался посыльной с приказом о взрыве путепровода. В этот момент показались подразделение противника на противоположной стороне, они заметили наших бойцов и окрыли минометно-пулеметный обстрел объекта.
     Мины падали на насыпь около окопа наших солдат. Леонов провернул рукоятку подрывной машинки, взрыва не было.
- Отказ! Провод перебило! – подумал с тревогой Леонов. А финны как будто почувствовали ситуацию, стали еще чаще садить из миномета. Надо исправить проводную сеть. Он пополз под разрывами мин вперед, осколки с визгом пролетали над его головой, не взирая на это, он упорно продвигался к путепроводу. Наконец повреждение найдено, Леонов исправил сеть и пополз назад. Мощный грохот взрыва потряс  окружающую местность, глубокая воронка зияла на месте путепровода.
- Теперь не скоро восстановите! – шептал Леонов, - Видишь сколько мин по нам набросали!  Леонов награжден был медалью «За отвагу».

Воспоминания сержанта Барлюк, 1 омждб.
Подрывник.

     Минно-подрывное дело я люблю. Работа подрывника тяжелая, опасная, но интересная. Всегда находишься в волнении, чувствуешь ответственность, боишься – не подкачать бы! Зато, когда выполнишь задание, какое удовлетворение испытываешь!
     В августе 1941 г. батальон майора Дугина прибыл в Койвисто. Минно-подрывной взвод возглавлял лейтенант Витковский. Командир он храбрый, решительный, настоящий минер-подрывник! Взводу сразу же выдали приказ минировать мосты на линии Койвисто – Выборг.
     Мы быстро собрались и выехали на работы. Проехали немного, и путь нам преградила группа немецких солдат. 2-я рота под командованием лейтенанта Пак вступила в бой. Во время этого боя мы минировали находящийся рядом мост.
     Под давлением численно превосходивших сил противника, рота несла большие потери и начала отходить. Лейтенант Пак был тяжело ранен. Комбат Дугин отдал мне приказ, вместе с бойцами Леоновым, Поротиковым и Заикиным, пропустить через мост отходящую нашу роту и взорвать его. Быстро все проверили и подготовили всей командой, и подожгли огнепроводные шнуры с обеих сторон. Рвануло очень сильно. Один устой моста разорвало на куски, другой завалился вместе с фермой в воду. Прибывший комбриг полковник Матишев и комбат Дугин остались довольны работой.
     Дальше задача была заминировать стрелки, водонапорную башню и станцию. Была уже ночь, темно и шел дождь. Выполнив все,  начали отход.
     Моему отделению приказали подготовить к взрыву  водопропускную трубу под высокой насыпью. Дело было очень трудное, добраться к трубе можно только по воде, глубина по горло. Бойцы вымокли до нитки, пытаясь подойти. Только на плоту заложили взрывчатку и завели в трубу. А финны в это время начали наступление. Наш батальон занял оборону в противотанковом рву. Комбат сам проверил наши позиции, обошел всех и объяснил сложившуюся обстановку:
- Немцы окружают нас. Выбраться отсюда можно только через Финский залив. Если будут корабли -  уйдем морем. Но гарантии дать, что корабли будут, у меня нет. Тогда остается только прорвать с боями окружение и выйти к своим. Будем же стойкими в обороне, не жалея сил будем бить врагов!
     Спокойствие комбата передалась и нам, не было уныния и паники. Разгорелся бой, фашисты открыли сильный огонь из минометов и пулеметов. У нас были только винтовки, батальон постепенно отходил к Койвисто. Комбат вызвал меня:
- Тебя с командой оставляю у трубы. В пять утра подорвите ее, только согласуйте все с пехотой слева. Прорвавшиеся вода начнет затоплять территорию.
     Батальон начал отступление. У трубы остались я,  Лукин,Поротиков и Давыдов. Была темная ночь, финны постреливали из минометов. Я пошел в лес, чтобы связаться с пехотой, но она уже отошла с позиций. Обстрел продолжался врагом всю ночь, но в атаку они не шли. Рассвело. В пять утра взорвали трубу. Это спровоцировало бешенный огонь со стороны финнов. Отступали под прикрытием насыпи к станции, в лесу кишели враги. На станции Койвисто встретили свих, они очень обрадовались.
     - Мы думали, что вы погибли! – говорили бойцы – Уж очень сильный был огонь там.
     Вражеское кольцо стягивалось. Фашисты начали обстреливать саму станцию из пулеметов, когда мы приступили к минированию ж.д. сооружений . Наш батальон уже грузился на пароход.
     - Надо выполнить приказ до конца – думали подрывники.
Очень мы торопились, наконец, все закончили, бежим на пароход, едва успели подняться на палубу подняли трап, и пароход отошел от причала.
      Сержант Барлюк награжден медалью «За отвагу».

Воспоминания полковника Афанасьева. Управление 9-й бригады.
Эвакуация.

В июле месяце батальон Чижова и рота Баранова разбирали и эвакуировали пролетные строения и пути Выборгского моста. Технически выполнить задание было очень сложно. На разборке день и ночь трудились бойцы и подъемный кран. Командир бригады полковник Матишев лично руководил эвакуацией. Предлагалось много способов и схем эвакуации, было много споров и разговоров. Но все пролетные строения удачно были сняты и доставлены в Ленинград.
      Сослужили они нам службу? Да, временный мост через Неву проектировался и строился с применением этих пролетов. Многие бойцы сразу узнали эти пролеты, когда начали их устанавливать на опоры.

Воспоминания капитана А.А. Шерстобаева 38 оплждб.
В обороне.

     В ночь с 8-го на 9-е августа южнее озера Яскиярви начались активные боевые действия. Противник мелкими подразделениями просочился через линию нашей обороны и создал непосредственную угрозу стрелковому полку. Командир линии обороны потребовал от дислоцировавшихся в этом районе 3-й роты 38 плотничного батальона выделить взвод для прикрытия артиллерийских батарей. Была выделена группа из 36 бойцов под командованием старшего сержанта Николая Морозова. Команда прибыла на рубеж обороны, оборудовала позиции и в течении двух суток стойко удерживала его, отбивая неоднократные попытки противника овладеть рубежом. Отличился в этих боях сержант Константин Семенов. Командиры стрелкового полка ставили наших железнодорожников в пример перед своими солдатами в выполнении своего воинского долга. Выполнив задание Морозов со всей группой вернулись в свой батальон.

Пулеметчик. 38 плотничный ж.д. батальон.

Ранним утром 13 августа над станцией Антреа появились самолеты противника. Бойцы роты старшего лейтенанта Пугач открыли по ним винтовочный огонь. Самолеты ушли, но тотчас же противник начал вести по станции сильный минометный огонь. Задачей финнов было овладеть станцией, обходя ее со стороны шоссейной дороги, пытаясь зайти во фланг роте.
     Пулеметчик  Епифанов замаскировался в кустах и открыл огонь по шоссе. Первые пулеметные очереди расстроили вражеские порядки, финны рассеялись и откатились за шоссе. Как только кто-то пытался выползти на дорогу, меткая очередь Епифанова поражала его.
     Враг заметил место, где был пулемет и открыл по кустам шквальный огонь. Но окоп у Епифанова был оборудован очень основательно, и огонь не причинял ему особенного вреда. Противник, не видя огня пулеметчика, решил что он уничтожен и пошли в атаку. Опять застрочил «Максим» Епифанова, сметая с дороги врагов. Враг, в ярости начал шквальный обстрел кустов. Сраженный пулей упал боец Карташев, погиб Блатов, убило 2-го номера пулеметного расчета. Но сам Епифанов остался жив, и как только враги пытались выйти на шоссе, меткие очереди косили ряды финнов.

Николай Штукатуров.

8-го августа в бою под станцией Липолла взвод занимал оборону очень важного рубежа. Командир отделения выбыл из строя. Бойцы растерялись. Враг начал теснить отделение. Тогда боец Николай Штукатуров вскочил и громко крикнул:
- Отделение, слушай мою команду! Ни шагу назад! По фашистским гадам огонь!
Бойцы пришли в себя, раздались выстрелы.
- Вернем позиции, - крикнул Штукатуров, - за мной!
Отделение поднялось в атаку, потеснило врагов и вновь заняло рубеж. В течении пяти часов, до прихода пехоты, железнодорожники стойко обороняли позиции.

Воспоминания старший лейтенанта Н.К. Рагузина. Награжден орденом «Красной Звезды».
Ловушка.

     В последние дни июля в районе стало неспокойно. Финны прорвали нашу оборону и группами просачивались в глубину Карельского перешейка,  ж.д.  на Элисенваара несколько раз ими взрывалась. Все наши силы были брошены на уничтожение групп противника.
     Второго августа мой взвод и взвод младшего лейтенанта Опейкина были брошены на оборону штаба стрелкового корпуса. Район обороны не был укреплен. Мы срочно рыли окопы, и в ночь на 6-е августа прочно заняли свои рубежи. Враг обстреливал нас, при этом огонь велся методически. После 8-10 снарядов – получасовой перерыв, и снова залп.
     Готовясь принять бой, 7-го августа, ранним утром, недалеко, мы услышали треск пулеметов и винтовок. Враг приближался. Район обороны, занимаемый нами, был отлично подготовлен к бою и очень грамотно укреплен. Справа продвижению противника мешало озеро, рядом проходила дорога, слева проходила глубокая лощина, заросшая кустарником и деревьями. Правда,  позади наших позиций было большое поле, лишенное всякой растительности, что создавало трудности в случае отхода.
      У меня с Опейкиным созрел план, подпустить противника как можно ближе и нанести противнику максимальный урон. Выстроили мы оборону таким образом:
справа у дороги и озера в окопах установили два станковых пулемета, левее занял позицию взвод Опейкина, а еще левее на холме, где внизу хорошо просматривалась  лощина  - мой взвод. Впереди выставили боевое охранение. Охранение, выполняя приказ, обнаружив врага, скрытно отошло на рубеж обороны. Финны силой до роты, начали выдвигаться вдоль дороги у озера на нашем правом фланге. Наткнувшись на дружный огонь двух наших пулеметов, они подумали, что здесь засада и начали сдвигаться левее. Здесь их встретил огонь взвода Опейкина. Решив уничтожить их, враги начали обход взвод с левого фланга. Маскируясь кустами, поползли в лощину, где начали собираться для атаки. Они даже не могли представить себе, что хорошо замаскированные мои бойцы считали всех спустившихся вниз.
- Огонь! – и 30 винтовок и ручной пулемет начали бить по врагу. Финны заметались по лощине, туда полетели ручные гранаты. Мало кто выбрался из лощины, около 60 убитых и раненых остались лежать там. Наши потери – один раненый.

Политрук.

     Как сейчас помню его, пожилой, чуть сгорбленный человек самой мирной профессии – артист. Но в бою он преображался. Запомнился эпизод – мы вели бой. Группа финнов просочилась к нам в тыл с правого фланга. Это увидел политрук Евграфов и принял решение уничтожить их. Взяв с собой два отделения, он обошел врагов и отрезал их от своих. Повел бойцов в атаку, более 15 фашистов было уничтожено. Бойцы сражались храбро, с воодушевлением. Особую отвагу проявили: Рогачев, Антилов, Афонин, командир отделения Махов, братья Долговы – Иван и Константин. Оба брата в этом бою были ранены. Выполнив задачу, политрук Евграфов вместе с бойцами включился в общий бой.
     Днем позже в бою Евграфова ранило, его эвакуировали в госпиталь и больше он в часть не вернулся. За этот бой политрук был награжден медалью «За боевые заслуги».

Бой

     Мы заняли рубеж обороны между шоссейной дорогой  Кекогольм  –  Хиитола и озером Суури – Манти - Лампи. На этом рубеже разыгрался 13 августа тяжелый бой. Немецкие и финские части, действуя с Севера и Запада, непрерывно атаковали нас. Бой длился более 5-ти часов, встретив сильное сопротивление, противник открыл очень плотный огонь по переднему краю нашей обороны. В короткий срок более 1000 снарядов и мин было выпущено по нашему расположению. После враги пошли в наступление, но прорвать оборону им не удалось, и они откатились с большими потерями. Мы тоже понесли потери. Был ранен в руку политрук Евграфов, отделение Дворянинова было почти смято врагами, и финны начали просачиваться в этом месте. Но красноармеец  Дроздов принял на себя командование, вместе с Рагашевым и Семеном Козловым атаковали фашистов, восстановив положение.
      В этом бою отличились: красноармеец  Дроздов, командир отделения Махов, боец Антилов заменил во время боя, выбывшего командира Бумагина, Сурков взял на себя командование, взамен растерявшегося Рывина, при этом он уничтожил гранатой пробравшихся в наш тыл пехотинцев врага. Шесть дней находились бойцы на этом рубеже. Все это время под сильным обстрелом противника. Жертвы были каждый день. Днем пробраться к храбрецам не было возможности, и только ночью добровольцы доставляли боеприпасы и продовольствие. На рубеже, где стояло отделение Суркова, вокруг все было перепахано снарядами и минами. Не осталось даже маленьких кустиков. Но бойцы так умело окопались, что потерь от налетов не имели.

Красноармеец.

     Дроздов являлся бывалым воином. Он воевал еще на Халкин-Голе, принимал участие в войне с белофиннами 1939-1940 г, и с первого дня Отечественной войны был воином опытным и закаленным. В одном из боестолкновений с финнами, командир отделения и 7 бойцов выбыли из строя. В образовавшуюся брешь ринулись враги. Это увидел Дроздов и решил остановить фашистов. Силы были не равные. Солдат было не много, но Дроздов расположил их полукругом в сторону наступавшего врага, сам залег рядом и командовал обороной. По финнам был открыт меткий огонь из винтовок, они дрогнули и попятились назад, неся потери. Дроздов поднял бойцов в атаку и восстановил нарушенное положение. За мужественные действия в бою Дроздов был награжден орденом «Красной Звезды».

Отступление.

     Наши части отступали. Шли дремучими болотистыми лесами. Красноармейцы Журавлев и Радионов увидели в лесу два брошенных, совершенно исправных станковых пулеметов «Максим». Они решили не оставлять оружие врагу. По кочкам и пням, изнемогая под тяжестью (пулемет на станке Соколова весит каждый  65 кг Прим. ИМЗ), бойцы потащили пулеметы. Шли 16 км и отдали их на базу. Благодаря стойкости и упорству бойцов эти пулеметы долго разили наших врагов.

Воспоминания старшего лейтенанта Кириллова И.Ф.
Военфельдшер.

     Алексей Иванович Афоничкин был небольшого роста, русый, сероглазый парень. Я познакомился с ним в 1941 году. С первого дня знакомства он мне очень понравился. От него так и веяло энергией и силой. Мне пришлось быть с ним вместе в боях, и я убедился, что первые впечатления меня не обманули.
      В августе 1941 г. часть выехала из Гарболово в район Койвиста, на Карельском перешейке. Едва мы вышли из вагонов, как до нас донесся грохот боя. Шел бой совсем недалеко. Мы с Афоничкиным несколько углубились в лес, и подошли к переднему краю.  По пути нам попадались раненые.  Афоничкин стал оказывать им медицинскую помощь. Перевязал тяжело раненого бойца в челюсть и обе ноги. Всего он оказал помощь шести раненым.
     К вечеру наша часть получила приказ занять район обороны. Была темная ночь, лил дождь. Едва рассвело, как фашисты стали обстреливать нас из минометов. Афоничкин пошел со мной разведать впереди местность. Он немного отстал, а я только спустился с горки, как по мне из кустов начали стрелять финны. Я залег за поваленной березой, отстреливаясь из «Нагана».  Враги начали вести прицельный огонь по моему укрытию. Пули жужжали все ближе, надо было уходить. Одним прыжком вскочил на пригорок и залег за сосной. Вдруг вижу – потный и злой Афоничкин выскакивает из леса, подбежал к кустам, где сидели фашисты и бросает туда гранату. Граната сразу «успокоила» финнов (Однако фельдшер не промах, в сумке с перевязочными средствами еще и гранаты носит!! Прим. ИМЗ). Позже он рассказал, что услышав стрельбу, понял, что мне пришлось туго и бросился на помощь. Вел он себя бесстрашно.
     - Меня убить трудно, - любил говорить он. В чем то он прав, сам видел, как стоя во весь рост отстреливался от врагов, пули свистели вокруг, ни одна не зацепила.
     Обороняли мы рубеж. Финны пытались перескочить через ж.д. насыпь. Афоничкин укрывшись в кустах, терпеливо ждет, когда на насыпи покажется враг. Метко стреляет – фашист падает. И так за короткое время снял 3-х человек.
     Из одного боя он не вернулся. Еще раньше он дал адрес своего отца, прося написать старику, если что-либо случиться. Но я не мог написать письмо, так как местность, где жил отец была оккупирована. Еще не кончилась война, и адрес я храню до сих пор и напишу отцу о его храбром сыне. О славном патриоте своей Родины военфельдшере Афоничкине.

Из политдонесения политрука Шитикова С.И. комиссару части старшему политруку Афанасьеву Б.П. 2 сентября 1941 г. 38 оплждб.

     30.августа в три часа дня рота была направлена в оборону около ст. Тюрисева. 31 августа рота расположилась вдоль линии железной дороги и вступила в схватку с врагом. Финны наступали левой стороной ж.д. Не смотря на приказание не открывать огонь, и подпустить врага на близкое расстояние, некоторые бойцы растерялись и начали стрелять, обнаружив себя.
     Враги перебежали ж.д. и пошли слева вдоль железнодорожного полотна, стремясь отрезать роту и зайти ей в тыл. Завязался бой. В бою вели себя хорошо, выдержанно и храбро. Отличились следующие командиры и бойцы: красноармеец 3-го взвода Евдокимов, он всегда находился впереди, поднимал бойцов, вселял в них бодрость. Красноармейцы Дудин и Чегодаев расположились за ж.д. и вели огонь по врагу, Чегодаев убил белофинна. Командиры отделений Морозов и Владимиров правильно располагали свои отделения, бесстрашным поведением влияли на бойцов.
     Коммунисты в бою вели себя образцово, так кандидат партии М. Калинин был связным. Несмотря на сильный огонь, все время находился среди взводов, обеспечивая связь между командиром роты и взводами. Секретарь парторганизации Козин ходил в разведку, обнаружил врагов и своевременно донес об этом командованию. Плохо вел себя боец Ельчев – заснул в цепи. Красноармейцы Попров и Якимушкин, при отходе на новый рубеж покинули поле боя. Смертью храбрых пал боец Краснов, тяжело ранен Козырьков.
     В бою отмечаю следующие недостатки: при сильном огне противника, некоторые бойцы без команды открывали стрельбу. Во время отхода шли не организованно, часто смешивались с другими подразделениями, маскировка плохая. С личным составом проведены беседы, где подводились итоги боя и все выявленные недостатки.

Из политдонесения С.И. Шитикова комиссару части старшему политруку Афанасьеву Б.В. 16 августа 1941 г. 38 оплждб.

     12 августа в 19.00 часов рота заняла рубеж обороны у реки Вуокса, на протяжении 4-х километров. В течении 13 – 16 августа два взвода роты вели бой с белофиннами, стремившимися перейти ручей. Взводы два раза ходили в атаку и выбивали врагов из их позиций. Во время атаки был ранен командир роты капитан Гречко, но не ушел с поля боя, продолжая командовать подразделениями. Огонь финнов был очень интенсивный и мы имели много раненых. В бою отличилась военфельдшер Васильева. Под огнем противника она оказывала помощь раненым, выносила их в укрытие, а в трудные минуты с трофейным автоматом, не зная страха, шла на передний край и увлекала за собой бойцов. Мужество и отвагу проявил пулеметчик Долушкин. Когда под натиском врагов, некоторые бойцы растерялись и стали отступать, Долушкин навел пулемет на мостик, по которому пролегал путь отступавших, и закричал:
- По каждому, кто ступит на мостик, я буду стрелять! – И дал очередь. Это вернуло мужество бойцам, и они пошли вперед. Поддерживаемая очередями пулемета, атака была успешной.
     Храбро сражались: командир отделения Морозов, химинструктор Зубков, красноармеец Шаймуратов и Горбунов. Несмотря на непрекращающийся бой, рота в течении всех четырех дней имела горячую пищу. Повар Федотов, под огнем доставлял бойцам обед на линию обороны.
     С поставленными задачами рота справилась. Противник был задержан, и не смог продвинуться ни на шаг на нашем рубеже.

Воспоминания командира роты капитана Гречко. 38 оплждб.
Пулеметчик.

     Семен Долушкин был хладнокровный и выдержанный боец. Еще во время учебы он показал высокий класс стрельбы. В первом же бою Долушкин отличился. Бой был очень тяжелый, финны наседали на наши позиции. Он пристроился с пулеметом в кустах и замаскировался. Напротив , метрах в 80-ти,  за камнем прятались финны, они хотели пробраться к сараю, стоявшему недалеко от них. Семен получил от меня приказ не подпускать врагов к сараю. Из-за камня показалась голова финна, боец, лежавший рядом с Долушкиным, вскинул винтовку и хотел выстрелить. Семен махнул рукой ему: - Молчи! Финн огляделся, и выскочил из-за камня к сараю. Долушкин дал короткую очередь – враг упал.
- Есть один! – сказал он.
Через несколько минут два фашиста бросились к убитому, желая унести с собой, но меткая очередь их сразила.
- Три! – усмехнулся он.
Враг открыл бешеный огонь по нашим позициям. Пули свистели вокруг Долушкина, а он только больше пригибался к земле. Прошло минут 10 и двое финнов поползли к убитым. Две короткие очереди и пять трупов лежат на земле. Последний фашист не выдержал и пустился наутек, но очередь из ручного пулемета его догнала. Шесть финнов уложил Семен в этом бою.
     Долушкин был спокойный и дисциплинированный боец, он презирал трусов и паникеров. Однажды во время финской атаки, несколько наших бойцов дрогнуло и побежали с позиции. Семен повернул свой пулемет и дал очередь под ноги бегущим. Это их отрезвило, они остановились и вернулись назад.
  Когда мы встали в оборону Ленинграда на лед Финского залива, Долушкин проявил большую заботу об укреплении своего рубежа (9 ождбр в блокаду занимала линию обороны вдоль берега Финского залива, с целью не допустить прорыва по льду, и высадки вражеского десанта на побережье. Прим. ИМЗ). 
- Мы должны сделать берег неприступным для врага!- Говорил он. Долушкин следил за прочностью каждой рогатки и оборонительного рубежа, не жалея сил почти все время проводил на льду. Тяжелая работа, скудное питание, холод и ветер, привели к тому, что он тяжело заболел. Он лежал в санчасти, когда я зашел к нему. Был очень слаб, ничего кушать не мог, только сосал сухарик. Мы достали ему продовольствия, но аппетита у него не было. Оживился, вспомнив дни боев.
- Мы еще повоюем, - говорил он. Грустным взглядом проводил меня. Через два дня он умер, но память о мужественном пулеметчике продолжает сохраняться в нашем батальоне.
     Семен Долушкин посмертно награжден медалью «За отвагу».

Воспоминания капитана Николаева. 1 овждб.
Минер.

     Иван Скородумов был опытный минер. Еще в Финскую войну 1939-1940 г. он изучил минно-подрывное дело и владел им в совершенстве. Скородумов обладал всеми качествами, необходимыми для подрывника. Смел, но хладнокровен, упорен и настойчив. Я сразу оценил его способности и назначил командиром отделения.
     Отделению Скородумова было дано задание, подорвать путь, стрелочные переводы и сооружения станции Энсо. Станция стояла на голом ровном месте. Рядом был лес, откуда финны постоянно обстреливали станцию. Получив приказ, Иван и 8 бойцов его отделения, взяв заряды тола и зажигательные трубки, не обращая внимания на огонь противника, приступили к работе. Не все бойцы вели себя одинаково. Постоянный обстрел пугал неопытных, они испуганно ложились на землю.
- Ну-ну,- стыдил их Скородумов, - так уж и страшно!
- А кто приказ выполнять будет?
     Спокойствие подействовало на бойцов, они поднимались, брались за работу. Финны, видя, что станцию взрывают, открыли бешеный огонь по группе подрывников. Но отделение не ушло до тех пор, пока приказ не был выполнен.
     Большую работу провел Иван Скородумов при отступлении наших войск с Карельского перешейка. Он взрывал мосты на перегоне Выборг – Райвола, выводил из строя пути и станции, создавая преграды для врага.
     В боях под Тюрисева, подрывники были брошены в оборону. В их числе и Иван Скородумов. Минно-подрывной взвод батальона вел жестокий бой с фашистами. В этом бою Иван был смертельно ранен. Он погиб, как верный сын своей Родины.


Рецензии
Внимательно прочитал ещё раз, и понял из вот этой КЛЮЧЕВОЙ ФРАЗЫ: " Всю компанию Управление работало на перешивке пути в Северной Буковине. Окончив задание осенью 1940 г. Части УНВР прибыли в поселок Гарболово ЛВО..." Теперь ясно, что они не могли встретиться с 20-м б-ном, т.к. перешивали пути в Северной Буковине, и оттуда уже убыли, не заехав в Бессарабию! Важный момент! Который говорит только об одном, вернее ТЕПЕРЬ ЯСНО, что 20 ОВЖДБ во время войны с финнами трудился на новостройке, а не на восстановлении!!! Я так и предполагал, здорово, что ты мне указал на этот момент мемуаров Глинской!

Сергей Лелеко   01.10.2022 14:20     Заявить о нарушении