Подъём сознания
Начнем с очень и очень простенькой модели создания Мира. Мы ее приводим для того чтобы на самом поверхностном уровне отметить основные идеи, которые нам потребуются при рассмотрении вопроса о восхождении души и духа. Для примера рассмотрим процесс строительства здания.
У Творца появляется желание создать дом или очередной Мир. Появляется Дизайнер, который рисует эскиз, отражающий исходный замысел. Их может быть несколько. После рассмотрения выбирается один. Далее появляется Архитектор, который этот эскиз прорабатывает в чертежи. На этом этапе создаются проекты строительства: технический, рабочий или техно-рабочий. На сцену выходит Строитель или Демиург, который будет воплощать эти чертежи в жизнь на материальном уровне. Привлекаются рабочие разных специальностей, которые и построят здание. Гипотеза о наличии множества Миров и многих Демиургов очень важна. Иначе Бог будет отождествляться со Строителем, который все строит в конкретном Мире. Именно из-за этой гипотезы сожгли Джордано Буно.
Отметим, что на каждом этапе происходят корректировки исходной идеи. Даже на уровне эскиза не совсем точно передается исходный замысел. В рабочих чертежах этот эскиз еще больше огрубляется. На стадии строительства в силу особенностей технологии проведения строительных работ происходит замена материалов и изменение формы здания. Все это дает еще большее огрубление исходного намерения. Может случиться так, что получившееся здание так сильно отличается от эскиза и работы Архитектора, что Архитектор отказывается от признания этого здания своим проектом. Тем более это уже не соответствует исходному замыслу Творца.
Для проверки качества Творения Творцу нужны Люди, как существа проводящие исследование качества строения, его свойств и условий жизни. Насколько эти условия позволяют развивать осознанность. Поэтому люди должны погрузиться в Творение, изучить его и вернуться обратно к Творцу. Но здесь возникают трудности следующего рода. В процессе работы в материальном теле сознание стремится отождествить себя именно с этим телом. Отсюда происходит ощущение оторванности и изолированности от всего остального Творения. Также появляется деление на внешнее пространство и внутреннее. В задачу исследования входит наблюдение. А это порождает разрыв между наблюдаемым и наблюдателем. Затем происходит раскол сознания на воспринимающую часть (женское) и действующую (мужское). В психологии это отражается разделением сознания человека на два действующих начала Анимус (мужское) и Анима (женское).
Но для того чтобы принести адекватную информацию человеку надо преодолеть все эти возникшие расколы. То есть ему надо осознать целокупность Мира и ощутить тождественность наблюдателя и наблюдаемого, взаимосвязь мужского и женского, тождественность процессов во внутреннем и внешнем мире. Это иногда выражают следующими принципами: «Мужчина должен стать женщиной, а женщина мужчиной», то есть они должны уравновеситься и устранить раскол на мужское и женское. Другой принцип говорит, «Что внутри то и снаружи. Что вверху то и внизу». Этим преодолевается разделение на внутреннее и внешнее. Устранение дистанции между наблюдателем и наблюдаемым происходит при осознании принципа «Я есть то что Я есть», который равносилен принципу «Я есть всё что есть». Ведь мы определяем себя через отталкивание от других объектов.
Примерно так строится и наш Мир. В нашей модели опущены такие важные детали как выбор места, геологическая разведка, климатические условия и так далее. Более того процесс созидания никогда не заканчивается. Мир постоянно изменяется. Здание перестраивается, разрушается, сносится и на его месте создается что-то новое.
Эта модель строительства дает нам подсказку о результатах применения тех или иных практик духовного роста. Например, масонские сообщества идентифицируют себя с вольными каменщиками. В своих ритуалах они используют строительные блоки существования как кирпичи для того чтобы обеспечить себе выгодные условия жизни на материальном плане. Естественно они не будут делиться со всеми своими техниками. Есть энергетические практики, которые условно говоря выводят на «электриков». Такие практики позволяют развивать природные силы организма.
Ограничение всех этих ритуалов состоит в том, что они не дают полного пути восхождения к Творцу, который выше Дизайнера, Архитектора и Демиурга. И уж тем более выше простых каменщиков, электриков, сантехников и других рабочих. Однако все эти силы, участвующие в построение мира дадут правильный ответ на общий вопрос о строении Мироздания. Есть Творец = Бог, который Един, Непознаваем, Всемогущ и так далее.
Потребности
Для того чтобы понять сложности духовного развития и заблуждения, которые бытуют в обществе относительно этого процесса, вкратце рассмотрим основные положения теории мотивации личности согласно А.Г. Маслоу.
На поверхности сознания в мотивацию поступков закладывается желание или потребности. Но это не совсем правильно. Например просьба ребенка купить ему мороженного совсем не означает, что ребенок голоден. Он может этим поступком привлекать внимание взрослых и тем самым почувствовать свою значимость. Или он может считать, что если мама его любит, то она должна купить ему мороженное. Тогда его просьба выражает его потребность в любви и т.д. Один и тот же поведенческий акт может порождаться разными мотивами и одни и те же мотивы могут привести к разнообразным действиям. Также поступок может быть вызван несколькими мотивами.
Поэтому истинные мотивы всегда прикрыты поверхностными осознанными желаниями, и добраться до них бывает очень сложно. Маслоу выделил следующие базовые мотивы, влияющие на поведение человека.
1. Физиологические потребности. Голод, жажда, сексуальный позыв и т.д.
2. Потребность в безопасности. Стабильность, защищенность от страха, тревог.
3. Потребность в принадлежности, любви. Любить, быть любимым, принадлежать и обладать.
4. Потребность в признании. Уважение окружающих, статусность, достижения.
5. Потребность в познании и понимании.
6. Эстетические потребности.
7. Потребность в самоактуализации.
Потребности имеют иерархический характер. Более низкие являются наиболее громкими и требовательными. Удовлетворение потребности на протяжении некоторого промежутка времени приводит к актуализации потребности более высокого уровня, которую раньше не было слышно из-за требований потребностей более низких. Все потребности носят инстинктивный характер. Это значит, что они есть в природе человека изначально и не нуждаются в воспитании. Их просто надо услышать.
В процессе эволюции человеческого вида все более насущными становятся более высокие потребности. В развитии конкретного человека более низкие потребности проявляются раньше. Чем выше потребность, тем менее она насущна для выживания и более долгий срок может оставаться неудовлетворенной. Жизнь на более высоких мотивационных уровнях увеличивает продолжительность жизни, снижает риск заболеваний. Удовлетворение высших потребностей приводит к состоянию счастья, покоя, умиротворенности. Удовлетворение низших потребностей может принести расслабление, кратковременный экстаз, облегчение. Для актуализации высших потребностей требуется больше предварительных условий, чем для актуализации потребностей низшего уровня. Актуализация высших потребностей происходит в благоприятных внешних условиях на базе удовлетворения потребностей низшего уровня.
Надо понять очень важный момент, что перейти на уровень самоактуализации человек может находясь практически в любых внешних условиях. Для этого он должен осознать дефицитный характер всех остальных потребностей. То есть они являются проявлением нужды в той или иной форме. А нужда ощущается в силу отсутствия целостности и полноты сознания, которые являются результатом раскола, вызванного работой эгоцентричного Эго.
При необходимости в одновременном удовлетворении высшей потребности и низшей, высшая имеет большую значимость для человека. И для ее удовлетворения он готов пожертвовать удовлетворением низшей потребности. Чем выше уровень мотивации, тем шире круг любовной идентификации. Более высокие потребности менее эгоистичны и развивают в человеке такие качества как дружелюбие, гражданское самосознание. Развитие высших потребностей делает людей внешне похожими на самоактуализированных индивидов.
Для того чтобы пояснить отличие последней потребности от всех остальных заметим, что именно она связана с правильным пониманием духовного развития. Именно удовлетворение этой потребности и означает «нести свой крест». Здесь надо понять, что раз человек может что-то делать (что заложено в его сущность), то он должен это делать! Здесь удовлетворение потребности сливается с необходимостью выполнения жизненного предназначения.
Агрессивное и разрушительное поведение не входит в человеческую сущность. Оно является защитной реакцией на угрозу удовлетворения некоторой базовой потребности (действительную или мнимую). Удовлетворение первых шести потребностей носит дефицитный характер, поэтому всегда порождает элемент агрессии в психике человека. Самоактуализация не вносит такого эффекта.
Наиболее удивительным является тот факт, что потребности высшие и низшие (физиологические) являются инстинктивными, заложенными в биологическую природу человека. Это снимает противоречие между культурой и человеческой жизнью в целом. Сейчас культура противостоит низшим потребностям и пытается их задавить и заглушить. Громкий голос культурного воспитания подавляет тихий шепот наших инстинктивных потребностей. Тем самым культура препятствует действительному духовному росту. Извечный вопрос о высоком и низком в человеке решается следующим образом. Высокое возникает и проявляется только на базе низкого, но однажды возникнув в сознании человека, оно может стать относительно независимым от его низкой природы. Именно этот уровень развития сохраняется в процессе последовательных реинкарнаций. Теория выживания Дарвина должна быть заменена теорией духовного и ценностного роста. Люди стремятся не только выжить. Они также стремятся к развитию, к самоактуализации, к счастью и к высшим трансперсональным (духовным) переживаниям, в которых они имеют контакт с Богом.
В сложившейся сегодня культуре понятие духовного роста отождествляется с ценностным ростом в иерархии потребностей. То есть с развитием уровня мотивации. Однако такой подход в принципе неверен. Духовное развитие это процесс самоактуализации и перейти к нему может только тот человек, который уловил дефицитный характер удовлетворения потребностей, даже высших. Для этого нужна тонкая наблюдательность за собой и за своей личностью. И совершить этот переход можно не проходя всей лестницы потребностей.
Вообще личность знает, что она должна развиваться под руководством сущности. Но для того чтобы сохранить за собой инициативу, личность генерирует свои суррогаты духовных достижений. К ним относятся «обладание сверхнормальными силами». «высокоморальное поведение», «святость», «гражданин» и конечно «одухотворенная личность». Как мы упомянули человек и развитыми потребностями высокого уровня ВНЕШНЕ очень похож на самоактуализированного человека. Такой подход по праву называют «духовным материализмом».
Мне кажется более правильный взгляд на этот вопрос состоит вот в чем. Вселенная постоянно развивается и изменяется для контроля над ее развитием Богу Творящему необходима информация. Люди выступают как сотоварищи Бога. Для решения некоторой проблемы Бог создает модельную ситуацию, в которой определены изначальные характеристик человека и в общем очерчены проблемы, которые он должен решать. Человек получает жизнь и свободу действий, а Бог получает результат жизнедеятельности, то есть нужную Ему информацию о возможных путях решения проблемы. И это не противоречит теории кармы, так как подбирается человек с уже наработанным опытом решения такого рода проблем.
Точка перехода от нисхождения к восхождению.
Любое воплощение человека имеет некое задание по исследованию Творения. Поэтому есть естественный предел погружения в проблемы материального Мира. Это красный путь и он проходится под воздействием потребностей, рассмотренных ранее. В этой точке у человека возникает ощущение, что он уже познал достаточно о себе и Мире. Может образоваться чувство пустоты бытия, отсутствие новых надежд и интересов. Этот момент иногда называют «малой смертью». При живом теле умирает эгоцентричное Эго. На этом этапе своей жизни как раз и появляется возможность совершить разворот в сторону подъема сознания по голубому пути. Успех во многом зависит от наличия наставников, материальных или духовных, доступа к регулярным процедурам и ритуалам по саморазвитию.
Аналогичная по характеристикам ситуация может возникнуть от отчаяния и невозможности реализовать некоторые из шести первых базовых потребностей. В силу особенностей социального устройства человек может оказаться в тотальной нищете, или у него будет закрыт путь к достижению социального статуса по причинам рождения. Религиозные и духовные знания всегда ценились очень высоко. Проведение ритуалов требовало немалых затрат. Браки по расчету и династические браки перечеркивали возможность соединиться влюбленным. Крушение надежд и чаяний может привести человека в состояние полного отрицания ценности жизни, пьянству, наркомании и даже к суициду.
Возможно поэтому Иисус Христос набрал себе в ученики людей не имеющих религиозного образования из достаточно простого народа. Это только мое предположение. И Он показал, что переход к самоактуализации возможен без прохождения всех ступеней по удовлетворению потребностей.
Естественно за многовековую историю развития человечества были найдены разнообразные методы восхождения к истоку всего Творения. Здесь надо ориентироваться на их доступность, безопасность и свой внутренний отклик. А также предпринимать свои собственные усилия по поиску подходящего для вас пути.
В Астромеханике есть специальный ключ, помогающий последовательно проходить Эйры и подниматься до границы с Царством Небесным. Это 19-й ключ. «Обзор 19-го ключа» см. http://proza.ru/2021/07/31/1197 Там же даны краткие комментарии к этому ключу. Технически работа с ключом может выглядеть следующим образом. Поднимаемся на седьмой план. Переходим с него на пятый план, где обитают ангельские силы. Читаем ключ по отношению к конкретному Эйру, призываем ангелов этого Эйра и просим раскрыть к нас все возможности этого Эйра. Закрепляем результат. Затем спуск и заземление. Но это только один из возможных вариантов. На этом пути вам надо больше работать самостоятельно. Если вы владеете методами общения с силами, строящими наш мир Строители, Архитекторы и т.д., то надо у них просить помощи не в обустройстве своей материальной жизни, а в подъеме уровня осознанности.
На этом этапе работает правило «Ищущий Духа найдет Его. Ищущий выгоду никогда не найдет Духа. Или нельзя служить двум господам.» Отметим одну важную особенность применения этого правила. Оно применяется только в точке разворота и при подъеме сознания. То есть после того как человек выполнил свою задачу по исследованию материального мира. Многие духовные учителя пытаются логически убедить человека в необходимости сразу же применить это правило. При этом пропагандируется греховность тела и его проявлений. На самом деле тело это инструмент для объединения внутреннего и внешнего пространства и преодоления различий между Анимой и Анимусом. Также резонансный отклик, ощущаемый в теле есть самый надежный ориентир на пути Самопознания.
Свидетельство о публикации №221110501237