О фильме - Сувенир для прокурора

Не хочется повторяться в своих рецензиях, но этот фильм стали часто крутить по телевидению, наверное, как память о прошедших перестроечных годах. Поэтому - возьмёмся снова за перо, тем более, что история его создания очень увлекательна.
 
 Настоящий криминал случился на съёмках этого фильма. Режиссёру-постановщику Александру Косареву - не позавидуешь!

1989 год. На дворе перестройка с пустыми магазинными полками, а на экране телевизоров мужественная борьба комиссара Каттани с сицилийской мафией. Сейчас для нас Каттани со спрутом – это детский лепет, в сравнении с нашими жестокими акулами, а тогда, нам и в голову не приходило, что нечто подобное может происходить в родном отечестве. Поскольку и у нас вскоре обнаружилась своя мафия, которую тогда ещё стыдливо называли «организованной преступностью», в конце восьмидесятых стало гораздо интереснее наблюдать за своими бандитами в новых детективах на злободневные темы, чем рассматривать всех «Спрутов» вместе взятых. Наши отечественные спруты и акулы хоть и не такими внушительными миллионами тогда ворочали, хоть и делишки у них были помельче, а всё же они – наши. И коль скоро мы вынуждены жить с ними бок о бок, то необходимо научиться распознавать их в лицо.
Сюжет фильма «Сувенир для прокурора» - поставленного режиссёром Александром Косаревым. сценарист Анатолий Безуглый - это сюжет для небольшого рассказа, которыми были переполнены тогда в восьмидесятых все газеты. Провинциальный прокурор находит серьёзные упущения и нарушения в работе крупного завода, а местные партийно-советские «патриоты», заручившись поддержкой московских покровителей, пытаются перекрыть честному законнику кислород. (Удивительное, типично отечественное сочетание слов: «честный законник». А разве может быть иначе? Вопрос в наших условиях, как вы понимаете, риторический…)
  Да, газеты были переполнены сообщениями на эту тему. Но газеты каждый из нас читает на своей кухне или у своего телевизора. А из кинотеатров будут выходить сотни людей, тогда ведь в кино семьями ходили, была такая традиция! Людей, объединённых горькими размышлениями об увиденном. Здесь важна массовость и одномоментность восприятия.
  Понимали важность – и опасность – такого восприятия и те безвестные «энтузиасты», которые долгих четыре года препятствовали рождению этой картины. Сначала её аккуратно вычеркнули из тематического плана киностудии «Мосфильм», оставив всю съёмочную группу без зарплаты. Потом, когда этот горемычный фильм приютила Свердловская киностудия, всё равно не обошлось без тревог и волнений. Анонимные угрозы актёрам и режиссёру, загадочные исчезновения со съёмочной площадки всей кинотехники, попытка подрубить под корень бюджет картины… Вряд ли остаются сомнения, что те, кто угрожал фильму, прекрасно понимали, чем грозит им столь честная и прямолинейная лента. И им трудно было смириться с тем, что их потайная деятельность будет высвечена ярким светом кинопроектора!
 
 Вот так иногда, создаётся отечественное кино!


Рецензии