Корни духа

                Корни  духа.

   Копаю   грядку  и  вдруг  вижу  корни.  Груша  рядом,  ВОТ   корни  и  потянулись  за  пищей.  Идет  поиск  корней. У  нас  в   России  в   последние   времена  тоже  поиск  корней  усилился.  Всё  ищем  и  вопрошаем -  где  же  наши  корни,  в  чем  основа  наша?
   Но  не  только  мы  корни  ищем, но  и  они  нас.
Корни  древа  небесного, древа  силы, воли  и  памяти  тянутся   к  нам,   прикасаются,  нащупывая,  то  ли   мы  самое,  что  нужно. 
И  как  дерево  не  может  существовать  без  корешков  и  ветвей,  так   и     небесное  древо  народа   не  может   без  нас  -  нынешних, настоящих  /только  надо   быть  ими   -  настоящими/.   Ветви   и   листья   колышутся,  желая  что-то  сказать  нам    /может  о  том,  что  плоды   созрели?/,  но  мы  во  тьме  пребываем, если  не  в  глубине,    то  в  глухоте.   

  Предки     наши   духовные   живы  еще  и   они   ищут  нас   и   приходят  к  нам.  Не  обязательно  это  родня  кровная,  но  свойственники   духовные.  Итак,   дело теперь за  нами,  улучшиться  надо, переболеть  и   даже   перегнить,  тогда  нас  корешок  и   отыщет.

   Бог - сердце  мира  и  корни,  корешочки,  словно  артерии  и  вены,  тянущиеся  к нам,  грешным  и   нужно,  чтобы   произошло  взаимное  обогащение.
"Плоды  земного  древа  должны  быть  в  Раю, но  корни  его  в  глубине  земли".
В  древних  сказаниях  не  раз  и   не  два  упоминаются  образы  великих     деревьев.

   В Старшей  Эдде,  древнегерманском  эпосе   говорится, что  "...Ясень  я     знаю  по  имени  Иггдрасиль, древо,  омытое  влагою   мутной,  росы   с  него               
на   долы   нисходят,  над   источником  Урд  зеленеет   он вечно…"
Три    корня   растут  на   три  стороны  у  ясеня  Иггдрасиль: Хель  под  одним,  под  другим  исполины  и  люди  под  третьим.
Рататоск  белка  резво  снует  по  ясеню Иггдрасиль: все  речи  орла  спешит   отнести  она  Нидхеггу  вниз.

   И   у  нас  есть  свое  древо, упоминаемое  в  "Слове  о   полку  Игореве",  по   которому  снует  мысь /белка/,  часто  путаемую  с  мыслью...

   В  древних  исландских  сагах  повествуется  о  том,  что на  некоем  острове       есть  "Милая  страна,  во веки  веков   усыпанная   множеством   цветов.
Есть  там   древнее  дерево   в   цвету,
На  котором  птицы  поют   часы.
Славные   созвездием   голосов.
Возвещают  они   каждые   час".

   Хорхе  Луис  Борхес  в   маленьком  эссе  "Небесный  петух"  упоминает  о  дереве  Фью - Сань,  высота  коего  сотни   миль,  и  растёт  оно  в  краю  зари.   Скорее  всего,  речь  здесь   идёт   об  одном  из   персонажей  китайской   мифологии.
   В  карело-финском  эпосе  "Калевала"  человек,  то есть   герой  полубог   Вяйнемяйнен  своим  духовным  деланием  созидает  великое  древо, соединяющее  небо и  грешную  землю:
"Начал   старый   Вяйнемяйнен,
Начал  петь  весьма  искусно
И напел  златую  ёлку –
Верх  и  ветви   золотые.
Поднялась  вершиной   в  небо,
Головой  упёрлась  в  тучи,
Высоко  взметнулись  ветви,
Протянула  их   до  неба.
Он  поёт  и  заклинает,
И  выходит  светлый  месяц
На  златой  верхушке  ели
И  медведица  на ветках".

   В Катхаке-Упанишаде  сказано  "Корнями  вверх,  ветвями  вниз  пребывает   вечное  дерево  ашваттха,  оно -  чистое  Брахмо,  в  нём   покоятся  все  миры,  и  ни  один  его  не   превосходит"…

  В  Египте  бог-отец,  Озирис,   уподоблялся   оси  мира,  мировому  древу.      На  священном   дереве  Ишед   египтяне   помещали  "дом   Бену" /Феникс/,  а   Феникс - душа  не   только солнца,  но  и  Озириса.

   Мало  того,  что  Бог -  сердце  мира.  Сердце  не только  середина,  сердцевина, то  есть  основа,  но  и   венец, завершение.
Важнейшие  кровеносные  сосуды  называются  коронарными,  а  венец         по латински  корона.  И  вместе  с  тем  коронарные -  корневые.  Как  же  увязать  корень и  вершину?   Впрочем,  надо  ли  увязывать?   Пусть  будут  свободны.

   У  корней  своя  свобода.  И  еще.  Когда  говорят  о  коренных  изменениях  в    обществе, то  часто  называют  их  кардинальными.  Кардио  по-латински  сердце.   Следовательно - сердце - корень  человека...

   В  книге  пророка  Исайи   говорится  о явлении  Христа: "И  произойдет  отрасль  от  корня  Иессеева,  и   ветвь  произрастает  от  корня  его.  И  почиет  на     нем -  Дух  Господень, дух  премудрости  и  разума,  дух  света  и  крепости,  дух   ведения  и  благочестия,  Исайя  11.1.2.

                Сергей  Жуков.   1996


Рецензии