Корни духа
Копаю грядку и вдруг вижу корни. Груша рядом, ВОТ корни и потянулись за пищей. Идет поиск корней. У нас в России в последние времена тоже поиск корней усилился. Всё ищем и вопрошаем - где же наши корни, в чем основа наша?
Но не только мы корни ищем, но и они нас.
Корни древа небесного, древа силы, воли и памяти тянутся к нам, прикасаются, нащупывая, то ли мы самое, что нужно.
И как дерево не может существовать без корешков и ветвей, так и небесное древо народа не может без нас - нынешних, настоящих /только надо быть ими - настоящими/. Ветви и листья колышутся, желая что-то сказать нам /может о том, что плоды созрели?/, но мы во тьме пребываем, если не в глубине, то в глухоте.
Предки наши духовные живы еще и они ищут нас и приходят к нам. Не обязательно это родня кровная, но свойственники духовные. Итак, дело теперь за нами, улучшиться надо, переболеть и даже перегнить, тогда нас корешок и отыщет.
Бог - сердце мира и корни, корешочки, словно артерии и вены, тянущиеся к нам, грешным и нужно, чтобы произошло взаимное обогащение.
"Плоды земного древа должны быть в Раю, но корни его в глубине земли".
В древних сказаниях не раз и не два упоминаются образы великих деревьев.
В Старшей Эдде, древнегерманском эпосе говорится, что "...Ясень я знаю по имени Иггдрасиль, древо, омытое влагою мутной, росы с него
на долы нисходят, над источником Урд зеленеет он вечно…"
Три корня растут на три стороны у ясеня Иггдрасиль: Хель под одним, под другим исполины и люди под третьим.
Рататоск белка резво снует по ясеню Иггдрасиль: все речи орла спешит отнести она Нидхеггу вниз.
И у нас есть свое древо, упоминаемое в "Слове о полку Игореве", по которому снует мысь /белка/, часто путаемую с мыслью...
В древних исландских сагах повествуется о том, что на некоем острове есть "Милая страна, во веки веков усыпанная множеством цветов.
Есть там древнее дерево в цвету,
На котором птицы поют часы.
Славные созвездием голосов.
Возвещают они каждые час".
Хорхе Луис Борхес в маленьком эссе "Небесный петух" упоминает о дереве Фью - Сань, высота коего сотни миль, и растёт оно в краю зари. Скорее всего, речь здесь идёт об одном из персонажей китайской мифологии.
В карело-финском эпосе "Калевала" человек, то есть герой полубог Вяйнемяйнен своим духовным деланием созидает великое древо, соединяющее небо и грешную землю:
"Начал старый Вяйнемяйнен,
Начал петь весьма искусно
И напел златую ёлку –
Верх и ветви золотые.
Поднялась вершиной в небо,
Головой упёрлась в тучи,
Высоко взметнулись ветви,
Протянула их до неба.
Он поёт и заклинает,
И выходит светлый месяц
На златой верхушке ели
И медведица на ветках".
В Катхаке-Упанишаде сказано "Корнями вверх, ветвями вниз пребывает вечное дерево ашваттха, оно - чистое Брахмо, в нём покоятся все миры, и ни один его не превосходит"…
В Египте бог-отец, Озирис, уподоблялся оси мира, мировому древу. На священном дереве Ишед египтяне помещали "дом Бену" /Феникс/, а Феникс - душа не только солнца, но и Озириса.
Мало того, что Бог - сердце мира. Сердце не только середина, сердцевина, то есть основа, но и венец, завершение.
Важнейшие кровеносные сосуды называются коронарными, а венец по латински корона. И вместе с тем коронарные - корневые. Как же увязать корень и вершину? Впрочем, надо ли увязывать? Пусть будут свободны.
У корней своя свобода. И еще. Когда говорят о коренных изменениях в обществе, то часто называют их кардинальными. Кардио по-латински сердце. Следовательно - сердце - корень человека...
В книге пророка Исайи говорится о явлении Христа: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастает от корня его. И почиет на нем - Дух Господень, дух премудрости и разума, дух света и крепости, дух ведения и благочестия, Исайя 11.1.2.
Сергей Жуков. 1996
Свидетельство о публикации №221110501340