Поэт Василий Федоров

               




                ВАСИЛИЙ ФЕДОРОВ



Любовь мне –
Как блистание
Звезды над миром зла.
Любовь мне –
Как призвание
На добрые дела.

Чтоб мир
Отмылся дочиста,
Душа тревогу бьет.
Любовь мне –
Как пророчество,
Зовущее вперед.

Любовь –
Как жажда истины,
Как право есть и пить.
Я, может быть,
Единственный,
Умеющий любить.



    Казалось, он ничем не выделялся среди советских профессиональных поэтов, которые писали стихи "по случаю", к очередной годовщине, или "во славу", хотя несомненно, что Василий Федоров - лирический поэт. Он пришел в поэзию в 1947 году, когда ему уже было 29 лет.  Думаю, не ошибусь, если предположу, что никто даже из старшего нынешнего поколения не вспомнит ни одного его стихотворения.  По моему мнению, Василий Федоров, как поэт, совершенно несправедливо забыт, почему я и пишу о нем. В 1963 году вышла  книга   его стихов, которая называлась "Книга любви".  Напомню: придя к власти, большевики запретили любовь, отнеся ее и все ее проявления к "пережиткам прошлого" (бытовал такой термин). С женщин сняли все украшения, красивые и модные (ругательное слово) одежду и обувь, одели их в телогрейки и кирзовые сапоги и отправили укладывать шпалы на строительстве дороги в "светлое будущее - коммунизм". Теперь любая женщина могла быть только товарищем. Товарищем по работе, по революционной борьбе, по воспитанию детей, но только не любимой. Потому что суть жизни - в революционной борьбе за освобождение человечества от всех и всяческих угнетателей, и если ты хоть на шаг отступил от этой линии, тебя ожидают "всеобщая ненависть и презрение трудящихся". А если - про любовь, значит, голова у тебя забита не тем...
     А теперь - что думал по этому поводу  в то время и в той обстановке поэт Василий Федоров.


По главной сути
Жизнь проста:
Ее уста...
Его уста...

Она проста
По доброй сути,
Пусть только грудь
Прильнет ко груди.

Весь смысл ее
И мудр и прост,
Как стебелька
Весенний рост.

А кровь солдат?
А боль солдатки?
А стронций
В куще облаков?

То все ошибки,
Все накладки
И заблуждения
Веков.

А жизни суть,
Она проста:
Ее уста...
Его уста...


     Как просто и как правильно. В 1963 году во время Карибского кризиса, когда советские ракеты оказались на Кубе, прямо под носом у Соединенных Штатов, мир от третьей мировой ядерной войны отделили всего двадцать минут, за которые руководители двух стран сумели договориться. Может быть, это подсказало поэту такую простую и важную мысль - а ради чего мы живем. Можно изобрести и настроить тысячи самых страшных бомб, умных компьютеров, надежных и компактных телефонов... Но человечество все равно погибнет, если из его жизни уйдет главная, простая, добрая и мудрая суть – любовь.

       "У нас  секса нет" - сказала как-то министр культуры СССР, и корифеи государства радостно подхватили: "нет!"   Не люблю эту теперь уже расхожую и затертую фразу.  Она некрасива по форме, "не литературна", хотя суть ее очень точно отражает отношение советских властей к теме - "любовь". И  потому, видимо, эту свою книгу поэт начал немного грустным рассуждением на тему… Послушаем же поэта.

Вот пишу,
И грустно мне,
Потому как вызнано:
Про любовь в моей стране
Многое написано.

Про любовь-разлуку есть,
Про любовь-свидание.
И читать, не перечесть
Строчек назидания,

С кем ходить
И где гулять.
Есть такие броские,
Что легко по ним справлять
Свадьбы комсомольские.

Станут с ними
Чуть пьяней,
Веселей закружатся.
А мои всего нужней
В горький час супружества.

Пусть коснется
Прядки прядь
Над моим пророчеством.
Мое горе повторить
Людям не захочется.

     В своей жизни советские люди старшего поколения это проходили: «с кем ходить и где гулять», и все про «любовь-назидание».  Вот еще один стих на начальных страницах «Книги любви»:

Все речи да речи...
Молчи, фарисей!..
Никто не поверит,
Имея понятье
Что дети родятся
От жарких речей,
От жарких речей,
А не жарких объятий.

Душа да душа!..
Замолчи ты, ханжа!
Мы тоже святые,
Но разве же худо,
Что к женам нас манит
Не только душа,
А женского тела
Горячее чудо.

Ты книжный,
Ты скучный.
Должно, не любя,
Тебя зачинали,
Когда заскучалось...
Все люди, как люди,
И, кроме тебя,
Ошибок в природе
Еще не случалось.

          Конечно, это писалось в самом конце «хрущевской оттепели», но никто еще не знал, что заморозки близки, еще мы жили в оттепели,  хотя было совсем не  «жарко», и спасибо поэту, что он так откровенно сумел написать про суть жизни и про то, кто и зачем эту суть извращает.  Как тепло и правдиво, и по-мужски откровенно написано о женском теле, «женском» - читай «жены». Если бы чаще мужья понимали, что рядом с ними живет такое «чудо»…  Если бы жены чаще хотели оставаться таким «чудом»…  Тогда поэту не пришлось бы называть часы супружества «горькими». Как изменилась бы наша жизнь!
       А теперь несколько стихов поэта  в стиле соцреализма.  Василий Федоров редко давал названия своим стихотворениям, предпочитал не отвлекать читателей второстепенными деталями, потому что стих хорош сам по себе, название редко дополняет содержание. Тем более,  что в стихах главное все-таки не содержание, а чувства, с какими и к каким обращается поэт. Итак, несколько стихов  в стиле «соцреализма»


*  *  *

Я не знаю сам,
Что делаю…
Красота твоя,-
Спроси ее.
Ослепили груди белые,
До безумия красивые.

Ослепили белой жаждою.
Друг от друга
С необидою
Отвернулись,
Будто каждая
Красоте другой завидует.

Я не знаю сам,
Что делаю…
И, быть может,
Не по праву я
То целую эту, левую.
То целую эту, правую…



*  *  * 

Как второе пришествие,
Как сто крыльев на взлете,
О веселое сумасшествие
Торжествующей плоти!..

Нежность
До первозданного
Побледнения лика,
До глухого, гортанного
Лебединого клика.

И восторг до отчаянья,
До высокого очень,
До немого молчания,
До безмолвия ночи.

Лебедь
Крылья разбросила,
Замедляя движенье…
Как на заводи озера,
Ты – мое отражение.



*  *  *
О, женщина,
Краса земная,
Родня               
по линии прямой
Той, первой,
Изгнанной из рая,
Ты носишь рай
В себе самой.

Я говорю
Библейским стилем
И возглашаю
горячо
:Не Петр-ключарь,
А я, Василий,
Заветным
Наделен ключом.

Мы любим
По земным законам,
И соблазняешь
ты меня,
Не яблочком одним,
Зеленым,
А сразу спелыми,
Двумя.

О, женщина,
Душа томится,
И жажда мучит
Все сильней.
Пить!..
Пить!..
Мне пить
И не напиться
Бедовой радости
твоей.


         Вот такой ответ поэта министру культуры.
         А если говорить о сути этой книги Василия Федорова, она, конечно, о земных законах любви, а не мракобесии власть имущих. Каждая строка этой песни написана кровью сердца. Наверняка здесь собраны стихи, которые писались много лет, хотя, когда книга вышла в свет, автору было только сорок пять.  Тем понятнее диалектика чувств, вложенная в книгу: пылкость молодости, глубокая всепоглощающая страсть расцвета, спокойная нежность зрелости.
     Однако послушаем еще поэта.




 *  *  *
Была любовь.
Была сомнений смута.
Надежды были.
Молодость была,
Да, молодость была,
Но почему-то
Она большого счастья
Не дала.

Она ушла,
Но слезы не прольются,
Ушла,
Иди.
И не зови, трубя.
Нет, не хочу я
В молодость вернуться,
Вернуться к дням,
Где не было тебя.



*  *  *

Не пора ли,
Не пора ли
Нам игрушки собирать.
Мы все игры доиграли,
Больше не во что играть.

И в любви
Не портить крови,
Ибо знаю наперед,
Что количество любовей
В качество не перейдет.


*  *  *

Ну, полно…
Полно…
Мне тоскливо!..
Угомонись,
Раздор не сей.
Зачем же так
несправедливо
Ругаешь ты моих
друзей.


Ты злишься,
Что они приходят
Смущать нездешней
красотой,
Что в поздний час
меня уводят
Бродить под звездной
высотой.

Не знаю,
Чем ты оскорбилась,
Когда сказала, их
браня:
- Они тебе, скажи на
милость,
Дороже хлеба и меня!

Ну, полно же,
На них не сетуй.
Вершители людских
судеб,
Мои друзья – они
поэты,
Необходимые, как
хлеб…

И все ж
Их не сравню с тобою.
Без хлеба все-таки
живут.
Ты – воздух мой,
А без него я
Не проживу и трех
минут.



*  *  *

Мне казалось,
Что ты молода,
Что тебя
Не коснулись года.

Помнишь,
Был я не хилой породы,
Но обветрил,
И, видишь, седой.
Ты лишь в памяти
Все эти годы
Оставалась
Еще молодой.

Да, лишь память
В заветном извиве,
Как солдат
На бессменном посту,
С каждым годом
Нежней и ревнивей
Охраняла
Твою красоту.

Запоздалая встреча убила,
И надежде
И вере назло,
То, что память моя
Сохранила,
То, что сердце мое
Сберегло.


    На этом я остановлюсь. Буду рад, если доставил вам удовольствие знакомства с поэтом. Если бы Василий Федоров написал только одно стихотворение - «По главной сути жизнь проста…» он заслуживал бы нашу память и благодарность.
    А тут – целая книга о любви… Спасибо ему.




               


Рецензии
Спасибо. Я каждый год поминаю его 25 февраля.
С уважением

Александр Вечасон   22.11.2022 06:44     Заявить о нарушении