Традиции. Из книги Мир твой, главы 4

Это тот ритм жизни, который складывается у народа, семьи, одного человека, ритм, обуславливаемый нашим общением, нашими мыслями, и традиции эти нам во многом спасение: усиливают невраждебное, усиливают что-то целостное, что присуще только людям. И ждём каких-то событий, повторяемых ежегодно, ежедневно, находя в ожидании их, в самих событиях трудновысказываемое удовлетворение, может быть, и тревогу, но словно «разреженную» – преодолеваемую.
Это форма привычек. Лишённые их, мы оказываемся в резко дискомфортном состоянии, вплоть до болезни, до протеста, до замыкания своего внутреннего мира…
До протеста! До отчуждения личности!
Традиции мы требуем, прежде всего, не в виде реального воплощения (хотя любая реальность выше и богаче нашего представления), но в виде именно предстоящих ассоциаций. Мы требуем, прежде всего, мысленных повторений, как бы игнорируя тот очевидный факт, что мысленная ассоциация возникает (для нас!)  в результате отражения действительности…
Людей, конечно же, объединяет то, что происходит на самом деле, но мысли наши, оценки наши, ответы наши затмевают, опережают действительное, и в субъективном том и происходит своеобразная подмена ценностей, и по мере наступления того времени мы жадно (!) забываемся (!) в своих естественных представлениях – то  реального события (всё же!), то  придумываемого…
Как же нам необходимо всё естественное! Нам необходимо всё то, что проживает собственную жизнь, словно мы как люди состоим из автономных естественных частей (?)
Часто традиционное мы (сами) устанавливаем, возрождая его из своего детства: уже своим детям передавая (подсказывая?) черты, потому что детство – самое яркое, что мы имеем…
Но традиции консервативны, даже жестоки: традиции резкого недостатка культуры  буквально сожгли  наше (советское) общество…Традиции, «хорошие» они или «плохие», всегда есть инерция, и потому могут и усиливать что-то  однажды найденное людьми
…не можем мы без традиций, мы их требуем, мы их ждём! Мы надеемся на них, потому что они – организация времени, связь наша с другими людьми, именно человеческая связь…
Потому что иначе мы просто не выдерживаем груз свой – груз своего бесконечного внутреннего мира

а) религиозные

Оборваны связи с миром, породившим нас; религия пыталась их восстановить… Наивно было бы сейчас полностью следовать священным писаниям, однако, полное их игнорирование уже трагично, ибо у нас нет идеологического противовеса религии (и не может быть), – прежде всего,  в морали. «Открытый атеизм»  машиноподобен, и, как любая идеология,  не может  уживаться в сознании. Есть только один «противовес»: высокие взаимоотношения веры и знания. Веры и знания! Возможны ли они после катаклизмов ХХ века?
В основании религиозных традиций есть тысячелетние примеры бескорыстного служения моральным истинам; этот опыт впитал в себя бесчисленные жизненные вопросы и ответы – все оттенки  взаимоотношений людей…В основании религиозных традиций – великое соотношение Веры и Знания, которое с самого своего Начала определяло жизнь, творило историю, питало искусство…
И «сам» момент веры есть состояние разума: без веры нет знания, как и без знания нет веры
Соотношение веры и знания подобно  соотношению духа и души: душа, оставшись одна – больна, дух, оставшись один, – слеп…  Знание поднимает веру на новые высоты; вера – «одушевляет» дух, и дух обретает тепло…
В религиозных учениях опыт человеческой жизни, отражая предания и мифы, прежде всего, зафиксировал и укрепил (регламентировал) сами отношения между людьми, а затем, в мировых религиях, «указал» на нравственные запреты для человека и идеалы человеческой жизни  и человеческих отношений…
Да, Бог, или как бы мы Его не называли, Он не только высшее существо, создавшее Мир и жизнь на Земле (по религиозным представлениям), но  и  недостижимый образец для людей
Религиозные традиции – это, конечно же, не только традиция религиозных праздников и обрядов, хотя бы главных, но более – традиции религиозных идей, которые для большинства людей недоступны; между тем, драма религиозных идей есть драма человеческой истории, и знание это на многое бы нам раскрыло глаза, потому что они (идеи), прежде всего, нравственные, то есть, самые сложные – бездонные… И забвение их заставляет человечество ходить по кругу
Наконец, религиозные традиции сохраняют «дистанцию» между обыденным и возвышенным, не унижая наше достоинство – возвышают  его; сохраняемое чудо для нас – это сохранение удивления перед жизнью
Удивление перед жизнью…

б) светские

Как придать им статус праздничности, возвышенности, естественности? Но их больше эфемерных, ненужных, ведомственных, и сколько их буквально уничтожено властной близорукостью!
Они должны объединять людей, но даже в память о великих событиях народа или в память о выдающихся людях, мы знаем, проводятся только  «мероприятия», стирающие действительные чувства…
Светские традиции – эта та же история, что и «религиозная», и вовсе не обыденная, и она также задевает веру, но сколько забыто традиций! Сколько осталось? Даже национальное самосознание, обретённое неимоверной ценой народа («за ценой не стояли»),  выцветает со временем. И примеров тому – не счесть, имея в виду не только отечественную историю. Отчего так?
Светские традиции могут устанавливаться и вообще вопреки естественным ритмам труда и отдыха, то есть, устанавливаться даже не идеологией (подобострастным «чего изволите?»): они и умирают незаметно…
…но мы не можем быть без того духовного напряжения, которое отражает сложившиеся празднования, обряды, обычаи, но и взгляды, и вкусы (по существу – менталитет), потому что в традициях мы проживаем свою причастность, зависимость, просто связь с неким целым, вокруг которого так или иначе вращается всё человеческое в нас.
В течение времени традиции рано или поздно устанавливают своего рода ритмы, то есть, традиции, так или иначе, приближают нас к чему-то   естественному…
И мы не подчиняемся чужим традициям, упрямо, даже зло следуем своим, да и сами они («родные» традиции – «изнутри»!)  словно «всплывают» в нас сквозь годы: и сколько трагедий и драм поэтому! Это и тяжелая инерция поэтому, это уже основа (?) сознательного (или – подсознательного?), и вот – выплёскиваются (!) словно цунами на берег, разрушая или унося в «море» всех и вся, между тем, как море открытом эти силы малозаметны…Не можем мы  без чего-то объединяющего нас!
И как же примирить культуры разных народов без «цунами»? как примирить прошлое в нашей памяти? ведь давно и ответ ясен….
Высокая культура гасит все противоречия, высокая культура примиряет разногласия, в высокой культуре знания и вера находят согласие…
Находят согласие и новации в традициях, и время расставляет их в примиряющей связи…

в) патриотизм

Сознательный он у нас и «подсознательный», и  сильно подозреваю, что у большинства у нас, в особенности в молодом возрасте, подсознательный: в крови, в привычках – традициях! И ты, одним единственным решением (неужели, мыслью?) уравновешиваешь весь свой опыт, всю свою жизнь, все свои духовные ценности – всё своё кладёшь на алтарь Родины…
Патриотизм – выше всех традиций?
В «пользу» патриотизма тот факт, что лучшее своё, вообще всё своё духовное – берём от людей и природы родного края. Так? могу признаться, что ни в сорок лет, ни теперь в 67 лет (коренной редакции всей работы), не могу найти аргументов безоговорочно «отрезающих» от родного края…
Пусть слепы мы, пусть живём в плену недалёких теоретических положений, по сути, губя свою Родину, но она – в нашем сознании, и, конечно же, наступит время, когда по крохам будут сбирать всё, что разрушали наотмашь столетиями…
У нас же – постоянные изъяны, постоянные центробежные силы – раскидывающие, разрушающие (только) намечающуюся гармонию, которая всё же успевает промелькнуть, проскользнуть, промчаться где-то перед нами, в мгновенья… В чём она? не во взаимоотношениях ли между собой и природой?
Те ли идеи постоянно овладевают «массами»? те ли идеи никак не могут отчеканиться в простые и естественные отношения? мы, ведь, действительно, только за «одни разговоры  о лучшем обществе пролили моря крови» (как горько сетовал классик)…
И всё же патриотизм – не пустой звук. Это связь не только с людьми и природой в настоящем времени, но связь с близким и отдалённым прошлым! Это твоя глубинная связь с пространством и временем, которое создало тебя. Это твоя гордость и (сейчас) твой стыд. Патриотизм – это сопереживание! твоё оправдание и покаяние! Это обращение всей духовной мощи (Родины?) через твоё сознание в будущее, которое зависит именно от тебя…
И потому ты не раб. Но «укладываешься» ли ты в подобную формулу?
Когда-то ты не спрашивал разрешения на своё рождение на Родине, как не спрашивали и тебя, родиться тебе или нет. Но «уголки» сознания, наполненные детством, связаны именно с Родиной, и у тебя постоянно живёт (!)  чувство (вины? гордости?...) за своё детство. И благодарности!
не противоречие ли с тобой, изначальное, между свободой твоей (Я – свободно! дух твой – свободен!) и «всем» остальным твоим – душой (!), которая взрастает только на Родине, характером твоим (!),образами-«феноменами», привычками, памятью…,  и патриотизмом (то есть, всем тем, что составляет «остальное» сознание)? Неизбежным патриотизмом?


Рецензии