Жизнь общества. Из книги Мир твой, главы 4
Понятие «общество» как просто объединение людей по интересам (положению и происхождению) уступает более широкой трактовке – обществу как инициатору всех правовых взаимоотношений в государстве: не «просто» народу» как инертному населению государства, а гражданскому обществу.
Какое у нас «общество»? и есть ли оно?
Да и не должно быть оно у «нас», поскольку обрублено, отрезано прошлое; тысячу раз прав Бродский, что у советского человека словно оторвали духовные корни и оставили его как биологический вид…Естественно, произошёл метафизический спад в культуре.
Тоненькие струйки только остались… Когда они наполнят души «населения»? и мы видим, как наполняются: масштабы катаклизмов конца ХХ века в нашей стране сопоставимы с масштабом национальной катастрофы начала ХХ века….(моё личное мнение «немного» иное: соглашаясь с поэтом, я всё же считаю, что советские десятилетия есть предельный контраст взлёта и падения человека)
…но «гражданское» общество (в феодальном обществе есть «граждане?» не феодальные ли пережитки кругом в мире?) во многом противоречит устремлениям конкретных людей, противоречит народу, ибо кроме общества людей есть ещё общности людей
Жизнь общества должна быть основана на доверии друг другу… Но как «быть», например, с собственностью – основой богатства? Я думаю, что богатство как и бедность равно развращают (и оскорбляют!) людей: не нужно быть особенным экономистом, чтобы увидеть способы «минимизировать» данное неравенство…
Какие же общественные институты будут восстанавливать доверие к человеку? Что именно сейчас будет работать на воссоздание личности? ведь полнокровная, самообновляющаяся жизнь общества немыслима в отсутствии таких людей?
Где же информационная доступность (декларированная гласность)? где институты правовых гарантов человека?... так как даже миллион человек на городских митингах в стомиллионной стране – это ещё не показатель гражданского общества…
а) семья
Семья во многом выправляет, сглаживает общественные «крайности», но все беды и победы общества в семье отражаются: идеология общества ужесточается или ослабляется; ужесточается до рабства одного (или остальных) из членов семьи! и – ослабляется до самых возвышенных и духовных отношений, полностью зачёркивающих весь ужас и несправедливость «внешней» жизни…
А ведь самая сильная связь человеческая в семье! И общество, в котором нарастают силы, ведущие к распаду семьи, – безнравственно (и совсем не важно, какие силы это – экономические или иные).
А «свобода личности»? Её безграничные запросы? Мудрые религиозные учения давно уже соотнесли свободу с нравственностью: свобода личности только укрепляет доверие людей в семье, потому что оно (доверие) защищается на гораздо более дальних «границах», чем у людей не свободных… И вместе с тем, в доверии том предлагается обнажение человека – телесное, духовное (!): наг, беззащитен человек, и силён своей открытостью…Защищает человека его отношение к другому, другим, его связь с другим человеком – неразрывная в телесном и духовном …
И возвышает человека именно такая связь
…раскрывается человек далеко не только в семье, но в семье передаётся его отношение самым близким людям, передаётся непосредственно, передаётся опосредовано, передаются стереотипы поведения, часто – мировоззрение, очень часто – профессия… Именно на семейном «полигоне» прогоняются первые опыты общения детей…И с каким вниманием и заботой, с какой любовью мы воспринимаем детей!
…неопределённые «взаимоотношения» доброго и злого (неожиданность зла!) впервые ребёнком прочитываются в семье…Да и все наши качества будущего впервые, конечно же, зарождаются в семейном общении.
Семья должна быть основой, потому что в семье, прежде всего, – ответы, те ответы, которые ты ждёшь, та защита, может быть, и наивная, но которая необходима тебе. Семья – это снятие твоих противоречий с миром, снятие остроты, следовательно, семья консервативна. Наконец, самое главное, семья – это форма продолжения человеческого рода, форма, установившаяся в его долгой истории.
Это – единение поколений, единение настоящего с прошлым, это «фамильная» гордость…
Но семья – и настоящее рабство, закрепощённость, ограничение твоего развития, твоих поисков… Это часто искусственный «климат», в котором всё живое вянет…
В таких семьях просто не хватает открытого здорового воздуха:
……
б) школа
Как это просто: под средней школой нужно понимать саморазвивающуюся технологию преемственности основ культуры – знаний, умений, образа жизни…
Как это очевидно, что главными фигурами в школе должны быть ученик и учитель, и как всё запутано не прекращающимися реформами образования (у нас; а в мире?). Уж не от того ли, что школа и схоластика одного корня? и термин «школа» как обозначение образовательного учреждения получила «только» в ХХ веке?
Школа – ячейка государства: если внятно организовано государство, то и школа концептуально должна быть понятной и «твёрдой»; но у «нас» уже столетний юбилей перемен в российском обществе (2014 г): может ли эпоха продолжающихся перемен оздоровлять, в частности, школу? Ведь нельзя изменять часть в целом, не изменяя всё целое!
Изменяется всё сразу. В головах.
Удивительно ли, что в школе идеологизированными становились чуть ли не все предметы?
Как всё просто, и как – трудно: учитель, предметы, воспитание, а за нашей (учительской) спиной – великая культура, и далеко не только отечественная; как трудно! потому, что школа может быть только открытой – обществу: все ли работающие в школе педагоги отвечают этому уровню?
Как всё должно быть бережно: перед нами ученик, создание, неповторимое и неожиданное для будущего, – не только для учителя, но и для родителя… Какое будущее готовим себе?
Как всё трудно – воспитать гордость за своё Отечество, не черносотенную гордость, не усеченную советскую…
Как трудно пробудить уровень человека «не вообще», а любящего родной язык и свою Родину, не воспитать! а именно пробудить…
Это школа должна? Это всё общество должно быть пронизано подобными чувствами и стремлениями
однако, ситуация со средним образованием сложнее: налицо общемировая тенденция – снижения уровня культуры, упрощения межличностных отношений, в том числе, проблем воспитания подрастающих поколений: чего мы добьёмся?
Не искусство ли (музыка) здесь виновато? выпустили джина из бутылки – «музыкальные» физиологические биоритмы? И идёт повсеместное (тотальное) промывание ею мозгов…
Забыли, что в «храме мозга» должна звучать гармония, а не пищеварительные ритмы «мастерской желудка»
в) работа
Лет тридцать тому назад, в Ульяновском пединституте на методологическом семинаре обсуждалась известная работа Энгельса о происхождении человека; я помню, как мои непосредственные вузовские преподаватели, возражая сторонникам абсолютизации труда в этом вопросе, говорили, что труд – вообще биологическая потребность (т.е. не только человека), что «сам труд может создать только лошадь»…
Труд, «работа» или «служба» (как точнее говорили в России) – это средство к достижению той или иной цели; среди людей работа неравноценна по результатам и физическим («умственным») затратам: это несправедливо. Как и кто будет оценивать труд?
Организация труда (работа), включая стимулы работающего, как много значит в обществе! Социальные причины преступности, например, (кроме психологических) во многом решаются «всего лишь» организацией труда (даже просто рабочих мест); но организация труда в обществе много важнее: раскрываются потенции человека, безграничные потенции…
Организация труда «движет» общество; развивать этот вопрос, однако, оставим специалистам.
Да, работа возвышает, «облагораживает» сознание, укрепляет самое чистое и светлое мировоззрение, если ты идёшь к своей цели, но работа по принуждению («перевоспитанию») – притупляет, оскорбляет, унижает, перечёркивает твои стремления, твои мечты, обессмысливает твоё всё…
Работа – только действия, пусть и профессиональные, но эти действия или приближают твои желания, или отдаляют: физические и умственные затраты не безграничны. Поэтому со своей работой мы в особом состоянии, «оптимизируя» или видоизменяя её: всё время идёт мысленный «творческий»поиск…Разве не так?
…но «пока» работа – во многом ещё тот Молох, что больше отнимает, чем даёт
Пока что работа – только для того, чтобы фактически защитить себя – заработать деньги и обеспечить себе жизнь… Работа – необходимость, хотя как потребность она давным-давно живёт в нас, проявляясь чаще в свободное от «работы» время…
И уже давно с нами психологический ритм: дом – «работа», и давно уже люди, не замыкаясь домашними проблемами, раскрываются на «работе»: это простор, это широкий межличностный контакт…
Свидетельство о публикации №221110501621