Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего...

В Ветхом Завете упомянуты десятки различных заболеваний.
К примеру, среди проклятий, которыми Господь грозит Израилю, если тот отступит от Его заповедей (см. Втор. 28), упоминаются:
бесплодие, моровая язва, чахотка, горячка, лихорадка, воспаление, проказа, короста, чесотка, сумасшествие, слепота, сердечный приступ и другие.

Интересно, что многие слова обозначающие болезнь в иврите выделяются в особый класс, образуясь по единой морфологической модели.
Наиболее общими словами, обозначающими болезнь в целом, являются "холи" (от холла – быть слабым) и "нега" (от нага – касаться) - последнее служит, как правило, для указания на инфекционные заболевания.

То есть древние разделяли обычные и инфекционные болезни.



                БОЛЕЗНИ ПЛОТИ - ЛЕКАРСТВА ДЛЯ ДУШИ



Принципиально библейский взгляд или, лучше сказать, ветхозаветный взгляд на болезни может быть выражен словами из книги Исход:
«Если ты послушаешься Господа, Бога твоего, и будешь делать угодное перед очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо я Господь целитель Твой» (Исх. 15:26).

Господь посылает болезнь на человека или на весь народ в качестве наказания  за совершенный грех, с целью исцеления от греховности (склонности ко греху).
Грех есть смерть и беззаконие.
Они противны Богу, вот Он и посылает или допускает болезни и скорби - чтобы остановить и исцелить нас.

Проказой наказывает Господь Мариам за то, что она злословила на Моисея (см. Чис. 12:1–14), массовая эпидемия поражает израильтян за их сношения с дочерьми Моава и поклонение Ваал-Фегору (см. Чис. 25:1–9).

Болезнь наряду с другими карами служит проявлением гнева Божия.
Несколько раз в различных книгах Ветхого Завета встречается выражение: «мечь», «язва», и «голод» (Иер. 14:12; Иез. 6 и др.), что указывает на то, что эпидемия язвы воспринималась как одно из трех основных массовых бедствий.

Повторим: болезнь, как и любая кара, ниспосланная от Бога, имеет своей целью положить предел беззаконию и одновременно расположить человека или весь народ в целом к осознанию своего греха и к покаянию.

Во многих псалмах мольба об исцелении, призыв о помощи, упование на милосердие Божие сопровождается признанием и исповеданием своих грехов:
«Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего, нет мира в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили главу мою» (Пс. 37:4–5)

И Бог, Который не желает смерти грешника, но да обратится и жива будет душа его, Бог, Который наказует, но не умерщвляет, подает исцеление.
Уже в Ветхом Завете исцеление есть одно из постоянных проявлений Божьего всемогущества (см. Ис. 19:22; Ис. 57:18).

Но вместе с тем не запрещается прибегать и к помощи медицины (см. 4 Цар. 20:7), не запрещается применять лекарства, а у Иисуса Сына Сирахова мы даже находим особую похвалу медицинской профессии:
«Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце.
Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен.
В иное время и в их руках бывает успех, ведь и они молятся Господу, чтобы он помог подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38:9–14).



                КОГДА  БОЛЕЕТ ПРАВЕДНИК



Особой темой, к которой подходит уже Ветхий Завет, является страдание и болезнь праведника.
Эта болезнь не может быть ни карой, ни наказанием.
Господь попускает ее, как испытание, как возможность, претерпевая мучение, засвидетельствовать непоколебимость своей веры, засвидетельствовать свою преданность Богу не только в благополучии, но и в страдании.

Таковы болезни сквозь которые проводит Господь Своих праведников Иова и Товию.

Наконец, величайший из ветхозаветных пророков – пророк Исайя – предвозвещая в 53 главе своей книги явление Отрока Господня, духовно прозревает тайну болезни и страдания, как искупительной жертвы за грехи мира:
«Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое.
Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и унижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на нем и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:3–5).

Таким образом, суммируя ветхозаветный взгляд на причину болезней, можно выделить следующие моменты:

1. Болезнь как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества.

2. Болезнь как наказание и кара за грех.

3. Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни.

4. Болезнь как испытание в верности.

5. Болезнь как искупительная жертва.

Последнее во всей полноте осуществилось через вольное страдание и крестную смерть Спасителя.
Необходимо отметить, что Евангелием устанавливается принципиально новое отношение к болезни: принимая своею болезнь с кротостью и терпением, видя в ней волю Божию, человек полагает начало крестоношению, т.е. добровольному следованию за Христом в страдании.

Болезнь, ужасающая и бессмысленная для секулярного мира, становится осмысленным подвигом, направленным на становление души, на обретение духовного здравия, вхождением в тайну страдания и воскресения Христова.



                СТРАСТИ - ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНЕЙ



В основании наших болезней зачастую лежат наши грехи, страсти, пороки: невоздержание, чревоугодие, пьянство, разврат, раздражительность, гнев, ненависть, злоба.
Неужели всех больных надо считать осуждёнными на страдание за грехи?
«Не всех, - отвечает Святитель Иоанн Златоуст, - но большую часть».

Причины болезней - это мы сами: мы болеем от беспорядочной жизни, от беспечности и небрежении о здоровье, либо от неразумного употребления всевозможных лекарств, от бездействия и лености, либо от чрезмерного воздержания и поста, от тяжёлых условий жизни и изнурительного труда, от сильных переживаний в бедах и скорбях.

Если бы люди знали эти причины (болезней), они никогда не рассказывали бы о своих диагнозах из-за стыда.
Потому что каждое заболевание - это искажение в душе и характере, дефект поведения и мировоззрения.

С Божьей помощью меняя себя и стирая причины болезни (страх, жадность, зависть, злобу, гордыню, агрессию, неверие в Бога и пр.), человек вполне может исцелиться от самой смертельной болезни.



ИСТОЧНИКИ:

Владимир Рождественский,
Протоиерей
БИБЛЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНЕЙ
Санкт-Петербургские Духовные Академия и Семинария Русской Православной Церкви, vlrospb@yandex. ru

протоиерей Леонид Грилихес
Библейский взгляд на причины и сущность болезней


Рецензии