И всплывавшие кверху брюхом рыбьи тела...

Друзья!

В конце 70-х годов прошлого века на Среднем Урале народ к природе относился спустя рукава. Почти все жители, кроме горстки энтузиастов- природолюбов.
Особенно зримо это проявилось в городе медеплавильщиков Кировграде в Свердловской области. Здесь вовсю загрязняли и воздух, и воду, и почвы. Причём, делалось это с ведома и полного  попустительства первого секретаря Кировградского ГК КПСС Е.Н.Саврана.
Бывшего  духовно тупого технаря (пришёл на высокий пост с Кировградского медькомбината) и  злостного зажимщика критики. Что-то нехорошее вякнуть в его и подчинённых адрес не осмеливался ни один местный журналист. Даже "Уральский рабочий" на все лады расхваливал кировградских металлургов, выполняющих и перевыполняющих план. Сюда наведывался и сам Ельцин! Первый секретарь 
Свердловского обкома КПСС старался быть ближе к народу!
И тоже, похоже, жаждал славы! (Судьба прямиком вела его в Кремлёвские хоромы).
Естественно, в газете "Кировградский рабочий" в те смутные времена можно было печатать лишь лирические этюды о природе. Вся моя критика оправлялась редактором Ю.К.Таланкиным в мусорную корзину!
Приходилось её доставать оттуда и посылать отвергнутые статьи в "молодёжку"- областную газету "На смену!". И она печатала их с большим удовольствием, за что коллегам огромное спасибо.
Предлагаю и читателям литературных сайтов два моих  острых материала, посвящённых уничтожению запасов пресной воды в Кировградском промышленном регионе тридцать лет назад.
Не учесть, сколько  невинных людей ушло на тот свет благодаря очковтирательству местных коммунистов-ельцинистов!

Вл.Назаров

*******
1.ЧП НА ОЗЕРЕ

...Все произошло, казалось, в одно мгновение. Пустынная водная гладь Шигирского озера зарябила, густо покрылась крупными блестками всплывавших кверху брюхом рыбьих тел. Серебристые лещи и подлещики жадно разевали рты, медленно подгоняемые течением к берегу.
Побросав удочки, засуетились рыбаки. Кто сачком, кто коряжиной, ловили они бессильно шевелившую плавниками рыбу.
Возможно, они не знали о последствиях употребления её в пищу. Для читателей сразу поясню: пить воду из грязной половины озера (а именно сюда в тот и последующие дни беспрепятственно устремились тонны соляной кислоты, что вытекали из аварийных прорывов трубчатых холодильников соляно-сульфатного цеха Кировградского медькомбината) категорически запрещено. Об этом свидетельствуют специальные аншлаги.
Рыбу в озере потравили в сентябре минувшего года, спустя всего несколько месяцев после подобного же ЧП. Правда, тогда «отличились» сернокислотчики. Многие тысячи кубометров вредоносных стоков попали в Шигирское озеро. В его воде содержание меди, цинка превысило допустимые нормы. Все это явилось ощутимой «добавкой» к ежегодно сбрасываемым комбинатом в этот водоем неочищенным водам в пределах 3,5 миллиона кубометров.
С начала следующей пятилетки предприятие обязано прекратить любое отравление водоемов, как того требуют решения партии и правительства по охране природы. По итогам расследования прошлогоднего случая аварийного сброса кислоты Северо-Уральское бассейновое управление оштрафовало многих руководителей Кировградского медеплавильного комбината, на некоторых из них наложены административные взыскания по линии министерства. За ущерб, причиненный природе, предприятию предъявлен иск в сумме десять тысяч рублей.
И что же? Руководство комбината всё же не выполняет или очень медленно выполняет предписания Северо-Уральского бассейнового управления по предотвращению загрязнения водоемов.
Вот тот же пример с соляно-сульфатным цехом. Авария произошла здесь далеко не случайно. За последние годы СУВУ составило несколько актов, в которых обращалось внимание руководства комбината и цеха на неудовлетворительное состояние трубчатых холодильников. Но кардинальные меры были приняты лишь после приезда министерских комиссий, выяснявших причины аварийного сброса кислоты. Почему же дело дошло едва ли не до остановки цеха?
Причина одна — безответственность тех, кто должен был решать, но не решал природоохранные задачи. Возникшие технические неполадки, неудовлетворительное обеспечение необходимыми материалами и запчастями главный инженер предприятия Н. П. Савченко и заместитель главного инженера С. И. Попов выдвигают в качестве прикрытия своей бездеятельности.
В настоящее время прокуратура Кировграда проводит проверку выполнения природоохранного законодательства на Кировградском медеплавильном комбинате. Надо полагать, будет дана принципиальная оценка действий его руководства, которое не уделяет должного внимания природоохранным мероприятиям.
Возьмем строительство второй очереди оборотного водоснабжения химпроизводства. Оно ещё и не начато. А ведь этот комплекс позволил бы сократить употребление питьевой воды из озера на нужды химпроизводства на десятки тысяч кубометров в сутки. Первая очередь уже работает, но на её сооружение ушли годы и почти два миллиона рублей капитальных вложений. Ясно, что государственные средства окупятся лишь в том случае, если комплекс  оборотного водоснабжения будет введен в эксплуатацию полностью...
Территория к югу и западу от промышленной площадки комбината представляет собой настоящую техногенную пустыню, загрязняемую пылегазовыбросами из дымовых труб, огромными отвалами, выходами кислых шахтных вод бывшей шахты «Ковелиновая», дренажными водами «хвостохранилища» обогатительной фабрики. Сколько актов пришлось составить СУБУ по поводу загрязнения речки Калатинки нефтепродуктами! В цехах механизации и железнодорожном построены нефтеловушки, но в целом они проблемы не решили. Необходима общая каскадная нефтеловушка в нижнем течении речки. От её сооружения медькомбинат отказался. И многострадальная Калатинка постоянно подвергается повторному загрязнению.
Не буду утомлять читателей перечислением стоящих перед руководством комбината задач, требующих срочного решения в соответствии с постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Но есть среди них наиглавнейшая: спроектировать и построить ливневую канализацию, которая позволит организованно очищать все ливневые и паводковые стоки, собираемые с территории промплощадки. Однако этот вопрос на комбинате пока лишь «скрупулёзно изучается».
Нельзя умолчать и о следующем. Поскольку чистая половина Шигирского озера — источник питьевого водоснабжения Кировграда, необходимы эффективные меры, полностью предупреждающие её загрязнение. Реальная опасность существует: постоянно загрязнённые воды могут попасть сюда через искусственный канал, с помощью которого озеро круглосуточно подпитывается чистой водой из Нейвы. Чистой ее можно назвать лишь условно, так как другие города и поселки, довольно плотно расположенные на всем протяжении реки, сбрасывают в неё стоки, не всегда очищенные. Это касается и Нейво-Рудянского лесохимического завода, не имеющего очистных сооружений.
Нуждается в постоянном внимании и дамба, разделяющая на две половины водоем.Требуется нарастить её высоту, чтобы исключить переливание воды там, где дамба размыта.
Нередко зимой и весной на льду, а летом и осенью по берегам озера, на дамбе скапливается много мотоциклов и автомашин, которые загрязняют питьевую воду бензином, маслами. Вывод очевиден: запретить сюда доступ населению, увеличить санитарную зону в районе водонасосной станции.
Остается добавить, что недавним решением Свердловского облисполкома Шигирское озеро передано на 25 лет в пользование Киров-градскому медькомбинату. От руководства предприятия зависит, будет ли оно чистым. Думается, что дело чести и комсомольцев комбината — принять самое активное участие в решении насущных природоохранных задач.
В. НАЗАРОВ,
общественный инспектор по охране природы, член Союза журналистов СССР.
Кировград.

Газета "На смену!"
Свердловск.
1979 год.

2.О ВОДЕ ЖИВОЙ И МЁРТВОЙ

За последние годы в Кировградском промышленном узле заметно обострился дефицит свежей воды. Её порой не хватает не только для питья населению, но и на технологические нужды. Крупными водопользователями здесь являются медеплавильный комбинат, завод твердых сплавов, Верхнетагильская ГРЭС.
Но всё ли возможное делается этими предприятиями для сокращения потребления чистой воды, предотвращения её загрязнения?
Не так давно представители Североуральского бассейнового управления по регулированию использования и охране вод Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР побывали на Кировградском медькомбинате. Выяснилось, что его руководители не полностью соблюдают Водное законодательство, не приняли достаточных мер по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов». Хотя, начиная с 1964 года, предприятие израсходовало на охрану окружающей среды более семи миллионов рублей, что благоприятно сказалось на состоянии рек Нейва, Тагил, других водоемов.
Но в ту же реку Тагил на протяжении минувшего и нынешнего годов по вине руководителей Левихинского рудника мелькомбината без надлежащей очистки сбрасывались кислые шахтные воды и хозбытовые стоки.
— Понимаете, — сокрушенно разводит руками начальник рудника В. А. Лопатин, — мы в большом прорыве, не выполняем государственный план по добыче руды...
Понятно- «заела текучка», где уж тут контролировать работу водоохранных объектов. Не случайно на станции нейтрализации в течение трёх лет не действовала камера реакции, грубо нарушались правила эксплуатации, игнорировались предписания пусконаладочной организации, Североуральского бассейнового управления, санитарных органов Кировграда. Это же можно сказать и по отношению к биологическим очистным сооружениям.
— Самое страшное — это равнодушие, — говорит внештатный инспектор Североуральского бассейнового управления А.А.Вшивцев,-
ежемесячно на стол заместителя директора по горному производству В. М. Путинцева и главного обогатителя медькомбината С. И. Попова ложились технические отчёты, где чёрным по белому указывалось количество сброшенных недоочищенных вод. И — никакой реакции с их стороны. О нарушении Водного законодательства знали начальник центральной заводской лаборатории И. Я.Левченко, заместитель директора по быту и кадрам А. И. Федоров, но и пальцем не пошевелили, чтобы пресечь безобразие.
Вернемся снова к реке Тагил, которая является источником питьевого водоснабжения поселков Белоречка и Лёвиха. Уже одно это предъявляет очень высокие требования к чистоте воды. Однако нередки случаи гибели рыбы в реке. Так, массовый её замор произошел в сентябре текущего года из-за сброса неочищенных хозфекальных стоков Кировградской птицефабрики. Действующие очистные сооружения на предприятии перегружены чуть ли не вдвое, несмотря на это эксплуатировались из рук вон плохо, фактически без всякого контроля. Хотя в акте проверки от 27 марта 1979 года Североуральское бассейновое предписывало руководству птицефабрики выполнить  ряд  мероприятий  по улучшению биологической очистки, они не были осуществлены. Подобное равнодушие директора птицефабрики А. Г. Холстинина и его подчинённых могло дорого обойтись. По данным Кировградской эпидстанции, в конце августа-начале сентября в посёлках Белоречка и Лёвиха были зафиксированы вспышки кишечных заболеваний. Североуральское бассейновое управление наказало виновных, но столь ли уж строго?
Ведь были же в прошлом году оштрафованы  за загрязнение водоёмов заместитель директора Кировградского завода твёрдых сплавов Н. С. Смольников, директор Верхнетагильской ГРЭС А. И. Винокуров и главный инженер Ф. В. Писарев. Однако и поныне эти предприятия сбрасывают неочищенные вредные стоки.
Весной 1979 года жителям посёлка Лёвиха пришлось целую неделю (если не больше) возить питьевую воду в автоцистернах, так как река Тагил оказалась снова загрязненной по вине электростанции.
 
Здесь же длительное время бездействует обесфторивающая установка стоимостью свыше миллиона рублей, не выполняются первоочередные мероприятия по предотвращению загрязнения водоёмов замасленными и замазученными стоками.
Поистине в зловонные отстойники—накопители всевозможных отравленных стоков превратились в Кировграде озеро Глухое и грязная половинa Шигирского озера. Кировградский завод твёрдых сплавов сбрасывает в Глухое озеро без всякой очистки 655 кубометров промышленных стоков, ещё 242 кубометра -  после физико-химической очистки через станцию нейтрализации, 500 кубометров хозбытовых стоков без всякой очистки. Кроме того, в Шигирское озеро неочищенными попадает немалое количество дренажных и промышленных вод с площадей завода и Кировградского медькомбината.
Глухое и Шигирское озера расположены по соседству. Первое загрязняет подземные воды, в паводковый период — грязную половину Шигирского озера. В последнюю сбрасываются почти все хозфекальные стоки Кировграда, а их ни мало ни много 9 тысяч кубометров в сутки. Причем, около трети должно очищаться 
на городских очистных сооружениях,эксплуатируемых медькомбинатом (вторая их очередь только строится)
Должно, но не делается. На день проверки биологические очистные сооружения хозбытовой канализации в Кировграде фактически не работали, так как многие их звенья сказались выведенными из строя, забитыми грязью, илом, давно не чищенными, не отлаженными. Можно себе представить состояние многострадального Шигирского озера, которое разделено тонкой насыпной дамбой ча две половины. Причем, условно чистая соединена с рекой Нейвой, служит источником питьевого водоснабжения для старой части города. Аварийные ситуации тут неизбежны, прежде всего в паводковый период: воды из грязной части озера попадают в чистую. Учитывая возрастающий дефицит воды, Североуральское бассейновое управление вынуждено было вынести постановление о сокращении забора свежей воды из Шигирского озера на химпроизводство Кировградского мелькомбината на 15 тысяч кубометров в сутки. Предприятие обязано в кратчайшие сроки построить систему оборотного водоснабжения.
По результатам проверки Североуральское бассейновое управление наложило штраф на заместителя директора медькомбината А. И. Федорова, начальника Левихинского рудника В. А. Лопашина, ряд других руководителей. В целях устранения всех отмеченных в акте недостатков по предприятию был издан приказ, намечены мероприятия. Однако многие из них пока остаются на бумаге. Так, давно истёк срок выполнения (третий квартал 1979 года) 16 мероприятий, но ни одно из них не претворено в жизнь, в том числе 4 из 7 по Лёвихинскому руднику,  2 из 3 по Белореченскому руднику. 2 из по обогатительной фабрике, 3 из 5 по железнодорожному цеху и т.д.

--Чем объясняется такое пренебрежительное отношение к охране природы? -интересуюсь у заместителя начальника технического отдела медькомбината Б. Н. Соковнина, ответственного за охрану окружающей среды на предприятии.
— Руки, видимо, не доходят...
А ведь Борис Николаевич, кроме всего прочего, возглавляет постоянную депутатскую комиссию по охране природы  Кировградского городского  Совета народных депутатов.
Но ни эта комиссия, ни руководство городского общества охраны природы, ни комитет ВЛКСМ, ни «прожектористы» медькомбината практически ничего не сделали, чтобы заставить администрацию предприятия выполнять требования Водного законодательства, постановления партии и правительства.
...Грязная вода, оголённые берега, все живое далеко обходит гибельное место. Многострадально Глухое озеро в Кировграде, просит оно у человека пощады. Сурово перекатываются мутные волны и соседнего озера — Шигирского. День и ночь принимают они в себя сотни, тысячи кубометров стоков. А ведь подсчитано, что при сбросе одного кубометра таких стоков портится 40—60 кубометров чистых природных вод. Грустная арифметика!
Устным народным творчеством созданы прекрасные образы, в том числе «живой роды». За ней отправлялись в далёкий и опасный путь бесстрашные герои сказок,окропляли мёртвых —  и те чудом оживали. При современных темпах научно-технического прогресса всё меньше становится на планете чистой "живой» воды. И чтобы не остаться нам лишь с «мёртвой», загрязнённой, следует, наверное, более решительно и строго спрашивать с виновных в загрязнении природы. Большое поле деятельности здесь и для комсомольских организаций, для городского штаба «КП».

В.НАЗАРОВ, 
общественный инспектор
по охране природы Кировградского городского
совета ВООП.
Газета "На смену"
Город Свердловск
1979 год.


Рецензии