2 Краткая энциклопедия персонажей фэнтези

Ведьма: Теперь немного о классической антагонистке для любого героя или героини. Конечно, это ведьма  («та, что обладает ведовством, знанием». От старо славянского, «знать, ведать»; также вештица, волшебница, колдунья, чаровница) — женщина, практикующая магию (колдовство), а также обладающая магическими способностями и знаниями. Персонаж низшей мифологии народов Европы. В современном русском языке слово «ведьма» имеет также ругательное и саркастическое значение. Один из ярчайших персонажей демонологии. Истинный облик почти всегда уродлив - бледное морщинистое лицо, крючковатый нос, который ловит всяческие запахи, большие алчные губы, каждый глаз по пятаку, недвижимые веки, которые не может пошевелить даже направленный в глаза солнечный луч — вот портрет нечестивого существа в облике женщины, без участия которой не обходилось ни одно нехорошее дело на земле. От сердитого и мстительного характера некоторых ведьм этимологи выводят происхождение ругательного значения слова «ведьма» — «злая, сварливая женщина». Близко этому и слово «ворожея;» (от «ворог» — «приворожить, вор, враг, вред»). Умеет менять свой облик, превращаться в молодую и красивую женщину, в зверей, растения и чудовищ, разумеется, в недобрых целях. Таких хлебом не корми, дай кого-нибудь погубить или сделать несчастным. Вспомним о Википедии: «В народе разделяли ведьм на две категории — «от рождения» и «учёных». Прирождённая, природная, или «от рождения» ведьма появляется, если у кого-то рождается подряд семь девушек, а между ними ни одного мальчика, или является представительницей третьего поколения внебрачных девушек или является просто дочерью ведьмы (в зависимости от региона). Прирождённая ведьма могла родиться у матери, которая, будучи беременной, готовила праздничные вечерние кушанья и ненароком проглотила уголёк, или же когда ребёнка ещё в утробе матери прокляли «в такую минуту». Или когда ребёнок рождается вследствие чужой смерти. «Учёная» ведьма набирается своих сверхъестественных сил от другой ведьмы, или от чёрта, вообще от нечистой силы. Отличия между «прирождённой» и «учёной» ведьмами в том, что прирождённая ведьма может иногда и исправить причинённый вред, но учёная никогда этого не сделает: «Хуже ведьма учёная, чем прирождённая». Также встречается поверье, что прирождённые ведьмы и колдуны, не могут иметь потомства с обычными людьми. Только при совместном союзе ведьмы и колдуна одновременно может родиться один мертворождённый и один живой ребёнок». Сейчас в разных произведениях, фильмах и мультиках появились и добрые, да светлые ведьмы, вплоть до героинь, защитниц людей. Для историй в стиле фэнтези, подходяще, в реале лучше на такие сказки не вестись в принципе. Обычные, как люди, разного роста.



Ведьмак: Теперь вспомним о персонаже, который встречается нечасто. Стал известен благодаря польскому автору Сапковскому. И это ведьмак — персонаж славянской мифологии и демонологии, колдун. Является начальником над ведьмами определённой местности; может действовать заодно с ними или, наоборот, защищать людей от проделок ведьм и заложных покойников, заговорами лечить болезни людей и животных. В грамматическом отношении слово «ведьмак» соответствует слову женского рода со сходной этимологией — «ведьма». Обладая магическими способностями, может по своему усмотрению оборачиваться мотыльком, конём, волком или другими животными. По поверьям, ведьмак, как и другие колдуны, может быть «прирождённым» или «наученным». У «прирождённого» ведьмака может не быть бороды, усов, зато присутствует маленький хвостик, а отражение в зрачках глаз перевёрнуто вверх ногами. «Обученный» ведьмак ничем не отличается от нормального человека. Перед смертью должен передать свои знания какому-то другому человеку. Когда он умирает, наступает засуха или идут нескончаемые дожди. По одним поверьям, после смерти следует отрубить ему голову, положить ее лицом вниз и забить в рот осиновый кол. В могилу кладут кусок осины, гвозди, бумагу, стружку, вокруг захоронения трижды рассыпают мак. Если всё было сделано правильно, люди верили, что ведьмак не превратится в упыря. По другим поверьям, умерший и после смерти охраняет село, не пропуская в него мертвецов. Обычные, как люди, разного роста. К сожалению, после Сапковского, писать о таких персонажах немного не комильфо, так же как о школах магии после Роулинг.
Автор рискует проиграть в сравнении.


Волк-оборотень: Ну, теперь переходим к моим самым любимым персонажам и это оборотень, он же, вервольф (с немецкого Werwolf), ликантроп (с греческого ;;;;;;;;;;;), человек-волк (с английского wolfman), в славянской традиции волколак — в мифологии и художественных произведениях человек, на определённый срок, превращённый или способный превращаться в волка. Для обозначения этой способности используется термин ликантропия. Верования в волков-оборотней были распространены повсюду, где обитали волки, то есть в Евразии и Северной Америке, причём в европейском фольклоре вервольфы были наиболее популярным типом оборотней. Истории о волках-оборотнях встречались в Древней Греции и Древнем Риме, скандинавских сагах и средневековой поэзии. Во франко - и немецкоговорящих странах в позднем Средневековье оборотничество было приравнено к колдовству, и была развёрнута охота на «вервольфов», в результате которой были казнены сотни людей. Истоки представлений о волках-оборотнях ищут в людях, своей внешностью или поведением напоминающих волков, в древних мифологических представлениях и в психологии. В целом, мифических и художественных волков-оборотней можно разделить на три типа: способные превращаться по своему желанию с помощью магических средств (например, зачарованный пояс или шкура, волшебная мазь), превращающиеся периодически и неконтролируемо (обычно ночью при полной луне) и превращённые в волков колдунами или высшими силами. Иногда классические оборотни и в человеческом облике обладают некоторыми звериными способностями и даже частично преображаются, не заражены кровожадностью и сходят с ума лишь в полнолуние. Оборотнем может быть человек любого пола и возраста. В волчьем облике вервольфы представлялись как обычные волки, хотя зачастую и больше, и сильнее среднего размера, или волосатые человекоподобные создания с волчьей головой, когтями на пальцах и хвостом. Считалось, что рана, нанесённая волку-оборотню, сохраняется и в человеческом виде. Ликантропы как в мифах, так и в художественных произведениях могут представать как злобными вредящими людям существами, иногда, прислужников вампиров, так и положительными и даже героическими персонажами. Представляете, сколько возможностей для автора открывается, от трагедии и героики, до комедии? Боятся эти существа серебра, святой воды, священных предметов, но прикончить не так-то просто. Плюс, кусая или царапая жертв, превращают их в себе подобных. Обычные, когда люди, разного роста. Преображаясь, становятся крупнее. Думаю, дорогой мой начинающий автор, уже представляешь, какие возможности открываются?
               

Г


Гарпии: Рассказывая о персонажах фэнтези, нельзя не упомянуть о самых мерзких или наоборот, соблазнительных, в зависимости от желания автора, созданиях. И это гарпии. Позовем нашего друга Википедию: «Гарпии (др.-греч. ;;;;;;; «похитительницы», «хищницы»), в древнегреческой мифологии — полуженщины-полуптицы, персонификации различных аспектов бури, архаические доолимпийские божества. Дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры (либо Озомены), либо дочери Борея, сторожат попавших в Тартар. В мифах представлены злобными похитительницами детей и человеческих душ, внезапно налетающими и так же внезапно исчезающими, как ветер. Упомянуты в «Одиссее». Одни из самых свирепых и уродливых персонажей греческой мифологии. Они, подобно прочим чудовищам, наводят ужас на людей. Злобные, агрессивные, прожорливые, неряшливые. Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида с крыльями и лапами грифа, с длинными острыми когтями, но с головой и женской грудью. По Гесиоду, их две: Аэлло и Окипета. По Гигину, их имена: Келено, Окипета, Подарка; или Аэллопода, Келено, Окипета. Традиционно гарпий представляют в виде трёх сестёр (Аэлла — «Вихрь» или Аэллопа — «Вихревидная», Окипета — «Быстрая», Келайно — «Мрачная» по прозвищу Подарга — «Быстроногая»). Гарпий обычно помещали на Строфадских островах в Эгейском море, позднее — вместе с другими чудовищами в Аиде. Изображались с птичьими головами и ногами, а грудь, живот и бёдра — человеческие. В мифе об аргонавтах упоминается салмидесский царь Финей, которого боги ослепили за слишком точные предсказания будущего. Царю досаждали гарпии — «отвратительные крылатые существа женского пола, которые, как только Финей усаживался за трапезу, спешили во дворец, хватали со стола что попало, а оставшуюся пищу заражали таким зловонием, что её невозможно было есть». Их изгнали родичи Финея, аргонавты Калаид и Зет. По истолкованию, эти гарпии — на самом деле гетеры, которые проедали добро Финея. По некоторым авторам, они погибли. Согласно Гесиоду, Антимаху и Аполлонию, не были убиты и скрылись в гроте на горе Дикте на Крите. По Акусилаю, гарпии сторожат яблоки, по Эпимениду, тождественны Гесперидам. Средневековые моралисты использовали гарпий как символы жадности, ненасытности и нечистоплотности, часто объединяя их с фуриями; утверждалось, что гарпии нападают на скупцов. Живописец XV века Джованни Беллини в серии панно, иллюстрирующих семь смертных грехов, изобразил гарпию в виде аллегорической фигуры, олицетворяющей алчность, водрузив её на два золотых шара — золотые яблоки Гесперид. Сейчас некоторые современные авторы, обобщая и соединяя многие из мифов и сказаниях о гарпиях, пишут, что название этих существ происходит от греческого слова «хватаю» или «похищаю», потому что гарпии уносили людей или отнимали у них еду. В некоторых мифах говорится, что когда-то гарпии были прекрасными женщинами; в память о прошлом у них сохранились женские лица и груди. Их причисляли к самым опасным чудовищам подземного царства. Считалось, что гарпии появляются в грозу и ураган, распространяя нестерпимую вонь, подобно хищным птицам-стервятникам. Гарпии боялись лишь одного: звуков медных духовых инструментов». А теперь представьте, если сделать такое создание чуть менее мерзким или дать ему возможность потихоньку перевоспитаться? Можете мне не верить, просто поищите соответствующую картину художника Валеджио, а он способен вдохновить кого угодно своими работами. Обычные, как люди, разного роста или мельче.


Гиппогриф: О следующих существах я мог и не упоминать, их крайне редко используют, но могут быть интересны и даже полезны. Как враги или кони и верные друзья главного героя.  Это гиппогрифы, полукони - полугрифоны (о последних расскажу позже). Выгодно отличаются тем, что на них действительно можно ездить, да летать, в отличие от грифонов, волков, кошачьих, и медведей, которым физиология не позволяет носить всадников, и не так банальны, как Пегасы, хотя, могут припомнить ту же Роулинг и Гарри Поттера, где такое существо присутствовало. В общем, если рискнете, пользуйтесь на здоровье. Размером с крупную лошадь.


Гномы: И снова больная для меня тема, связанная с Толкиным. Правда, в этот раз, он виноват лишь частично. Речь идет о гномах, которых все авторы фэнтези всегда путают с цвергами. Основоположник жанра честно упоминал именно карликов, а переводчик, зачем-то, написал «дварги», а это уже «гномы». (От лат. g;nomos — «подземный житель», или от др.-греч. ;;;;; — знание) — элементали земли. Слово «гном» изобрёл алхимик Парацельс в XVI веке. Парацельс описывает их как существ ростом в две пяди (около сорока сантиметров), крайне неохотно вступающих в контакты с людьми и способных двигаться сквозь земную твердь с такой же лёгкостью, как люди перемещаются в пространстве. Виллара описывал гномов как друзей человека, готовых с радостью помочь ему и подарить сокровища; он также писал, что гномы смертны, бывают обоих полов. Также они живут в глубинах земли, соседствуя с демонами, и поскольку сам дьявол, по христианскому учению, был повержен и скован, то договоры дьявола с людьми на самом деле заключает не он, а гномы, подосланные им под страхом. По народным поверьям, хранят подземные сокровища, подобно грифонам эллинских и восточных поверий, и германским драконам. Носят колпачки. Именно один из них и заколдовал Нильса из сказки «Путешествие Нильса с дикими гусями», а так же принимали у себя Белоснежку. Даже советский мультфильм про гнома Васю и то показывал их правильнее… Про цвергов поговорим чуть позже, но именно они носят рогатые шлемы и пользуются боевыми топорами, вернее, могли бы, тем более, они из тех персонажей, которых я очень люблю и даже представляю себя, периодически, одним из них.








 
 
 





               


Рецензии
Не знаю, стоит ли начинающему писателю связываться с оборотнями. Их также беспощадно эксплуатируют в литературе и кинематографе наравне с вампирами, из которых уже слепили гламурных пижонов. Впрочем, это относится и к колдунам с ведьмами. Рудазовский Архимаг, Сапковский Ведьмак, Дорога домой Зыкова - поле основательно распахано, и неведомо, удастся ли отличиться от мэтров хоть чем-то. Можно поработать на делянке "невольный колдун". Когда сила колдуна не врожденная, имеет форму сонма бесов по договору, до зарезу нужен наследник, который может и не подойти на эту роль.

Огромная благодарность за статью,

Нина Алешагина   23.08.2022 14:52     Заявить о нарушении
Спасибо:—))) рад вам:—))Потому сейчас надо стараться не оригинальничать, а другим брать, или как у вас юмором, или как у меня экшеном, чтобы читатели только ухали от неожиданности и думали не о стандартности персонажей, а о том во что они влипают и как спасаются:—))) с уважением:—))

Александр Михельман   23.08.2022 16:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.