2 Краткая энциклопедия персонажей фэнтези
Ведьмак: Теперь вспомним о персонаже, который встречается нечасто. Стал известен благодаря польскому автору Сапковскому. И это ведьмак — персонаж славянской мифологии и демонологии, колдун. Является начальником над ведьмами определённой местности; может действовать заодно с ними или, наоборот, защищать людей от проделок ведьм и заложных покойников, заговорами лечить болезни людей и животных. В грамматическом отношении слово «ведьмак» соответствует слову женского рода со сходной этимологией — «ведьма». Обладая магическими способностями, может по своему усмотрению оборачиваться мотыльком, конём, волком или другими животными. По поверьям, ведьмак, как и другие колдуны, может быть «прирождённым» или «наученным». У «прирождённого» ведьмака может не быть бороды, усов, зато присутствует маленький хвостик, а отражение в зрачках глаз перевёрнуто вверх ногами. «Обученный» ведьмак ничем не отличается от нормального человека. Перед смертью должен передать свои знания какому-то другому человеку. Когда он умирает, наступает засуха или идут нескончаемые дожди. По одним поверьям, после смерти следует отрубить ему голову, положить ее лицом вниз и забить в рот осиновый кол. В могилу кладут кусок осины, гвозди, бумагу, стружку, вокруг захоронения трижды рассыпают мак. Если всё было сделано правильно, люди верили, что ведьмак не превратится в упыря. По другим поверьям, умерший и после смерти охраняет село, не пропуская в него мертвецов. Обычные, как люди, разного роста. К сожалению, после Сапковского, писать о таких персонажах немного не комильфо, так же как о школах магии после Роулинг.
Автор рискует проиграть в сравнении.
Волк-оборотень: Ну, теперь переходим к моим самым любимым персонажам и это оборотень, он же, вервольф (с немецкого Werwolf), ликантроп (с греческого ;;;;;;;;;;;), человек-волк (с английского wolfman), в славянской традиции волколак — в мифологии и художественных произведениях человек, на определённый срок, превращённый или способный превращаться в волка. Для обозначения этой способности используется термин ликантропия. Верования в волков-оборотней были распространены повсюду, где обитали волки, то есть в Евразии и Северной Америке, причём в европейском фольклоре вервольфы были наиболее популярным типом оборотней. Истории о волках-оборотнях встречались в Древней Греции и Древнем Риме, скандинавских сагах и средневековой поэзии. Во франко - и немецкоговорящих странах в позднем Средневековье оборотничество было приравнено к колдовству, и была развёрнута охота на «вервольфов», в результате которой были казнены сотни людей. Истоки представлений о волках-оборотнях ищут в людях, своей внешностью или поведением напоминающих волков, в древних мифологических представлениях и в психологии. В целом, мифических и художественных волков-оборотней можно разделить на три типа: способные превращаться по своему желанию с помощью магических средств (например, зачарованный пояс или шкура, волшебная мазь), превращающиеся периодически и неконтролируемо (обычно ночью при полной луне) и превращённые в волков колдунами или высшими силами. Иногда классические оборотни и в человеческом облике обладают некоторыми звериными способностями и даже частично преображаются, не заражены кровожадностью и сходят с ума лишь в полнолуние. Оборотнем может быть человек любого пола и возраста. В волчьем облике вервольфы представлялись как обычные волки, хотя зачастую и больше, и сильнее среднего размера, или волосатые человекоподобные создания с волчьей головой, когтями на пальцах и хвостом. Считалось, что рана, нанесённая волку-оборотню, сохраняется и в человеческом виде. Ликантропы как в мифах, так и в художественных произведениях могут представать как злобными вредящими людям существами, иногда, прислужников вампиров, так и положительными и даже героическими персонажами. Представляете, сколько возможностей для автора открывается, от трагедии и героики, до комедии? Боятся эти существа серебра, святой воды, священных предметов, но прикончить не так-то просто. Плюс, кусая или царапая жертв, превращают их в себе подобных. Обычные, когда люди, разного роста. Преображаясь, становятся крупнее. Думаю, дорогой мой начинающий автор, уже представляешь, какие возможности открываются?
Г
Гарпии: Рассказывая о персонажах фэнтези, нельзя не упомянуть о самых мерзких или наоборот, соблазнительных, в зависимости от желания автора, созданиях. И это гарпии. Позовем нашего друга Википедию: «Гарпии (др.-греч. ;;;;;;; «похитительницы», «хищницы»), в древнегреческой мифологии — полуженщины-полуптицы, персонификации различных аспектов бури, архаические доолимпийские божества. Дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры (либо Озомены), либо дочери Борея, сторожат попавших в Тартар. В мифах представлены злобными похитительницами детей и человеческих душ, внезапно налетающими и так же внезапно исчезающими, как ветер. Упомянуты в «Одиссее». Одни из самых свирепых и уродливых персонажей греческой мифологии. Они, подобно прочим чудовищам, наводят ужас на людей. Злобные, агрессивные, прожорливые, неряшливые. Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида с крыльями и лапами грифа, с длинными острыми когтями, но с головой и женской грудью. По Гесиоду, их две: Аэлло и Окипета. По Гигину, их имена: Келено, Окипета, Подарка; или Аэллопода, Келено, Окипета. Традиционно гарпий представляют в виде трёх сестёр (Аэлла — «Вихрь» или Аэллопа — «Вихревидная», Окипета — «Быстрая», Келайно — «Мрачная» по прозвищу Подарга — «Быстроногая»). Гарпий обычно помещали на Строфадских островах в Эгейском море, позднее — вместе с другими чудовищами в Аиде. Изображались с птичьими головами и ногами, а грудь, живот и бёдра — человеческие. В мифе об аргонавтах упоминается салмидесский царь Финей, которого боги ослепили за слишком точные предсказания будущего. Царю досаждали гарпии — «отвратительные крылатые существа женского пола, которые, как только Финей усаживался за трапезу, спешили во дворец, хватали со стола что попало, а оставшуюся пищу заражали таким зловонием, что её невозможно было есть». Их изгнали родичи Финея, аргонавты Калаид и Зет. По истолкованию, эти гарпии — на самом деле гетеры, которые проедали добро Финея. По некоторым авторам, они погибли. Согласно Гесиоду, Антимаху и Аполлонию, не были убиты и скрылись в гроте на горе Дикте на Крите. По Акусилаю, гарпии сторожат яблоки, по Эпимениду, тождественны Гесперидам. Средневековые моралисты использовали гарпий как символы жадности, ненасытности и нечистоплотности, часто объединяя их с фуриями; утверждалось, что гарпии нападают на скупцов. Живописец XV века Джованни Беллини в серии панно, иллюстрирующих семь смертных грехов, изобразил гарпию в виде аллегорической фигуры, олицетворяющей алчность, водрузив её на два золотых шара — золотые яблоки Гесперид. Сейчас некоторые современные авторы, обобщая и соединяя многие из мифов и сказаниях о гарпиях, пишут, что название этих существ происходит от греческого слова «хватаю» или «похищаю», потому что гарпии уносили людей или отнимали у них еду. В некоторых мифах говорится, что когда-то гарпии были прекрасными женщинами; в память о прошлом у них сохранились женские лица и груди. Их причисляли к самым опасным чудовищам подземного царства. Считалось, что гарпии появляются в грозу и ураган, распространяя нестерпимую вонь, подобно хищным птицам-стервятникам. Гарпии боялись лишь одного: звуков медных духовых инструментов». А теперь представьте, если сделать такое создание чуть менее мерзким или дать ему возможность потихоньку перевоспитаться? Можете мне не верить, просто поищите соответствующую картину художника Валеджио, а он способен вдохновить кого угодно своими работами. Обычные, как люди, разного роста или мельче.
Гиппогриф: О следующих существах я мог и не упоминать, их крайне редко используют, но могут быть интересны и даже полезны. Как враги или кони и верные друзья главного героя. Это гиппогрифы, полукони - полугрифоны (о последних расскажу позже). Выгодно отличаются тем, что на них действительно можно ездить, да летать, в отличие от грифонов, волков, кошачьих, и медведей, которым физиология не позволяет носить всадников, и не так банальны, как Пегасы, хотя, могут припомнить ту же Роулинг и Гарри Поттера, где такое существо присутствовало. В общем, если рискнете, пользуйтесь на здоровье. Размером с крупную лошадь.
Гномы: И снова больная для меня тема, связанная с Толкиным. Правда, в этот раз, он виноват лишь частично. Речь идет о гномах, которых все авторы фэнтези всегда путают с цвергами. Основоположник жанра честно упоминал именно карликов, а переводчик, зачем-то, написал «дварги», а это уже «гномы». (От лат. g;nomos — «подземный житель», или от др.-греч. ;;;;; — знание) — элементали земли. Слово «гном» изобрёл алхимик Парацельс в XVI веке. Парацельс описывает их как существ ростом в две пяди (около сорока сантиметров), крайне неохотно вступающих в контакты с людьми и способных двигаться сквозь земную твердь с такой же лёгкостью, как люди перемещаются в пространстве. Виллара описывал гномов как друзей человека, готовых с радостью помочь ему и подарить сокровища; он также писал, что гномы смертны, бывают обоих полов. Также они живут в глубинах земли, соседствуя с демонами, и поскольку сам дьявол, по христианскому учению, был повержен и скован, то договоры дьявола с людьми на самом деле заключает не он, а гномы, подосланные им под страхом. По народным поверьям, хранят подземные сокровища, подобно грифонам эллинских и восточных поверий, и германским драконам. Носят колпачки. Именно один из них и заколдовал Нильса из сказки «Путешествие Нильса с дикими гусями», а так же принимали у себя Белоснежку. Даже советский мультфильм про гнома Васю и то показывал их правильнее… Про цвергов поговорим чуть позже, но именно они носят рогатые шлемы и пользуются боевыми топорами, вернее, могли бы, тем более, они из тех персонажей, которых я очень люблю и даже представляю себя, периодически, одним из них.
Свидетельство о публикации №221110500447
Огромная благодарность за статью,
Нина Алешагина 23.08.2022 14:52 Заявить о нарушении
Александр Михельман 23.08.2022 16:44 Заявить о нарушении