В ночь Самайн приходит тьма

     В ночь Самайн наступает темная половина года. В эту ночь наши предки верили, что открываются ворота между миром живых и мертвых, а маленькие духи (или эльфы) переселяются на новые места. В это время будто бы потусторонние силы и духи ходят по земле, приближаются к огням, зажженным людьми, и не зевай, чтобы тебя не утащили в иной мир!
     Кто же такая Самайн?  Эту богиню издавна связывали с тьмой, темными силами, миром мертвых и ночью. Саме – язычники, предки современных славян, финнов и угро-финнов, поклонялись солнцу, луне и обожествляли явления природы. До сих пор сохранили саме веру во множество божков. Так, хозяйку оленьих стад они называют Луот – хозик, а покровительницу травы – Рази – айке. Саме поклонялись и священным сейдам (камням), которым приносили жертвы: мазали камни кровью убитого животного или рыбьим жиром.
     «Сам» в понимании русских – это «кто-нибудь, кто лично производит действие или испытывает его», «не кто иной», а в сочетании с существительными, называющими внутреннее свойство или качество – «воплощенный, олицетворенный… Он». В то же время может означать «хозяин» или «глава».
     Из Сибирских летописей известно, что бывал у реки Ишима татарский хан или князь по имени Он из Ногайской орды, которому были подвластны татары, живущие у Иртыша, Тобола и Туры, а также соседствующие с ними вогулы (манси) и остяки (ханты). Против Она восстал Чинги, который взял Она в плен и убил. Через несколько лет в этих местах появился сын погибшего Она по имени Тайбуга, которого Чинги принял дружески, поручив ему людей против живущих у Оби хантов. По возвращении Она с победой, хан позволил ему жить на реке Туре. Там князь жил спокойно до самой старости, а после себя оставил владения своим детям. По предположению ученых, Он или Онсом жил во второй половине XIV века на территории современного города Тюмени. У Ишима жил в те времена и князь по имени Саргачик. Поэтому многие «Саргач – город» и «Сургут – город» связывают с этим именем.
     В XIV веке Ногайская орда существовала в степях между Волгой и Уралом и частично в Зауралье.  В XVI веке упоминается городок князя Самара, позднее ставшим селом Самаровским Тобольского округа, где с 5 марта по 29 мая 1582 года был с походом Богдан Брязга с пятьюдесятью казаками, отправленными Ермаком вниз по Иртышу для приведения в русское подданство местного населения. Здесь к Брязге из Коды прибыл остяцкий (хантыйский) князь Алача, которому он поручил управление всем краем от Самарова до Сумгу – ваша (сейчас город Березов), после чего казаки с Брязгою вернулись обратно.
     В настоящее время сибирские татары рассматриваются как процесс смешения угорских, самодийских, тюркских и отчасти монгольских племен и народностей, вошедших в состав разных групп этой этнической общности. Поставлен вопрос о быстрой смене в лесном Прииртышье угорского населения тюркским и лишь частичной ассимиляции остатков южных хантов.
     Самодийцы – это современные ненцы, нганасаны, энцы и селькупы. У долганов нарты похожи на самодийские, но способ запряжки оленей и посадки седока – иной. У них украшения из бисера, орнамент одежды мехом до сих пор похож на мансийский и хантыйский с элементами чувашского и мордовского. Долганы поклонялись сайтанам – необычной формы камням, деревьям и другим предметам, покровительствующим охоте и рыболовству. У ненцев Создатель  - Нум, который живет на небе, хозяйку земли они называют Я – миню. Дикими оленями распоряжается Имебэм – пэртя. Подземным миром владеет Нга. В священных местах у них деревянные сядеи, для которых издавна забивали оленей, оставляли кусочки сукна и монеты. У селькупов доброе начало, творец – Ном, который олицетворяет небо. Кызы – властитель зла. Он живет под землей. Весной селькупы целых 10 дней отмечают оживление бубна, превращающегося в оленя, на котором душа шамана совершит путешествие в так называемую страну 7 солнц – обиталище Нома и вернется обратно.   
     Многие народы делили год на две половины – лето и зиму. А от язычников многие народы и народности переняли веру в то, что мир населен множеством духов, видимых и невидимых, карающих и благоволящих человеку. Как, например, на Кавказе – горские евреи и дагестанцы.
     Давным-давно, еще в 4 – 5 вв., на северо-западный Кавказ было наступление тюркоязычных народов – болгар, авар и савиров. В этом процессе, возможно, участвовали и угры. Шапсуги (самоназвание – шапсыг) живут сейчас в Туапсинском и Лазаревском районах Краснодарского края. А раньше населяли земли между реками Джубга и Шах и высокогорные лесистые области на северных склонах Кавказского хребта по рекам Антхир, Абин, Афипс, Бакан и Шипс.
     Болгары (булгары) оставили понятия «шиповы леса» не только здесь, но и в Самарском крае в Поволжье. От них русские узнали слова «шипка» и «шип». Такие же слова были распространены и у угров, когда они хотели сказать о высоком месте на берегу с колючими кустами. Болгары, русские и мордва понимали друг друга, когда говорили «шип», показывая крупную рыбу осетровых или небольшой выступ на чем-нибудь. Все они использовали краску «сурик» - красно-оранжевую или красно-коричневую, которой красили шерсть или глиняную посуду. Понимали смысл слова «суроветь» и «суровый», а  женщинам хорошо было знакомо слово «сурьма» - краска для чернения волос, ресниц и бровей.
     «Сам»… Приблизительно – «лицо, которое… в этом месте» или «кто-либо с кем-то».  Это еще раз можно посмотреть на примере «Сааремаа». По-эстонски saar – «остров», а maa – «земля». Получается понятие «островная земля».  Самарканд же можно назвать «городом Самар», если рассматривать «канд» как «город, укрепление, селение» с иранского. Хотя в IV веке до нашей эры этот город упоминается как Мараканда. В Полинезии есть Самоа, что в переводе означает «место моа». Тотемом местных людей была когда-то птица моа. А в Тюменской области всем нам хорошо известен Самотлор, что с языка ханты означает «озеро – ловушка» - за топкость. Что ж, здесь вполне могли встречать ночь Самайн – самое темное и гиблое место.


Рецензии