Как жизнь прожить?

Вступление.
   Я не оставлю большого наследства. Не успею поговорить со своими потомками о серьезных вещах. Думаю, написать этакую инструкцию для начинающих жить. Философия бытия от умудренного опытом деда. Вдруг пригодиться? Посвящаю  моей внучке.

Миниатюра первая Философская. Как устроена жизнь?

Вы уже задавали себе вопрос – как устроена жизнь? Если задавали, наверняка ответ нашелся. Потому, что заданный вопрос – это первый шаг к открытию. Люди ищущие, найдут множество ответов и выберут из них наиболее подходящий, для себя. Я предлагаю вашему вниманию мой ответ, мое миропонимание.                Известно - мир состоит из атомов. Атомы – это, прежде всего энергия. Кроме нее, в конструкции атомов, превалирует пустота. Другими словами, все вокруг состоит из энергии и пустоты. Да, да. Хотя утверждают, что мы на 70% из воды, но это уже другой уровень. А на первом, основополагающем уровне – мы есть крохи энергии в пустоте.
Кто-то очень умный и очень могучий создал этот мир из энергии и пустоты. Собрал из атомов элементы, те, что в таблице Менделеева. Из элементов создал вещества, дальше сложил природу, а в живое вложил программу развития. Он определил законы существования. А может они были изначально. Ведь создавая, необходимо хоть на что то ориентироваться. Например, законы термодинамики - если что-то появилось, оно обязательно будет убывать. Или - нечто из ничего не появляется. Если где-то что-то добавилось, то, где-то, что-то убыло. Простите за вольное обхождение с законами, но сейчас не о них. Я предполагаю, что наряду с элементарной энергией, существует энергия жизни. Эта энергия и есть наша душа. Энергия жизни так же подчиняется законам, как всякая энергия. Она постепенно убывает. А на той стороне стоит Разрушитель. Борьба между Создателем и Разрушителем и есть существование. А смысл нашего существования выбирать, на чью сторону склониться. Кажется просто, «энергия жизни» -  добро всегда победит. Но нет. Иных так скорежит, что вообще сомневаются – а есть ли оно, добро? Философия их проста, зло есть точно, а раз так, нужно от него откупиться, или поклониться. Что такое - добро? Может быть, это всего лишь отсутствие зла, которое еще не добралось до вас!  В начале развития цивилизации целые народы склонялись к такой философии. Например, Финикийцы. Их религией была борьба Ваала с Элом. Эл- это Бог, Ваал –господин. Их стезей было мореплавание и торговля. Они приносили в жертву своих соотечественников, даже своих детей. Они служили злу, осознано и прилежно. Это подтверждается историками.                И так, я представляю наше существование - как борьбу жизненной энергии со смертью (хаосом). Создатель вселяет в нас энергию жизни, а мы вольны вернуть ее для продолжения жизни или погасить вместе с собой. «Кто же захочет погасить?» —спросите вы.  А я отошлю вас к тому, как  рассуждают атеисты  - «Мы живет сейчас, до нас ни чего не было и после нас ни чего не будет. Возникли из земли, землей и станем». Серьезная, я бы даже сказал отважная философия. Но я всегда задаю себе вопрос – Тогда зачем это все? Возникнуть случайно из грязи и опять ей стать! Зачем!? Смысл!?  Но, как бы то ни было, отпущенная человеку жизненная энергия ушла в черную дыру, стала хаосом. Не исключено, что из хаоса Создатель производит новую энергию жизни. Не исключено. А может быть, всегда побеждает хаос, смерть и разрушение?  Я думаю это замкнутый круг. Всегда приходит смерть, а за смертью происходит рождение. По существу все религии говорят об этом. Главный вопрос – зачем это нужно?  Затем же, зачем на смену одним людям приходят другие – для всеобщего развития. Каждый приходящий  оставляет в этом мире частичку знания, частичку красоты, частичку духовности.  Так же происходит  общее, всепоглощающее развитие вселенного разума. Чем не цель?! Создание  великого вместилища знаний и опыта. Плод развития  не только людей, но возможно, тысяч и тысяч других представителей разумных.                Не стану пускаться в описание вселенной, это доступная информация. Она постоянно меняется и потому, лучше к ней обратиться самостоятельно, в тот момент, когда это станет интересным. Информация эта сугубо техническая, не требующая особого анализа, если только не пытаться ее переосмыслить и изменить. Человеку, в начале познания мироустройства, следует  информацию принимать, как подают. А дальше уже философствовать, на уровне сравнений и осмысления. Кстати! Совсем не правильная мысль, что философия удел старцев и ботаников. Познание мира, должно начинаться с «младых ногтей». Это вопрос позиционирования себя в обществе. И если ты окажешься на долгое время вне  игры, ты просто опустишься на дно, не успеешь всплыть, выбраться. И в этом случае,  когда начнешь осознавать свое эго, понимать суть жизни, будет поздно. Останется надеяться на внуков, так как и детей своих не успеешь ни чему научить.  Размышлять и делать выводы нужно учиться в начальных  классах школы. По крайней мере, в школьном возрасте - это точно.

Притча. О смысле жизни.

Господь отправил в созданный им мир мудреца, дабы он разобрался, в чем  смысл жизни. И пришел он  нищим, без дома, семьи и работы. И прожил мудрец в подворотнях и подвалах год, и понял он, что есть две стороны жизни нищим. К одной стороне относится полная безответственность и отсутствие переживаний за кого либо или чего либо. Высшая свобода от дел земных приводит к отупению и безразличию. Человек опускается к состоянию животного, и от этого не служит не добру, не злу. Другая сторона – ожесточение, обида на всех за свою судьбу. Потому не верит он не во что, и не доверяет никому.  Смысл жизни его – жрать и пить. На другой год, стал мудрец богатым торговцем, и закрутила жизнь его, и понял он к концу года, что смысл жизни богача – доходы и блага, а большая часть его души  на темной стороне бытия. Был он и воином и хлеборобом, строителем и моряком, и когда перепробовал все сословия и профессии,  задумался. У всех своя судьба и понимание своего существования, но что есть общее для всех? Стремление стать лучшим, первым? Не всегда. Кто-то хочет власти, кто-то богатства, кто-то покоя. Так в чем же смысл нашей жизни на Земле?  Оставить частичку  себя, волосок своего я, из коих и плетется полотно жизни. В этом смысл жизни человеческой!!! Так решил мудрец. И вернулся к Господу и сказал ему - Я выполнил то, что повелел ты Господи! Всевышний  улыбнулся: - Ты разгадал, в чем смысл жизни человеческой?!  Да Господи! Так говори скорей, ибо даже я не ведаю до конца тайны этой! Выслушав мудреца, сказал Господь. Все вы есть частички общей  жизни и изначально вплетены в полотно ее. В этом конечно есть предназначение ваше, но главное - вы не просто полотно, вы узор на ковре вселенной. И значит смысл жизни каждого – обрести индивидуальность. Расцвечивает же вашу жизнь счастье. Счастье у каждого свое, понятие его  невозможно сформулировать сразу для всех, но счастье это то, ради чего живет человек.  Индивидуальность человека это цвет его счастья.  - А для Вас, что есть счастье? – спросил мудрец. Для меня это поток разноцветных лучей пронизывающий темноту вселенной. Из мгновения в вечность.

Миниатюра вторая - в чем смысл жизни?   Лично меня вопрос «смысла жизни» интересовал всегда. Но, только теперь я, наконец, создал некий образ мироздания, и как то решил вопрос смысла жизни окончательно. Окончательно, для себя. Я высматривал концепцию у больших людей. Главным образом читая. Эти люди тоже не сами до всего додумались, большей частью они лишь развивали мысли предшественников. Обязательно почитай Мохнача Владимира Леонидовича.  Именно его формулировки раскрыли мне глаза на многие принципы жизни. Простите, если сильно упрощу или уйду в сторону от его высказываний. Он собственно вопрос так не ставил – смысл жизни.  А я ставлю.  И отвечаю.               
       Мир, при всем его многообразии, делится на две части, на черное и белое, на правду и лож, на добро и зло, на Бога и искусителя. Эта вечная борьба и есть основа, и двигатель всего. Конечно же, есть нижняя лига, где питайтесь и размножайтесь, если по-современному, основа пирамиды Маслоу, – решение физиологических проблем. К сожалению, на этом многие и заканчивают свое развитие. А нельзя. Неправильно! Человек должен быть личностью! он для этого создан. Зачем быть личностью? А иначе, зачем вообще - быть? Бытие нам дано, для движения и развития; для возможности выбора; для постижения того самого «смысла жизни».  Да, человек рожден, чтобы выбрать между созиданием и разрушением, между мудростью и глупостью, между Богом и бесом. Думаешь это просто?  Не просто. Мыслители, художники, артисты, политики, литераторы… Лучшие из лучших определяли грань сию. Случалось, переступали через нее, уходили совсем, иногда возвращались. Теперь-то мы знаем, чем выслана дорога в ад (если не знаешь – благими намерениями).  Кто-то ее мостил, да и сейчас еще мостит. Так что, поднимаясь по пирамиде, от полуживотного к Человеку, будь бдительна! Чем более заметной личностью становишься, тем страшнее ошибка в выборе. Почему? За каждой личностью стоят люди, чем больше личность – тем больше людей за ней.  «Ну и что с того?» —скажешь. А то, что все беды наши отсюда. Не абстракция это и не агитация церковная.  За этим войны, революции, нарушения прав человечьих, Богом нам данных. Сколько людей стояло за Ромулом, основателем Рима? Сначала кучка соратников, затем империя. Был ли он святой? - вряд ли. Был ли он на стороне Созидателя – по историческим результатам был. Сколько людей стояло за Гитлером? Целая страна, которая могла бы стать империей. Был ли он от Бога – нет. И хотя историю, конечно же, пишут победители, но здесь масса показаний и доказанных обвинений в бесчеловечности.  Опыт существования людских сообществ показывает, что были жестокие времена и жесткие государства, но были и государства, в основе которых изначально заложено зло. Обидно, но человек привыкает (перетерпливается) ко всему, не различая, где зло, где добро. Нужно помнить еще и о том, что вопрос отличия добра от зла не так прост, как кажется. Очень просто можно пойти за правдой и служить всю жизнь лжи. Здесь важна точка зрения. Как правило, то, что кому-то добро - для кого-то зло. Нет одного без другого.  Пример рядом – не заживающий наш разлом 1917 года между белыми и красными. Полемика не кончается, а значит истина посредине.  Или это разделенная истина, которую мы не в силах осознать, что бы воссоединить.
    Подняться из серости - не простой путь. Конечно, бывают чудеса, когда на волне недовольства на роль царя (президента) выбрасывает учительницу или артиста.  Но нужно знать, что учительница и артист не могут быть президентом, как не может быть царем крестьянин. Повелевать людьми, управлять страной — это другая работа, работа, к которой нужно готовиться всю жизнь. Либо нужно быть глупцом, которому безразлична своя судьба и судьба страны. То, что Ленин якобы провозгласил: "... править государством может и кухарка" - полуправда. В статье отмечается то, что она должна этому учится.                Следуя дорогой ведущей вверх, важно не заблудится.                Подсказать дорогу некому. Только сам, только, по совести, своей и по выбору сердца своего. Читай Библию, хотя она запутана настолько, что кто как захочет, тот так ее и толкует. Читай философов и помни, они, скорее всего, заведут тебя в «болотистый край» с указателями направлений, но без дорог. Совесть и ум твой - единственные инструменты для навигации. Пользоваться ими, нужно научиться. Знаю три пути учения - познание (получение знаний и опыта), воспитание (понятие и принятие культуры) анализ мышление (умение думать сравнивать и выбирать). Три пути (возможно о других не додумался) которыми необходимо идти с детства. Если тебе это не удается. Если не ищешь развития, юдоль твоя – питаться и размножаться. Тогда не лезь вверх, не претендуй быть личностью - только беды наделаешь!!!

Отступление первое. Познание начинается с младенчества, и не заканчивается никогда.      Садик, школа, институт и прочее. Познание — это процесс получения знаний.      Наблюдение – за окружающей природой, людьми, взаимоотношениями в обществе семье. Это опыт жизни, ты получаешь его, не задумываясь. Другое дело подмечать. Подмечать детали, закономерности и несоответствия, отметить оригинальность и обличить бездарность.  Это путь к науке, к искусству. Этому нужно учиться. Позиции души твоей  (нравится-не нравиться) должны на чем-то базироваться. Впрочем, это больше вопрос воспитания. О нем позже.                Обучение, по мне, это на 80% чтение: вдумчивое и целенаправленное.  Сейчас чтение – как способ познания, переживает период стагнации, застоя. Читают плохо и по качеству, и по объему. Получают знания из интернета, по телевизору. Не ведаю, насколько это восполнит потерю интереса к книгам. Думаю, не восполнит. Делай выводы.  Есть передачи радио (их больше), телевизионные программы (их меньше) в которых помогают найти правильный выбор среди круговорота информации.  Радио «ГоворитМоска» передача с Леонидом Володарским одна из полезнейшего не сегодняшнего дня. Он не идет в общей струе, он создает свое течение, диктует свои правила. Можно и нужно не принимать все, что он предлагает - на ура(!), но оглядеться в огромном мире искусства, истории и политики эта передача очень даже поможет. Ищи, вокруг много нужного и интересного. Обязательно изучай языки. Путешествовать, сейчас достаточно легко, а личное общение, наблюдение изнутри, очень хороший, объективный способ познания.  Знание двух и более языков поднимает тебя на голову выше говорящих на одном языке. Информации вокруг – полно, только не ленись черпать. Знания, в целом, получают все. Разница в обучении. Дай Бог тебе удастся встретить хорошего учителя, но все равно лучшим обучением останется самообразование. Самообразование – это удовлетворение твоих собственных интересов. Не давай своим интересам окукливаться, иначе не увидишь всей красоты мира. Интересоваться всем на свете - тоже неразумно, так ни чего конкретного не добьёшься. Определяй цель, разрабатывай стратегию, продумывай тактику. Как на войне. Кстати, военный опыт - самый лучший опыт планирования и распределения ресурсов.                Есть история - опыт существования мира – любопытнейшая штука. Выдам тебе тайну, я до сих пор обожаю играть на ПК в «Цивилизацию».  Признаться, стыдно, но, создавать и переделывать историю – это кайф, ни с чем несравнимый….                Совсем недавно понял одну неочевидную вещь – чем больше времени и сил тратишь на себя, тем больше ты интересен другим. Это я опять о самообразовании.                Экономическая независимость – первостепенная необходимость для свободы познания. Денег руками не заработаешь, по крайней мере, тех, которые тебе обеспечат независимость. Деньги зарабатывают мозгами. Нужно стараться обеспечить поступление доходов из нескольких источников. Собственное предприятие, недвижимость, счета, блоги. Не нужно привязывать себя к деньгам, деньги должны стекаться к тебе как весенние ручейки в реку. Большие деньги не нужны, это отдельная жизнь, со своими законами и миром. Зло ли деньги? Не всегда, но часто. «Люди гибнут за металл», а что много страшнее - душу продают. Нужно поставить цель - заниматься любимым делом, не думая о деньгах. Лучше если о них не думаешь, потому что в противном случае - их не хватает. Тогда выхода два, либо зарабатывать больше, либо ограничивать свои потребности, попросту, закатать губу.  Для души лучше, губу закатывать чаще.  Девиз успеха экономической независимости – скромность желаний.

Отступление второе. Познание (продолжение)  Следующий по важности жизненный фактор,  требующий познания – любовь. Любовь, это цветение. Либо она облетит «как с яблонь белый дым», либо завяжешься в плод. Я, например, всегда любил, люблю, и буду любить женщину ни имеющую, ни какого отношения к нашей семье. Это даже не женщина, это образ. Благодаря этому я до сих пор имею в сердце любовь. О чем я? О том что, любовь — это любовь, брак — это брак, семья — это семья. Образ, созданный любовью, никогда не соответствует физическому персонажу. Последний всегда хуже.  Если судьба не дает счастья быть с любимым, значит, светит брак по расчету. По расчету лучше, чем «из мести» или «от безысходности». Коли завелась семья, то бишь дети и старики, думай о них, обеспечь - одним обучение и развитие, другим сытость и покой. Тут важно - без самопожертвования. Чувство ответственности – воспитывается, об этом будем говорить позже.  Важно не ограничивать себя чересчур и не напрягать близких. Чтоб не было: - «Я тебя поила, кормила, а ты!»  Там, где можно, должна быть свобода выбора. Не давай себя не кому закабалять, не любимому тобой, ни зависимому от тебя.  Разводы — это плохо. Расходятся там, где маются, копаются во взаимоотношениях, жалеют себя. Не ищут выхода, а отыскивают ущемления. Или… находят тех, кто лучше. Я не испытал счастья «многобрачия», судить не могу, хорошо это или нехорошо. По моему опыту «Большая любовь» «завязывает» превращает в плод. Плод цвести уже не может, разве что в следующем поколении.  Запомни - любовь — это не цель, любовь — это период, самый сладкий, самый эмоциональный. До нее ты один, после нее другой. То же до и после рождения первого ребенка. То же до и после смерти родителей. Ничего не нужно переоценивать и драматизировать. В жизни все поправимо, кроме смерти. Но, никогда не меняй журавля на синицу. Упрощение всегда деградация.

Выводы: не будь рабом денег и чувств. Изучай языки, стремись к лучшему образованию. Самообразовывайся всю жизнь. Наслаждайся любовью, но  не превращай ее в цель жизни. 
      
Отступление третье.  Воспитание – это что?
А это познание культуры, принятие культуры, создание культуры. «Культура это все, что не природа» - формулировка В.Л. Махнача . Физическая культура, этика, эстетика, танец, актерство - просторы не обозримы.  Культура это продукт общества длительно живущего в определенных географических условиях, говорящих на одном языке, исповедующих одну веру, питающегося «своей» пищей, располагающей «своей» историей.  Человек, не вобравший в себя культуры - робот. Именно   культура определяет национальность.  Есть достижения культуры, что возвышается над национальной культурой, но нет, не национальной культуры. Сейчас говорят о смешении культур, я бы охарактеризовал - замещении, а еще точнее поглощении. Замещают культуру, как правило, культуркой: таким пресненьким, незатейливым пойлом, после которого человек теряет ориентацию, перестает правильно видеть и слышать. Культурка — это, громко, красочно, сексуально и… не о чем. Это то, что не нужно осмысливать. Это на уровне первобытного примитива. Примитив рождается, когда необразованные, не имеющие опыта жизни люди воображают, что могут создать элемент культуры. И создают, для таких же примитивов. Так было всегда. Но, сейчас скорости распространения другие. Этакое культурное недоразумение периодически вспыхивает, как пожар, в среде детишек и дебилов. Но это хоть свое, бездарное, но без злого умысла.  Очень часто культурку в люди несут так называемые развитые, богатые цивилизации. Там все продуманней, и вредней, для неразвитого, недополучившего культуры мозга.                Японская культура, китайская, корейская, индийская – там, заимствованные технологии ничуть, не изменяют культуры. Приглядись это хорошо видно. Европейская культура – бред. Немецкая, чешская, русская - да. Граждане мира – это душевно больные люди, которых некому было воспитывать.  Думаю, немного в мире тех, кто отступился от своей культуры. Просто неадекваты вернее бросаются в глаза. К какой бы культуре ты не принадлежала, другие культуры нужно уважать. Культура это не просто - посидел мудрец да придумал. Это опыт и мудрость народа. И если народ еще существует как народ, то это проверенная временем мудрость. Не бойся, что тебя поглотит пучина другой культуры.  Если тебя воспитали до сознательного возраста, если тебя любили, те люди, кто тебя растил, ты не сможешь им изменить. Если тебя не воспитали дикарем, если ты культурный человек, ты способен обогатить себя другой культурой, а значить стать мудрее. С этого фундамента легче подняться в мир искусства, науки. Мир творчества есть предмет и главный продукт воспитания. Творить как Бог, соприкасаться с Вечностью, это ли не цель и мечта личности! 
 
Выводы: не беда если тебе в детстве нравятся глупости. Глупо, взрослея, оставаться на том же уровне. Мир интересен в деталях. Принимать и дарить чувства может только подготовленный человек. Если тебя не освещает искусство, ты просто тень. В среде людей ты всегда принадлежишь культуре.

Отступление четвертое. Что такое ответственность, как ее воспитать и как с ней быть? 
Ответственность – это осознание обязанности перед Богом, людьми, страной, семьей. Ответственность — это долг, который ты ощущаешь сердцем, душой, совестью. У кого-то долг впереди даже самосохранения. Человек готов к самопожертвованию. Такой субъект, согласно теории Л. Н. Гумилёва, называется – пассионарий. В. Махнач хорошо разъясняет теорию «пассионарного толчка», не буду пытаться ее пересказать.  Пассионарность — это суперответственность, самопожертвование. Таким нужно родиться. Мы, люди более умеренные. Но помимо доставшейся от родителей генной наследственности, необходимо воспитание. Раньше передавали из уст в уста легенды о самопожертвовании матери ради сына, или воина ради своей Родины, потом были написаны сотни книг. Сейчас сняты и снимаются тысячи киношек на эту тему, хороших или бездарных.  Кроме этого, на тебя воздействуют взаимоотношения в семье, забота о родных, забота о животных. В саду и школе расскажут о долге перед страной. Все это - воспитание ответственности.  Запомни главное: - ненужно ни чего доводить до фанатизма.               
Каждое время воспитывает по-своему.  В моем детстве мы жили в «шанхае», районе, застроенном домишками и бараками еще со времен Великой Отечественной войны. Мы жили бедно, но дружно. Запросто самоорганизовывались, из массы отбирались лидеры, формировались «пацанские» банды. Мы были общность людей, где каждый знал свое место, но свое место ты должен был заслужить и отстоять.  В городе Алма-Ата таких «райончиков» были десятки, в стране тысячи. Все закончилось, когда начали строить микрорайоны из пятиэтажек. Хижины развалили. Казалось бы прекрасно: вода, тепло, газ на смену плесени и тесноте. Но пропали связи. Нас оторвали от земли, и мы как испуганные насекомые перестали общаться.                Несмотря на неодобрение властей, в городе оставались церкви, вокруг храмов и мечетей образовывалась паства. Общность готовых прийти друг другу на помощь людей. Я не принял церковности, мне претило, что требуется говорить заученно, двигаться как указанно, в сторону не поглядывать, запретное не пробовать. Это не значит, что я перестал верить в Бога, и это не значит, что я не готов присоединиться к пастве. Люди – животные стадные, как бы мы собой не кичились, без общества нам хана. Сейчас я с замиранием духа присоединяюсь к многомиллионному обществу интернета. Здесь то же, что и на старушке Земле – компании по интересам, самовыражение, необходимость «приподняться», поиск знакомств. Наверное, так выглядит «тот свет», когда нет тела и необходимости искать пропитания, зато сколько угодно выбора занятий.  Хочешь, царствуй, хочешь, пой, хочешь мозги окружающим пудри.  В интернете своя культура, свое искусство никаким образом, не привязанное к матушке Земле.  Возможно, это конец мира? Или начало новой эпохи?  С одной стороны ограничение личных физических контактов, с другой возможность контактировать со всем человечеством!  Необходимо осмыслить, приноровиться, оглядеться. Это не просто высадка на вновь открытый материк, это не выход в космос — это новая система существования!  Вспять этот процесс не повернуть, нужно разрабатывать планы адаптации человека разумного к новой среде обитания. Совершенно небывалый окружающий ландшафт. Наверное, эпоха виртуальности -   не завтрашний день, но довольно близкое будущее. Будет ли убывать ответственность человека при такой разрозненности? Ответственность воспитывается в семье - если ее нет значит нет, а если она есть, то не убудет.

Выводы: Ответственность — это то, что привязывает тебя к обществу. Общество меняется с каждым поколением, но никогда не принимает безответственности! Излишняя ответственность – высушивает. Нужен баланс.   

Отступление пятое Анализ. Умение рассуждать и мыслить. 
Движение – жизнь, замедление - смерть. Развитие событий вызывает интерес и заинтересованность, статическое состояние - скуку и отторжение. Жизнь состоит из аксиом, которые ты должен доказывать себе постоянно. Давай рассмотрим утверждение - быть богатым и здоровым лучше, чем больным и бедным. Вряд ли у кого-то есть возражения.  И что? Много в мире богатых и здоровых?  Между «понимать» и «осуществлять» - пропасть бытия. Все простое на самом деле достаточно сложно. Если ты прочитаешь текст, где два три слова окажутся незнакомыми и непонятными, будь уверена, ты не поняла 80% смысла написанного.  Камень тверд, песок из него не в пример мягок. Снег и лед - одно вещество. Я к тому, что нельзя делать выводы из «очевидного». Мнение, сложившееся, о чем, либо или о ком, либо, с первого взгляда – скорей всего неверно.  Даже если это не всегда факт, об этом нужно настоятельно себе напоминать. Хотя бы потому, что из камня делают песок, а из снега делают лед. Из замухрышки можно воспитать королеву, а королеву превратить в замухрышку. Материал не является вещью. Человек не бывает плохим или хорошим. Человек является тем, что из него сделали. Или то, что он сделал из себя сам.  Итак, аналитика – выбор одной тропы из сотен. Для выбора нужно знать: 1. Максимально точно - цель пути.  2. Основные сопутствующие требования (быстро, безопасно, в обход).             3. Имеющиеся ресурсы (сила, выносливость, велосипед, автотранспорт). Ну, собственно, и все. Анализ вытекает из математики - решение уравнения с известным ответом, и с набором «неизвестных» слагаемых. Подставляй значения пока не получишь искомое. Бывает по-другому, необходимо определить — это хорошо или плохо?  Идет развитие или деградация?  Как выполняются обязанности или планы? Здесь уместно применить логику (способность к рассуждениям и умозаключениям), такие ее инструменты как - индукция (рассуждения от частного к общему) и дедукцию (от общего к частному).  Итогом любого анализа должен стать план действий. Применительно к себе, это выглядит приблизительно так: Цель (богатство, карьера, покой, мудрость, известность и т.п). Ресурсы (знания, черты характера, помощь окружающих, условия существования и пр.)  Требования (успеть до 33 лет, не отделяясь от семьи, не напрягаясь и др.)  Вот и складывай пазлы, пока не получишь приемлемую картинку.                Конечно, есть целая наука философия с десятками определений мыслительной деятельности. Есть системный анализ порождение кибернетики и информатики. Это высший пилотаж. Там много всего интересного и не очень. То можно и нужно изучать. Но если ты не метишь в великие аналитики или программисты, а просто хочешь определиться с путями получения хорошего образования и достатка, простейшего анализа достаточно.   Да, приступив к выполнению плана нужно время от времени определять свое местонахождение. Если по плану поступление в университет, а по факту выход замуж, нужно план корректировать. Не нужно формалистики, просто сядь в уголке и подумай, а что теперь?  Научишься думать на два хода вперед, ты уже одна на пару сотен тебя окружающих. Большинство людей несется по жизни без руля и ветрил. Хорошо если есть мудрые родители и (или) адекватные друзья. Это, кстати, самый распространенный вид «планирования» жизни. Родителей не выбирают. Выбирай друзей.
Выводы: Познание и воспитание лишь производные в формуле жизни. Без мечты, в которой и заключен главный результат, высшее достижение жизни, невозможен выбор пути. Для того что бы отпустить свою жизнь по течению – ни ума, ни труда не требуется, только, не просидеть бы всю жизнь на мели.

Притча вторая короткая: Удовольствия даны Богом, но использует их дьявол.

Миниатюра нравоучительная, или все беды от удовольствия.
 
Питание. 
По  популярности и по количеству томов - кулинария (повесть о еде) не уступит не одному жанру литературы. Вкусно поесть «сладко» попить  физиологическое  наследие натуры человеческой  от начала времен. Когда первобытный  голод был утолен, появились  раздумья, как это на вкус и цвет?  Дальше – больше:  полезно, не полезно, для оздоровления, для очистки, для… .  Поедание стало наукой, популярной литературой и темой дискуссий  при общении в интернете. Не хочу лезть в дискуссию, но  выразить свое мнение хочу – еда есть благо, когда ты голоден, остальное от лукавого. Приготовление блюд, накрытие стола для друзей – это работа приносящая блаженство. Все что крутится вокруг еды,  может приносить или не приносить удовлетворение, но заруби себе на носу - еда после насыщения, это грех, (нарушение табу!). Желудок имеет свойства, расширятся как воздушный шарик. Вместе с ним расширяются и аппетиты. Сокращаться он тоже умеет, но это еще то удовольствие. Я был подвержен чревоугодию, и вряд ли полностью освободился от этой проблемы. Человек с детства знает, сколько нужно ему пищи. Иногда, сердобольные родственники  заставляют его потерять чувство меры. Меня потерять чувство меры заставил голод. Война. Афганистан. Были обстоятельства. Потерять легко, найти маловероятно. Шарик не должен раздуваться за габариты твоей фигуры, ни при каких обстоятельствах и искусах. Побороть искусы, преодолеть дьявола в себе, первая победа и большой шаг к достижению мечты.                О голоде.   Человек просто обязан ощутить чувство голода. Не пропущенный обед, не легкое постанывание в желудке. Пост, и пара дней совсем без еды. Так освежается вкус и обоняние. И главное приходит  уверенность в том, что ты управляешь организмом, а не он тобой. Конечно, если это голод рукотворный. Не приведи господь испытать голод по причине отсутствия еды. Это страшно психологически, ты становишься рабом пищи, а это в свою очередь не полезно для организма.  Вообще с организмом нужно вести себя как с любимой собакой. Его нужно приручать, дрессировать и просто любить. Им нужно заниматься, смолоду.  За ним необходимо следить, что б сдуру не надорвался, или вообще, под машину не попал. Умеренность во всем – беспроигрышный вариант.
 
Выводы: Питание, как и любое другое наслаждение, может быть опасным. Наслаждение заключено в чувствах, воспитывай их. Аромат, красота, утонченность вкуса не существуют рядом с обжорством и перекусом на бегу. Наслаждение нужно уметь готовить и нужно готовиться к нему.

Страсть.
Взаимоотношение полов вопрос несколько щепетильный. Поэтому, просто расскажу об одной девочке. До замужества она не была не с одним мужчиной. Она кружила головы почти всем парням нашей студенческой группы. Как?  Она не была красавицей, она не была кокеткой. Она была загадкой. В чем это выражалось? В деталях. Меня она сразила тем, что однажды, сидя на занятиях передо мной, показательно небрежно поправив волосы, обернулась и посмотрела в глаза. Смело и заинтересованно. Я поплыл. Но дальше она обращала на меня внимание, только когда я выходил из-под ее контроля. Не давая ни каких обещаний и поводов. Просто прикасалась рукой, взглядом, голосом. Голос у нее действительно был особенным, с тембром, который я помню до сих пор. Заслышав подобный, я замираю, и теряю голову.  Когда я признавался ей в любви, она болезненно вздернула плечами – «Поверь, я тебе не нужна. Я не та, которую ты любишь».   Я до сих пор не знаю - так ли это?  Но я уверен до сих пор, что такие отношения захватывают и окрыляют лучше любого секса. Хотя все и объясняется половым влечением. Игра или даже дуэль между ней и им за право на сердце – это упоительно. У описываемой девочки не все хорошо сложилось в супружестве. Она не могла прекратить игру. Потом перенесла любовь на детей, а в мужья выбрала человека, который подходил ей и им. Ну, по крайней мере, он не мешает жить по ее правилам. Не думаю, что такому поведению можно научиться, это скорее заложено в генах. Но, в любом случае, нужно быть умной, умеющей остановится женщиной. Знаю почти наверняка, что того, которого хотела, она не получила. Так что быть неотразимой не значит быть счастливой. Надеюсь, что она нашла свое счастье в детях.

Выводы: не нужно упрощать отношения и сводить все к постели. Мир любви необъятен, сладок и интересен. Следует добавить так же, что он непредсказуем и безжалостен.

Наслаждение искусством.
Слушать понравившуюся музыку (песни), смотреть хороший фильм (спектакль), наслаждаться видом картин (фотографий) и в целом, иметь потребность посещать храмы искусства. Нужна ли к этому привычка, или особая подготовка? Знаешь, нужна. Мы побывали с тобой и в театрах, и в музеях, и галереях. Это чисто ознакомительно. Что бы разбираться в происходящем необходимо знать: кто, почему, когда и как создал произведение.  Я уже говорил, что во всем интересны детали. Картины – это, прежде всего художник и его взаимоотношение с миром. Спектакль – это, индивидуальное прочтение пьесы режиссером, его понимание и восприятие. Конечно, можно об этом особо и не задумываться. Можно пить самогон, зажимая нос, поскольку он пьянит, а можно смаковать вино, разбираясь в оттенках вкуса и аромата. При этом нужно помнить, что качество вина не зависит от вкуса дегустатора и цены за бутылку. Вкусы у всех разные, главное, чтобы они (вкусы) были. Мир не плоский и не круглый, мир многогранен. Что бы увидеть его во всем блеске нужно принимать культуру с молоком матери и постоянно развиваться. Музыка — это бездна: сольфеджио, теория музыки, история музыки, сотни форм, жанров и направлений, тысячи композиторов, сотни тысяч исполнителей и все это может стать предметом изучения и обожания. Живопись – не мельче. Литература - поэзия и проза, романтизм и реализм, фантастика и трагедии...  А еще танец, балет, пантомима. А еще архитектура.  А еще ….  Все безбрежно, безмерно интересно и волнительно. Мир прекрасен, если не закрывать глаза безразличием и не затыкать уши безвкусицей. Да в искусстве, как и в жизни, есть то, что поднимает к небесам, и то, что одуряет и отравляет душу. Поэтому вкус и в кулинарии, и в искусстве – вещь необходимая. Вкус – по сути, сравнение одного с другим. Если у тебя не с чем сравнивать, или крайне бедный выбор объектов для сравнения, ты съешь любую гадость под видом шедевра. Мало того возведешь гадость в эталон, и однажды, сравнив блатные куплеты с Бахом, скажешь, что Бах – отстой. Да еще, по причине юношеского максимализма, обоснуешь это: - «такой у меня вкус!».  Знай, дурной вкус — это не разновидность вкуса, это отсутствие рецепторов, и опустошённость мозга.
Выводы: Познай искусство на профессиональном уровне - музыкальная школа, кружек танца, школа изобразительного искусства и т.п. Главное, не освоить, главное заглянуть в глубину, понять, что на поверхности малая часть чего-то большого. Воспринимай произведения на вкус, попробуй посмаковать, вдохнуть, пропустить через разум и чувства. Систему опознавания, «хорошо – плохо» нужно развивать всю жизнь.

Торжество, победа, слава, вдохновение.
Одно из удовольствий, причем, удовольствий особо острых — это чувство победы. Опьяняющее ощущение выигрыша, признание тебя лучшим из всех. Для особ честолюбивых – это вопрос жизни и смерти. И не обязательно это должны быть олимпийские игры, те же ощущения человек получает и в борьбе за звания чемпиона села. Честолюбие вещь опасно острая, но необходимая для достижения целей. В некоторых профессиях это основополагающая особенность характера, без него ты не актер, не художник, не политик, не спортсмен. Честолюбивые персонажи, как правило, сдержаны, но, злопамятны. Они самолюбивы.  Они не подставят плечо, не помогут, если чувствуют в тебе угрозу соперничества. Они не простят и не отойдут в сторону.                С человеком же, который любит других больше себя – легко в смысле доминирования, он податлив. Но, иногда он может на всем скаку остановится и тогда.…    А просто ему не понравилось ваше обхождение с другими людьми. Такие люди вспыльчивы и отходчивы. Если не догадалась, я о тебе и о себе. Я замечаю, что в человеколюбии, а значит доброте безоглядной, мы с тобой похожи.  Я несамолюбив, хотя могу признаться, что и мне доводилось упиваться чувством победы. А слава, она для всех отрада души. Иные, подсаживается на азартные игры, это наркотик. Это токсичная смесь желания выиграть с алчностью. Боже тебя храни от наркотиков! Азартность — это часть честолюбия. В погоне за журавлем можно потерять не только синицу в руках, можно потерять свободу, жизнь, близких. Я надеюсь, что ты будешь достаточно честолюбива, но прошу, не отступать от разума. Ум должен контролировать чувства, как это не кажется скучным. Удовольствие не есть – счастье. Думай о счастье, оно гораздо глубже и шире удовольствия.  Есть удовольствие от самовыражения, оно может показаться частью всепоглощающей жажды славы, но, на мой взгляд, это отдельное ни с чем несравнимое удовольствие творчества. В нем есть что-то и от славы, но само общение с Богом, состояние вдохновения, это радость, граничащая со счастьем. Только счастье не может, быть удовольствием от чего ни будь одного. Счастье — это когда ты получаешь удовольствие от всего или от большей части окружающего тебя мира. Можешь, есть вкусно, любить беззаветно, наслаждаться искусством и творить. Это моя трактовка счастья.
Выводы: Слава – медные трубы, не столько удовольствие, сколько испытание. Умеющий творить – на половину счастлив, а слава может сделать его как счастливым, так и безмерно несчастным. Твори мир вокруг себя.

Миниатюра третья неочевидная: всё что происходило до тебя – является почвой под твоими ногами. Для того, чтобы понять – что происходит, нужно понимать - что происходило. И только зная то и другое можно заглянуть за туман будущего.   
Рассуждение образовательное. История как часть жизни.
Конечно, тебя обучат истории в школе. И древней истории и средней, и ближней. Это интересно, но похоже на сад из камней. Живой история становится, когда ты ее разбираешь в лицах, желательно с хорошим учителем.  А еще важнее, когда ты применяешь ее для анализа своей истории, истории семьи, города, страны. Твоя прапрабабушка по линии Шипиловых (девичья фамилия моей мамы) родилась   в 1906 году. Она мне кое-что о себе рассказывала.  Замуж ее отдали где-то в 1922-23 году. Самое ее яркое воспоминание, как свекор, крепкий крестьянин, заставлял ее работать в поле, пока не начались роды. Маму мою, старшенькую из детей, она родила в кустах орешника, обрамляющего семейное поле. С утра до ночи в труде, и ведь никто не неволил! Года были тяжелые, но до коллективизации еще не дошло. Жили они лучше большинства, но на печи не лежали. С весны до осени каторжный труд. В средней России время хлебородное, в конце марта начинается, а в конце сентября завершается. Коллективизация, в 1927 году началась. Раскулачивание этой семьи скорей всего было. Бабушка о том периоде много ни говорила. О неприятном обычно молчат. Следующее воспоминание – война. А вот страшные события в памяти, как занозы сидят. Село их располагалось рядом со станцией «Грязи», и мама моя с отцом там первый раз повстречалась. Во время войны, часть, где служит отец, там какое-то время стояла.  Дедушку моего Шипилова Михаила, забрали в начале войны. Погиб он вскоре, под Ленинградом. Узнали об этом только в 60 годах. Писем от него не было, и похоронка не пришла. Без вести пропал. Дядя мой, Василий Михайлович, дознался-таки, что и где приблизительно произошло, но могилы так и не нашли. Бабушка с тремя детьми бежала от войны, к брату, в Алма-Ату. Самое яркое воспоминание - как корову у них увели. Как Васька, пацан 14 летний, на ножи за семью лез. Как хлеб из лебеды ели. Но, самое страшное событие случилось, когда уже война закончилась и о голоде забывать стали. Младшенькая, Полина Михайловна, по дороге на работу упала и умерла от кровоизлияния. В их семье, после всего пережитого, был культ матери (бабушки моей). Не случайно, наверное, после ее смерти, в один год и матушка умерла, и дядька через пору лет представился. Бабуля, однако, до 93 лет дожила. Самое яркое мое воспоминание, как бабушка мне тихонько шепнула – «все, не могу боле, помирать буду». И как я ее не просил еще пожить, через неделю померла. А и матушка умерла хоть и от болезни, но не мучилась долго. Решила и померла. Не простые у тебя внучка с моей стороны женские предки были. Не подумай, чего, бабушка меня крестила, и в церковь сама водила. И к Богу приучала. Матушка и отец по церквам не ходили. Не то время было. Но верили, наверное, все верят, когда прижмет. Вот «баба Надя» твоя прабабушка, какая нынче верующая, страсть, а ведь партийная была.  Как-то мы с ней по вопросам государственного управления поспорили, так она прямо по партийному и послала - «наговаривать да критиковать, мол, все, горазды, а ты пойди и сделай!» Я говорю – «революцию, что ли сделать?»  А она с коммунистической прямотой – «да хоть революцию!». Слава Богу, не я, но революцию сделали. Что бы руки у них отсохли.  Ты не верь, что про СССР болтают, чем дальше уходит время – тем больше придумок и откровенного вранья.  Я жил там, видел. Недоволен был многим, но то, что сейчас отчебучили с государством...  Правильно подмечено – все познается в сравнении.  Плохо мы живем внучка, но ты этого не заметишь, тебе сравнивать не с чем. Поэтому историю нужно не принимать, как дадут, а перепроверять, сравнивая разные источники. Мне допустим, ты верить можешь, я не совру, но заблуждаться в чем-то могу. А многие так называемые «источники» - нагло врут из интереса читателей или заказчиков, из-за денег, или просто по глупости своей. Больше скажу, нет объективно написанной истории, как и точно описанной реки. Есть условные берега, есть бесконечно сменяющаяся вода, появляющиеся и пропадающие омуты да мели. В целом это река Нил, несущая свои воды тысячи и тысячи лет. Но если разобраться, в сегодняшней реке нет ни чего от той реки, которая протекала здесь тысячу лет ранее. Даже название скорей всего было другим.  Отечественная война, вот она, твои прадедушки воевали. А как много восприятий и описаний. Одни говорят — это Подвиг, другие — это Преступление. Одни говорят маршал Жуков – герой, другие Жуков – мясник. Все зависит от точки зрения. И тебе ее придется выбирать, вырабатывать. Истина лежит посередине, но что находится по краям? Где эти края? Читай, изучай, ищи. Пока не определишься двигаться бессмысленно, как в поисковике без точки отправления. Из неоткуда только в некуда и попадешь.
Выводы: кто-то сказал: - «изменяя прошлое – мы меняем будущее». Это верно. Приняв нечто как правильное, мы изменяем под него свою психологию и определяем свое место в жизни. Поэтому лучше досконально разобраться в том, что происходило до тебя, чтобы обрести «землю» под ногами в качестве отправной точки. Быть немножко историком и философом – жизненная необходимость. 

Миниатюра очевидная – достигать, значит долго-долго пробовать.
Успех приходит к тому, кто не прекращает попыток достичь его, и воспринимает поражения, как должное. Для того, чтобы научится что-то делать на уровне мастера, необходимо упражняться, получать практику, заниматься. Что бы стать хорошим танцором нужно танцевать несколько часов в день. Каждый день. Что бы стать великим танцором, нужно танцевать большую часть дня. Каждый день. И никакие особенные данные не помогут тебе в том, чтобы стать лучшей, если не выполнять эту рабскую, бесконечную работу и в дни побед, и в дни поражений. Но, с другой стороны, оно тебе надо, быть лучше всех? Кто – то из великих писателей сказал: - если можешь не писать, ты лучше не пиши. В этом разница. Если ты можешь не быть первой – ты ей и не будешь. Если тебя в детстве заставляют играть на фортепьяно, и через пару лет это тебе продолжает нравиться - у тебя призвание к музыке. Но если ты не получаешь кайф от новых и новых преодоленных вершин мастерства, ты просто научишься сносно играть на пианино. Что само по себе хорошо. Если ты готова посвятить всю свою жизнь какому-то занятию: танцу, музыке, спорту – ты можешь стать выдающейся, особенной, лучшей. Если не хватит таланта, усидчивости, целеустремленности, станешь специалистом, который не все умеет, но многое знает. Здесь очень важна черта характера, которая хватает тебя за ухо и ведет только вперед. Это, как ты уже догадалась, - самолюбие. Если в твоей крови нет этой бациллы, ты скорей всего никогда не достигнешь вершин мастерства. И скорей всего, это тебя не сильно расстроит.  Конечно, желание останется. Тысячи или миллионы людей идут за своими желаниями, служат им. Желания, в какой - то степени, исполняются, или не исполняются.  Исполнение желаний – это момент счастья, и не важно, стало ли твое творчество великим или понравилось одному человеку, это уже предмет честолюбия. Важно, что бы ты поверила в себя и испытала удовлетворение от трудов своих.   
     Выводы: Главное твое достижение – быть довольной собой.
 
Миниатюра базовая. Работа – то, что ждет всех после обучения.
Уже в шесть лет ты бредила стать блогером. А мы хотели быть космонавтами, или военными. Такое было время. И когда ты будешь смотреть старое кино, о рабочих династиях, не думай, что это выдумки. Нет. Я тоже из рабочей династии. Отец мой, считай, всю жизнь проработал в энергетике, я сорок лет, брат лет сорок пять, бабушка твоя, и та большую часть жизни работала в тепловых сетях. Не один из нас не был большим начальником, но все пользовались уважением и почетом на предприятии. Нам нравилась наша работа, иначе, вряд ли бы посвятили сорок лет одному месту труда. Нет, я не утверждаю, что сорок лет работать на одном месте хорошо. Ну, тогда я еще не осознавал всего того, о чем тебе пишу сейчас. Государство во все времена готовит для себя тех, кто нужен ему на данном этапе. Да, психология была у нас другой. Мы готовы были на самопожертвование, ради страны, ради народа. Сейчас это вызывает снисходительную улыбку, но мы были такими. Потому, что рядом были отцы, закрывшие нас собой в страшной войне, они с упоением строили новый мир, они подавали пример. Но, как же нас быстро развратили! Наверное, потому, что после всплеска энергия убывает тем ниже, чем больше был всплеск. Ничего. Жизнь всегда движение, и почти всегда движение сопровождается падениями и взлетами. Нужно приспособиться. Жить нужно не для всех, а всё-таки для себя и для тех, кто тебе дорог. Пассионарии (те самые люди долга), уже повыбиты, или (за ненадобностью) находятся в игноре. Что ж, время другое, а жить нужно в том времени, которое есть сейчас. Это не то, чтобы предавать всех и вся. Этого нельзя делать. Предательством и воровством ни чего, кроме горя, не наживешь. Но, чтобы жить как рыбы в воде, нужно принять и освоить окружающую среду. Сейчас не столь важна работа, важны доходы. Ведение блога, акции, манипуляции с валютами, в том числе цифровыми, оказание услуг и пр.  Почему так? Потому, что роботизация, компьютеризация, цифровизация свое берут. Очень скоро физический труд будет оцифрован и передан роботам. Просто так эффективнее. Поэтому образование и гибкие мозги становятся главными орудиями производства. В недалеком будущем, очень много людей останется за бортом, будут использоваться как массовка, что бы было среди кого играть профессионалам. Уже сейчас государства не справляются с обеспечением той социальной защиты, ради которой государства и были образованы. Со временем это состояние будет только ухудшаться. Капитализм изжил себя уже сейчас, социализм как разновидность капитализма тоже долго не протянет. Думаю, в услугах государств люди нуждаться перестанут сразу после еще одного беспрецедентного всплеска – выброса энергии. Депрессия, климат, большая война, или еще что, но народы самоопределятся. Под надзором электронного глаза исчезнет преступность, а вслед за ней и войны. Без этих пугал, государственность бессмысленна. Народы скорей всего останутся как носители культуры, духа сообщества. Но не думаю, что надолго. Настанет эра индивидуумов. Останется космонавтика, различные виды искусства, электроника и иже с ней. В общем, в фаворе - образование и развитие умственного труда. Не слушай тех, кто каркает об электронных концлагерях, о тотальной слежке и превращении людей в животных. Чем дальше, тем вернее безмозглые люди будут не нужны. Принудительно заставят овладевать какими-то профессиями и знаниями – это очень даже возможно. Будут усиливать интеллекты (а ты знаешь, что интеллектов выявлено аж 120 штук?), программировать развитие для того, чтобы получить нужного специалиста, да, такое скорей всего будет. Слежение за нашими поступками, за движениями денежных средств, за здоровьем и т.д. - к этому идем. Лучшим будут предоставлять кредиты и возможности, худших – лишать возможности продолжения рода. Несправедливо? Мы и сейчас так живем. И раньше жили без справедливости. И главное без объяснения правил. Сколько людей было уничтожено ради пресловутой прибыли. Нет не рабов. Своих крестьян, которых сгоняли с земли, обрекали на голод, ради выпасов для овец, ради заполнения рабочими фабрик и заводов. Так было выгодно. Почему же мы думаем, что что-то должно измениться? Закон жизни – развитие. По любому, те, кто наверху цепочки, будут использовать тех, кто внизу в своих целях и … в целях развития. Но уж точно никто не станет превращать всех людей в зомби. Смысл?  В новом мире подготовленные спецы нужны будут как воздух. Чем они умнее, чем их больше – тем вернее будут добыты пряники и выгорит достойное место в гонке технологий.
Выводы: Образованный, высококультурный, думающий человек будет востребован всегда. Ни на кого не надейся, конструируй и срой свою жизнь сама.

Миниатюра напряженная: когда открывается обратная сторона жизни.

Я начал нашу беседу с притчи, где упомянул о людях без определенного рода занятий, морально опущенных особях, об индивидуумах за гранью человеческого. А ведь такие люди есть в любом обществе, даже самом социальном. Я сам наблюдал таких представителей в небольшом, тихом городке Финляндии. Это при том, что в этой стране у каждого в обязательном порядке есть квартира. То есть это не бомжы (люди без определенного места жительства). Но повадки те же: - и пьют в закуточках, и одеваются со свалок и едят с помоек. Это отношение к жизни. Так бывает, иногда люди ломаются.  До сих пор я пытался объяснить, как достичь жизненных вершин. Но с вершин очень просто сорваться и пасть за грань. «Опустившиеся», это не самый страшный вариант. Есть «преступники», те, кто перешёл по другую сторону закона. Есть еретики – те, кто изоврал Бога.  Есть «злые гении» - те, кто изменил себе, а значит всем. «Опустившиеся» — это люди духовно слабые, тогда как «злые гении» наоборот очень сильны. То есть, высокая духовность, образование, черты характера никак не влияют на выбор. Человек идет по жизни, расслабляется, спотыкается и летит в пропасть. Пьянство, наркотики, завышенное самомнение, необъективное осознания себя в мире. Обида, злость, уход в безнадежность, отчаяние. И ты уже по ту сторону, где глаза не видят, а уши не слышат. Вернее, видят не то и слышат, не то. Храни тебя Господь от этого! Это страшнее смерти, ужаснее, чем быть калекой.  Калеку хотя бы жалеют близкие, злодея же ненавидят и боятся все. Злодей выпивает тебя как оса муху. Ты проклинаешь себя за то, что не можешь сопротивляться. Ты принимаешь унижение, понимая, что раздавлен. Но если ты личность - если внутри тебя горит огонь, он осветит дорогу назад. Если ты не принял веры во зло, ты обязательно вернешься. Того, кто не стал злом - зло вытолкнет. Оно либо поглощает, либо оставляет в покое. В какой-то период жизни это происходит. Это называется испытание. У кого-то круче, у кого-то мельче, но такое бывает со всеми. Ты попадаешь под воздействие зла, или, что хуже, ты становишься на сторону зла. Это и есть выбор с чего я и начал рассуждения о смысле жизни. Что тут подсказать? Как говорят мудрые евреи – ВСЁ проходит... В болезни нужно стремиться выжить. В разлуке нужно искать предлог увидеться. В испытании важно найти силы не изменить себе. Для этого необходимо: помнить о близких людях, мечтать о светлом будущем, и ненавидеть несправедливость. Закаленные, с обожжёнными душами, чудом выжившие, это те, о ком говорят - выбор Божий. Ты выбрал свет, Бог выбрал тебя, несмотря на твои поражения, отступления, измены и отречения.
Выводы: Вера, вот еще одно свойство   души человеческой, на которое можно и нужно опереться в пути своем.

Миниатюра эзотерическая. Вера. 
Вера идет с человечеством со дня его осознания себя существом мыслящим. Слабый человек верил в сильных богов, представляющих силы природы. Он держался за них, он находил в них опору. Кто-то начинал им служить на полном серьезе, и боги обретали разум и черты характера. Наконец человек осознал и описал картину мира, как смог ее описать. Так появились   буддизм, зороастризм, авраамические религии, индуизм, сикхизм, моизм, конфуцианство и другие, так называемые монотеистические религии. Множество разных религий об одном. Удивительное озарение, постигшее людей в разные эпохи, в разных частях света. Религии уходят в такую глубь веков, когда человек, еще почти младенец, не мог осмыслить всю заложенную в них философию. Поэтому серьезные умозаключения в верованиях облачены в оболочку сказочного сюжета.                В итоге, многие тысячи лет, миллионы людей постигают и не могут постичь до конца, вложенного в веру смысла. Выходит, дикарь нечаянно придумал то, чего не могут осмыслить тысячи и тысячи умных и образованных в течение тысячелетий?!  Невозможно!  В моем понимании, вера — это связь индивидуума с разумом вселенной. Однажды случившись, она развивается сама и развивает нас.  Давай посмотрим

Буддизм – «учение просветленного». Первая религия без Бога, вернее религия Бога-человека. Сборник нравоучений Будды, поучений его последователей, руководств по медитации, правила поведения монахов, так называемый «Палийский канон» - этакая библиотека, постоянно разрастающаяся новыми томами. Большая ее часть не переведена даже на английский язык. Русские переводы производятся в основном с китайских и английских версий. Суть учения, это прямое общение с миром «куда невозможно войти». Обучение медитации, подготовки ума и тела. Достижения просветления, как его понимал Будда: через созерцание своей природы и проникновения в себя через спокойствие ума, отсутствие каких-либо стремлений. Вот основные наставления - следовать карме (судьбе), не совершать плохих поступков, не чувствовать ненависти, не ощущать привязанности, никуда не стремится, прибывать в гармонии с Дхармой – миром, где нет «я», нет объектов и субъектов, но, есть покой и мудрость.   

Зороастризм – «благая вера». Так сказал Спитам Заратустра: я искал и нашел Ахура-Мазда (Бог Мудрый) творца, существующего без начала и конца, создателя всего сущего, подателя всего благого, создателя и властителя мира. Он есть отец Аши (истины) закона, по которому должен развиваться мир. Я осмыслил его и увидел его и задавал вопросы и получал ответы. Помыслами своими Ахура-Мазда создал светлую часть мира, а силой его был Спента Маинью (Святой Дух). Тех, кто поддерживает Ахура-Мазда, и Аши, тот становится сыном его и обретает бессмертие. Те, кто идет наперекор истине, кто почитает неправедного, кто склонен ко лжи, тех ожидает боль и разрушение. Собрание проповедей Заратустры и его последователей называется Авеста. Главный постулат религии - два мира, созданные Ахура-Мазда, один физический другой духовный. Они переплетены и для верующего главное соблюдение равновесия. Главное в этой вере – накапливать благодеяния (исполнять свой долг труженика, семьянина, верующего, гражданина) и не допускать греха. Основное правило по изречению Заратустры: «Счастье приходит к тому, кто желает счастья другим».

 Авраамические религии - религии, восходящие к патриарху семитских племен Аврааму. Прежде всего, это иудаизм, христианство, и ислам. Религии имеют много расхождений в трактовках, так ислам не признает Христа Богом, а лишь Пророком, которому был послан Евангелие, иудаизм вообще не признает Нового завета и воскрешение Христа, тогда как для христиан, это основополагающий постулат.  Общей для всех отправной точкой является добровольный союз человека и Бога. Откровение – обращение Бога к человеку, передача ему воли своей, обещание ему помощи и содействия. Вообще то, это было уже в Зороастризме, который не входит в Авраамические религии. Общим является и морально-этническое мировоззрение: ценность жизни, исполнение заповедей Моисеевых, поддержание семейных ценностей, личная порядочность.
 
Иудаизм – национально-религиозное мировоззрение еврейского народа. Религиозные традиции основываются на двух источниках «Ветхом завете» и «Талмуде» (устной торе), и сборнике толкований этих книг - «Шулхан арух». Основные тезисы религии: Бог сотворил людей по подобию своему, Бог есть Совершенный Разум, Бог Всемогущ и Справедлив. Верующим необходимо быть уверенным в конечной победе Добра, нужно вести диалог с Богом просить его и искать подсказки. Следует ценить жизнь любого человека, принимать право на существование всех народов, живущих на Земле, ибо все мы созданы по подобию Его. Поэтому, все мы равны и все должны развиваться с помощью Его.                У еврейского народа, в отличие от других, есть предназначение, особая Миссия, и значит особая ответственность. Поэтому никогда, никого не призывают, стать иудеем. Наоборот есть целая система отбора и испытаний для претендентов.                В иудаизме существует учение о приходе мессии для того, чтобы перековать все мечи на орала и померить все народы на земле. Есть учение о воскрешении, в котором говорится о том, что придет время и воскреснут избранные и будут жить на земле вечно.Существуют множество разновидностей иудаизма: ортодоксальный иудаизм, литваки, хасидизм, религиозный сионизм и много других.

Христианство – вера в миссию, помазанника Божьего. Христиане приверженцы и последователи Христа – сына Божьего, Спасителя человечества. Основы религии: триединство Ипостасей (лиц) Бога, Отца и Сына и Святого духа, принятие его как Всемогущего, Абсолютного Разума, осознание Таинства Причащения – Бог есть любовь. Принятие сына Божьего, как Богочеловека. Вера в значимость человеческой личности как в создание Божие. Предназначение человека, как в духовном совершенствовании, так, и в смирении, ибо духовное господствует над материальным. Зло же коренится не в материи, оно живет по воле духовных существ, то есть людей. Религия принимает постулат о воскрешении верующих. Кроме того, в христианстве велика роль церкви, которая считается непогрешимой. Большая роль отводится таинствам (крещение, причастие, покаяние и др.). С 395 года, после раздела Римской империи на Восточную и Западную, развитие религии шло разными путями, что привело в 857 году к разделению Христиан на католиков и православных. Кроме них, имеются множество церквей и течений: Ассирийская церковь, Армянская апостольская, Коптская церковь, Эритрейская церковь; протестантизм, квакеры, унитарианство, Евангельские христиане и т.д. и т.п.

Ислам – преданность, покорность Богу. Основатель - пророк Мухаммед. Священная книга Коран. Иман (вера) состоит из шести столпов: вера в Аллаха, ангелов, Священное Писание, пророков, Судный день и предопределение. Мусульмане должны следовать шариату (правильный путь) закону, определяющему условия жизни каждого верующего. Ислам одобряет труд и богатство, и отвергает безбрачие. Мусульмане разделены на суннитов и шиитов. 

Бахаи – шиитское развитие ислама, на основе учения Баба и Мирзы  Хусейна Али о единстве бога и единстве человечества. Бог непознаваем. Человек лишь готовится к рождению в этом мире, после смерти начинается путешествие к Богу через миры и различные плоскости существования. Не пришедших к Богу ждет ад. Подготовка к встрече  с Богом – молитвы, медитация, самодисциплина, служение человечеству.

  Индуизм – вечная религия. Древнейшая религия, уходящая корнями в ведийскую и дравидийскую цивилизации. У религии нет основателя и нет общей доктрины, единой системы веры. Это сбор религиозных традиций, философских систем основанных на: монотеизме – единобожие; политеизме – многобожии; пантеизме - внутри бога; монизме - разнообразие из одного начала и даже на атеизме - безбожии. В Индуизме существует большое количество священных писаний: Веды, Упанишады, Брахманами; эпосы Рамаяна, Пураны, Махабхарата. Индуизм принес в этот мир йогу, вегетарианство, карму, кастовость. Основа религии - три течения.                - первое течение, признание  Бога-творца;                - второе течение, признание  Абсолюта - без личностного, без персонифицированного  пространства;                - третье течение, сторонники атеизма, допускающие отсутствие, как Бога, так и Абсолюта.
       Разделяют четыре основных направления: Вайшнамизм, Шиваизм, Шактизм, Смартизм. Разделения происходит по тому, какого из богов считают Высшим Божеством. Вайшнавизм – почитание Вишну и его аватаров (отображений) Кришну и Рама, Шиваиты поклоняются Шивве, Шакты – богине матери Деви и пр., и пр. и пр. Индусы вполне терпимы к различным верованиям, понятия ереси у них не существует. Характеризуется индуизм следующим понятием - индусы верят в одного Бога, принимающего различные формы. Бог живет, как вне вас, так и внутри каждого из вас. Душа человека покидая старое тело, вселяется в новое (реинкарнация). Реинкарнация происходит до тех тор, пока душа не осознает своего единства с Богом, достигает Нирваны. Это возможно - если: придерживаться ненасилия, быть правдивым, не воровать, соблюдать чистоту тела и души, обуздать свои чувства. Выполнению этих требований способствует духовное совершенствование с помощью практик йоги, коих огромное множество. Сейчас в мире появились новые трактовки индуизма, в том числе учение Рама Кришна. Почти все новые учения упрощают религии, пытаясь подвести их под «базу» среднего человека.

Сикхизм – ученик.  Основатель религии Гуру Нанак Дэв. Основана в 15 веке. В основе практика медитаций, призыв к сикхам жить в своих домах и вести хозяйство, разделяя имущество с сикхской общиной. Основал «обитель веры» в Картапуре. Община стала госурством в государстве, вела войны и стала государством сикхов. Святое писание         
«Ади Грантх» было написано первыми пятью Учителями. Там рассуждения Гуру их стихи и гимны. Основные постулаты веры – Бог един и не познаваем.  До акта творения Бог быт Абсолютом, не имеющим ни образа, ни мысли. Он создал себя через имя свое и растворен во всем сущем. Человек наделен самостоятельностью в принятии решений. После смерти душа растворяется в творце. Сикхи чтут свою свободу и свободу других. Осознавать свое Я – это уровень животных. Сикхи расширяют свое осознание до семьи, общины, общества и наконец - Бога. Сикхи выделяют пять пороков: гнев, жадность, подчинение чужой воле, эгоизм. И пять достоинств: честность, сострадание, умеренность, смирение, любовь.

Конфуцианство – философское учение, разработанное Конфуцием в 4 веке до нашей эры. Приравнивалось к религии и официально являлось основным принципом государственной политики до начала 20 века. Сейчас возрождается после гонений в эпоху Мао Цзэдуна, наполняясь новыми гранями, направленными на постижение современного мира. По западной терминологии - ново конфуцианство.  Имеются пять постоянных из канонов конфуцианства: человеколюбие, долг, искренность, ритуал, знание. Кроме них, выделяются такие понятия как истинна, моральная справедливость, способность, талант, почитание родителей, уважение к старшим, отвага, преданность, покорность, безмятежность, безоглядное подчинение государству, отцу, мужу, и т.д.  По Конфуцию функции отца (правителя) идентичны функции Неба. Отсюда, можно предположить, что Небо выражено в Конфуцианстве, как высшее божество, определяющее судьбу всех живущих. Золотое правило Конфуцианства – «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Моизм – по имени создателя философской школы Мо-цзы. Учение создано в пику Конфуцианству. Выдвинуты пять пар концептуальных положений: содействуй достойным и выдвигай умелых, люби всех и избегай войны, соблюдай умеренность в расходах и не гонись за пышным погребением, доверяй воле Неба и его духовидению, избегай веселья и осуждай фатализм. Моисты считают, что физическое распадается на духовное, что нет, ада и рая, и все происходящее, происходит в этом мире. В своих трактатах моисты подробно разбирают философские аспекты познания мира, описывают взаимосвязь вещей и явлений, пространства и времени; рассуждают о правильном руководстве государством. Цель управления государством – получение минимального необходимого содержания для, как можно большего, количества людей. Привлечение к руководству не по происхождению, а по способностям и уму.
  Монотеистические религии существовали по всему миру, в том числе, на Американском континенте. Большая их часть не дошла до нас из-за отсутствия письменности. Но и приведенного выше достаточно, чтобы ясно представить себе существование некоего небытия – Абсолюта, из которого появился Создатель и породил цепочку жизни саморазвивающейся и самосовершенствующейся во взаимосвязи материального и духовного   миров.  Об этом нам твердят тысячи лет, но мы упорно пропускаем главное мимо ушей, зацикливаясь на мелочах и глупостях, придуманных людьми.
Выводы: Выбери или создай себе Веру по душе своей. Верь во Всевышнего и общайся с Создателем и услышишь его и услышан будешь.

Миниатюра о мышлении.
Мы никогда не можем полностью осмыслить или представить окружающий нас мир. Зато мы можем придумать несуществующий сказочный мир с подробными картами, описаниями природы, терминами и названиями. Наше индивидуальное видение чего-то сложного и неопределенного, отличается от видения других наблюдателей.  Исследования и расчёты выдающихся ученых определяют основные направления, общие черты устройства вселенной. Кое-что   подтверждено опытным путем. Все остальное вокруг - домысливается. И наш мир наполовину состоит из домыслов.  Поэтому нужно придавать большое значение мыслям, заполонившим наши головы. Революции, рождения и гибель народов и государств, победы и поражения человека, все зависит от правильного мышления, выработанных понятий и идей. Ты сейчас многое уже познала. Ты знаешь, что Земля – шар, вращающийся в нескольких плоскостях, что есть континенты и океаны, ты имеешь представление об устройстве солнечной системы, но…  твое мышление мультипликационное (иллюзорное). Для тебя мир это смесь сказки и обрывочных жизненных эпизодов. Ты не умеешь анализировать, у тебя отсутствует логика, твои умозаключения не справедливы. Тебя окружает твой мир - мир детства. Важно выйти из него вовремя, научиться воспринимать существующую вокруг реальность. Мы все обманываемся, полагаясь на чувства.  Но это не страшно, всегда можно подстроить свой мир, окружив себя хорошими друзьями, правильными взаимоотношениями, хорошей природой и независимостью.    Если ты познаешь мир через книги фильмы и произведения искусства, это не будет реальностью.  И что?!  Реальный мир мы не сможем увидеть никогда! Любой познанный нами мир будет моделью. Нами построенной моделью.     Да, есть романтики, они познают мир по стихам и картинам. Есть путешественники, они познают природу. Есть священники, они познают Веру. Есть пессимисты, они видят мир серым и черным. Есть оптимисты, они видят мир в голубом и белом. Это значит, что мир до конца не познаваем, более того – его и не нужно познавать! Мир нужно строить, преобразовывая существующий, на основе своих желаний и возможностей. Сильно заумно объяснил?  Возьмём твою любимую «worldkrafts» . Ты любишь строить. Замки, комнаты, бассейны, цветочки, сундуки, попугаи и пр.  На сегодня это твой мир. Ты подспудно избегаешь драк, исследований, завоеваний. Правда, ты пока плохо соображаешь, что ресурсы, деньги, оружие, они не лежат в сундуках. Для обладания ими нужно выкручиваться, исследовать, защищаться и отбирать, то есть драться. Возможно, обойтись без этого? Как правило – нет. Но можно попробовать. Воспитывай свой мозг, тренируй организм, ищи мечту-идею, на пути к которой и пройдет жизнь. Познание мира важно не только для утоления любопытства, оно необходимо для того, чтобы правильно в него встроиться. Познавая мир, ты должна создавать для себя удовольствия, из тех, что я описал выше.  Но, всегда помни – ни одно удовольствие не стоит счастья!
Выводы: Мир будет таким, каким ты его создашь.

Миниатюра о войне.
Не знаю, понадобятся ли тебе эти рассуждения? Но на всякий случай… Самое точное уравнение о войне, на мой взгляд, это строчка из стихотворения Семена Гудзенко «Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.»  Я бы поправил – ведь и мы никого не жалели. Война – это страшно, грязно, голодно и эмоционально. Страх перерастает в ярость, сразу после первой крови, первых потерь. И уже никого не жалко. Оружие, которое в руках двадцать четыре часа – предает уверенность. Ты ловишь в прицел человека и ни один нерв не дрожит, нервная система атрофировалась. Лишь когда садишься в вагон поезда идущего домой, напряжение, которое постоянно испытывал, вырывается воплями, слезами, озлобленностью. И пьёшь до беспамятства, чтобы все это смыть с души. А оно не смывается. Все что было там, нужно придать забвению, забыть, перемешать в мозгах, превратить в кино. Конечно, у каждого по-своему, но психика сдвинута у всех. То, что ты убивал и тебя убивали, подсознательно выбрасывает тебя за скобки общества. Ты уже другой, хочешь этого или нет.

Эпилог.                А как все было у меня? Обучение посредственное.  Математику я перестал понимать в пятом классе, и учительница заботливо перестала меня мучить вызовами к доске. Она ставила мне троечку. Когда я после восьмого класса пришел в техникум, меня взял на репетиторство член экзаменационной комиссии, и… поставил троечку за экзамен. И учил он меня, не напрягая, еще два года. Потом пришел молодой преподаватель и попытался исправить мои математические познания. Только я уже был невосстановим.  В тоже время, по предмету «физика» я участвовал в «олимпиадах» и был на уровне. Литература давалась мне легко: изложения, сочинения. Но… русский язык стал для меня позорным столбом. Изложение мысли – оценка 4, грамотность - 2 с натяжкой.  Я делал и продолжаю делать массу ошибок ничем не объяснимых. А ведь читать я начал лет с пяти и читал запоями. Книг в нашей семье было немного. По счастью, у моих друзей оказалась шикарная библиотека.  К пятому классу я уже прочел всего Грина, Беляева, Стивенсона и много еще чего. В это же время начал писать стихи. Но ошибки! Я понимал, что с такой грамматикой меня просто засмеют. Кстати, спасибо «Word», иначе я и сейчас был бы «непечатным». Вот такая несуразица в образовании. Языков не знал, даже родного русского. «Алгебри» - повесился еще в пятом классе. Рисовал коряво, писал грязно.  Но зато, я научился самообразовываться. Прошедшая через меня война, шлифанула чувство собственного достоинства. Я ни на кого не смотрел снизу вверх. Карьеру специально не делал, но меня все время тянули в руководители. Мастер, начальник строительного участка, главный инженер района…. С каждым шагом горизонты расширялись, нужно было изучать что-то новое, нужно было работать все с бОльшим количеством   людей. Появились первые компьютеры, начал осваивать программы автоматизации и  управления  оборудованием тепловых  сетей. Вначале 2000 пришлось поездить по миру для изучения и   освоения нового оборудования.  Доволен ли я жизнью?  Вполне. Я двигался от подножия к вершине, понимая, что не смогу преодолеть даже середины подъёма. Но, обзор все увеличивался. С каждым годом мир раскрывался новыми, интересными деталями. В командировках я повидал другие страны, побывал в шикарных ресторанах, попробовал изысканные блюда и вина. Я увидел, как живет элита, и как существует прислуга. Я чувствовал, как растет мое самомнение, когда пользовался уважением тех, кто был выше меня по статусу.  Я научился выделять из множества - важное и анализировать происходящее. Понял, что нужно ценить, а на что лучше не обращать внимание.  Я поднялся достаточно высоко, чтобы оценить потенциал этого мира. И понял, сколько потерял и пропустил! Поэтому родился этот опус. Он для тебя и для тех, кто сможет вовремя расправить крылья. Жизнь замечательная вещь, если не есть ее с кожурой!    

 


Рецензии