Характер

1 . Философы материалисты говорят, что внешний мир познается миром живым в его ощущениях. То есть, мы предметы видим, слышим, обоняем, осязаем. Кроме того, имея опыт ощущений мы можем ожидать от предмета определенных качеств даже не ощущая. И так создается образ, идея предмета. Кровать – чтобы лежать.  Утюг – чтобы гладить. Вилка – чтобы обедать. Через образы, мы предугадываем качества предметов. Включенный в сеть утюг ожидается горячим. Оголенный провод может ударить током.  Рычащая собака способна укусить.  То, что лимон кислый, а мед сладкий, мы знаем, даже не пробуя. Таким образом посредством конкретных ощущений и опыта мы и ориентируемся в природе.

2 .Человек устроен куда сложнее предметов, и он многограннее, чем утюг или лимон. От утюга или лимона мы ожидаем  одной нужной нам  функции. Хотя утюг можно использовать как гнет, а лимон – как дезинфицирующее средство. Собака устроен гораздо сложнее.  Мы ожидаем  от нее уже гораздо большего. А человек - целый спектр характеристик: ум, смелость, чувство юмора, зависть, ревнивость, и так далее.

3 . Кто-то из философов сказал, что, если о человеке говорят: такой уж у него характер, имеется в виду. что его не переделаешь. Философ, наверное, имел в виду врожденные качества характера: вспыльчивость или спокойствие. Тогда следует заранее определиться, какое значение мы придаем данному слову. Характер – это то, как реагирует конкретный человек на внешние раздражители. В характере человека можно выделить две составляющие. А - врожденные качества, которые Гиппократ определил, как темперамент, и разделил их на четыре типа. А кроме того, такие качества, как смелость, решительность, хладнокровие, насмешливость, доверчивость, обидчивость, мстительность, благородство, злопамятность, чувство ритма, музыкальный слух, память, умение хорошо ориентироваться на местности, качества вестибулярного аппарата, быстрота реакции, сообразительность, предприимчивость, чувство юмора, и многие другие.  Б – приобретенные качества. Это могут быть те же врожденные качества, но развитые или наоборот, подавленные в процессе жизни.  Например, известно, что такие качества, как физическая сила, чувство ритма, быстрота реакции, предприимчивость, различные в разных людях изначально,  усиливаются с тренировкой. А чем больше человек живет, тем меньше в нем доверчивости и наивности.  Врожденные и приобретенные качества в разных людях сочетаются в различных соотношениях. И если есть врожденные, генные качества, которые не меняются со временем, то приобретенные меняются. Они меняются с обретением опыта, в зависимости от болезней человека, и по другим причинам.

4 . Врожденные качества характера, заложенные генами, присутствуют не только у человека. Ученые наблюдают за мышами. Мыши находятся вместе в одном вольере и видят за перегородкой кошку и чувствуют ее запах. Разные мыши ведут себя по-разному. Наблюдая за колониями пингвинов, полярники видят, что эти птицы (не млекопитающие) тоже имеют разные характеры. Вместе с тем, и мыши, и пингвины способны учиться, приобретать опыт. Если мыши, впадающей в панику при запахе кошки, показывать на эксперименте кошку многократно, то мышь привыкает.  То есть, врожденное качество характера, вызывающую панику, и у животного подавляется опытом. Тем большую роль опыт играет у человека.


5 . Врожденные качества характера присутствуют в человеке с самого рождения. Я видел документальный фильм о советском роддоме. На столе лежат пять новорожденных.  Кормят их всех по расписанию.  То есть можно, с некоторой натяжкой, сказать, что малыши одинаково сыты. Им от силы три- четыре дня.  Телевизионная камера, свет, посторонние люди являются раздражителями для малышей. А реагируют они по-разному. Один спит как ни в чем ни бывало. Другой ворочается. Третий испуганно кричит. Но ребенок растет и приобретенные качества характера все больше накладываются на врожденные, усиливая их или ослабляя. И вот человек сформировался как личность. Это значит, что его опыт уже достаточен, чтобы элементарно ориентироваться в человеческом пространстве.
Когда это происходит? Вообще-то у каждого человека по-своему.  Один остается инфантильным и ведомым до зрелых лет. Другой в юности командует полком. Тем не менее, обществом, разными обществами, определяется какая-то норма. Без нормы невозможно. Эта номрма показывает. что человек вырос, набрался опыта  и соответственно возрасту изменился его характер.  Норма у разных народов своя. У древних греков, у древних римлян. В древнем Риме отрочество считалось до семнадцати лет, до получения тоги взрослого.  Молодость – до сорока шести лет. После сорока шести лет начинался преклонный возраст.  В шестьдесят лет наступала старость.  Евреи придерживаются до сих пор старой традиции, что мальчик становится мужчиной в тринадцать лет. Конечно, это скорее дань традиции.  В тринадцать лет никто не ждет от мальчика мужских поступков. Но имеется в виду, что мальчик уже ориентируется в  окружающем его коллективе: семье, друзьях и т.д.  набирается элементарного опыта. Во многих современных странах определено, что человек формируется как гражданин в восемнадцать лет. Тогда он может принимать присягу. И ему можно доверить оружие. То есть, у него достаточно сил ля защиты страны, а ума и опыта, чтобы применять оружие во благо. Во многих странах считают, что голосование - серьезный процесс, определяющий судьбу страны. Гражданин, имеет право голосовать, вступать в права наследства, носить личное оружие, начиная с двадцати одного года.  А на некоторые ответственные должности во многих странах введен возрастной ценз. Причем как снизу, так и сверху. Это свидетельствует, что люди понимают: к старости мышление человека может разрушаться. Его характер может так портиться, что некоторые должности ему противопоказаны.  (отдельным пунктом стоят правила для женщин в мусульманских странах). Приведенные примеры означают, что взгляд на то, с какого момента человек становится личностью с полностью сложившимся независимым характером, зависит от традиций того места, в котором человек живет.

  Существуют немало примеров из жизни, как меняется в человеке соотношение врожденного и приобретенного. Когда однояйцевые близнецы еще дети, их реакции совершенно одинаковы. Становясь старше, они все больше отличаются друг от друга. А став взрослыми, они хоть в чем-то остаются похожи, но все же это разные личности.

Значит, в сложившейся личности врожденные качества характера сосуществуют с приобретенными. Причем приобретенные, как опыт, накапливаются все больше и больше, и они начинают доминировать.  И человек меняется. В обычном для всех направлении: становится менее доверчивым, более осмотрительным, менее склонным к дерзким поступкам, освобождается от иллюзий и порывов юности.
 
 Писатели пишут о человеке рассказы, романы. В художественной прозе, в отличие от документальной, важны не события: пошел, побежал, выстрелил, отравился, - а почему герои это делают: обиделся, приревновал, обрадовался, влюбился, устал и т.д.  А это почему напрямую зависит от характера. Невозможно тут приводить в примеры романы. Описывающие как меняется человек. Но имеется огромное количество стихотворений описывающих и изменение качеств человека с возрастом и идеал качеств человека. У Пушкина читаем. «Любви. Свободы, тихой славы недолго нежил нас обман.» Или у Баратынского: «В дорогу жизни снаряжая своих сынов безумцев нас, снов золотых судьба благая дает известный нам запас. Нас быстро годы почтовые с корчмы довозят до корчмы, и снами теми роковые прогоны жизни платим мы.» Или вот Пушкин описывает подробно и реалистично больший отрезок времени изменений качеств человека. «Блажен кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел. Кто постепенно жизни холод с летами вытерпеть сумел. Кто странным снам не предавался. Кто черни светской не чуждался. Кто в двадцать лет был франт иль хват, а в тридцать выгодно женат. Кто в пятьдесят освободился от частных и других долгов. Кто славы денег и чинов спокойно, в очередь добился. О ком твердили целый век NN прекрасный человек.» В этих строках видно, как, накапливаясь, опыт начинает доминировать над природными качествами. Перечислением качеств, положительных качествчеловека является знаменитое стихотворение Киплинга «Если» 

О, если ты спокоен не растерян, когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен. Когда в тебя не верит лучший дру.г
 И если ждать умеешь без волненья, не станешь ложью отвечать на ложь.
Не будешь злобен, став для всех мишенью, но и святым себя не назовешь.
 И если ты своей владеешь страстью, а не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и несчастьи, которым в сущности одна цена.
 И если ты готов к тому, что слово твое в ловушку превращает плут.
И потерпев крушенье, можешь снова без прежних сил, возобновить свой труд.
И если ты способен все, что стало тебе привычным выложить на стол.
Все проиграть и все начать сначала, не пожалев того, что приобрел.
И если можешь сердце, нервы, силы так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы и только воля говорит: держись.
И если можешь быть в толпе собою. При короле с народом связь хранить.
И уважая мнение любое, главы перед молвою не хранить.
И если будешь мерить расстоянье секундами, пускаясь в долгий бег.
Земля твое мой мальчик достоянье, и более того ты –человек»   

 Каждая строчка в этом стихотворении показывает одну из черт человеческого характера.


 
 
 
6 . Выходит, что характер человека – величина комплексная.  А как характер человека влияет на его жизнь, на жизнь других, на жизнь общества? Диалектический материализм утверждает, что все изменения в обществе имеют причиной общественные (а не личные) отношения. «Мы знаем не герои низвергают революций лаву. Сказка о героях интеллигентская чушь» Однако нельзя отрицать, что характер людей, принимающих решения очень сильно влияет на ход событий.

Античные греки, жившие в эпоху детства цивилизации, героизировали историю. По их понятиям, все происходящее происходит по воле богов или героев, то есть по их настроению.  Тому свидетельства античные мифы, «Илиада», «Одиссея». Все зависит от характеров героев и богов.

7 При необходимости на человека пишут характеристику: трудолюбив, доброжелателен, исполнителен, активен и т.д.  Но понятно, что характеристикой всю личность не описать. Не зря есть поговорка, что чужая душа – потемки.  Как писал поэт «Но душу ль можно рассказать?» Писатели исписали тонны книг, описывая души людей, то есть их характеры. И сколько книг, столько и характеров. А откуда такое огромное разнообразие?  У фантастов проще, в идеальном мире роботов, сложнейших технических устройств доведенных до совершенства. Роботы, согласно фантастам, и мир способны довести до совершенства. До совершенства, конечно, с точки зрения техники, логики механизма.  Вряд ли фантастам понравилось жить в таком рациональном мире. В этом случае закончится человечество как разнообразие живых существ. Роботы, какими бы сложными изощренными ни были их технические характеристики, не выйдут за рамки этих характеристик.  В них нет неожиданного, иррационального, как в человеке. Характер человека – сочетание рационального и нерационального.  И часто невозможно ответить почему выбрал ту вещь, а не эту. Потому что понравилась. А почему понравилась?  Невозможно ответить, почему, например, мужчина любит эту женщину, а не ту? И тем более, почему женщина любит этого мужчину, а не другого?  Ответ на этот вопрос искали многие мудрецы, писатели в своих книгах. Исписали библиотеки. Ответа так и не нашли. И вряд ли найдут.  Остается в очередной раз сказать, что в человеческом характере не меньше заложенного природой, допустимо грубо назвать, звериного, чем рационального, сформированного логикой общественной жизни.   

8 Человечество имеет массу примеров, когда проявляется разница в характерах людей и примеров того, как эта разница в характерах влияла на ситуацию.
 Фашисты ставили такие опыты. Они запирали людей в герметичном, полностью изолированном от поступления воздуха помещении и наблюдали за их поведением.  Люди начинали постепенно умирать. Причем каждый знал, что дышащий – его конкурент. И вели себя по-разному. И фашисты вели наблюдение за поведением людей и вели протоколы.

Другой известный исторический пример - плот «Медузы». В 1816 году французский фрегат «Медуза» напоролся на рифы.  Шлюпок на всех не хватило.  Соорудили плот. На мнем оказалось 147 человек.  Привязали плот канатами к шлюпкам и погребли. Но вскоре гребущие поняли, что буксировать плот невозможно. Они обрубили концы и уплыли. А плот остался дрейфовать. Положение на плоту обернулось катастрофой. Во время шторма десятки людей погибли в борьбе за наиболее безопасные места в центре плота. На четвертый день в живых осталось 67 человек. Многие из них, мучимые голодом, стали поедать трупы умерших.  На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых, а потом и все оружие, чтобы не перебить друг друга.  Когда плот обнаружили, разгорелся скандал. Капитана судили. На суде выжившие с плота давали показания. И по протоколам суда можно видеть, как по-разному, в зависимости от характера, люди реагировали на обстоятельства.
 И жизнь подбрасывает много таких сюжетов: катастрофа «Титаника», Беслан, «Норд Ост», война, лагерь военнопленных и т.д.

9 .  Но не обязательно доводить до катастрофических ситуаций, чтобы увидеть, что характеры людей влияют на происходящее.   . 

Рассмотрим простой пример. Встретились А и Б. Пообщались и разошлись.  Какое мнение каждый вынес друг от друге?  Например, что думает А насчет Б? Общение - процесс с обратной связью. Он  зависит от нескольких факторов: 1. От того, о ком выносится суждение. Что за человек этот Б. От его характера , от его настроения в этот момент. 2.  Суждение зависит и от характера того, кто выносит суждение. Что за человек А, что за настроение у него в момент общения. 3. Зависит и от темы разговора, от обстановки, от ожиданий, планов на встречу, если это не случайная встреча на улице.

Например, женщина, собирается в компанию или ресторан и хочет познакомиться с мужчиной.  И видит там мужчину.  Какое у нее складывается впечатление? Зависит от того, что она ожидает? Молодая девушка, ищет высокого, красивого и стройного. Принца на белом коне.  Другая, более опытная, хочет выяснить насколько он воспитан и умен.  Третья – состоятельного. У каждой свои требования и свой идеал.  То же самое касается выбора мужчины.   

10 . Более сложный расклад, когда вопрос ставится так: как характер и манеры влияют на взаимоотношения лидера и группы. Например, люди собрались в группу по интересам: клуб филателистов, литературное объединение, вокально-инструментальный ансамбль.   Как существует группа, зависит от многих факторов, и от характеров людей в том числе. А если это официальное объединение с разницей в статусе:  учебный класс, завод, фабрика, отдел предприятия, политическая партия, армейское подразделение, государство, - там целый клубок характеров и взаимоотношения особенно зависят от характера руководителей  История давала много примеров, когда характер руководителя влияет на весь ход вещей. Каждый может привести примеры из жизненного опыта, как по-разному может вести себя руководитель. Личные качества тут очень сильно влияют. 
На виду различные примеры руководства странами. Видно, как сильно влияют на страну качества руководителя.  Один ведет страну к процветанию. Другой, наводя порядок железной рукой, оставляет все же после себя какие-то достижения. Третий, наведением порядка доводит до разрухи. Четвертый – до противостояния, где все материальные достижения, если они и были, превращаются в прах. Каждый отдельный случай не похож на другой. Но в каждом случае личные качества руководителя оказывают влияние на результат правления. Судя по  примерам,  если правление демократическое, при наличии  сдержек и противовесов, отрицательным личным качествам руководителя не дают разыграться в полную силу. 

11 Вопрос отношений человека с коллективом, его репутации в коллективе очень сложен и зависит от множества факторов. Но отдельным пунктом стоит вопрос репутации какого-нибудь исторического лица в памяти поколений. Еще более сложный вопрос. Мнение о человеке может меняться в зависимости от исторической конъектуры. Лабрюйер, живший в 17 веке, -  писал: «Жизнь героев обогатила историю, а история украсила подвиги героев. Поэтому я затрудняюсь сказать, кто кому больше обязан. Пишущие историю – тем, кто одарил их столь благородным материалом, или эти великие люди своим историкам». Человечество имеет много примеров того, как кардинально изменялось отношение к историческим личностям.

Чаще всего конъектура меняется в период переломов в жизни общества. Мы в России имели немало таких переломов. Понятно, что после революции отношение ко многому и к многим изменилось. Важным критерием отношения к человеку или историческому лицу стала «близость к народу», «революционность». А спустя десяток лет ее сменила близость к политике Сталина.  При Хрущеве поддержка линии Сталина уже стала отрицательным качеством. А после Хрущева -  поддержка линии Хрущева.  После ухода от власти коммунистов - новый перелом.  Нынче  ценится поддержка политики Путина. Таков  петляющий характер  движения нашего народа. Следовательно, таков характер народа? На памяти нынешнего поколения менялось отношение и к Сталину, и к Ленину, и к Троцкому, и к Бухарину, и к Хрущеву, и к Горбачеву, и к Ельцину, и к Петру Первому, и к Екатерине, и к Ивану Грозному, к Есенину, и к Солженицыну и ко многим другим.  В России доминировало только одно мнение на историю, мнение власти. Менялось мнение власти, менялись краски на портрете исторического лица, -  менялось и мнение народа.   Как поется в песне: «А мы все движемся и движемся вперед, но если кто-нибудь когда-нибудь помрет, о нем расскажет нам история, история, которая, ни капли ни полкапли не соврет».  И сейчас отношение ко многим историческим личностям меняется на наших глазах.


Резкие перепады в отношении народа к историческим личностям наблюдаются там, где имеет место политический катаклизм и резкая смена идеологии. И народ проявляет себя как чистый лист, на котором  пишет свою историю руководящая верхушка.  Еще вчера любимый маршал превращается в шпиона, которого народ требует растерзать, как бешенную собаку. Вчера отец нации – а завтра его вылавливают из потайной ямы.  Вчера слушали Горбачева по телевизору. Сегодня объявляют Горбачева предателем, уже забыв, что саму возможность свободно выражать свое мнение получили именно при Горбачеве.  Очень трудно добиться благодарной памяти потомков. Если ты жесток тебя  могут попрекнут жесткостью, если ты покладист, терпим – попрекнут разгулом излишней демократии из-за твоей  терпимости. Но тут стоит разобраться, чем чаще попрекают, и за что чаще уважают.


Гораций писал: «Я воздвиг себе памятник вечнее меди прочной» Мысль о том,  какая о тебе останется память, была настолько актуальной в веках, что многие поэты  в разных странах перевели Горация. В русской литературе стихотворения «Памятник», апеллирующие к первоисточнику Горация, писали  Ломоносов, Державин, Пушкин, Иосиф Бродский, Владимир Высоцкий и другие.  Стихотворение Пушкина  в школе учат наизусть. Мысль Пушкина ясна: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. Что в мой жесткий век восславил я свободу…»  Воспевание свободы Пушкин считал одной из главных добродетелей.

В памяти европейской цивилизации в целом хранятся и герои и злодеи.  Цивилизация разбирается том ху из ху долго, но самостоятельно. У цивилизации характер  медлительный, но дотошный.   А вот отдельно взятое общество, попав под власть диктатора, берет за образец то, что обществу ставит образцом диктатор,  - других диктаторов.  И тогда ставятся на пьедестал исторические личности, которые добрых чувств не пробуждают. Как  в поэме «Мцыри»: «Но людям я не делал зла и потому мои дела немного пользы вам узнать». 
 Возьмем пример того же Пушкина. За что он любим народом? За воспевание свободы? А кого из воспевавших свободу сейчас ценят? Кто диктует повестку дня?  А раз повестка дня заслушивается, значит таков характер народа.  Если чужая душа – потемки, то душа народа еще большие потемки.


Рецензии