Февраль. Достать чернил и плакать!
Этот стих, говорят, писал всю жизнь вместе с приходящими в неё изменениями.
Меня б везли туда, где ливень
Сличил чернила с горем слез.
И
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Или вот это:
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
И
Где, как обугленные груши,
На ветках, — тысячи грачей
Где грусть за грустию обрушит
Февраль в бессонницу очей.
Или вот это:
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
И
Крики весны водой чернеют,
И город криками изрыт,
Доколе песнь не засинеет
Там над чернилами навзрыд.
Правки вносились в самые кризисные моменты, когда происходила переоценка ценностей. Но самый близкий ему вариант, который был написан в 28 лет, к этой редакции позднее он и вернулся. Казалось бы, изменения в стихотворении всего в нескольких словах, но как меняется впечатление, восприятие данности. Это стихотворение – показатель раннего творчества, когда был под влиянием футуризма* и символизма*. В стихах этого периода у него не всегда понятные образы, - они зачастую туманны, расплывчаты.
Писал стихи взрывом чувств, сиюминутностью эмоций. Затем по мере взросления, становления, образы вырисовывались более ясными и простыми, лёгкими для прочтения и понимания.
Есть мнение, что манер «чёрной весны» взят у Анненского. Более того Ахматова считала Анненского «литературным» учителем Пастернака. Но у Анненского в стихотворении образ мрачный, печальный. У Пастернака – лёгкая грусть и лирические чувства; пыл, порыв: вот она - весна, грядущее обновление! Февраль, дальше в воображении шумный ливень, лужи, проталины…. Он употребляет глаголы в неопределённой форме, имеющие окраску побуждения: достать, плакать, писать навзрыд и т.д. А чёрный цвет у него воспринимается как просто цвет ранней весны: грачи – чёрные, проталины – чёрные, да и у него чернила – чёрные, других нет!
Этот стих похож на эмоциональную речь, о чем говорит последняя строка четвёртой строфы: «Слагаются стихи навзрыд». Неподражаема образность стиха: грачи – обугленные груши, грохочущая слякоть, ветер криками изрыт…
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей,
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
1928
Рисунок автора.
………………………………………………………………………………………………
Символизм — одно из крупнейших течений в искусстве, характеризуемое экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственных и загадочных образов.
Футуризм - течение авангардного искусства 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в поэзии и живописи Италии и России. Подчёркивалось стремление поэтов и живописцев «отразить в своих картинах ускорение темпа жизни и индустриализацию среды как приметы новой эры».
*******************************
Свидетельство о публикации №221110500954