Когда начнётся духовное выздоровление России...

                Когда начнётся духовное выздоровление России…

                «А правда в том, что у нас беда… »
                Мария Шукшина
     Мало найдётся уже и в самой России тех, кто будет утверждать: нет, нет с Россией всё в порядке. Да, распад СССР опустил экономику бывшей его самой большой республики до уровня экономик бывших колониальных стран. Да, трудящиеся этой страны как-то постепенно подрастеряли многие социальные права, которыми пользовались и не задумывались об их цене. Да, подрастеряли и некоторые политические права, которыми не особенно пользовались, но теперь ими, оказывается и пользоваться то почти невозможно (во-первых, сократили, а во-вторых, пандемия, ковид). Но главная беда не в этом.
     Россия духом упала. Всё больше разочарований. «Неправда», «лицемерие» и «несправедливость» становятся ключевыми понятиями жизнедеятельности на просторах России. Даже в 90 - е годы сохранялась надежда на то, что этот «морок» всё-таки временен, и он пройдёт. А сейчас подошло время, когда и надежда оказалась уже у точки таяния. А ведь надежда умирает последней.
      Для того, чтобы Россия начала снова подниматься, она должна начать, наверно, с духовного  выздоровления. Но для того, чтобы выздоровление наступило нужно знать свою духовную болезнь: её симптомы, её историю, почему пришла, каков прогноз? Мы, не располагая почти никакими ресурсами социальной власти и особенными источниками информации, можем только размышлять на эти темы, не претендуя на истину в последней инстанции  и пригласить других к участию в размышлении. Но, если большинство граждан начнёт размышлять и размышлять правильно, то это,  может быть, и станет началом духовного выздоровления.
       Что собой представляет духовная болезнь России? Для того, чтобы ответить на этот вопрос вначале нужно разобраться в том, почему в 1917 году в России к власти пришли марксисты – максималисты. Правда, в ХХ – ом же веке ещё в некоторых странах предприняты были успешные и неуспешные попытки установить максималистами (коммунистами)  свою власть: Китай, Монголия, Северная Корея, Вьетнам, страны Восточной Европы, Куба и др.
   Вообще-то максималисты,  как революционеры, проявляли себя и ранее: в буржуазных и буржуазно-демократических революциях и движениях, имевших место в странах Запада в эпоху утверждения капитализма (ХУ1 – Х1Х в.в.): революционные анабаптисты в Нидерландах, диггеры в Англии, бабувисты и коммунары во Франции и др.  Это были выразители интересов самых бедных слоёв общества и пролетариата, самые «левые», самые решительные участники социальных движений. Хотя в сценариях революций на Западе, как правило, проходила смена прихода к власти менее решительных участников более решительными, до самых решительных очередь, как правило, не доходила. И смена начиналась в обратном порядке. В конце концов, власть оказывалась в руках сторонников компромиссов, в руках  политически умеренных сил. Указывая на эти факты, мы этим только подчёркиваем, что  российские большевики (вариант «максималистов») не были исключительно русским явлением, но специфичность истории России наложила на их деятельность свою печать. Большевикам в России удалось удержать свою  власть на достаточно долгий срок. Мало того, они помогали коммунистам (тоже максималистам) некоторых других стран сохранять свою власть (правда, не везде, и не всегда это удалось).
      Большевики, считавшие себя пролетарскими революционерами, прекрасно понимали, что включившись в революционный процесс в России начала ХХ – го века, вынуждены осуществлять функции  буржуазных революционеров. Россия по марксистской теории непосредственно стояла перед буржуазной революцией. Социалистическая революция должна была бы произойти сначала на Западе. Если бы рабочим социалистическим и социал-демократическим   партиям там (на Западе) удалось взять власть, (а они, в принципе были близки к этому)  то, вероятно, не  было бы и  1 – ой мировой войны или бы она оказалась бы единственной Мировой (войной). Кстати, не было бы и условий для зарождения фашизма. Но рабочий класс Запада пошёл на компромисс: согласился продавать свою рабочую силу на более выгодных условиях. Он (рабочий класс) Европы оказался тоже основательно заражён духом капитализма, который был описан Максом Вебером, неявным оппонентом Карла Маркса, в книге «Протестантская этика и дух капитализма». Теперь можно предположить, что дух капитализма включает в себя и крайние формы национализма, из которых вырастает при определённых условиях фашизм.   
   
    В это же время этос российской народной культуры обнаружил близость к этосу марксистского учения о социализме и коммунизме. Этос – совокупность нравственно-моральных ценностей и норм (правил поведения), определяемая  достигнутым уровнем развития материальной и духовной культуры в социуме.  Этос и культура (материальная и духовная) взаимосвязаны, но обладают относительной самостоятельностью.
     Этика протестантизма – это и есть зрелый буржуазный этос по Веберу. Он определил большую степень прагматичности поведения рабочего класса Запада. В тоже время в этосе трудящейся массы России присутствовало больше элементов простого общества (этики простого общества, т.е. этики первобытного коммунизма) и мифолого-религиозных  элементов.      
     К сожалению, факту мифолого-религиозного восприятия идей социальной справедливости, идей социализма  большевики (ортодоксальные марксисты) не придали особого значения. Хотя только этим можно объяснить, то, что народные массы России,  в конечном итоге, поддержали в гражданской войне, не русскую буржуазию и помещиков, а большевиков.
     С точки зрения теории классического научного социализма, зрелости его материальных предпосылок в ХХ веке на Западе  было  больше,  нежели в России и в Китае. Однако произошло то, что произошло: у власти в этих странах оказались сторонники социализма. 
     Придя к власти, большевики с этосом народной культуры с её религиозными элементами не очень считались. Не всегда соблюдались нормы закона о свободе совести. И это была, мы полагаем, серьёзная ошибка. Разрыв научного и образного (мифологического) восприятия идей социальной справедливости, то чего добились власти в Советском Союзе сыграл злую шутку. Принятие и понятие социализма/коммунизма на научном уровне в полной мере оказалось не под силу даже многим образованным людям, даже новым поколениям политических лидеров в Советском Союзе. В этом отношении весьма показательно признание Андропова: : «Мы ещё не изучили в должной степени то общество, в котором живём и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические. Поэтому порой вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок…».   
     Трудящиеся массы постепенно утратили или почти утратили дух этоса народной культуры,  из-за присутствующих в нём мифо-религиозных элементов (они же официально третировались как иллюзии), а научным пониманием и принятием  социализма\коммунизма  овладеть удавалось немногим. Ослабление духа этоса народной культуры обезоружило граждан Советского Союза перед «холодной», т.е. идеологической  ментальной войной. В этой войне важную роль сыграли нравственно-моральные проблемы.   
     В советской практике часто моральные проблемы сводились к семейно-бытовым отношениям. Эти отношения очень важны, но значимость морального фактора гораздо шире. Моральный фактор – важнейший, если не самый главный параметр прочности социума и социальных качеств личности (личность тоже социум). СССР проиграл холодную идеологическую войну потому, что  в результате целого ряда ошибок   политического руководства страны и в экономической, и в политической, и духовной областях,  народы Советского Союза «духом» своим сравнялись с  рабочими Запада начала ХХ века. Не абсолютно, конечно, но, подравнялись. В конце концов, согласились на капитализм лишь бы платили больше и в магазинах было полно товаров. Произошла не только массовая государственная измена в верхах, но и  коллективный отказ от своего первородства за чечевичную похлёбку в низах. То международное образование, которое  называлось «социалистической системой», т.е. прежде всего система  «социалистических стран» Восточной Европы и Советского Союза распалось. Это было воспринято как окончательное поражение идей социализма/коммунизма и даже как «конец истории».
     Но это не так. Социализм/коммунизм/ реальный гуманизм или идея социальной справедливости не является изобретением Маркса, она возникла вместе с человеческим родом. Она (во всех общественных формациях присутствуют её элементы) реализовывалась всегда  и будет реализовываться в таких масштабах, которым будет  благоприятствовать складывающийся объективно этос или дух социализма/коммунизма и в котором дух капитализма будет «снят».
     Этос социальной справедливости существовал в простом обществе, использование принципов коллективизма позволило человеку выделиться из животного мира. А первой теоретической формой освоения и передачи социального опыта является мифология. Поэтому   идеи социализма/коммунизма/реального гуманизма массам воспринимать проще в мифолого-религиозной форме.
     Индивидуально трудящимся необходимо было пройти путь развития своего социального мышления: от мифолого-религиозной формы (ступени) к научной. Но и это не означает вытеснение образной (мифологической) формы восприятия человеком социума и мира и обращения к ней даже в самой науке. Сама наука развивается благодаря вызовам мифологического мышления.
      И здесь мы вспоминаем замечательного человека и большого друга СССР Хьюлетт Джонсона ( британский религиозный и общественный деятель, доктор теологии, христианский социалист). Он в частности отмечал:«Коммунизм бросает вызов христианам… … Я лично убеждён, что синтез этих двух, антагонистических лишь по видимости, а не по существу образов мышления и укладов жизни возможен и что в конечном итоге он принесёт счастье человечеству.» Сейчас в своих комментариях многие граждане, жившие в Советском Союзе отмечают, что  в атеистическом Советском Союзе они были ближе к Богу, чем сейчас, когда даже принят закон об оскорблении чувств верующих. Россия мучительно переживает процесс «снятия» духа капитализма, который овладел ею.
       В КНР руководителями страны, которые продолжают провозглашать себя коммунистами и сторонниками социализма удаётся держать «дух капитализма» под определённым контролем и он пока работает на страну и на народ в целом. У нас этот «дух», который овладел страной как оккупант, разоряет её... 
     А мы будем всё равно продолжать надеяться и размышлять…


Рецензии
Оценка для рейтинга: понравилось
Уважаемый Игорь! Вам пишет Саша. Приятно общаться с таким умным человеком, как Вы. Я прочитал различное из Вашего творчества и вижу, что Вы за Россию, за возрождение СССР. Однако чрезвычайно возмутительно вот что. Предыдущую рецензию Вам написала некая "особа", к сожалению, оказавшаяся недостаточно умной, как выяснилось при общении с ней. Несмотря на то, что эта "особа" громогласно декларирует своё якобы "русофильство" - но умных русских людей она явно не уважает. Кого же она в таком случае, любопытно узнать - "уважает"? Умных папуасов? Глупых американцев? Или возможно, более умных постамериканцев из будущих Разъединённых Штатов: разъединённых техасцев, калифорнийцев, вермонтцев (Солженицынские места), южнодакотцев, северодакотцев и др.? Это так, к слову. Я, в общем, пишу Вам также и вот с какой целью, кроме того, что хочу выразить восхищение Вашим творчеством. Убедительно потребуйте от этой "особы"-"рецензентки" - чтобы она немедленно удалила идиотские так называемые "комментарии" после рецензии вот такой: http://proza.ru/rec.html?2021/11/03/531 . Пожалуйста, удалите ту бредовую мерзость, которая ни с того ни с сего появилась там в комментариях, в которой какие-то больные пытаются тупо гадить по поводу моего псевдонима. И сделайте так, чтобы ни там, ни где бы то ни было ещё - не появлялось идиотской мерзости, оскорбляющей умных, порядочных авторов. Среди которых и я, и другие. То есть однозначно нужно удалить вон, выбросить на мусорную свалку, на помойку, где им и место - бредово-тупые, не представляющие ни малейшей литературной "ценности", никому не нужные, зато вполне русофобские и античеловеческие так называемые "комментарии", глупо оскорбляющие мой псевдоним, что нарушает здоровье и душевное равновесие моей четырёхлетней дочки Маргариточки, моей жены Лены, и, разумеется, лично моё душевное равновесие и здоровье.
Я также надеюсь, что мы с Вами будем общаться. Что Вы скажете о идеях моего эссе:
http://proza.ru/2021/07/21/224 ? Про мой ярко антизападный роман, про мой сюжет - «Ты не была в Париже».
А также. Вы - учитель. По математике? По физике? По литературе? А с квантовой механикой Вы знакомы?
http://proza.ru/2021/11/02/460
Здесь на фотографии моя дочка Маргариточка, когда ей было полгода, и моя книжка по квантовой механике.
Кстати - со 104-й годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции!
http://proza.ru/2021/11/07/66

Принц Андромеды   07.11.2021 07:09     Заявить о нарушении
Почему же вы не отвечаете? Ведь вы появлялись в списке читателей на моей странице.

Принц Андромеды   07.11.2021 10:18   Заявить о нарушении
Саша, я весьма пожилой человек с весьма больными глазами. Долго сидеть за компьютером мне противопоказано. Поэтому извини, что сразу ответить не смог. Сценарий или наброски сценария к фильму мне показались интересными. Но, сразу скажу, я не кинематографист. Не профессионал. Мы ведь в большинстве своём на прозе. ру. и стихи. ру. не профессионалы, а любители. Литература для нас хобби, кто-то может нас называть графоманами. Но мы ни у кого ничего не отнимаем. Интернет стал такой коллективной "кухней". Мы со своим соавтором не претендуем на истину или совершенство. Критические замечания если они дельны принимаем. Если же кто-то пытается заменить замечания оскорблениями, мы на них не реагируем, мы их не принимаем в расчёт. И часто авторы оных спохватываются: сами себя разоблачили. Мы расчитываем на диалог с культурными и образованными людьми... К сожалению, в квантовой механике не разбираюсь. Но то, что я слышал о ней даёт мне основание утверждать: что за этим разделом физики будущее развития всего человеческого знания и культуры, если человечество не угробит себя... Желаю вам и вашим близким здоровья, благополучия и творческих успехов. С уважением И.Е.

Игорь Ерошенко   07.11.2021 16:10   Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь. Но как удалить их негодные комментарии?

Принц Андромеды   07.11.2021 16:12   Заявить о нарушении
Саша! Просто, если замечания на вашей странице, то вы их должны удалить легко, спросите у разбирающихся в компьютерах. Если не на вашей странице на принимайте это на ваш счёт и дочку убедите. Это они не о вас. Это они о себе. С уважением, И.Е.

Игорь Ерошенко   08.11.2021 09:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.