Ария. Шестой альбом. Ночь короче дня. 1995

Ария… С итальянского – «воздух».  А также: «вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы, оперетты, оратории или кантаты» («Википедия»).

Хм… Спасибо. Но это не то, что нам нужно сегодня. Мы интересуемся другой «Арией»…

«Следуй за мно-о-о-о-о-о-ой!!!». Да, именно этой. И мы последуем за этой группой, за этим вокалом… Только вперёд и вперёд…


Рок-группа «Ария» (СССР, Россия, 1985 – по наши дни).

Шестой альбом «Ночь короче дня» (1995).


Эх… Жалко, конечно, расставаться с пятым диском «Кровь за кровь», ибо – это шедевр, но нужно идти дальше. Однако отмечу, что и 20 прослушиваний мне было мало. Я и пел все песни, и учил их наизусть, и тянул «Следуй за мно-о-о-о-о-о-ой!!!» даже, когда ездил на велосипеде, без наушников, ну, и самой записи под боком. А главное – я сделал паузу на несколько дней, чтобы отойти от диска, но потом, всё равно захотел его послушать. Вот она – настоящая мощь и сила «Арии»! Что ж… Скажем альбому ещё раз спасибо (БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!) и положим его обратно на полку. До следующего прослушивания, «Кровь за кровь!». Ты – шедевр! Знай это… Ну, а мы идём дальше…

Дальше мы лишь на минуточку заглянем в прошлое, так как я не сторонник копошения в «грязном белье». Лучше трогать и снимать женское, чистое, хи-хи! (Кхе-кхе, извините. «Голодный» период старого холостяка - даёт о себе знать. Надо будет найти себе любовницу)... Ну, не сошлись ребята и не сошлись, что ж тут поделать. Музыканты – народ сложный, местами нервный, с большим количеством разногласий. Но творчески одарённый, и потому – не от мира сего. Всё в порядке вещей…   

Итак, конец XX-го века. Самое начало «шальных» 90-х. 1991-1995… Развал большой страны, массовые увольнения, сокращения, безработица, хаос, разруха, митинги, протесты, торговля всем, чем попало, криминал, заказные убийства, малолетняя проституция, мелкие хулиганства, зарождающееся частное право, крупное воровство, грабёж, делёж, взятки, частые квартирные кражи, рэкет, банды, вымогательство… Холодный ветер перемен…

«Как же так? Видишь, друг, 
Мы уже почти одни.
Тот же мир, только уже круг,
И ещё короче дни.

По земле и небу, по воде и хлебу
С каждой ночью ближе
Поступь четырех коней.
Не танцуй на крыше -
Ветер все сильней…».

«Машина Времени».

Тут не то, что металл, хард-рок, блюз, рок-н-ролл слушать, тут бы понять, как выжить. Как быть? Кем стать? Что делать? Как поднимать маленьких детей? Как не дать ИМ «упасть»? Как уберечь от жестокой реальности, чтобы они не связались с нехорошими людьми, видя в этом решение всех своих проблем?.. Да, это было ещё «ТО» времечко… Какой тут металл…

Но «Ария» не виновата. Став жертвой неудачных обстоятельств, ребята, конечно же, пытались исправить ситуацию, да только времена для этого выбрали не те. А ведь, если мы не можем ничего изменить, то в наших силах поменять ко всему этому своё отношение. Не нужен металл? Хорошо. Сыграем, споём что-нибудь другое… Однако подобное всегда приводит к расколу команды… Не без этого…

Пока одни думали про западные гастроли, попытку сохранения своего лица, другие искали различные подработки, общались со старыми недругами («Ария» и «Мастер»), «зарывали топор войны» (к чему он теперь? Мол, как раньше было? Это ваши песни, а это наши. Не пойте то, и то. Сейчас же – всё по-другому), разрабатывали новые музыкальные проекты, ища, чем же можно заменить металл, ну, и пытались записать новые хиты, стараясь не терять свою былую силу, «лицо» и стиль, в надежде, что когда-нибудь русский тяжёлый рок вновь понадобится людям (тогда же было не до него. Народ спасали латиноамериканские мелодраматические сериалы, «Просто Мария», «Санта-Барбара», группы «Кар-Мэн», «Технология», «Мираж»… Различные американские кинофильмы, боевики… Эротика… “Playboy”, “Penthouse”… Видик, видеопрокаты…).

Вот так всё и было. Так стоит ли удивляться, что Валерий Кипелов помогал группе «Мастер», помирившись с ними, а позже пытался создать хоть какие-нибудь музыкальные проекты, пока «Ария» «спала», исполняя вместе с Сергеем Мавриным то “Slade”, то “Creedence Clearwater Revival” (кстати, на Youtube есть кусочки их выступлений. Ради интереса можете послушать. По мне, так не особо. Да, Валера поёт, но его серьёзность, драматичность и мрачность не совсем подходят для таких песен. Не хватало задора, «огня» в глазах. Видно было, что ребята просто в поиске. Не его это. Да и время позже покажет, что Кипелов драматичный рок-вокалист, а не шоумен для развлечения)…

Но «Ария» «не спала»…

Подумав, что Кипелову интересны теперь другие люди, иные проекты, Владимир Холстинин, как основатель и лидер группы «Ария», вместе со своим другом бас-гитаристом и композитором Виталием Дубининым решил найти ему замену… Ну, а так как «свято место – пусто не бывает», то вот вам - второй голос в металлической группе. Алексей Булгаков из коллектива «Легион»! Так как существуют демо-записи с его голосом, то давайте внимательно послушаем человека, оказавшегося временно в самой «Арии».

Почему демо-записи, а не полноценный альбом? Потому, что продюсеры, звукоинженеры и прочие товарищи испугались. И напрасно. Здесь я «увидел» чистую «теорему» из учебника геометрии. Мол, из серии «Что и требовалось доказать»… Да, уважаемые. Валера не единственный, кто может подобные тексты петь. Алексей показал мощь, силу, а главное мне понравилось, как он тянул гласные. Голос у него хороший. И это был «звоночек», «камень» в сторону «огорода» Кипелова… А продюсеры, «шишки» испугались ещё и потому, что могла возникнуть новая глава «Арии». Глава, в которой пришлось бы переделывать все старые хиты. Мол, пел Валера, теперь его нет, ну, и за дело возьмётся другой товарищ, у которого всё это может получиться... И я считаю, что это глупости, что отвергли певца только из-за того, что он, якобы, хуже спел. Чушь. Я обладаю слухом и голосом (у меня баритон с элементами высоких нот) и слышу, когда красиво поют, выразительно и с душой, а когда с трудом, натяжно, выжимая из себя последнее, так как «дыхалки» не хватает. Ни «дыхалки», ни нужных пауз нет и повсюду слышно, как человек с трудом дышит (берёт ноты с трудом, забывая нормально дышать). Я всё это знаю и понимаю (выступал в школьном хоре, брал уроки вокала у одного преподавателя, который также обучал учеников игре на фортепьяно, пел в школьной рок-группе, в качестве второго вокалиста, выступал в кафе на вечерах «Открытого микрофона»), и потому заявляю прямо - АЛЕКСЕЙ БУЛГАКОВ МОГ ЗАПИСАТЬ С «АРИЕЙ» ШЕСТОЙ АЛЬБОМ «НОЧЬ КОРОЧЕ ДНЯ»!!! Мог!!! Его голос прекрасно подходил к этой команде. Но так как, на тот момент, коллектив боялся смелых экспериментов, не желая писать большую новую главу о себе, то всеми правдами и неправдами попытались вернуть Валеру. Что им и удалось. А ведь мог получиться интересный «выстрел». Но… Лёше не дали такую возможность. А зря. Я бы послушал.

Вернули Валеру, ушёл Маврин… Про этого гитариста я уже писал. Тут всем было понятно, что он рано или поздно «сделает ноги», так как искал чего-то ещё. В тех же аккордах “Slade”, “CCR”. ОН слишком незаурядный гитарист, чтобы всё время играть металл. Это было видно, это чувствовалось, к этому всё и шло. К тому же, у него всегда была параллельно своя группа. И неважно, что он нечасто репетировал и играл в ней. Она была его отдушиной, «домом», куда он всегда возвращался. Так вышло и теперь (он и в будущем уйдёт из группы «Кипелов», так как свой коллектив - ближе).

«Свято место…». Да мы поняли! «Имя, сестра! Скажи имя!» («Д’Артаньян и три мушкетёра»). И имя нового гитариста таково – Сергей Терентьев! Одного Сергея поменяли на другого. И что же получили? А ничего особенного! Как сказал об этом в своё время лидер “Iron Maiden” Стив Харрис, мол, найти хорошего гитариста – не проблема. Проблема удержать и не потерять харизматичного певца, и фронтмена. И он, по сути, прав… Но мы похлопаем тому факту, что в «Арии» появился новый товарищ. Серёжа, добро пожаловать! Можешь «пилить». И, пожалуйста, от души. Марку-то держать надо. Всё-таки, группе уже 10 лет (1985-1995)

На этом со вступлением всё. Теперь настала пора послушать три раза этот шестой альбом, под названием «Ночь короче дня». И теперь уже сравнить с теми демо-записями с Булгаковым, которые группа записала ранее. Не с целью выявить, мол, кто же из них лучше, круче, сильнее (нет, Бог с вами!), а показать, что Валера – не единственный, кто может красиво и артистично вести команду. А командой, как известно, управляет капитан. А им ведь может быть кто-угодно. Даже тот же Холст (Владимир Холстинин). Хитрый смайлик и намёк. Ну, вы поняли…

«Ночь короче дня» (1995).

«В краю древних предков я рос чужаком и не чтил ни святых, ни чертей.
Я шёл против ветра, я шёл напролом в мир нездешних и вольных людей,
Но я не был никогда рабом иллюзий!».

Вау… Идеальная песня для вступления. Зачёт. Поглядим, что же там ещё есть…

 
1. «Рабство иллюзий» (Дубинин, Холстинин). "Slavery of illusions" - 5:51
2. "Паранойя" (Дубинин). "Paranoia" - 4:59
3. «Ангельская пыль» (Дубинин, Холстинин). "Angel dust" - 6:00
4. «Уходи и не возвращайся» (Дубинин). "Leave and don't return" - 3:51
5. «Король дороги» (Дубинин, Холстинин). "King of the road" - 4:17
6. «Возьми моё сердце» (Кипелов, Маврин, Дубинин, Холстинин). "Take my heart" - 4:06
7. «Зверь» (Кипелов, Дубинин, Холстинин). "Beast" - 3:44
8. "Дух войны" (Дубинин). "Spirit of war" - 4:58
9. «Ночь короче дня» (Дубинин, Холстинин). "Night is shorter than day" - 7:14

Примерное звучание альбома: 45 минут.

Слова всех песен: Маргарита Пушкина.

Состав:

Валерий Кипелов — вокал.
Владимир Холстинин — гитара.
Сергей Терентьев — гитара.
Виталий Дубинин — бас-гитара, бэк-вокал.
Александр Манякин — ударные.

Сергей Маврин — соло-гитара (2), акустическая гитара (3, 6).[2]
Александр Мясников — клавишные.
Запись студии «АРИЯ Records», при содействии “Moroz Records”.
Звукоинженеры — Владимир Холстинин и Виталий Дубинин.

И так далее… Спасибо, «Вики»! Как надоешь, так перейду на официальный сайт самой «Арии». Но, так как я не сильно любопытный, то, пока останусь с тобой…

Итак, что же мы тут видим?..

1. У группы странная обложка! Во, как! Сразу? Конечно! А вы думали, мол, Лёша будет про состав говорить. Ан, нет!.. Обложка эта, с одной стороны, эпическая, а с другой… Эротика хороша в подростковый период, мол, леди-вамп и всё такое (сам любил подобное, не отрицаю), но Смерть с косой должна приходить к приговорённому узнику в чёрной мантии! С капюшоном! И никак иначе! Тогда бы всё выглядело правильным. И она сама, и её песочные часы в руках. А тут… Переборщил художник, переборщил…
2. Несмотря на то, что слушал я диск пять раз, а не три, как предполагалось установленными правилами, он не пробрал меня так, как «Кровь за кровь». Уж, простите.
3. Сейчас, в отличие от прошлых разов, мне не сильно понравился слишком хриплый вокал Валеры, странно записанные партии ударных (а ведь это стучал Манякин! Но он не виноват в том, как его записали) и не «цепанули» 2 песни из 9 – «Зверь» и «Король дороги». Тем не менее, это означает, что сам альбом прошёл проверку временем, потому, что песни сильные, но, вот, всё вышеперечисленное… Оставило небольшой и горький осадок. Особенно после «Кровь за кровь» (о, да, это ШЕДЕВР).
4. Вдобавок, тут не хочется начинать большую курсовую работу и читать различные истории, как это было с предыдущим альбомом (о, я так зачитался, что, прямо, «улетел»! Королевский британский полк Норфолк, Библия, Понтий Пилат, Антихрист, зомби, рассказ о байкере, попавшем в аварию – «Не хочешь – не верь мне!»). И это также удручает…
5. Да, это так. Я увидел, что мне, здесь и сейчас, не близки темы наркотиков, суицида, несчастной любви, а по сему, я слушал сей диск больше из уважения к группе. Группе, которую я люблю и уважаю с 1998-го года ( с 17-ти лет. Вот тогда, кстати, я сильнее воспринял песни «Ангельская пыль», «Возьми моё сердце», «Уходи и не возвращайся!», «Паранойя», «Рабство иллюзий», видя в них силу, мощь, описывающую всё то, что было в «шальных 90-х». Ведь мне довелось увидеть, как из-за несчастной любви повесился в доме, где я жил, один из моих одноклассников. Как другого сбил поезд, так как он шёл в наушниках и ничего не слышал. Как малолетние девушки торговали собой на улице. Как… Ай! Да много чего видел!.. И именно поэтому, хотелось бы оставить это там – в прошлом…).
6. Что ещё?.. Есть приглашённый клавишник. Но, признаться честно, он сильно уступал Кириллу Покровскому с первых альбомов «Арии» и последующего участника группы «Мастер». Однако «галочку» поставить можем.
7. Можем, потому, что сама «Ночь короче дня» - это, безусловно, эпика! Вне всяких сомнений! Но тут снова хочется провести сравнение и некую параллель с британской «Железной Девой» (то есть, с “Iron Maiden”). А именно с “Hallowed be Thy Name” («Да святится Имя Твоё») – «золотой» и также эпической вещью группы. С рассказом об узнике, дожидающемся своей казни в пять утра!!!.. И вот и верь после этого, что Холстинин и Ко не думали об этом. Думали! Ещё как думали. И мы, как водится, кинем слегка «камешек» в их «огород». Британцы ведь сами сочинили эту вещь. А вы вновь пригласили поэтессу Маргариту Пушкину. Ай-яй-яй. Не устану это повторять. Могу даже свои наработки показать, подчеркнув, что рок-музыкант – ДОЛЖЕН САМ ОБЛАДАТЬ СИЛЬНЫМ СЛОВОМ. Своим, сильным словом. И не использовать приглашённых поэтов. По мне бы это било, если честно. Вон, Андрей Макаревич каким сильным словом обладает. Потому, что пишет всю жизнь. Пишет, меняется, растёт. А «Ария»? «Маргарита, сударыня, принесите нам по три варианта текста на тему наркотиков. Спасибо. Вы весьма любезны». Тьфу!.. Но люблю их, чертя… Впрочем, я это уже не раз говорил. Топаем дальше…
8. Так как я хорошо помнил все хиты, что есть на этом альбоме, то и неожиданных открытий здесь не предвиделось. Или же… «Дух войны»… Хм… Бунтарская вещь. Кипелов сказал, что она про «Чапаева» и про «Неуловимых мстителей», но я ему не сильно верю. Что-то тут явно чувствуется другое. Однако песня своё дело сделала. Я не обращал раньше на неё внимание, а значит… «Дух войны»! Будем знакомы! Алекс!..

«Вновь и вновь я вижу сон: кровью залит горизонт
И земля в огне на много миль.
Шесть минут до часа "X", небо скоро рухнет вниз,
Ветер всех развеет, словно, пыль.
Время убивать, время наступать, время наступать и побеждать!

Дух войны скалится из тьмы, входит в наши сны
Дух войны и мы ему верны!
Вот и всё, мир объят огнём, но не стихнет гром!
Дух войны, он требует ещё, ещё!

Разрушение - это страсть, всё равно какая власть,
Власть всегда пила чужую кровь.
И когда наступит крах, солнце вспыхнет на штыках
И толпу на смерть погонит вновь.
Время убивать, время наступать, время наступать и побеждать!

Дух войны скалится из тьмы, входит в наши сны
Дух войны и мы ему верны!
Вот и всё, мир объят огнём, но не стихнет гром!
Дух войны, он требует ещё, ещё!

Время убивать, время наступать, время наступать и побеждать!

Дух войны скалится из тьмы, входит в наши сны
Дух войны и мы ему верны.
Вот и всё, мир объят огнём, но не стихнет гром!
Дух войны, он требует ещё, ещё!
Дух войны!»…


Вау… Какое здесь обалденное соло на гитаре. «Перекличка» супер! Сергей Терентьев! Ещё раз – добро пожаловать в команду!!!..



Ну, вот, вроде бы, всё. Теперь можно подводить итоги…

У группы был второй большой раскол, в котором «Ария» потеряла Маврина, но смогла вернуть Валеру, что, несомненно, плюс, ибо его голос все знали и любили с первого альбома. Э-э, старые поклонники. Плюс подрастали новые, кому творчество данной команды пришлось по душе (это, к примеру, мои друзья - школьные музыканты. Я им показывал «Машину Времени», “The Beatles”, “Dire Straits”, “Deep Purple”, а они мне – «Арию», “Iron Maiden”, Ингви Мальмстина и других).

Пауза между дисками, конечно, была слишком большой, но таковы были «шальные 90-е». Тут нужно было выживать. И Холстинину с Дубининым тут можно поставить плюс.

Кстати, раскол я бы ещё связал с тем, что Валере не дают нормально писать музыку, но раз пока он вернулся, то, значит, что всё устраивает. Хотя на диске нет ни одной его вещи. Всё написано в соавторстве с кем-то… Это не совсем то, что хочется видеть от этого певца, и будущее это покажет, но, в отличие от четвёртого «Игры с огнём», к которому парня «не допустили» (э-э, к сочинительству, не нашлось места), тут ещё поступили по-дружески. Есть две совместные вещи – «Возьми моё сердце» и «Зверь». Которые, кстати говоря, записаны на одну мелодию, но сыгранны по-разному, и в разных ритмах…

А я бы мог этого и не говорить, так как вторую песню это не спасло – меня она не зацепила. А чисто энциклопедическими данными я не занимаюсь. Почему? Потому, что всегда помните о том, что вы - не серая, безликая масса, способная лишь кушать на диване и критиковать всех подряд. Старайтесь пропускать через себя то, что видите, слышите, учитесь сравнивать с чем-нибудь, представьте себя на месте главного героя и покажите, как поступили бы вы. Ну, а также путешествуйте, читайте художественную литературу и развивайтесь. Вот!.. Мне песня «Зверь» показалась холодной, «проходной», не обладающей сильной мощью и совсем мне не близкой. Зато «Бесы», «Зомби» - это ШЕДЕВР! Опять я вспомнил «Кровь за кровь». Когда же он выветрится из головы…


Гитарист Сергей Терентьев – хорош. Такого можно оставить в группе. Да он и сам не прочь побыть ещё какое-то время в «Арии». Хоть Серёга не написал ни одной вещи к этому альбому, но нам кажется, что этот малый ещё себя проявит. Проявит, а там, мало ли, вдруг ещё один незаурядный гитарист получится, который захочет свою группу, сольную карьеру. Так и рождается «Арийская семейка» (вновь хитрый смайлик).

Барабанщик тот же – Александр Манякин, но запись его трудов – ну-у-у-у, скажем мягко, оставляет желать лучшего. Если сравнить с грамматикой русского языка, то вместо твёрдой «Д» всё время слышится «Т». А это сильно бьёт по ушам, когда вы слушаете все альбомы подряд по три и даже по пять раз. Уж, простите…

Валера Кипелов… Хрипотца с харизмой и представительным, артистичным вокалом – дело дорогое, бесспорно, но когда начнётся следующий альбом, то… Его сильный, здоровый голос «бросится в глаза», уж, поверьте мне. И чёткий, с ума сводящий барабан, там тоже будет присутствовать… О, да… Я помню. Была у меня такая кассета…

Но я всё равно люблю этот «Ночь короче зла» за его сильные песни. И, несмотря на то, как он записан, через несколько лет прослушаю его вновь. Возможно, не с таким воодушевлением, как «Кровь за кровь» (о, боги, не дайте мне его включить в 31-й раз!!! Надо же меру знать. И попытаться успокоиться), но, тем не менее, послушаю. В знак уважения легендарной советско-российской рок-команде.


На этом всё.

Продолжение следует…


Благодарю за внимание!


Алекс Джей Лайт.

P.S. Работа получилась короче, так как и вдохновение было слабее. И, к сожалению, не хотелось ни про что читать. Вот такие «пироги» бывают у нас в «пекарне»…


Рецензии