Умерших прощать легко

Анна зашла в подъезд, следом за ней незнакомый мужчина. Чувство тревоги заставило Анну оглянуться. Мужчина, зло улыбаясь, спросил:
- Пенсию получила?
- Нет, только через месяц получу. Перед выборами раньше дали пенсию на две недели, - Анна в ужасе нащупывала в кармане связку ключей, чтобы отбиваться от грабителя. Ключи цеплялись за подкладку и не вытаскивались.
- Хм! - усмехнулся мужчина и исчез.

Анна проснулась в холодном поту: «Присниться же! Какая пенсия? До пенсии ещё как до луны пешком». Но сон не отпускал её, она осознала, что мужчина во сне был вовсе и не незнакомцем, а муж Анны.

С мужем Анна прожила двадцать пять лет. Вот именно с мужем, а не замужем. Отношения их разладились уже давно. О первой измене Анна узнала, когда дочери было лет десять. Тогда был большой скандал, Анна собрала вещи и ушла к маме. Через неделю муж пришёл к Анне на работу:
- Возвращайся! Дочь должна расти с отцом. Ты сама знаешь, я люблю дочь. Как ты её одна растить будешь? Не хочешь меня прощать, не прощай. Будем жить как соседи, только дочери необязательно этого знать.

И Анна, подумав, согласилась с мужем. Для всех они были дружной семьёй — они ездили в отпуск вместе, ходили на праздники дочери вместе. Иногда и сами верили, что у них семья. Но только личная жизнь у каждого была своя. У Анны она состояла из заботы о дочери, а муж время от времени заводил новую любовницу. Анна это чувствовала и, не из ревности, а из женского любопытства узнавала, к кому бегает её муж.

Её забавляло, когда очередная девица пыталась «открыть глаза» Анны на мужа, подсовывая губную помаду в карман мужа или вовсе рассказывала, что муж Анну не любит.
Обычно Анна сообщала о таких «вылазках» девиц мужу, и он их бросал.

Месяц назад дочь вышла замуж. Молодые уехали жить в отдельную квартиру. И теперь, когда Анна осталась совсем одна, она задумалась, а надо ли продолжать жить с «соседом». Теперь ещё и сон непонятный приснился.

Муж не ночевал дома, опять появилась любовница. Анна приготовила себе завтрак, хлопнула входная дверь.
- Завтракаешь? Мне с тобой нужно поговорить. Я хочу развода, - начал разговор муж.
- Так я давно хотела с тобой развестись. Ты же не хотел.
- Теперь я по-настоящему влюбился. Я уйду к ней жить, квартиру тебе оставлю.
- Спасибо, за благородство. А если не поживётся с новой женой, обратно вернёшься?
- Поживётся, я её люблю.

Муж собирал вещи, Анна ему помогала. Когда муж уже открывал двери, Анна спросила:
- Скажи хоть, кто твоя любовь?
- Мария. Помнишь, у нас бухгалтером работала.

Анна потеряла дар речи, муж захлопнул дверь. Анна в недоумении зашла в комнату, легла на диван и заплакала в подушку: «Ну ладно бы к молодой ушёл, а то ведь она лет на пятнадцать старше его. Уже на пенсии. Вот и сон в руку».
Анна плакала, ей было обидно. Обидно, что муж променял её на старуху. Обидно, что двадцать пять лет прожито зря, без любви, без настоящих радостей. Где-то в глубине души, она всё это время надеялась, что муж любит её и заживут они счастливо. Не случилось! Теперь Анна не знала, как жить дальше. Другой мужчина ей не нужен.

Муж ушёл, как жить дальше? Неделю ходила Анна на работу, никому не показывала своего горя. Знает она их, начнут перемалывать новость. Но поделиться с кем-то хотелось. Подружек закадычных давно уже нет. А те что есть, живут счастливо с мужьями, не понять им её горя. Так бы, наверно, никому и не рассказала.

Вечером звонок, незнакомый номер.
- Привет, Аня, не узнала? Лиза, твоя школьная подруга. Мне твой номер Танька дала. Я приехала на неделю к родителям. Давай встретимся в каком-нибудь кабаке, как в молодости. Или муж не отпустит?
- Привет. Здорово, что ты позвонила. Муж отпустит. Только давай в тихом кафе. Мне поговорить надо, - обрадовалась Анна. «Вот с Лизой и поделюсь своим горем. Неделю она потерпит, не расскажет никому, а потом уедет», - подумала она.

Лизу было не узнать — килограмм пятьдесят лишнего веса, коротко подстриженные волосы фиолетового цвета и яркий макияж.
- Лиза-а-а, - не удержалась Анна от проявления эмоций.
- Ты про мою тушку? Стрессы заедаю, привычка такая. Ну и гормональный сбой. Это я для всех такое оправдание нашла. Ну, тебе-то можно не врать — жру, - засмеялась Лиза. Она всегда была оптимисткой.

Рассказав о своей жизни, Лиза спросила:
- Ну теперь ты рассказывай о своей. Насколько я помню у вас нынче серебряная свадьба?
- А не будет свадьбы. Ушёл он от меня, - Анна рассказала подружке и о новой жене её мужа, и прежней жизни соседями с мужем.
- Ну ты, подруга, даёшь! Гнать надо было его ещё тогда, после первого его загула. Нашла бы уже себе другого мужика, положительного, любящего.
- Да дело в том, что другого-то мужика мне не надо. Однолюбка я.
- Тогда давай бороться за этого. Пойдём морду набьём этой бабке, чтоб не повадно было мужей уводить. Или нет, давай напакостим — дверь в квартиру ей чем-нибудь измажем, а ему колёса на машине проколем и на капоте неприличное слово напишем.
- Ну да, или позвоним в дверь и убежим, - смеялась Анна, умела Лиза её развеселить.
- Понимаешь, что-то всё равно надо предпринять. Только стресс не заедай, а то разбарабанит, как меня. Тебе надо познакомиться с другим мужчиной. Давай, тебя зарегистрируем на сайте знакомств.
- Лиза-а-а, мне не нужен другой мужчина.
- Понятно. Может, всё-таки передумаешь? Была бы какая-то романтическая история, - закатила глаза Лиза.
- Только если ты похудеешь, - засмеялась Анна.
- Ну, тогда всё останется по-прежнему — я толстая, ты одинокая. Я надеюсь, ты вечерами не грустишь, не плачешь в подушку?
- Вот так и провожу вечера. Сейчас с тобой поговорила, уже легче стало. Давай закончим эту тему, - предложила Анна, и они стали вспоминать детство.

В воскресенье позвонила дочь:
- Мама, я сейчас папе звонила. Он что-то мямлил, сказал, что у него посадка в самолёт и отключился. Куда вы срочно поехали? Я же вчера с тобой разговаривала, ты мне о поездке ни слова не сказала. Или он один куда-то полетел?
- Один. Нет, не один. По телефону всё не расскажешь. Приезжай. Если можешь, то одна, без мужа.

Через час дочь сидела на кухне у мамы и возмущалась:
- Как так, мама? Почему ты его не уговорила остаться?
- Как я его могла уговорить? Он полюбил другую, а на его чувства я повлиять не могу.
- Ну, напомнила бы, как вы были счастливы все эти годы.
«Ага, счастливы» - подумала Анна, а вслух сказала:
- А что бы изменилось? Он полюбил.
- Ну, это же предательство по отношению к тебе и ко мне.
- Тебя-то он как предал? Ты как была его любимая дочь, так и осталась. А я его люблю и желаю ему счастья, поэтому и отпустила легко, - слукавила Анна. - Ты не сердись на него. Он счастлив, ему там хорошо.
- Не сердись? Да я с ним поговорю, я этой тётке морду расцарапаю, - кричала в ярости дочь.
- Не сметь, - Анна стукнула ладонью по столу, так что чашки подпрыгнули и звякнули о блюдца. Дочь от удивления открыла рот и замерла, она никогда не видела мать такой решительной.
- Не сметь гадить отцу, - уже спокойнее сказала Анна. - Тебя он любит. Он счастлив. А я… А я люблю его.

- Ну тогда, давай тебя с кем-нибудь познакомим, - предложила дочь. - Только замуж не выходи. Твоего предательства я уже не переживу.
- Да что же вы все пытаетесь устроить мою жизнь? Сама разберусь.

- Кто, все? - заинтересованно спросила дочь.
- Да так, - махнула рукой Анна. - Лучше расскажи, как вы живёте. Рожать ещё не надумали?

За пять прошедших лет у Анны родились внук и внучка. Бабушка в выходные нянчилась с ними, в будни после работы занималась рукоделием, гуляла, встречалась с подружками.

Были и ухажёры — Андрей и Алексей.
Андрей невысокий, лысый, деятельный, спортивного телосложения мужчина. Он не мог сидеть на месте, если в квартире что-то сломано, оторвано или капает. Всё отремонтирует, прибьёт и закрутит. Ещё у него много историй. Так много, что порой хотелось отдохнуть от них. Вот это его постоянная деятельность и болтовня, в конце концов, стали раздражать Анну.

Алексей высокий, про таких говорят, в теле, меланхоличный. Любил лежать на диване и есть конфеты. И с этим роман был недолгим.
Впрочем, с обоими дальше чаепития дело не пошло.

Тут мужчины ни при чём, это Анна где-то вычитала, что у бога времени нет. Всё происходит здесь и сейчас. Не то чтобы она была набожная, но наличие бога не отрицала. Поэтому и верила, что бывших мужей не бывает. А значит, она замужем и любой посторонний мужчина в её жизни это измена.

В среду неожиданно позвонил муж. Анна даже не сразу взяла трубку. Она настолько отвыкла от него, что удивилась так, будто, ей звонит инопланетянин.
- Привет, Аня. Мне с тобой поговорить надо. Давай где-нибудь встретимся. Можно в кафе в субботу.
- Здравствуй. Давай встретимся. Зачем в кафе, приходи домой.
- А я не помешаю? Хочется поговорить один на один.
- Не помешаешь, - засмеялась Анна. - Я одна живу.

В субботу муж пришёл с цветами и тортом.
- Ну, проходи. Будь как дома… - и осеклась Анна. Часть квартиры и так принадлежала мужу.
- Всё нормально, - грустно улыбнулся муж. - Я просто поговорить пришёл.

Анна накрыла стол, нарезала торт:
- Как живёшь? Какой-то ты уставший, похудевший. Не болеешь?
- Всё нормально, - сказал муж и замолчал. Видно было, что он не может начать важный разговор. Анна тоже молчала. В тишине они допили чай. Возникла неловкая ситуация, что дальше?
Анна убрала со стола:
- Пойдём в комнату, может, там решишься сказать, зачем пришёл.

Сев на диван, муж пригласил Анну сесть рядом. Он взял её руку и через минуту решился:
- Ты прости меня, пожалуйста. Всю жизнь тебе испортил. Если бы сразу отпустил тебя, может, счастливее ты была бы.
- Да, я тебя простили давно, ещё тогда, когда ты меня от мамы вернул, не спросив прощения, - улыбнулась Анна. - А насчёт счастливее бы жила, не факт. Я была счастлива с тобой.
- Ну как же? Действительно? И зла на меня не держишь? - удивлялся муж.
- Не переживай ты так. Всё нормально. Я и сейчас счастлива — у меня есть дочь, внуки, вот ты пришёл.
- Правда? Ты сняла с моей души тяжкий груз. А дочь обижена на меня, не разговаривает со мной и с внуками видится не даёт. Иногда издали наблюдаю, как они гуляют.
- Это её право. Но я с ней поговорю.
- Не надо, я сам ещё раз попробую. Спасибо тебе за всё. Пойду я.
Муж ушёл, Анна думала: «Что с ним такое? На себя непохож». Но ежедневные дела закрутили, она всё реже возвращалась к мыслям о бывшем муже.

Через месяц две женщины стояли у могилы — Анна и Мария.
- Последний год он сильно болел, - начала разговор Мария. - Никакое лечение не помогало.
- Он приходил ко мне, но словом не обмолвился о болезни. А я ведь спрашивала.
- Знаю, что приходил. Он приходил попрощаться и прощения попросить. К тебе ходил и к дочери. Дочь его не пустила и не простила. Ты поговори с ней, пусть простит, чтобы ему там было спокойней.
- Поговорю, конечно. Она простит, не переживай. Умерших прощать легко.


Рецензии
Здравствуйте, Елена Леонидовна!
Житейская история изложена вами просто, неприхотливо, искренне.
Поэтому и задевает за живое. Заставляет задуматься.
Анну нельзя не уважать за стойкость души и незлобливое терпение.
Фактически она всю жизнь собою жертвовала.
Но кто знает, было бы ей лучше по-другому? Скорее всего, нет, не было бы.
С уважением,

Элла Лякишева   27.11.2021 09:48     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв.

Елена Леонидовна Слинкина   27.11.2021 09:56   Заявить о нарушении