Дорогие мои учителя

Когда же ещё, как не сегодня, первого сентября, писать об учителях, конечно же, любимых. Да, не секрет, что у каждого из нас были всякие учителя, но помним-то мы только лучших. И благодарны им за то, чему они нас научили.

У меня было три таких учительницы. Французский язык мы изучали с третьего класса. Почему-то я сразу его полюбила. Каждый урок для меня был счастьем.

В пятом к нам пришла Елена Ивановна Лаптева. Она стала нашим классным руководителем. Молодая, красивая, задорная, только что закончившая Институт иностранных языков имени Мориса Тореза, она ворвалась к нам, подобно шаровой молнии: мы смотрели на неё, боясь пошевелиться.

В первый же месяц мы уже все знали наизусть и пели Марсельезу. Именно с тех пор я ее и помню, и всякий раз, когда звучит гимн Франции, подпеваю. Не мудрено, что она покорила нас и взяла в плен.

Школ с французским языком было мало, и вскоре в нашей женской школе появился мальчик. И Елена Ивановна, прежде говорившая нам, входя в класс: «Здравствуйте, девочки!», теперь добавляла: «и Пресс». Такая вот фамилия была у Володи.

Елена Ивановна пробыла с нами недолго — вышла замуж и куда-то уехала. Но память о себе оставила, как о самой яркой и харизматичной из всех учителей за всю мою школу.

Нина Фёдоровна Федечкина преподавала у нас химию. Пожалуй, она была самым строгим учителем опять же за все мои школьные годы.

Именно строгой — не злой. Она никогда не кричала на нас, не унижала. Она просто никогда не улыбалась. У неё был подход такой: учишься — учись! Если тебе трудно, помогу: объясню столько раз, сколько надо, чтобы было понятно. Но и ты не валяй дурака.

Она хотела, чтобы мы все знали ее предмет, как она сама. Я любила химию и очень уважала Нину Фёдоровну за то, что она так высоко поставила планку. Пятёрка по химии была у нас как подвиг, как орден. Я старалась изо всех сил, но высшую оценку заслуживала не всегда.

И всё же нам удалось увидеть, как Нина Фёдоровна улыбалась. Однажды она пришла к нам в класс проститься: выходит замуж и больше работать не будет, — муж против, видя, как она с головой уходит в работу. И мы пожелали ей счастья.

Третья учительница, оставившая след в моей судьбе, была классным руководителем все три последних года моей учёбы. Нина Васильевна Попова преподавала у нас русский язык и литературу. Она была всего на десяток лет старше нас и видела в каждом из нас личность.

С ней было интересно изучать литературу, писать сочинения, ходить по музеям и ездить по литературным местам. А в летние каникулы она организовала поход в Мелихово. Нина Васильевна поощряла и развивала в нас стремление к творчеству.

У неё был обычай: разбирая написанные сочинения, отмечать наиболее удачные и зачитывать их. Без ложной скромности могу сказать, что нередко озвучивались и мои сочинения.

Тем самым Нина Васильевна дала мне путёвку в мир литературы. И это с её благословения я получила филологическое образование.

После школы мы все разлетелись, кто куда: повыходили замуж и занялись детьми. Встретились уже очень взрослыми. Нина Васильевна захотела нас собрать, кого сможет. И так по цепочке мы разыскали тех, чьи адреса знали и кто жил в Измайлово.

К тому времени мой муж получил квартиру, как нам казалось, огромную, и собрались у нас. Тут только мы и узнали, что уже много лет жили с ней недалеко друг от друга.

Мы познакомились с дочкой Нины Васильевны Аней, зятем и с двумя её внуками. Через два-три месяца Аня родила третьего, а Нины Васильевны не стало. И тогда мы поняли, что собирала она нас не зря, а чтобы попрощаться.

И ещё поняли: мы были самым любимым её выпуском. И потому свой рассказ я посвящаю светлой памяти нашего Учителя и воспитателя — памяти Нины Васильевны Поповой.

1 сентября 2021 г.


Рецензии