О спасении или любовь и самопринуждение
или
(любовь и самопринуждение)
____________________________________________
Зачем Богу спасённые души? С определённой позиции этот
вопрос странный и даже не имеющий в себе смысла. Но
это с определённой и скорее всего с религиозно - ортодок-
сальной. И всё же он упрямо возникает, в сознании многих
людей, далеко не без основания.
В диалектическом подходе к теме спасения, вопросов сущес-
твует достаточно много и довольно острых, притом проти-
воречивых в отношении их религиозного понимания.
Сразу признаюсь, что в статье будет предпринята попытка
показать несостоятельность, неоправданность и ненужность,
активно предпринимаемых усилий индивидуального спасения
в его религиозном плане. Хотя здесь нужно оговориться в
том, что спасение понимаемое, как органически гармоничное
развитие личности в её интеллектуальном, духовном и
этическом развитии, не только заменяет, но и превосходит
его любые религиозные определения. И тем более, если эти
определения завязаны на весьма ограниченных понятиях
воцерковления.
Безусловно, сама идея спасения исторична и религиозна.
Своими корнями она уходит в эпоху Неолита, зарождения
тотемных верований и язычества. По своей сути развивась
разнонаправленно, психически неустойчиво и нередко про-
тиворечиво, она всё же приходит к монолитному понятию в
устремлении к благу. Особенно закрепляясь в этом движении
при развитии монотеизма основных религиозных конфессий.
Однако вся основа и сила устремлённости этого понятия,
выстраивается в индивидуально - меркантильную, личностно-
выгодную приобретённость блага для себя, пусть даже и в
ином мире. Другими словами это определяет сугубо эгоисти-
ческую позицию человека в обществе, выстраивая его отно-
шения к нему и взаимосвязь с ним, явно в специфичной
форме религиозных правил.
Такая позиция ориентирует активность человека не на
общественно - социальные проблемы общества, но в первую
очередь на самого себя, на дело своего личного спасения.
Эта непрерывность и постоянство позиции не может быть
оправдана никакими отдельными акциями общей молитвы
или крестными ходами по каким-либо событиям, уже пото-
му, что жизнь несравнима с эпизодами. А вклад духовной
силы или культурного наполнения со стороны церкви, на
состояние общества, по крайней мере, в наше время, ограни-
ченно однобок и почти незаметен.
Если же учитывать конфессионально - догматические несогла-
сия религиозного мышления, то нередко устремлённость к
спасению приводит к фанатизму и террору. Единственным
исключением иной концепции спасения является её понима-
ние в иудаизме, как один из вариантов общенародного наци-
онального спасения.
Надо сказать, что из всех существующих религий, теме
спасения, наибольшее внимание уделяется в христианстве;
и с его развитием, прежде всего, связана искупительная жерт-
ва Христа. В религиозном мышлении, эта связь объясняется
тем, что через Искупление возрождённая любовь людей к
Богу, создала желание устремлённости к Нему, а это и есть
желание к спасению. Собственно чему и учит Евангелие.
Однако если эту связь подвергнуть логическому анализу, то
его результат эту связь не подтверждает, и вот почему.
Искупление, как показывает факт истории, не есть подарен-
ное и гарантированное спасение, для людей, в неуязвимости
от проявления в их свободе волевого устремления во зло.
_______________________________________
Искупление. в онтологическом осмыслении, является предвеч-
но жертвенным состоянием воли Бога. Определяясь, как
цель возрождения, утраченной в ветхозаветные времена,
любви людей к Творцу. Однако Искупление Христа, имея
в себе цель спасения через жертву, смогло вызвать в людях
лишь сострадание, но далеко не любовь и далеко не у всех.
Не говоря уже о желании к спасению, путём психического
и духовного подражания в сораспятии. Ближайшим. приме-
ром является реакция на распятие апостола Фомы, а об
ответности к этому в народе и до сего дня сказать нечего.
Недаром, что нательный крест, сделали ювелирным украше-
нием и не редко атрибутом в шоу бизнесе. И по этому по-
воду нигде не возмущаются в оскорблении религиозных
чувств.
Более того, опираясь на евангельское повествование невоз-
можно прийти к выводу о любви апостолов к Христу, если
они разбежались и попрятались, кто куда мог, после Его
ареста и распятия. Разве могла бы любовь позволить совер-
шить это предательское бегство? Осмелели они лишь тогда,
когда увидели чудо Воскресшего, но это тоже была не
любовь, а возрождение веры.
Отсюда Искупление скорее явилось не спасением, а опреде-
лённым трагическим уроком, давшим духовный импульс к
осмыслению в сознании людей необходимости отдаления от
греха и сближению с Богом; но в религиозном понимании
категорично определяется, как любовь к Богу и по своей
сущности воспринимается сакральным спасением.
Вместе с тем, любовь , как таинство свободы не может
исходить из обязательности или принуждения, каким бы то
ни было способом. Поэтому жертва Христа, у подавляюще-
го большинства людей, определилась, состраданием, но не
желанием самопожертвования. И грех до сих пор остаётся
на своём месте.
Правды ради нельзя забывать о мучениках во Христе, но
большинство из них не были добровольными, а репрессиро-
ванными в разных ситуациях. По этому поводу можно ска-
зать, что давно известно, как устроена психика человека и
что свою жизнь он может отдать по множеству причин.
Тем более если на что-либо ориентирован. Например, жизнь
отдавали большевики за идею коммунизма и власть народа,
а перед этим многие проходили через сибирскую каторгу.
И чем они не мученики? Но ни один историк никогда не
говорил, что страдали они по любви за своего вождя.
И всё же за многие тысячелетия, пусть даже с религиозным
окрасом и социально - политическими процессами, но обще-
человеческая мысль пришла к выводу, что созданный мир
несовершенен, что он требует изменения и не только в
геофизическом переустройстве, но и в перезагрузке челове-
ческих отношени. Такой результат определений вполне выс-
траивает общечеловеческое понимание глобальной необходи-
мости спасения. Здесь с сарказмом можно добавить лишь то,
что остаётся очень мало, – остаётся, чтобы этого захотели
все. Вот в этом месте и можно порассуждать.
______________________________________
Прежде всего, нужно задаться вопросом, а так ли это? Дей-
ствительно ли мир сотворённый Богом неидеален, несовер-
шенен? Действительно ли он требует реформации и переус-
тройства, нуждается в спасении?
Ответ очень прост и краток. Если принять позицию несо-
вершенства мира, значит признать несовершенство Самого
Творца. Но это, не укладывается ни в какие понятийные
рамки, как религиозного мировоззрения, так и позитивной
философии.
Да действительно, в глобальном масштабе устройства чело-
веческой общности, существует достаточно много проблем.
Но эти проблемы появились не по причине сотворённого
Богом мира и таким, как Он его сотворил. а по причине
несовершенства отношений людей, что в определённой сте-
пени стало влиять и на геофизическое состояние планеты.
При таком развитии истории, безусловно, необходимо кар-
динальное переосмысление и переустройство большинства
базовых принципов отношений. Хотя в упрёк религиозной
концепции, в прописанной истории человечества, можно
вспомнить и трагический исход этой истории.
Но как говорят: – «Делай хорошо, плохо само получится».
Однако вся реформация, о которой идёт речь, не имеет ни-
какого отношения к религиозному понятию спасения души.
Понятие личного спасения, несопоставимо и никак не свя-
занно ни с геофизическими проблемами планеты, ни с сос-
тоянием общественного устройства уже потому, что истин-
ный христианин по учению церкви к спасению, должен
устремляться в любой ситуации, как можно более оставляя
привязанность к этому миру. Но если он будет не привязан
к миру то, как сможет переживать за его проблемы?
________________________________________
И так в конце проведённого анализа, что мы имеем на
поверку?
Мы имеем то, что понятие спасения в его религиозном
представлении, не согласуется с устремлением христиан к
Богу в реальной жизни, а значит и не соответствует любви
к Нему, по причине ещё неисчезнувшего устремления ко
греху. Отсюда есть люди, которые не верят и не любят
Бога, но могут быть нравственно чистыми, а есть те, кото-
рые и верят и любят, но не грешить не могут.
Религиозное толкование акта Искупления неоправданно тем,
что соединяет состоявшуюся жертву Божественной любви с
несостоявшимся результатом этой жертвы. То есть в логике
жертвы, идейно, действительно есть правда любви, и блага,
но эта правда, так и осталась идеей.
Вместе с тем, нельзя считать это ошибкой Бога так, как мы
незнаем весь смысл и полноту времён.
Во-вторых, у нас нет сущностного раскрытия о том, что
есть в себе Божественная Любовь, и какова логика Его
Блага. Все библейские, как ветхозаветные, так и новозавет-
ные примеры проявления любви Бога, по своей сути декла-
рированы и очеловечены; ПОЭТОМУ БОЛЬШИНСТВО РЕ-
ЛИГИЙ ПОСТРОЕНО ЛЮДЬМИ НА ОСНОВЕ ПРЕДСТАВ-
ЛЕНИЙ О ТВОРЦЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К САМИМ СЕБЕ,
к своим чувствам, переживаниям желаниям и понятиям.
На каком основании можно уравнять абсолютное и бесконеч-
ное Божество с человеком, чтобы на этом выстраивать и
Его образ и Его действия, остаётся спекулятивно туманным
и не вбирает в себя никакая логика. Не нужно опровергать
библейский канон сотворения человека по образу и подобию,
но не слишком ли самоуверенно понимать это как фотогра-
фичную копию по образу и сущностную копию по подобию.
Не исключено, что весь этот, релятивизм Божественного
мышления, имеющий к нашей реальности прямое отношение,
не только нами не может быть понят, но и не должен быть
понимаем.
Из всего следует, что человеческое понятие о спасении как
о благе, это именно человеческое понятие, а каково оно у
Бога мы не знаем, и знать не можем.
Так не лучше ли вместо религиозного спасения следовать
разумному совершенству своего развитии в гармоничном
отношении к тому что нам дано Творцом. При этом не
исключено, что сакральное спасение каждого из нас. сущно-
стно вставлено в задуманный Им, процесс развития вселен-
ской истории, независимо от индивидуальных усилий чело-
века и какой либо информации об этом.
Не без основания святые отцы говорят: – «Заработать Цар-
ство Небесное не возможно, это есть великий дар Божий».
________________________________
2021 год.
Свидетельство о публикации №221110601779
разумному совершенству своего развитии в гармоничном
отношении к тому что нам дано Творцом//
А разве процесс религиозного спасения это не разумное совершенствование нашего отношения к тому, что нам дано Творцом?
Возможно я ошибаюсь, но мне кажется, что по сути всё учение Христа сосредочено в двух заповедях, сущность которых заключается как раз в возрождении гармонии с Творцом и с творением.
Александр Недавний 09.01.2022 19:53 Заявить о нарушении
выдаёт за учение Христа, и где помимо достойных мыслей существует
гигантское количество несвязной и несогласованной чепухи, то у меня
сложилось стойкое убеждение в пустоте понятия спасения. На мой взгляд
спасение - это эгоцентричное понятие. Оно не может быть целью жизни
или тогда нужно воспринимать её, как непрестанное уродство и муки.
Жизнь прекрасна хотя в ней есть и свет и тень. Сам Христос любил
жизнь, именно как человек, на кресте Он произнёс:("...Да минует меня чаша сия...") и ничто человеческое Ему было не чуждо. Слово спасение
мне претит, отсюда моему сознанию ближе понятие устремления к совер- шенству и гармонии. Я уверен, что Вы не ошибаетесь понимая учение
Христа так. как о нём говорите, но Ваши слова это работа Вашей души,
а не то, что вам пихают из вне.
Владимир Рощин.
Владимир Рощин 10.01.2022 02:52 Заявить о нарушении