О спасении или любовь и самопринуждение

                О  спасении
                или
            (любовь  и  самопринуждение)
    ____________________________________________


Зачем  Богу  спасённые  души?  С  определённой  позиции  этот
вопрос   странный   и   даже   не  имеющий  в  себе  смысла.  Но
это  с  определённой   и  скорее   всего  с  религиозно - ортодок-
сальной.  И  всё  же  он  упрямо  возникает,  в  сознании  многих 
людей,  далеко  не  без  основания.   
В  диалектическом  подходе  к  теме  спасения, вопросов  сущес-
твует  достаточно  много   и   довольно   острых,  притом  проти- 
воречивых  в  отношении  их  религиозного  понимания. 
Сразу  признаюсь,  что   в   статье  будет  предпринята  попытка   
показать   несостоятельность,  неоправданность   и  ненужность, 
активно  предпринимаемых усилий  индивидуального   спасения   
в  его   религиозном   плане.   Хотя  здесь  нужно  оговориться  в 
том, что  спасение  понимаемое,  как  органически  гармоничное 
развитие    личности    в    её   интеллектуальном,   духовном    и 
этическом  развитии,   не  только   заменяет,  но   и  превосходит   
его  любые  религиозные  определения.  И  тем  более,  если  эти 
определения   завязаны    на   весьма    ограниченных    понятиях 
воцерковления.
Безусловно,   сама   идея    спасения    исторична   и   религиозна.
Своими   корнями   она   уходит   в  эпоху  Неолита,  зарождения 
тотемных   верований   и   язычества.   По  своей  сути  развивась
разнонаправленно,  психически   неустойчиво   и   нередко   про-
тиворечиво,  она  всё  же  приходит  к  монолитному  понятию  в
устремлении  к  благу.  Особенно  закрепляясь  в этом  движении
при  развитии  монотеизма  основных  религиозных  конфессий.
Однако   вся   основа   и   сила   устремлённости   этого   понятия, 
выстраивается  в   индивидуально - меркантильную,   личностно-
выгодную   приобретённость   блага   для  себя,  пусть  даже  и  в
ином  мире.  Другими  словами  это  определяет  сугубо  эгоисти-
ческую   позицию   человека  в  обществе,  выстраивая  его  отно-
шения   к   нему   и   взаимосвязь  с  ним,   явно  в  специфичной
форме  религиозных  правил. 
Такая    позиция    ориентирует    активность    человека    не   на 
общественно - социальные  проблемы   общества,  но  в  первую 
очередь   на   самого   себя,  на   дело   своего  личного  спасения.
Эта  непрерывность   и   постоянство   позиции   не  может  быть
оправдана   никакими   отдельными   акциями   общей   молитвы 
или   крестными   ходами  по  каким-либо  событиям,  уже  пото-
му,  что   жизнь   несравнима   с  эпизодами.   А  вклад  духовной
силы   или   культурного   наполнения   со   стороны   церкви,  на 
состояние  общества,  по  крайней  мере,  в  наше  время,  ограни-
ченно  однобок  и  почти  незаметен.
Если  же  учитывать  конфессионально - догматические  несогла-
сия   религиозного   мышления,  то   нередко   устремлённость  к 
спасению   приводит   к   фанатизму   и   террору.  Единственным
исключением   иной   концепции  спасения  является  её  понима-
ние  в  иудаизме,  как  один  из  вариантов  общенародного  наци-
онального  спасения.
Надо   сказать,   что   из   всех    существующих    религий,   теме
спасения,   наибольшее    внимание   уделяется   в   христианстве;
и  с  его  развитием, прежде  всего, связана  искупительная  жерт-
ва   Христа.  В  религиозном  мышлении,  эта  связь  объясняется
тем,   что   через   Искупление   возрождённая   любовь  людей  к 
Богу,  создала   желание  устремлённости  к  Нему,  а  это  и  есть 
желание  к  спасению.  Собственно  чему  и  учит  Евангелие.
Однако  если  эту  связь  подвергнуть  логическому  анализу,  то
его  результат  эту  связь  не  подтверждает,  и  вот  почему.
Искупление,  как   показывает  факт   истории,  не  есть  подарен-
ное  и  гарантированное   спасение,  для  людей,  в  неуязвимости
от  проявления  в  их  свободе  волевого  устремления  во  зло.
_______________________________________

Искупление. в  онтологическом  осмыслении, является  предвеч-
но   жертвенным   состоянием    воли   Бога.    Определяясь,   как
цель    возрождения,    утраченной   в    ветхозаветные    времена, 
любви   людей   к  Творцу.   Однако  Искупление  Христа,   имея 
в  себе  цель  спасения  через  жертву,  смогло  вызвать  в  людях
лишь  сострадание,  но  далеко  не  любовь  и  далеко  не  у  всех.

Не  говоря   уже  о  желании  к  спасению,  путём   психического       
и  духовного   подражания   в  сораспятии.  Ближайшим.  приме-
ром   является   реакция   на   распятие   апостола   Фомы,   а   об 
ответности  к  этому  в  народе  и  до   сего   дня   сказать  нечего.
Недаром,  что   нательный  крест,  сделали  ювелирным  украше-
нием   и  не  редко  атрибутом  в  шоу  бизнесе.  И  по  этому  по- 
воду   нигде   не    возмущаются   в   оскорблении    религиозных
чувств.
Более  того,  опираясь   на   евангельское   повествование   невоз-
можно  прийти  к  выводу  о  любви  апостолов  к   Христу,  если
они   разбежались   и   попрятались,   кто   куда   мог,  после  Его
ареста  и  распятия.  Разве   могла   бы  любовь  позволить  совер-
шить  это  предательское  бегство?   Осмелели   они  лишь  тогда,
когда    увидели    чудо   Воскресшего,   но  это  тоже  была   не 
любовь,  а  возрождение  веры.
Отсюда  Искупление  скорее  явилось  не  спасением,  а  опреде- 
лённым  трагическим  уроком,  давшим   духовный   импульс   к   
осмыслению  в  сознании  людей  необходимости  отдаления  от 
греха   и  сближению  с   Богом;   но  в  религиозном  понимании 
категорично  определяется,  как   любовь   к   Богу   и   по  своей   
сущности   воспринимается  сакральным  спасением.
Вместе   с   тем,   любовь ,   как   таинство   свободы   не   может 
исходить  из   обязательности  или  принуждения,  каким  бы  то
ни  было   способом.   Поэтому  жертва  Христа,  у  подавляюще-
го   большинства   людей,   определилась,   состраданием,  но  не 
желанием   самопожертвования.   И  грех  до  сих   пор   остаётся
на  своём  месте. 
Правды   ради   нельзя   забывать   о   мучениках   во  Христе,  но 
большинство   из  них   не  были  добровольными,  а  репрессиро- 
ванными  в  разных   ситуациях.   По  этому  поводу   можно  ска- 
зать,   что   давно   известно,  как  устроена  психика  человека  и 
что   свою   жизнь   он    может   отдать   по   множеству   причин.
Тем  более  если  на  что-либо  ориентирован.   Например,  жизнь
отдавали   большевики  за  идею   коммунизма  и  власть  народа,
а   перед  этим   многие   проходили   через   сибирскую   каторгу.
И  чем  они  не  мученики?   Но   ни   один   историк   никогда  не 
говорил,  что  страдали  они  по  любви  за  своего  вождя.
И  всё  же  за  многие  тысячелетия,  пусть  даже  с  религиозным 
окрасом  и  социально - политическими   процессами,  но  обще-
человеческая   мысль  пришла  к   выводу,  что   созданный  мир
несовершенен,  что   он    требует   изменения   и   не   только   в 
геофизическом   переустройстве,  но  и  в   перезагрузке  челове-
ческих  отношени.  Такой   результат  определений  вполне  выс-
траивает  общечеловеческое   понимание  глобальной  необходи-
мости  спасения. Здесь  с  сарказмом  можно  добавить  лишь  то,
что   остаётся   очень   мало, – остаётся,  чтобы   этого   захотели
все.  Вот  в  этом  месте  и  можно  порассуждать.
______________________________________       

Прежде  всего,  нужно  задаться  вопросом,  а так  ли  это?  Дей-
ствительно  ли  мир   сотворённый   Богом   неидеален,  несовер-
шенен?  Действительно  ли  он  требует  реформации  и  переус-
тройства,  нуждается  в  спасении?
Ответ  очень   прост   и   краток.   Если  принять  позицию  несо-
вершенства   мира,  значит   признать   несовершенство  Самого 
Творца.    Но  это,  не   укладывается   ни   в  какие   понятийные 
рамки,   как   религиозного   мировоззрения,  так   и  позитивной   
философии.
Да  действительно,  в  глобальном   масштабе  устройства  чело-
веческой   общности,  существует  достаточно   много  проблем.
Но  эти   проблемы   появились   не   по   причине  сотворённого 
Богом   мира   и   таким,   как   Он   его  сотворил. а  по  причине 

несовершенства  отношений  людей,  что   в   определённой  сте-   
пени  стало  влиять  и  на  геофизическое  состояние  планеты. 
При  таком   развитии   истории,  безусловно,   необходимо  кар-
динальное   переосмысление   и   переустройство   большинства
базовых  принципов  отношений.   Хотя   в  упрёк   религиозной 
концепции,   в   прописанной    истории    человечества,   можно 
вспомнить  и  трагический  исход  этой  истории. 
Но  как  говорят: – «Делай  хорошо,  плохо  само  получится».
Однако  вся   реформация,  о  которой  идёт  речь,  не  имеет  ни-
какого   отношения  к  религиозному   понятию  спасения  души. 
Понятие   личного    спасения,  несопоставимо  и   никак  не  свя-
занно  ни  с  геофизическими   проблемами   планеты,  ни  с  сос- 
тоянием   общественного   устройства   уже   потому,  что  истин-
ный    христианин   по   учению    церкви   к   спасению,  должен
  устремляться  в  любой   ситуации,  как   можно  более  оставляя 
привязанность  к  этому  миру.  Но  если  он  будет  не  привязан
к  миру  то,  как  сможет  переживать  за  его  проблемы?
________________________________________

И  так   в   конце   проведённого   анализа,   что   мы   имеем   на 
поверку?
Мы   имеем   то,   что   понятие   спасения   в   его   религиозном 
представлении,  не   согласуется  с   устремлением   христиан   к 
Богу  в  реальной   жизни,  а  значит  и  не  соответствует  любви 
к   Нему,  по   причине   ещё   неисчезнувшего   устремления   ко 
греху.   Отсюда   есть  люди,   которые   не   верят   и   не   любят   
Бога,   но  могут  быть   нравственно  чистыми,  а  есть  те,  кото-
рые  и  верят  и  любят,  но  не  грешить  не  могут.
Религиозное   толкование  акта  Искупления  неоправданно  тем,
что  соединяет  состоявшуюся   жертву  Божественной  любви  с
несостоявшимся  результатом  этой  жертвы.   То  есть  в  логике
жертвы,   идейно,  действительно  есть  правда   любви,  и  блага, 
но  эта  правда,  так  и  осталась  идеей.
Вместе  с  тем,  нельзя  считать  это  ошибкой  Бога  так,  как  мы
незнаем  весь  смысл  и  полноту  времён.          
Во-вторых,   у   нас   нет   сущностного   раскрытия   о   том,  что 
есть   в   себе    Божественная   Любовь,   и   какова   логика   Его 
Блага.   Все   библейские,  как   ветхозаветные,  так  и  новозавет-
ные   примеры   проявления  любви  Бога,  по  своей  сути  декла-
рированы   и   очеловечены;  ПОЭТОМУ   БОЛЬШИНСТВО  РЕ-
ЛИГИЙ  ПОСТРОЕНО  ЛЮДЬМИ  НА  ОСНОВЕ   ПРЕДСТАВ-
ЛЕНИЙ  О  ТВОРЦЕ   ПРИМЕНИТЕЛЬНО  К  САМИМ  СЕБЕ,
к  своим  чувствам,  переживаниям  желаниям  и  понятиям.
На каком  основании  можно  уравнять  абсолютное  и  бесконеч-
ное  Божество   с   человеком,   чтобы   на   этом   выстраивать  и   
Его   образ  и  Его  действия,  остаётся   спекулятивно  туманным
и  не  вбирает  в  себя  никакая  логика.   Не  нужно   опровергать
библейский  канон  сотворения  человека  по образу  и  подобию,
но   не  слишком  ли   самоуверенно  понимать  это  как  фотогра-
фичную  копию  по  образу  и  сущностную  копию  по  подобию.   
Не   исключено,   что    весь   этот,    релятивизм    Божественного 
мышления,  имеющий  к  нашей  реальности  прямое  отношение,
не  только  нами  не может  быть  понят,  но  и  не  должен  быть
понимаем.
Из  всего  следует,  что   человеческое  понятие  о  спасении  как 
о  благе,  это   именно   человеческое   понятие,  а  каково  оно  у
Бога  мы  не  знаем,  и  знать  не  можем.
Так   не  лучше   ли   вместо  религиозного   спасения  следовать 
разумному   совершенству   своего    развитии   в   гармоничном
отношении   к   тому   что   нам   дано   Творцом.   При   этом  не 
исключено,  что  сакральное  спасение  каждого  из  нас.  сущно-
стно  вставлено   в   задуманный  Им,  процесс  развития  вселен-
ской  истории,  независимо  от   индивидуальных  усилий   чело-
века  и  какой  либо  информации  об  этом.
Не  без   основания   святые   отцы   говорят: –  «Заработать  Цар-
ство  Небесное  не  возможно,  это  есть  великий  дар  Божий».
                ________________________________

                2021 год. 
 
   
      


Рецензии
//Так не лучше ли вместо религиозного спасения следовать
разумному совершенству своего развитии в гармоничном
отношении к тому что нам дано Творцом//

А разве процесс религиозного спасения это не разумное совершенствование нашего отношения к тому, что нам дано Творцом?

Возможно я ошибаюсь, но мне кажется, что по сути всё учение Христа сосредочено в двух заповедях, сущность которых заключается как раз в возрождении гармонии с Творцом и с творением.

Александр Недавний   09.01.2022 19:53     Заявить о нарушении
Александр. На сколько я осведомлён в учении св. отцов, которое церковь
выдаёт за учение Христа, и где помимо достойных мыслей существует
гигантское количество несвязной и несогласованной чепухи, то у меня
сложилось стойкое убеждение в пустоте понятия спасения. На мой взгляд
спасение - это эгоцентричное понятие. Оно не может быть целью жизни
или тогда нужно воспринимать её, как непрестанное уродство и муки.
Жизнь прекрасна хотя в ней есть и свет и тень. Сам Христос любил
жизнь, именно как человек, на кресте Он произнёс:("...Да минует меня чаша сия...") и ничто человеческое Ему было не чуждо. Слово спасение
мне претит, отсюда моему сознанию ближе понятие устремления к совер- шенству и гармонии. Я уверен, что Вы не ошибаетесь понимая учение
Христа так. как о нём говорите, но Ваши слова это работа Вашей души,
а не то, что вам пихают из вне.
Владимир Рощин.

Владимир Рощин   10.01.2022 02:52   Заявить о нарушении