Чернее ночи, острее стали. Обсидиан

В устье каньона в Абидосе был, по учению жрецов, вход в мир иной. У его порога был основан некрополь вождей додинастической эпохи и царей первых династий единого уже Египта. В абидосских гробницах археолог Питри сделал первые свои находки орудий и реликвий из драгоценного в древности обсидиана. В этом камне с палеолита видели сокровище люди на всех континентах, а в ряде сфер он до сих пор не утратил важности. Он представляет собой разновидность вулканического стекла, образовавшегося при быстром охлаждении лавы. У него раковистый излом, и его легко можно расколоть на обломки с весьма острым краем. Он блестит – глянцево, или как капля смолы, или как отрез шёлка.

В основном он жгуче-чёрен и схож с траурным гагатом. Но он ещё может быть и цвета крепкого арабского кофе, опаловым, с золотистой искрой, пунцово- или сургучно-коричневым, зелёным («монтанский жад»), серебристо-чёрным (пейзажным), серебристо-серым с перламутровым отливом, полосатым, как агат или спил ценного дерева, тёмно-фиолетовым, сквозистым синевато-серым («рысий сапфир»), аквамариновым, со «снежинками», даже радужным («полуночное кружево», «павлиний хвост»). В Египте знали лишь чёрный – «миниу-кем». Греки обозначали стекловидный камень словом «липайрос», а римляне – «ляпис-обсидиан». О происхождении римского термина бытует сразу несколько версий.

По одной из них, он восходит к греческому слову «обсис» («видение»), и оно было взято за основу из-за того, что из эфиопского обсидиана делали зеркала. По другой, всё дело в эфиопском племени обсиус (по-латыни «опсианус»). С лёгкой руки Плиния ещё и разошлась байка о некоем римлянине по имени Обсиус, который привёз на родину обсидиан из Эфиопии (в чём не было острой нужды – он ведь есть на Липарских островах). В Египте же не было своих залежей вулканического стекла, и одно время думали, что он получал его как редкую диковину аж из Армении. Но позже было доказано, что в большинстве случаев он поступал из Абиссинии благодаря каботажной торговле на побережье Красного моря. В противном случае он бы был дороже божественного лазурита из Афганистана.

Но даже и такой, ближний импорт был, само собой, доступен лишь элите. В обсидиане, этом «чёрном алмазе» древности, люди нашли редкое сочетание эстетики и практической пользы. В каменном веке из него в первую очередь вытачивали орудия и оружие (к примеру, наконечники стрел и копий). В той же Мексике, как это известно, подобная практика продолжалась до XVI века и там не в шутку боготворили обсидиан, но в странах Старого света победила металлургия. Тем не менее, в наше время для проведения сверхточных хирургических операций идеальным инструментом считается скальпель из обсидиана. В руках ювелира обсидиан в полной мере раскрывает свою «готическую» прелесть, но едва ли древние египтяне видели в нём «траурное» украшение, как современники и последователи викторианской культуры.

В том, что изрядная доля древних египетских изделий из обсидиана обнаружена в гробницах, виноваты лишь горькие обстоятельства хода истории. В нём не видели «эмблему печали», скорее уж наоборот. В Египте чёрный цвет ассоциировался с возрождением – ведь живая земля нильской долины черна! В чёрной бездне Дуата мерцают неугасимые звёзды, и при схождении в него умерший движется к обретению вечности. Из обсидиана охотно делали бусы, скарабеев, культовую утварь (например, нож «песеш-кеф» для ритуала «отверзания уст», похожий на язык змеи или рыбий хвост), амулеты (к примеру, двуперстие, которым обычно «открещивались» при виде угрозы), вазы и флаконы для глазной туши и духов, мелкие изваяния, а также инкрустации для изваяний больших или для гробов и погребальных масок (зрачки глаз, детали парика и т.д.).

В додинастическую эпоху уборы и другие изделия из обсидиана ещё грубоваты, но образцы эпохи Среднего царства – это эталон стиля и утончённого вкуса. Удивительно просты, но вместе с тем изысканны низы обсидиановых бус в золотой и серебряной оправах из погребений судьи Ренисенеба и наместника Хапианхтифи. А изящные вазы царевны Сатхатхориунет можно было бы в наше время преподнести в дар любой даме – их древний дизайн, без всякой лишней вычурности, просто совершенен. Он вне времени. Даже ваза-шар фараона Айа, не опоясанная, как сосуды царевны, золотыми ободками, а лишь клеймёная вязью белых иероглифов идеальна в своей утончённой строгости. Но, правда, край сферы отколот, и быть, может, на нём когда-то и была узкая золотая кайма.

Тонкие изваяния голов фараонов XII династии из обсидиана – это шедевры мелкой пластики. И цвет траура к лицу этим владыкам с печатью скорби на точёных чертах. Голова Аменемхета III ныне в частной коллекции, а голова Сенусерта III в 1922 г. «перекочевала» из собрания МакГрегора в музей Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне. А вот миниатюрный сфинкс в Британском музее (EA65506) сделан грубовато. По его плоскому, без тени знакомой меланхолии лицу даже трудно судить, чей это портрет. Было решено, что это Аменемхет III. Изваяния из обсидиана, сделанные в Египте, известны не только по находкам археологов, но и по античным источникам. Так, Плиний писал, что император Тиберий вернул Гелиополю обсидиановую статую, присвоенную одним из римских префектов.

Он же упоминает обсидиановый бюст императора Августа, а также то, что этот император преподнёс в дар храму богини Согласия четырёх слонов из обсидиана. Нам остаётся надеяться на то, что Плиний не путает обсидиан с каким-либо другим чёрным камнем. И какой в случае Рима был использован обсидиан – вывезенный через Египет эфиопский или с Липарских островов, тоже не вполне ясно. Но для монументальной скульптуры этот хрупкий камень всё равно не годился. И упомянутые статуи вряд ли были крупными. Или же они были лишь облицованы обсидианом. Так называемая маска из обсидиана в музее Каира (JE 38248/CG 42101) - часть декора большой статуи. А в Бостоне есть ухо, отколотое от такой же маски (BMFA 04.1941).

Даже в регионах, богатых обсидианом, его не транжирили, потому что он был источником баснословной торговой прибыли. Но этот источник во всех смыслах не был неисчерпаемым. Ещё не иссякли копи обсидиана, как он лишился былой своей исключительности.

На снимках: обсидиановая голова фараона XII династии Сенусерта III (выс. - 12 см.) в музее Галуста Гюльбенкяна (Лиссабон, инв. № 138); ожерелье из обсидиановых бус, оправленных в золото из гробницы XII - XIII династий, где был похоронен судья Ренисенеб (музей искусств Метрополитен в США, инв. № 26.7.1349).

Источники:

Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Изд-во иностранной литературы, Москва, 1958 г. Пер. с англ. Б.Н. Савченко. Общая редакция и вступительная статья проф. В.И. Авдиева /Ancient Egyptian materials and industries by A. Lucas. London, 1948 (third edition, revised/третье издание)

Харрел Дж.А. Статья «Самоцветы» в журнале «Энциклопедия Египтологии» Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Гл. редактор – голландский и американский археолог и египтолог Виллек Вендрих/Harrell, James A., 2012, Gemstones. In Willeke Wendrich (ed.), UCLA Encyclopedia of Egyptology, Los Angeles. Editor-in-Chief - Willeke Wendrich. Publication Date 2012-11-10. https://escholarship.org/uc/item/57f2d2sk

Саммерс Ян. Обсидиан в Древнем Египте/Dr. Jan Summers (Duffy), The College of Idaho (2021). Obsidian in Ancient Egypt- General Academic Letters. Academia Letters, Article 151. https://doi.org/10.20935/AL151

Лаковара П. Элемент комбинированной статуи Музея изящных искусств Бостона. Lacovara Peter. A Composite-Statue Element in the Museum of Fine Arts, Boston. January 1996. Revue d';gyptologie 47. DOI:10.2143/RE.47.0.2003715.

Буканов В.В. Цветные камни. Энциклопедия. Санкт-Петербург, "Гранит", 2008.

Шуман В. Мир камня. В двух томах. Том 2. Драгоценные и поделочные камни. Перевод с немецкого Т.Б. Здорик, Л.Г. Фельдмана под редакцией Е.Я. Киевленко. Послесловие С.Ф. Ахметова. Москва: Издательство «Мир». Редакция научно-популярной и научно-фантастической литературы, 1986

Уилкинсон Р. «Символ и магия в египетском искусстве»/Symbol and Magic In Egyptian Art Wilkinson, Richard H by Wilkinson, Richard H. New York, N.Y. : Thames and Hudson, 1994


Рецензии